УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Денисова М.А. 73RS0001-01-2024-000564-52
Дело
№ 33-4553/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные
жалобы Аюпова Ряиса Абузяровича и Министерства социального развития Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 апреля 2023
года по гражданскому делу № 2-1182/2024, по которому постановлено:
исковые требования Аюпова
Ряиса Абузяровича – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства
социального развития Ульяновской области в пользу Аюпова Ряиса Абузяровича, ***
года рождения (паспорт серия ***), компенсацию морального вреда в размере
20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000
руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований, а также
в иске к областному государственному казенному учреждению социальной защиты
населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному
казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр
социальных выплат» Аюпову Ряису Абузяровичу отказать.
Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения
представителя истца Аюпова Р.А. – Сауровой Л.Р. и представителя ответчика
Министерства социального развития Ульяновской области Наумовой В.И.,
поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Аюпов Р.А. обратился в суд с иском к Министерству
социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному
учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому
областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения
«Единый областной центр социальных выплат», областному государственному
бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального
обслуживания «Гармония» в р.п. Павловка» (далее – ОГКУ СЗН Ульяновской области, УОГКУ СЗН «Единый
областной центр социальных выплат», ОГБУСО «Комплексный центр социального
обслуживания «Гармония» в р.п.Павловка») о возложении обязанности назначить и выплатить
единовременную выплату, предоставляемую в качестве адресной материальной
помощи, заключить договор долговременного ухода, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что на период с 15.05.2023 до
15.05.2025 Аюпову Р.А. установлена *** группа инвалидности. На основании
ИПРА истцом оформлен электронный сертификат, по которому он ежемесячно покупает
*** за счет выделенных денежных средств с доплатой. В итоге за период с июня по
ноябрь 2023 года за счет собственных средств было доплачено за подгузники 2528
руб. 1 коп.
Истец с 10.05.2023 поставлен на учет в ГУЗ «О***» и направлен
в *** для определения дальнейшей тактики лечения. На основании заключения
врача-*** истцу назначены *** курсов *** в ГУЗ ***, на которые он вынужден
приезжать из р.п.*** в г.*** за счет собственных денежных средств. После
ухудшения состояния здоровья в результате проведенных курсов *** истец был
повторно направлен на консультацию 06.10.2023 в ***. Расходы на его проезд и
проезд сопровождающего до места обследования в г. *** и обратно составляют
41 234 руб. Стоимость проезда для прохождения курсов *** в ГУЗ *** на
собственном транспортном средстве в период с 30.10.2023 по 28.01.2024 составила
12 630 руб.
Согласно индивидуальной программе предоставления социальных
услуг от 11.10.2023 №*** Аюпов Р.А. нуждается в долговременном уходе, поставлен
в очередь нуждающихся в уходе. Однако до настоящего времени программа
долговременного ухода не реализована, Аюпова Н.Д. в качестве сиделки не
оформлена.
В квартире Аюпова Р.А. по адресу: ***, требуют замены старые
деревянные окна во всех комнатах. Стоимость работ составляет 86 151 руб.
97 коп.
Несмотря на наличие у истца трудной жизненной ситуации,
11.12.2023 ОГКУСЗН Ульяновской области отказано в оказании адресной
материальной помощи. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным.
С 2017 года Аюпов Р.А. не трудоустроен, не осуществляет
деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, проживает с супругой
Аюповой Н.Д., которая с октября 2021 года является ***, не работает и не может
трудоустроиться по причине осуществления ухода за супругом-инвалидом. Кроме
того Аюпов Р.А. является ветераном ***, также перенес *** и имеет хроническое ***.
Дополнительных источников дохода они не имеют, несут ежемесячные расходы по
оплате коммунальных услуг, оплате проезда до места лечения и обратно, на
платные медицинские услуги, расходы по оплате обучения супруги на сиделку, на
покупку дополнительных лекарственных средств и продуктов питания.
Истец считает, что действиями ответчиков ему причинены
нравственные и физические страдания, которые он оценивает в 100 000 руб.
