УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова Э.Р.
73RS0004-01-2024-002061-58
Дело
№33-4255/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 17
сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре Забураеве Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города
Ульяновска от 22 мая 2024 года по гражданскому делу № 2-1482/2024, по которому
постановлено:
исковые требования Хуснутдинова Рената Мунировича (СНИЛС *** к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (ОГРН 1027301162580) о включении периодов работы в общий трудовой
и страховой стаж удовлетворить.
Возложить
на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области обязанность включить в общий трудовой и страховой стаж
Хуснутдинова Рената Мунировича периоды трудовой деятельности с 17.04.1991 по
23.03.1992 в должности слесаря ремонтника ОГМ, с 28.05.1992 по 13.09.1993
в должности слесаря ремонтника в ***, с 16.08.1993 по 31.01.1994 в
должности учителя в средней школе №*** г. Н*** Республики Узбекистан.
Заслушав доклад судьи
Шлейкина М.И., пояснения Хуснутдинова Р.М. и его
представителя Васиной Е.Г., которые полагали, что решение суда первой инстанции
является законным и обоснованным, судебная коллегия
У
С Т А Н О В И Л А:
Хуснутдинов
Р.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по
Ульяновской области) о включении периодов работы в общий трудовой и страховой
стаж.
Требования мотивированы тем, что решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2023 ему
было отказано в зачете в общий трудовой и страховой стаж периодов его работы в Республике
Узбекистан с 17.04.1991 по
23.03.1992 и с 28.05.1992 по 13.09.1993 в ***, с 16.08.1993 по 31.01.1994 в средней школе № ***.
Причиной отказа в зачете указанных периодов работы послужило
то, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества
Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992
прекратило свое действие 01.01.2023, а иного соглашения в области пенсионного
обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан в настоящее время не имеется.
Между тем с заявлением в ОСФР по Ульяновской области он обратился 02.09.2021, однако
должностными лицами пенсионного органа на протяжении длительного времени
никакой работы по его заявлению не проводилось.
Им самим были сделаны запросы в архивы Республики
Узбекистан. Поступившие из архивов Республики Узбекистан справки подтверждают
факт его работы в указанные периоды.
В связи с этим просил суд включить в общий трудовой и страховой стаж периоды его работы в Республике Узбекистан с 17.04.1991 по 23.03.1992 и с 28.05.1992 по
13.09.1993 в Н***, с
16.08.1993 по 31.01.1994 в средней школе № ***.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ОСФР по Ульяновской области просит
отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что истец обратился в ОСФР по Ульяновской области для проведения заблаговременной
работы по назначению досрочной страховой пенсии по старости. В период
проведения работы по сбору необходимых документов изменился порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших из
Узбекистана. Так, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от
13.03.1992, которое регулировало пенсионное обеспечение граждан государств -
участников Содружества Независимых Государств, прекратило свое действие с
01.01.2023. В связи с этим в страховой стаж при отсутствии уплаты страховых
взносов могут быть засчитаны периоды работы на территории Республики Узбекистан
только до 01.01.1991.
В возражениях на апелляционную жалобу Хуснутдинов Р.М.
просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области
– без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2023
истцу Хуснутдинову Р.М. было отказано в зачете в
страховой стаж периодов его работы в Республике Узбекистан с 17.04.1991 по 23.03.1992 и с 28.05.1992 по
13.09.1993 в Н***, с
16.08.1993 по 31.01.1994 в средней школе № ***.
Как следует из содержания указанного решения, причиной
отказа в зачете указанных периодов работы послужило то, что Соглашение о
гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых
Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 прекратило свое
действие 01.01.2023, а иного соглашения в области пенсионного обеспечения между
Российской Федерацией и Республикой Узбекистан
в настоящее время не имеется.
Не
согласившись с указанным решением ответчика, Хуснутдинов Р.М. обратился в суд с
настоящим иском.
Разрешая
спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь
статьями 4, 8, 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств -
участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения
от 13.03.1992, пунктами 4, 5
Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в
Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных
распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004,
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых
пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
02.10. 2014 № 1015, оценив представленные истцом доказательства, а именно
трудовую книжку, а также поступившие из Республики Узбекистан архивные справки,
пришел к выводу о том, что указанные документы подтверждают факт работы истца в
Республике Узбекистан в периоды
с 17.04.1991 по 23.03.1992 и с 28.05.1992 по 13.09.1993 в Н***, с 16.08.1993 по 31.01.1994 в
средней школе № ***, в связи с чем включил данные периоды в общий трудовой и страховой стаж истца.
Оснований
не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку
они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм
материального права, подтверждены представленными при разрешении спора
доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая
требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Мотивы,
по которым суд пришел к выводу о включении
в общий трудовой и страховой стаж вышеуказанных периодов работы
истца на территории Республики
Узбекистан, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно
приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у
судебной коллегии оснований не имеется.
При
разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые
обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, в частности
положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от
13.03.1992, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка,
выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы
апелляционной жалобы ОСФР по
Ульяновской области не могут повлечь отмены состоявшегося по делу
решения.
Вопросы
пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых
Государств (СНГ) регулировались Соглашением о гарантиях прав граждан государств
- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного
обеспечения от 13.03.1992 (далее – Соглашение от 13.03.1992), подписанным, в
том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
В
соответствии со статьей 1
названного Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств -
участников этого Соглашения
и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории
которого они проживают.
Действительно,
указанное Соглашение
от 13.03.1992 денонсировано Федеральным законом
от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о
гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых
Государств в области пенсионного обеспечения» и с 01.01.2023 его действие
прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками.
Договор
в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой
Узбекистан в настоящее время не заключен.
