Дело № 3а-192/2024
73OS0000-01-2024-000175-36
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2024
года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Мытаревой А.С.,
с участием прокурора Тимофеева М.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» о признании недействующими в части приказов Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 27 апреля 2024 года № 34-П «О внесении изменений в отдельные
приказы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» и от 22 мая 2024 года № 39-П «Об установлении
цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории
Ульяновской области на 2024 год»,
у с т а н о в и л :
Приказом
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022
года № 98-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для
территориальных сетевых организаций, в
отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии
устанавливаются на основе долгосрочных
параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на
период 2023-2027 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных
сетевых организаций, в том числе пунктом 3 приложения для ООО «Объединенные электрические сети» установлен
базовый уровень подконтрольных расходов
на 2023 год в размере 77,09 млн. руб.
Приказом
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 20 декабря 2023 года № 315-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по
передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2024 год» в пункте 13 таблицы 1 приложения 1 для
ООО «Объединенные электрические сети»
установлена необходимая валовая выручка
без учета оплаты потерь, учтенная при
утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче
электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 255 843,96 тыс. руб.
Агентством по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27 апреля 2024 года был принят
приказ № 34-П «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства цифровой
экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области», пунктом 2 которого внесены
изменения в строку 3 приложения к приказу Агентства по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 98-П «Об установлении
долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций,
в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии
устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности
территориальных сетевых организаций, на период 2023 - 2027 годы» в части базового уровня подконтрольных расходов общества с
ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» на 2023 год, он
установлен в размере 62,76 млн. руб.
Подпунктом д) пункта 3 указанного приказа №
34-П от 27 апреля 2024 года внесены изменения в строку 13 таблицы 1 приложения
1 к приказу Агентства по регулированию цен
и тарифов Ульяновской области от 20
декабря 2023 года № 315-П «Об
установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории
Ульяновской области на 2024 год» в части необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской
Федерации, она установлена в размере 207 149,71 тыс. руб.
Агентством по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области 22 мая 2024 года был принят
приказ № 39-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче
электрической энергии на территории Ульяновской области на 2024 год», которым
признаны утратившими силу, в том числе, приказ Агентства по регулированию цен
и тарифов Ульяновской области от 20 декабря 2023 года №
315-П и пункт 3 приказа Агентства по регулированию цен
и тарифов Ульяновской области от 27 апреля 2024 года №
34-П. Данным приказом установлены единые (котловые) тарифы на услуги по
передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области,
поставляемой прочим потребителям (приложение № 1). В строке 13 таблицы 1 приложения № 1 к
данному приказу Агентства установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской
Федерации, для ООО «Объединенные электрические сети» в размере 207 149,71
тыс. руб.
ООО «Объединенные электрические сети» (далее
также ООО «ОЭС», общество,
административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением,
уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими со дня
принятия пункта 2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской
области (далее также Агентство, регулирующий орган, тарифный орган) № 34-П от
27 апреля 2024 года «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства
цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию
цен и тарифов Ульяновской области», пункта 13
таблицы 1 приложения № 1 приказа Агентства по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области № 39-П от 22
мая 2024 года «Об установлении цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской
области на 2024 год» в части установления необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской
Федерации, для ООО «Объединенные электрические сети» в размере 207 149,71
тыс. руб., возложении
обязанности по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в
законную силу, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере
4500 руб.
В обоснование требований указало, что
вышеуказанные приказы в оспариваемой части приняты в нарушение норм
действующего законодательства, установленные ими базовый уровень подконтрольных расходов на
2023 год и необходимая валовая выручка
на 2024 год являются экономически необоснованными.
Общество считает неправомерной на
основании предписания Федеральной
антимонопольной службы от 22 марта 2024 года № СП/23875/24 проведенную
Агентством корректировку необходимой валовой выручки на 2023 год по ряду статей
затрат, относящихся к подконтрольным расходам, а именно: считает незаконным и
необоснованным снижение расходов по статьям затрат «расходы на приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных
нужд», «расходы на оплату труда», «расходы на подготовку кадров», «расходы на
обеспечение нормальных условий труда» «расходы на страхование» а также исключение расходов на юридические услуги по
договору № 2 от 2 августа 2019 года, заключенному с ИП ***., и командировочных расходов.