С учетом изложенного, Аюпов Р.А. просил возложить на
Министерство социального развития Ульяновской области обязанность назначить и
выплатить единовременную денежную выплату, предоставляемую в качестве адресной
материальной помощи, проживающим или пребывающим на территории Ульяновской
области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской
Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной
ситуации, в целях преодоления такой ситуации; обязать ОГБУСО «Гармония» в р.п.
Павловка заключить договор в Аюповой Н.Д. в рамках системы долговременного
ухода за Аюповым Р.А.; взыскать с Министерства социального развития Ульяновской
области в пользу Аюпова Р.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000
руб.; взыскать с ОГКУСЗН Ульяновской области в пользу Аюпова Р.А. компенсацию
морального вреда в размере 100 000 руб.; взыскать с Министерства
социального развития Ульяновской области, ОГКУСЗН Ульяновской области в пользу
Аюпова Р.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Аюпова Н.Д.
Определением от 01.04.2024 производство по настоящему делу в
части исковых требований Аюпова Р.А. к ответчику ОГБУСО «Комплексный центр
социального обслуживания «Гармония» в р.п. Павловка» о возложении обязанности
заключить договор в рамках системы долговременного ухода с Аюповой Н.Д. прекращено в связи с отказом истца от иска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития
Ульяновской области просит отменить решение суда в части взыскания компенсации
морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, принять новое решение,
оказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование
доводов жалобы указывает, что суд ошибочно возложил на Министерство обязанность
по компенсации морального вреда, придя к выводу о том, что именно действия
(ьездействие) Министерства повлекли нарушение прав истца. Полномочия по решению
вопросов кадрового обеспечения ОГБУСО «Комплексный центр социального
обслуживания «Гармония» в р.п.Павловка» относятся к компетенции руководителя учреждения,
назначаемого Министерством. Отмечает, что Саурова Л.Р., являясь родной дочерью Аюпова
Р.А. и взяв плату за представительство его интересов в суде, усугубила трудную
жизненную ситуацию тяжело больного отца, а также нарушила его право на
бесплатную юридическую помощь, как инвалида первой I группы.
В апелляционной жалобе представитель Аюпова Р.А. – Саурова Л.Р.
просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований к
ОГКУ СЗН Ульяновской области, УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных
выплат», принять в указанной части новое решение, удовлетворив требования в
полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на обоснованность
расходов истца, их вынужденность, непредвиденность и документальную
подтвержденность. Данные расходы были направлены на спасение жизни и улучшение
состояния здоровья и явно превышают доходы истца, который оказался в трудной
жизненной и безвыходной ситуации, не может самостоятельно справиться с
возникшей проблемой. В части наличия иных объектов недвижимости у супруги истца
поясняет, что они не пригодны для проживания или не подходят для проживания
истца в связи с его заболеванием и маломобильностью, в связи с чем у истца не
имеется альтернативного места проживания. Отмечает, что требования по замене
четырех окон обоснованны и законны. Не соглашается со ссылкой суда на акт
обследования материально-бытовых условий семьи от 31.10.2023, поскольку истец с
ним не был ознакомлен и не имел возможности обжаловать его. Полагает, что судом
не было рассмотрено ходатайство истца о назначении строительно-технической
экспертизы по спорным окнам. Также отсутствуют акты обследования с участием
истца по остальному имуществу. Представленные ответчиком акты противоречат
доводам истца и приложенным фотографиям. Полагает, что суд формально подошел к
разрешению спора с учетом среднедушевого дохода семьи, не приняв во внимание
позицию вышестоящих судов по данному вопросу о необходимости индивидуального
подхода государственных органов к каждому конкретному случаю. Считает, что
обращение истца было формально рассмотрено ответчиком, не учтены независящие от
заявителя обстоятельства, которые ухудшили условия его жизнедеятельности. Судом
оставлены без внимания и соответствующей правовой оценки доводы истца о наличии
у него в связи с тяжелым онкологическим заболеванием расходов, превышающих
доход его семьи. Ссылаясь на судебную практику по аналогичным делам считает
обжалуемое решение формальным и немотивированным.