Между
тем, в части третьей
статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены
не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом
положений части седьмой
статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий
пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией,
разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 .11.2014 № 884н в соответствии с частью 6
статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» были утверждены Правила
обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной
пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному
обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их
размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на
территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых
для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с
федеральными законами «О страховых
пенсиях», «О
накопительной пенсии» и «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Указанные
Правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих
обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера
пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила
проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Аналогичные
нормы содержатся в Правилах
обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной
пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному
обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их
размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на
территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых
для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с
Федеральными законами «О страховых
пенсиях», «О накопительной
пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.08. 2021 № 546н, действующих с 01.01.2022.
Постановлением
Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 16п утвержден
Административный регламент
предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по
установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по
государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое
регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением
пенсии.
Указанный
административный регламент
определяет порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации
государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и
пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее соответственно - ПФР,
пенсия, государственная услуга, Административный регламент) определяет порядок
предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги,
сроки и последовательность выполнения административных процедур при
предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги (пункт 1
Административного регламента), а также установлены формы заявлений о назначении
пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение №
1 к Административному регламенту), о перерасчете размера пенсии (приложение №
2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны
пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение №
3 к Административному регламенту).
В пункте 6
Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и
устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в
соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию о
нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной
услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); о
перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о
перечне документов, необходимых для получения государственной услуги; о сроках
предоставления государственной услуги; об основаниях отказа в предоставлении
государственной услуги; о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам
предоставления государственной услуги.
Из
приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики
Российской Федерации, как они определены в Конституции
Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через
соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной
защищенности в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния
здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не
имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно,
нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны
государства, включая пенсионное обеспечение.
Назначение
и выплата страховой пенсии по старости до 01.01.2023 г. осуществлялась
территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при
выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в
области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений
пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по
обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их
прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания
материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей
пенсионеров.
В
рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда
Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии
независимо от формы такого обращения должен разъяснить гражданину его права,
связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение
пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии
(основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки
его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в
письменном виде по соответствующей форме,
а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать
оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям,
запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных
органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным
органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие
документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение
по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать,
соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего,
полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных
самим пенсионным органом документов.
Таким
образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему
страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на
такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной
форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его
права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том,
имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о
назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме,
о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных
прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
Как
следует из копии пенсионного дела истца, имеющегося в материалах настоящего дела,
Хуснутдинов Р.М. 02.09.2021
устно обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по
старости (заблаговременная работа) за работу в районах Крайнего Севера либо в
приравненных к ним местностях (л.д. 44).
Истцом
были представлены ответчику следующие документы: военный билет, документ об
образовании, трудовая книжка.
Решением
пенсионного органа № *** (в документе отсутствует дата) был принят к зачету
период работы истца районах Крайнего Севера с 18.06.1999 по 06.02.2001 (л.д. 42).
Письмом
пенсионного органа от 25.12.2023 истец был уведомлен об отсутствии у него
необходимого стажа для назначении пенсии
за работу в районах Крайнего Севера (л.д. 44 обратная сторона).
Между
тем, в суде апелляционной инстанции истец пояснил, что он не претендовал на
назначении пенсии за работу в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним
местностях, поскольку у него не было необходимого стажа, а обращался в
пенсионный орган за досрочным
назначением пенсии за длительный стаж.
Пояснения
истца согласуются с материалами пенсионного дела, которые свидетельствуют о
том, что у истца был незначительный период работы в районах Крайнего Севера, и
он объективно не мог претендовать на пенсию по данному основанию.
Из
указанного следует, что при обращении к ответчику истцу не были должным
образом разъяснены его права, связанные
с пенсионным обеспечением, основания и условия назначения пенсии.
При
этом Хуснутдинов Р.М.,
обращаясь 02.09.2021 с заявлением в пенсионный орган, предоставил необходимые
документы как для назначения пенсии. О
том, что данное заявление является заявлением на оценку пенсионных прав в целях
проведения заблаговременной работы, хоть и указано в уведомлении о принятии
заявления, однако при вышеуказанных обстоятельствах не опровергает факт
обращения истца с намерением о назначении ему пенсии.
При
этом решение об отказе в
зачете истцу в
страховой стаж периодов его работы в Республике Узбекистан вынесено ответчиком 02.11.2023,
т.е. спустя более двух лет после его
обращения.
Ответчиком
каких – либо уведомлений истцу о необходимости представить дополнительно
недостающие документы, подтверждающие осуществление им трудовой деятельности в
Республике Узбекистан, а также о необходимости подать заявление о назначении
пенсии по установленной форме, в течение длительного периода времени не
направлялось, соответствующих разъяснений не давалось.
Принимая
во внимание, что истец обратился к ответчику 02.09.2021, как он добросовестно
полагал, с заявлением о назначении пенсии, при этом ответчик в течение более
двух лет производил оценку его пенсионных прав, то судебная коллегия
соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для
применения к спорным правоотношениям положений Соглашения
от 13.03.1992, действовавшего до 01.01.2023.
Оснований
для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой
инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.
При
вышеуказанных фактически обстоятельствах дела иное решение означало бы
нарушение конституционного права истца на социальное обеспечение, закрепленное
в статье 39
Конституции Российской Федерации.
Сам
факт работы истца в Республики Узбекистан в спорные периоды ответчиком в
апелляционной жалобе не оспаривается.
Доводы
апелляционной жалобы выражают только несогласие с применением к спорным
правоотношениям норм международного договора (Соглашения
от 13.03.1992), при этом, не содержат ссылок на какие - либо новые
обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции
или опровергали выводы судебного решения, основаны на субъективной оценке
ответчиком обстоятельств дела, а поэтому не влияют на правильность принятого
судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения
суда.
Таким
образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным,
принятым с учетом фактических обстоятельств и действующего законодательства.
В силу изложенного, оснований к отмене
решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе,
не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 22
мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области– без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27
сентября 2024 г.