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц были привлечены Федеральная антимонопольная служба, ПАО
«Россети Волга»
Представители ООО «ОЭС» Филин А.В., Ещеганов
М.С., Сергейчев М.Н. в ходе судебного
разбирательства настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований по
доводам, изложенным в административном иске и в дополнительных письменных
пояснениях (т. 1 л.д. 8-17, т. 4 л.д.17, л.д.93-99, л.д. 225-230, т. 5 л.д.
137-138).
Представители Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области Корноухова П.В., Кузнецов А.О. в ходе судебного разбирательства просили
отказать в удовлетворении заявленных требований. Корноухова П.В. указала на то,
что приказы Агентства от 22 ноября 2022 года № 98-П «Об установлении долгосрочных
параметров для территориальных
сетевых организаций, в отношении которых
тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров
регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период
2023-2027 годы» и от 20 декабря 2023
года № 315-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической
энергии на территории Ульяновской области на 2024 год» были изменены приказом
Агентства от 27 апреля 2024 года № 34-П «О внесении изменений в отдельные приказы
Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в целях исполнения предписание Федеральной
антимонопольной службы (далее также ФАС
России) от 22 марта 2024 года № СП/23875/24. Приказ Агентства от 20 декабря
2023 года № 315-П признан утратившим силу приказом Агентства от 22 мая 2024
года № 39-П «Об установлении цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской
области на 2024 год» в целях исполнения решения ФАС России от 8 мая 2024 года №
316/24 «Об отмене приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской
области».
Представители ПАО
«Россети Волга» Павлова А.В., Мантусова Н.Е. в ходе судебного разбирательства
просили отказать в удовлетворении заявленных требований. В пояснениях и в
отзыве представители указали, что ПАО «Россети Волга» и ООО «ОЭС» заключен
договор оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого
ООО «ОЭС» (исполнитель) оказывает ПАО «Россети Волга» (заказчик) услуги по
передаче электрической энергии и мощности. Единые (котловые) тарифы на
территории Ульяновской области на 2023 и 2024 годы установлены с учетом НВВ
всех сетевых организаций, в том числе, пары сетевых организаций ПАО «Россети Волга» и ООО «ОЭС». Исходя из оспариваемого НВВ ООО «ОЭС» рассчитаны утвержденные единые (котловые)
тарифы на территории Ульяновской области на 2024 год. Требования
административного истца направлены на изменение отдельных параметров
тарифно-балансового решения без внесения изменений в части размера единых
(котловых) тарифов. Однако изменение отдельных параметров тарифно-балансового
решения без внесения изменений в размер единых (котловых) тарифов ведет к
нарушению плана экономической деятельности и вносит дисбаланс в принятое
тарифно-балансовой решение, поскольку приведет к перераспределению тарифной
выручки не в соответствии с утвержденным тарифным решением, чем нарушается
принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче
электроэнергии и баланса интересов всех сетевых организаций, участвующих в
котловой модели расчетов.
Представитель ФАС
России в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал, что в
результате проведенной ФАС России внеплановой документарной проверки Агентства
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области были выявлены нарушения
законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере
электроэнергетики, допущенные Агентством при установлении тарифов, в том числе
и в отношении ООО «ОЭС», в связи с чем в
адрес Агентства вынесено предписание от 21 февраля 2024 года об устранении
нарушений законодательства, в
соответствии с которым необходимо было произвести дополнительный анализ расчета расходов (показателей),
включенных в необходимую валовую выручку ООО «ОЭС» на 2023 год и исключить
экономически необоснованные расходы. По результатам исполнения предписания ФАС
России Агентством представлены
оспариваемые административным истцом приказы и отчет от 7 мая 2024 года,
которые проверяется антимонопольным органом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося
в судебное заседание представителя ФАС России, извещенного о времени и месте
рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц,
участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора
Тимофеева М.С., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к
следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с
административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не
действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых
применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений,
регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что
этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Правовые основы экономических отношений в
сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на
регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов
электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том
числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Законодательство Российской Федерации об
электроэнергетике включает Федеральный закон
от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об
электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в сфере электроэнергетики
федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации,
постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации (статья 2
Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы
ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее
- Основы ценообразования), Правила
государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в
электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №
1178, Методические указания по расчету
тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с
применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,
утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее -
Методические указания).