Кроме того, представитель Аюпова Р.А. – Саурова Л.Р. в возражениях
на апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области
просит оставить ее без удовлетворения.
Министерство социального развития Ульяновской области в своих
возражениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы Аюпова Р.А. отказать.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела
подтверждается, что Аюпов Р.А. является инвалидом *** группы по общему
заболеванию, инвалидность установлена на срок до 1 июня 2025 г. (т. 1, л.д. 18).
31 октября 2023 г. супруга Аюпова Р.А. – Аюпова Н.Д.
обратилась в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области
с заявлением об оказании адресной материальной помощи в связи с трудной
жизненной ситуацией в связи с проведенным лечением супруга и ремонтом и заменой
окон (т. 1, л.д. 215).
В соответствии с актом обследования материально-бытовых
условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) для оказания адресной
материальной помощи от 31 октября 2023 г. Аюпов Р.А. проживает с супругой
Аюповой Н.Д. в жилом доме по адресу: ***, жилищно-бытовые условия семьи: жилая
площадь 48,51 кв.м, форма собственности: общая собственность, качество дома:
кирпичный, в нормальном состоянии, благоустройство жилища: водопровод,
канализация, отопление, газ. На момент обследования выявлено: замене подлежит
только одно окно, остальные три окна в удовлетворительном состоянии, ремонта и
замены не требуется. Среднедушевой доход семьи составляет 19 187 руб. (т.
1, л.д. 216).
Письмом от 11 декабря 2023 г. ОГКУСЗН Ульяновской области
(Отделение по Старокулаткинскому району) уведомило Аюпову Н.Д. об отказе в
оказании адресной материальной помощи в связи с тем, что ситуация не может быть
отнесена к трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность
гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (т. 1, л.д. 60).
По сведениям ОСФР по Ульяновской области Аюпов Р.А. является
получателем страховой пенсии по инвалидности *** группы, ежемесячной денежной
выплаты по категории «инвалиды (*** группа)», ежемесячной денежной выплаты по
категории «ветераны боевых действий», получил единовременную выплату за счет
средств пенсионных накоплений в размере 5510 руб. 33 коп. К размеру страховой
пенсии по старости данному пенсионеру установлена компенсационная выплата по
уходу неработающему трудоспособному лицу в размере 1200 руб. (т. 1, л.д. 186).
Аюповой Н.Д. на праве собственности принадлежат жилое
помещение по адресу***, земельный участок и здание (жилое строение) по адресу: ***,
жилое помещение по адресу: ***, земельный участок по адресу: ***, жилое
помещение по адресу: ***, машино-место по адресу: ***, машино-место № *** (т.
2, л.д. 158-165).
За Аюповым Р.Я. зарегистрированы транспортные средства Лада
Ларгус, государственный регистрационный номер ***, 2013 года выпуска, Тойота
Камри, государственный регистрационный номер ***, 2013 года выпуска (т. 2, л.д.
94).
Аюпов Р.А. обратился с настоящим иском в суд, указывая на
несогласие с отказом в оказании ему материальной помощи как инвалиду 1 группы,
нуждающемуся в лечении и находящемуся в тяжелой жизненной ситуации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил
из того, что нарушений при рассмотрении обращения Аюпова Р.А. по вопросу
оказания адресной материальной помощи не установлено, в представленных
заявителем документах Комиссия не усмотрела наличия трудной жизненной ситуации,
которую он не в силах преодолеть самостоятельно. Учитывая, что среднедушевой
доход семьи заявителя превышает прожиточный минимум в Ульяновской области,
оснований для назначения и выплаты единовременной выплаты, предоставляемой в
качестве адресной материальной помощи не имеется.
