УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова О.В. 73RS0001-01-2024-002462-81
Дело № 33-4525/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 октября 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2024 года по гражданскому
делу № 2-2336/2024, по которому постановлено:
исковые требования
Тазетдиновой Галии Раисовны удовлетворить частично.
Обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить
Тазетдинову Галию Раисовну благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на
территории муниципального образования «город Ульяновск».
Взыскать с
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области в пользу Тазетдиновой Галии Раисовны
компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы на оплату
юридических услуг в размере 8000 руб., расходы по оплате государственной
пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Тазетдиновой Г.Р., возражавшей против
доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Тазетдинова Г.Р.
обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения.
В обоснование иска
указано, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Истец включена список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения
в г. Ульяновске, однако, не обеспечена жилым помещением по причине отсутствия в
специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир.
С учетом
изложенного, Тазетдинова Г.Р. просила суд обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить
её специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма жилого помещения в городе Ульяновске,
взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере
100 000 руб., судебные расходы в размере 34 000 руб.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены: Министерство социального развития
Ульяновской области, Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство труда и социальной
защиты Чувашской республики
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области просит отменить решение суда в части возложения на ответчика
обязанности обеспечить Тазетдинову Г.Р. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилого
помещения. В обоснование доводов жалобы указывает, что для реализации возложенных
на Министерство полномочий принимаются исчерпывающие меры, однако обеспечить
истца жилым помещением не представилось возможным ввиду отсутствия достаточного финансирования. В связи с
недостаточностью финансирования, ежегодно с 2013 года выделяемого в областном
бюджете Ульяновской области на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями (с
учётом софинансирования из федерального бюджета), фактически сложилась очередь
на предоставление жилых помещений. Также указывает, что принятие судебного
акта, возлагающего на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обязанность заключить с истцом договор найма
жилого помещения, является необоснованным. Исполнение Министерством обязанности
по предоставлению детям-сиротам жилых помещений исчерпывается принятием решения
о предоставлении жилого помещения.
В возражениях на
апелляционную жалобу Тазетдинова Г.Р. просит решение суда оставить без
изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения
в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к
следующему.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Тазетдинова Г.Р. (до перемены имени – Краснова
Г.С.), *** года
рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Распоряжением Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от
04.07.2022 №813-р истец Тазетдинова Г.Р. была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д.
42).
Разрешая заявленный
спор, суд первой инстанции, пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Тазетдиновой Г.Р. иска.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым
помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи,
материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное
обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что
предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции
государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым
ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за
исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу абз. 2 и 3 п.
1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым
смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от
05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие
закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех
видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами
исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже
установленных социальных норм.
При этом
дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим
законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и
являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за
исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными
обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Порядок
предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных
жилых помещений
(далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от
27.12.2012 № 644-П.
Согласно
пункту 3 Порядка специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список),
сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и
попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа
государственной власти Ульяновской области в области управления государственным
жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).
Для
предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в
уполномоченный орган.
Уполномоченный
орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает
решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком,
сформированным органами опеки и попечительства.
Уполномоченный
орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому
предоставляется специализированное жилое помещение, о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в
течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием
адреса и даты прибытия для оформления договора.
Договор
найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15
рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и
является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые
помещения.
Как установлено
материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила
обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи
с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении
требований Тазетдиновой Г.Р.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 30 мая 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 04.10.2024