Цены (тарифы) на услуги по передаче
электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве
собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям,
подлежат государственному регулированию (пункт 1
статьи 6, пункт 2
статьи 20, пункты 1
и 4 статьи 23.1
Закона об электроэнергетике).
Частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике
установлено, что общими принципами организации экономических отношений и
основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том
числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей
электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для
осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики,
обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов
электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной
нормой.
В соответствии с пунктом 3
статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1
данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование
которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным
органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что ООО «Объединенные
электрические сети» является территориальной сетевой организацией,
оказывающей услуги по передаче
электрической энергии на территории Ульяновской области.
Государственное
регулирование в отношении ***» производится с применением метода долгосрочной
индексации необходимой валовой выручки, период регулирования - 2023-2027 года.
Агентством
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 22 ноября 2022 года был
принят приказ № 98-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для
территориальных сетевых организаций, в
отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии
устанавливаются на основе долгосрочных
параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на
период 2023-2027 годы», которым установлены долгосрочные параметры регулирования
для территориальных сетевых организаций, в том числе пунктом 3 приложения для
ООО «Объединенные электрические сети»
установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год в размере 77,09 млн. руб.
Приказ
опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 24 ноября 2022 года,
номер публикации 7301202211240005.
Агентством
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 20 декабря 2023 года принят приказ №
315-П «Об установлении цен (тарифов) на
услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на
2024 год», в пункте 13 таблицы 1
приложения 1 которого для ООО «Объединенные
электрические сети» установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской
Федерации в размере 255 843,96 тыс.
руб.
Приказ
опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 декабря 2023 года,
номер публикации 7301202312260002.
Агентством
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27 апреля 2024 года был
принят приказ № 34-П «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства
цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области».
Пунктом 2 приказа от 27
апреля 2024 года № 34-П внесены изменения в строку 3 приложения к приказу Агентства по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 98-П «Об установлении
долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций,
в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии
устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности
территориальных сетевых организаций, на период 2023 - 2027 годы» в части базового уровня подконтрольных расходов общества с
ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» на 2023 год, он
установлен в размере 62,76 млн. руб.
Подпунктом д) пункта 3 указанного приказа №
34-П от 27 апреля 2024 года внесены изменения в строку 13 таблицы 1 приложения
1 к приказу Агентства по регулированию цен
и тарифов Ульяновской области от 20 декабря
2023 года № 315-П «Об установлении цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской
области на 2024 год» в части необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской
Федерации, она установлена в размере 207 149,71 тыс. руб.
Приказ
опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 2 мая 2024 года, номер
публикации 7301202405020003.
Агентством по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области 22 мая 2024 года принят приказ
№ 39-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической
энергии на территории Ульяновской области на 2024 год».
Пунктом 3 признаны
утратившими силу, в том числе, приказ Агентства по регулированию цен
и тарифов Ульяновской области от 20 декабря 2023 года №
315-П и пункт 3 приказа Агентства по регулированию цен
и тарифов Ульяновской области от 27 апреля 2024 года №
34-П.
Подпунктом 1.1. пункта
1 данного приказа установлены единые
(котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на
территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям (приложение №
1). В строке 13 таблицы 1
приложения № 1 к данному приказу Агентства установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской
Федерации, для ООО «Объединенные электрические сети» в размере 207 149,71
тыс. руб.