Судебная
коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судебного акта по
доводам апелляционной жалобы истца Аюпова Р.А.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы
социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с
ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Порядок получения государственной социальной помощи
установлен Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ), в силу части 1 статьи 7 которого
предусмотрено, что право на государственную социальную помощь в виде денежных
выплат и натуральной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко
проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим
Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой
доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 8 Закона № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том
числе на основании социального контракта, назначается решением органа
социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания
малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В целях реализации положений Закона № 178-ФЗ принят Закон
Ульяновской области от 31 августа 2013 г. № 159-ЗО «Об адресной материальной
помощи».
Статьей 2 указанного Закона Ульяновской области
предусмотрено, что адресная материальная помощь оказывается в форме
предоставления единовременной денежной выплаты проживающим или пребывающим на
территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации (далее -
граждане) или одиноким гражданам, находящимся по независящим от них причинам в
трудной жизненной ситуации, - в целях преодоления такой ситуации. Для целей
настоящего Закона трудной жизненной ситуацией признается ситуация, объективно
нарушающая жизнедеятельность семьи или одинокого гражданина (инвалидность
граждан, являющихся членами семьи, или одинокого гражданина, неспособность их к
самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или заболеванием,
малообеспеченность, безработица и подобные обстоятельства, перечень которых
определяется нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области,
указанным в части 2 настоящей статьи), которую они не могут преодолеть
самостоятельно.
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке назначения и
осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве
адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории
Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам
Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной
жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации, утвержденному
Постановлением Правительства Ульяновской области от 24 марта 2016 г. № 119-П
(далее - Положение), причинами возникновения трудной жизненной ситуации
признаются обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность семьи или
одинокого гражданина:
инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с
преклонным возрастом, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность,
безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, смерть члена семьи или
близкого лица, при этом под близким лицом понимается иное, за исключением
близкого родственника и родственника, лицо, состоящее в свойстве с гражданином,
а также лицо, жизнь, здоровье и благополучие которого дороги гражданину в силу
сложившихся личных отношений;
необходимость оплаты дорогостоящего лечения, лекарственных
препаратов и медицинских изделий (в случае если медицинские услуги,
лекарственные препараты и медицинские изделия не предоставляются или не могут
быть предоставлены без взимания платы в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,
а также в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства);
утрата или повреждение жилого помещения, находящегося на
территории Ульяновской области, в результате пожара или иной чрезвычайной
ситуации природного или техногенного характера, которое являлось или является
единственным имеющимся жилым помещением;
несоответствие жилого помещения, находящегося на территории
Ульяновской области и являющегося единственным имеющимся жилым помещением,
санитарно-эпидемиологическим требованиям;
неспособность семьи или одинокого гражданина оплачивать
жизненно необходимые товары (продукты питания, одежду, средства личной гигиены)
и услуги (проезд к месту лечения и обратно, образовательные услуги,
коммунальные услуги), наступившая в силу независящих от них объективных
обстоятельств.
Пунктом 1.3 положения предусмотрено, что единовременная
денежная выплата, предоставляемая в качестве адресной материальной помощи,
оказываемой семье или одинокому гражданину, осуществляется с учетом размера
среднедушевого дохода семьи и числа ее нетрудоспособных членов или размера
совокупного дохода одинокого гражданина соответственно, а также подтвержденного
соответствующими документами размера причиненного семье или одинокому
гражданину ущерба либо осуществленных или подлежащих осуществлению ими
расходов, связанных с преодолением трудной жизненной ситуации, результатов
обследования материально-бытовых условий жизни семьи (одинокого гражданина),
содержащихся в соответствующем акте, составленном работниками Областного
государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской
области (далее - учреждение) по месту жительства (пребывания) семьи, одинокого
гражданина.
Учет доходов и расчет размера среднедушевого дохода семьи и
размера дохода одинокого гражданина производятся в соответствии с Федеральным
законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их
малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов
доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»
(пункт 1.4 Положения).
Отказывая в удовлетворении иска о признании незаконным
отказа в предоставлении адресной материальной помощи, суд первой инстанции
исходил из установленных комиссией обстоятельств отсутствия у Аюпова Р.А. такой
трудной жизненной ситуации, которую он не в силах преодолеть самостоятельно,
при том, что среднедушевой доход семьи заявителя превышает прожиточный минимум
в Ульяновской области.