Приказ
опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 мая 2024 года, номер
публикации 7301202405270004.
В силу статьи
5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О
порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской
области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная
газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на
«Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения об
Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года №
6/138-П, в области регулирования цен и тарифов одной из основных задач
Агентства является государственное регулирование тарифов на электрическую и
тепловую энергию.
Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и
издания правовых актов исполнительных органов государственной власти
Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 12 июля 2013 года № 288-П,
правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в
форме приказов.
Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом
с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального
опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.
Оценивая соответствие
оспариваемых истцом приказов нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, суд приходит к следующему.
Как было указано
выше, ООО «ОЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на
территории Ульяновской области.
Государственное
регулирование в отношении ООО «ОЭС» производится с применением метода
долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочный период
тарифного регулирования 2023-2027 годы.
2023 год является первым годом очередного долгосрочного периода регулирования.
Государственное регулирование цен (тарифов),
надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами
ценообразования и Правилами.
Основы
ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен
(тарифов) в электроэнергетике, а Правила
определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен
(тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно части 3
статьи 24 Закона об электроэнергетике и пункту 63 Основ
ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими
указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на
очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги
по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на
праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым
организациям, и тарифы
взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая
валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых
средств, необходимых организации для
осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования
в электроэнергетике, п. 5-9
Методических указаний № 98-э тарифы на
услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода
долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами
определяются в соответствии с методическими
указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на
основании следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение
долгосрочного периода регулирования не меняются: базовый уровень подконтрольных
расходов; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент
эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь
электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень
надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов
определяется регулирующими органами с использованием метода экономически
обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по
расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с
применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Перед началом каждого года долгосрочного
периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета
тарифов: индекс потребительских цен; размер активов, величина неподконтрольных
расходов, величина расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5
статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей
сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии
(мощности), не относящихся к капитальным вложениям; величина мощности, в
пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить
передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами
недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и
оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии
потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки
потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по
передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых
услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми
организациями.
На основе долгосрочных параметров
регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых
на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают
необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного
долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования
регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой
выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с
методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32
и (или) 38
настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может
осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета
тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода
регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета
тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение
плановых показателей на следующие периоды.
Регулирующими органами ежегодно производится
корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной
финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета
тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки
планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:
величины распределяемых в целях сглаживания
изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в
том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой
организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при
установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором
они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой
деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему
долгосрочному периоду регулирования;
результатов деятельности регулируемой
организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с
применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до
изменения метода регулирования согласно абзацу
второму пункта 39 Основ ценообразования.
Пунктом 12 Методических указаний № 98-э
предусмотрено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов,
связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного
периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы,
2) ремонт основных средств,
3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26
Основ ценообразования;
4) другие подконтрольные расходы, в том числе
расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли
регулируемой организации.
Изначально пунктом 3
приложения к приказу Агентства по
регулированию цен и
тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 98-П
установлены долгосрочные параметры регулирования для ООО «Объединенные электрические сети», в том
числе базовый уровень подконтрольных
расходов на 2023 год - в размере 77,09
млн. руб.
ФАС России на
основании приказа от 24 января 2023 года № 18/23 была проведена внеплановая документарная
проверка Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в
отношении установленных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на
2023 год и первый год долгосрочного периода регулирования, в том числе и в отношении
ООО «ОЭС». По результатам проверки в отношении ООО «ОЭС» в адрес Агентства было
вынесено предписание от 21 февраля 2024 года. Указанным предписанием признано, что Агентство по регулированию
цен тарифов Ульяновской области нарушило
положения пунктов 2, 5, 7, 16, 26, 27, 28, 38 Основ ценообразования в области
регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике и пункта 23 Правил государственного регулирования
(пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №
1178, положений пункта 11 Методических
указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии,
устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой
валовой выручки, утвержденных приказом
ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э.
Подпунктом 2.3
пункта 2 предписания предусмотрено, что Агентству предписано устранить
нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного
регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно: произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в
необходимую валовую выручку ООО «ОЭС» на 2023 год и отразить соответствующий анализ в
экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании
которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой
организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил,
исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:
2.3.1. «Сырье,
материалы, запасные части, инструмент, топливо»; «Расходы на работы и услуги
производственного характера»; «Расходы на оплату труда»; «Другие прочие расходы»; «Подконтрольные
расходы из прибыли»; «Расходы по
обеспечению коммерческого учета электрической энергии, не относящиеся к
капитальным вложениям».
2.3.2. «Аренда
имущества»; «Отчисления на социальные нужды»; «Аренда транспорта».
2.3.3. «Расчет недополученного дохода, связанного с
компенсацией незапланированных расходов, или полученного избытка за 2021 год в
соответствии с Методическими указаниями № 98-э».
2.3.4 «Анализ подконтрольных расходов за предыдущий
долгосрочный период».
2.3.5.
«Экономия расходов на оплату потерь».
По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания
Агентству предписано пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО
«ОЭС» на 2023 год и последующие годы
долгосрочного периода регулирования, а также величину необходимой валовой
выручки ООО «ОЭС» в соответствии с положениями
Основ ценообразования и Методических указаний (пункт 3 предписания).
По результатам
исполнения пунктов 2 и 3 предписания Агентству не позднее 1 мая 2024 года
предписано исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ ООО «ОЭС», установленной на 2023 год,
с учетом параметров Прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации, а также
установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги
по передаче электрической энергии на 2024 год.
Во исполнение указанного
предписания Агентством была произведена
корректировка необходимой валовой выручки на 2023 год, в том числе
базового уровня подконтрольных расходов, определенного методом экономически
обоснованных расходов (затрат) на 2023
год, а также необходимой валовой выручки
на 2024 год, и был принят приказ от 27
апреля 2024 года № 34-П, из содержания которого следует, что для ООО «ОЭС»
установлены базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год в размере 62,76
млн. руб., необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской
Федерации на 2024 год, в размере 207 149,71 тыс. руб.
Данный размер НВВ на
2024 год для ООО «ОЭС» - 207 149,71 тыс. руб. был установлен и в приказе Агентства от 22 мая 2024 года № 39-П «Об установлении цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской
области на 2024 год».
Административный истец,
оспаривая указанные приказы Агентства от 27 апреля 2024 года № 34-П и от
22 мая 2024 года № 39-П в части установления базового уровня
подконтрольных расходов на 2023 год и НВВ на 2024 год, не соглашается со
снижением расходов по ряду статей затрат.
1. ООО «ОЭС» считает
незаконным снижение размера по
статье «расходы на приборы, инструменты
для ремонтно-эксплуатационных нужд», входящей в состав затрат «Сырье,
материалы, запасные части, инструмент, топливо».
Согласно предписанию ФАС России от 21 февраля 2024 года указанные
расходы на 2023 год учтены в размере 1 945,02 тыс. руб., рост в 2,44 раза
к экономически обоснованному факту – 796,46 тыс. руб. за 2021 год. С учетом
индексации затрат по указанной статье Комиссией ФАС России учитываются на 2023
год на уровне экономически обоснованного факта 2021 года с индексами
потребительских цен – 961,60 тыс. руб. Указано на то, что данные расходы
подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в случае отсутствия обоснования Комиссия считает необходимым
рассмотреть вопрос об исключении экономически необоснованных расходов по данной
статье из состава НВВ ООО «ОЭС».
Из экспертного заключения по определению
(корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической
энергии ООО «Объединенные электрические сети» на 2024 год по методу
долгосрочной индексации необходимой валовой выручки от 25 апреля 2024 года
(далее – экспертное заключение на 2024
год) усматривается, что ООО «ОЭС» было
предложено в статью «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо»
включить расходы на приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд в
размере 1945,02 тыс. руб., изначально Агентством данная сумма была утверждена,
при пересмотре во исполнение предписания ФАС России данные расходы была взяты в
размере 961,60 тыс. руб., рассчитанные на уровне экономически обоснованного
факта 2021 года с индексами изменения потребительских цен (далее также ИПЦ),
исключены расходы без экономического обоснования на приобретение инструментов
по данной статье на сумму 983,42 тыс. руб.