Действительно, из заявления Аюпова Р.А. об оказании ему
адресной материальной помощи от 31 октября 2023 г. следует, что его доход за 3
месяца составляет 77 739, 89 руб., а доход супруги Аюповой Н.Д. –
37 362,78 руб., из чего следует, что рассчитанный в порядке, установленном
Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ, среднедушевой доход семьи заявителя
составляет 19 187,11 руб., что превышает прожиточный минимум в
Ульяновской области.
Таким образом, получаемый Аюповым Р.А. доход и наличие в
собственности двух транспортных средств, не позволяют отнести его к категории
малоимущих граждан, имеющих в силу части 1 статьи 7 Закона № 178-ФЗ, право на
получение государственной социальной помощи.
В ходе обследования материально-бытовых условий жизни семьи Аюпова Р.А.
специалистами органов социальной защиты установлена необходимость замены только
одного окна, что также не позволяет сделать вывод о непригодности данного
жилого помещения непригодным для проживания.
Учитывая также наличие в собственности супруги истца Аюповой
Н.Д. нескольких жилых помещений, комиссия пришла к обоснованному выводу об
отсутствии у заявителя такой трудной жизненной ситуации, которую он не в силах
преодолеть самостоятельно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы всем представленным
доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и
оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Материалами дела также подтверждается, что Аюпову Р.А.
разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг от 11
октября 2023 г. № ***, согласно которой истец нуждается в предоставлении
социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (т. 1, л.д. 52-55).
Письмом ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания
«Гармония» в р.п. Павловка» Аюпов Р.А. уведомлен, что он поставлен на очередь в
рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и
инвалидами, нуждающимися в уходе (т. 1, л.д. 51).
Согласно копии свидетельства Ульяновского регионального
отделения Общероссийской общественной организации «Р***» от 14 декабря 2023
г. № *** (т. 1, л.д. 78) Аюпова Н.Д. в период с 13 ноября 2023 г. по 14 декабря
2023 г. прошла обучение по профессии рабочего по должности служащего Сиделка
(помощник по уходу) (профессиональная подготовка).
Между тем, как установлено судом первой инстанции, срочный
трудовой договор с Аюповой Н.Д., согласно которому она принимается на должность
*** (***) в рамках пилотного проекта системы долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Ульяновской области,
был заключен с ней только 12 марта 2024 г., то есть уже в период рассмотрения
дела в суде.
Разрешая исковые требования Аюпова Р.А. о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
инвалида на своевременное исполнение его индивидуальной программы
предоставления социальных услуг, пришел к обоснованному выводу об
удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические
основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия
федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан,
права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).
В статье 3 Закона № 442-ФЗ даны понятия, используемые в
целях названного федерального закона, в том числе понятия получателя социальных
услуг (гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и
которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги) и поставщика
социальных услуг (юридическое лицо независимо от его организационно-правовой
формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное
обслуживание) (пункты 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона).
В части 1 статьи 4 Закона № 442-ФЗ установлено, что
социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении
достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и
достоинства человека.
В статье 9 Закона № 442-ФЗ закреплены права получателей
социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме
информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках,
порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их
стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг
бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг, право на защиту своих прав и
законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и
право на участие в составлении индивидуальных программ.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в
случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут
ухудшить условия его жизнедеятельности, в частности полная или частичная утрата
способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания,
травмы, возраста или наличия инвалидности (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона №
442-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Закона № 442-ФЗ индивидуальная
программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в
котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность,
условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых
поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению,
осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона.
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в
социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой
потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы
осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании
договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком
социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток
с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг
(часть 1 статьи 17 Закона № 442-ФЗ).
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении
социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской
Федерации (часть 3 статьи 17 Закона № 442-ФЗ).