В силу пункта 12 Методических указаний при
расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей
электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования
учитываются, в том числе, статья затрат -
сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24
Основ ценообразования.
Пункт 24 Основ ценообразования
предусматривает, что расходы на сырье и материалы, используемые для
производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен,
определяемых в соответствии с пунктом 29
настоящего документа.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при
определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует
(в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по
причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период
регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие
товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах,
заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных
торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории
Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями,
осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение
специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку
периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные
значения расходов определяются с использованием официальной статистической
информации.
Таким образом, расходы на сырье и материалы,
используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным
органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть
получены из предусмотренных пунктом 29
Основ ценообразования источников информации о таких ценах. При отсутствии
указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием
официальной статистической информации.
В расчетах также могут быть использованы экспертные
оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой
организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы
расходов (пункт 31
Основ ценообразования).
Как следует из представленного ООО «ОЭС» в
тарифный орган расчета по статье затрат
«приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд» цены планируемых к
приобретению приборов и инструментов были взяты
обществом исходя из коммерческих предложений организаций, осуществляющих
продажу и поставку соответствующих
приборов и инструментов. Однако
коммерческие предложения не относятся к источникам цен, перечисленных в пункте 29
Основ ценообразования.
При таких обстоятельствах суд на основании
положений пунктов 29
и 31
Основ ценообразования считает правильным примененный подход регулирующего
органа к расчету плановых расходов по
статье затрат «приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд» на 2023 год на основе сведений о фактических
затратах ООО «ОЭС» по данной статье
расходов за 2021 год с применением индексов изменения потребительских цен за
2022 и 2023 годы.
Доводы представителей административного истца
о том, что при таком расчете необходимо было применять индекс 2021 года к
стоимости приборов и инструментов, приобретенных до 2021 года, но
использованных в 2021 году, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в
материалы тарифного дела документов,
подтверждающих факт приобретения части инструментов и приборов для ремонтно-эксплуатационных
нужд до 2021 года, не представлено.
Таким образом, у суда оснований не соглашаться с определенным
Агентством размером расходов на приборы, инструменты для
ремонтно-эксплуатационных нужд не имеется.
2. ООО «ОЭС» считает незаконным снижение величины затрат по статье «расходы на оплату
труда».
Согласно предписанию ФАС России от 21 февраля 2024 года обществом
заявлено 56 950,11 тыс. руб., Агентством учтено 43 677,81 тыс.
руб. Расходы на оплату труда учтены с
ростом 40,9% к плану 2022 года и на 35,5% к экономически обоснованному
факту за 2021 год. При определении фонда
оплаты труда (далее также ФОТ) Агентством принята нормативная численность
промышленно-производственного персонала по регулируемому виду деятельности на
2023 год – 69 человек. Численность ООО
«ОЭС» за 2021 год составила 65 человек, которая полностью отнесена на услуги по
передаче электроэнергии, чем нарушен пункт 1 статьи 21 Закона об
электроэнергетике и пункта 5 Основ ценообразования о ведении обязательного
раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике.
Агентством не определен размер фонда оплаты
труда с учетом фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности
работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного
индекса потребительских цен.
Заключение и дополнительные материалы по
данном статье не содержат экономической
обоснованности учтенной численности, тарифного коэффициента, ссылки на
материалы, по которым определен порядок и размер оплаты труда, в том числе
премирование с указанием критериев, а также отчетности о выплате премий за
предыдущий период регулирования.
Рост расходов фонда оплаты труда на предмет
определения экономической обоснованности должен также содержать анализ роста
тарифного коэффициента.