В целях реализации в 2024 году в отдельных субъектах
Российской Федерации в рамках федерального проекта «Старшее поколение»
национального проекта «Демография» пилотного проекта по созданию системы
долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе, приказом Минтруда России от 27 декабря 2023 г. № 895
утверждена Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого
возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 июля 2023
г. № 385-П утверждена Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого
возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Ульяновской области.
Согласно подпункту 7 пункта 1.4 региональной Модели системы
долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе гражданами, осуществляющими уход, признаются лица из числа
ближайшего окружения граждан, нуждающихся в уходе, осуществляющие уход за ними
в силу родственных, семейных, соседских или дружеских отношений
Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему
долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении
социальных услуг (пункт 5.4).
Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет
долговременного ухода, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются
помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг
(пункт 8.14).
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской
Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда
определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101
Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
Правильно применив указанные требования закона, суд первой
инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие уполномоченных
органов, выразившееся в длительном уклонении от заключения с Аюповой Н.Д.
договора о приеме ее на должность сиделки (помощник по уходу), нарушают личные
неимущественные права Аюпова Р.А., нуждающегося в социальном обслуживании.
Учитывая сведения о личности истца, его возрасте, состоянии
здоровья, в силу которых он испытывает ограничения в жизнедеятельности, а также
принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд пришел к
обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в
размере 20 000 руб.
Между тем, взыскивая указанную компенсацию морального вреда
с Министерства социального развития Ульяновской области, суд первой инстанции
не учел, что в силу пункта 14.2 Модели системы долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории
Ульяновской области, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области
от 27 июля 2023 г. № 385-П, в полномочия Министерства как
уполномоченного органа в сфере социального развития входит лишь обучение
работников, участвующих в организации предоставления и предоставлении
социальных услуг по уходу (помощники по уходу, организаторы ухода), а также
обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода (эксперты по
оценке нуждаемости, работники РКЦ и ТКЦ) по программам профессионального
обучения и программам дополнительного профессионального образования (далее
также - профессиональные программы).
В свою очередь полномочия по заключению с помощниками по
уходу трудовых договоров возложены на ОГБУСО «Комплексный центр
социального обслуживания «Гармония» в р.п. Павловка».
В ходе рассмотрения дела ОГБУСО «Комплексный центр
социального обслуживания «Гармония» в р.п. Павловка» заключило с Аюповой Н.Д.
срочный трудовой договор, тем самым признав обоснованность исковых требований
Аюпоа Р.А. в данной части.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная
коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям
истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, причиненного
длительным неисполнением индивидуальной программы предоставления социальных
услуг, является ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания
«Гармония» в р.п. Павловка».
Следовательно, с данного ответчика в пользу Аюпова Р.А.
подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 20 000 руб.
Кроме того, на основании статей 98, 100 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации с ОГБУСО «Комплексный центр
социального обслуживания «Гармония» в р.п. Павловка» в пользу Аюпова Р.А. подлежат
взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в
части взыскания с Министерства социального развития Ульяновской области в
пользу Аюпова Р.А. компенсации морального вреда, судебных расходов.
В указанной части надлежит принять новое решение о взыскании
с ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания «Гармония» в
р.п. Павловка» в пользу Аюпова Р.А. компенсации морального вреда в размере
20 000 руб. и расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000
руб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 апреля
2024 года отменить в части взыскания с Министерства социального развития
Ульяновской области в пользу Аюпова Ряиса Абузяровича компенсации морального
вреда и судебных расходов.
Принять по делу в указанной части новое решение.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения
социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Гармония»
в р.п. Павловка» (ИНН 7314000565) в пользу Аюпова Ряиса Абузяровича (паспорт ***)
компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. и расходы на оплату услуг
представителя в сумме 20 000 руб.
В остальной части оставить без изменения, а апелляционные
жалобы Министерства социального развития Ульяновской области, представителя
Аюпова Ряиса Абузяровича – Сауровой Лейсан Ряисовны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 04.10.2024