Расходы на 2023 год по статье «расходы на
оплату труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в
соответствии с формами бухгалтерской и статистической отчетности, которые
свидетельствуют о разделении предоставляемых по указанной форме данных по
осуществляемым видам экономической деятельности организации, а также в
соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования и пунктом 23 Правил
регулирования цен.
Агентству необходимо дополнительно
проанализировать, обосновать и указать численность ООО «ОЭС» по видам деятельности, указать
расчет ФОТ с указанием месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда,
среднегодовой ступенью оплаты и соответствующий ему тарифного коэффициента
согласно таблице № П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями № 20-э/2.
В случае отсутствия обоснования исключить
экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ.
Из экспертного
заключения на 2024 год усматривается, что Агентством по статье «расходы на оплату труда» в
соответствии с предписанием ФАС России принято решение учесть численность по
передаче электрической энергии, подтвержденной статистической формой № П-4 за
2021 год в количестве 65 человек.
Тарифная ставка
рабочего 1-го разряда на 2023 год рассчитана экспертами исходя из Отраслевого
тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2022-2024 годы (далее также
ОТС). В соответствии с п. 3.3 ОТС
минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1-го разряда (ММТС) с 1 июля 2022
года устанавливается в размере 9501 руб., в дальнейшем размер ММТС индексируется
один раз в год, начиная с 1 июля 2023
года в соответствии с индексом потребительских цен. По расчетам экспертной группы ММТС с 1 июля
2023 года составит 10 071,06 руб. Средняя тарифная ставка за 2023 год
составит (9501 руб. х 6 мес. +10 071,06 руб. х 6 мес.) / 12 мес. = 9786,03
руб.
Экспертной группой
был произведен расчет фактической средней ступени оплаты и тарифного
коэффициента в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в
электроэнергетике РФ на 2019-2021 годы, а также с представленным ООО «ОЭС»
штатным расписанием от 31 декабря 2021 года,
он составил 7,66. Тарифный
коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, за 2021 год - 2,96, что
соответствует росту среднегодовой ступени оплаты на 1,4% и тарифного
коэффициента на 1,01%.
Из расчета средней
ступени оплаты труда по факту 2021 года, выполненного Агентством, следует, что
средняя ступень оплаты труда составила 7,7, тарифный коэффициент,
соответствующий ступени по оплате труда
– 2,99.
Сумма расходов по
данной статье рассчитана с учетом представленных в рамках тарифного дела
Положения об оплате труда ООО «ОЭС» и Положения о премировании.
Из расчета расходов
по данной статье усматривается, что при определении расходов на оплату труда
было учтено текущее премирование в размере 50%, не были учтены выплаты,
связанные с режимом работы, с условиями труда работника, выплаты по итогам
работы за год.
Экспертной группой с
учетом предписания ФАС России определены средства на оплату труда на 2023 год в размере 35 704,27 тыс. руб.,
что ниже утвержденных до предписания расходов на оплату труда на сумму 7973,54
тыс. руб.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда,
включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер
фонда оплаты труда с учетом отраслевых
тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и
фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде
регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из представленных в
материалы тарифного дела документов в обоснование расходов на оплату труда
следует, что фактическая численность
работников по виду экономической деятельности – передача электрической
энергии в последнем расчетном периоде регулирования – в 2021 году составляла 65
человек. Данное обстоятельство объективно подтверждается формой статистической
отчетности № П-4 «Сведения о численности
и заработной плате работников» за 2021 год. Согласно показаниям допрошенного в
качестве свидетеля сотрудника ООО «ОЭС» ***., непосредственно готовившей пакет
документов для установления ООО «ОЭС»
НВВ и тарифов на 2023 года, представленный в Агентство,
фактическая численность на 2021 год составляла 65 человек, она
сохранялась до конца 2022 года.
При таких
обстоятельствах Агентство правомерно при расчете фонда оплаты труда учитывало
численность сотрудников ООО «ОЭС» в количестве 65 человек, поскольку такой
подход соответствует приведенным положениям пункта 26 Основ ценообразования.
Согласно п. 1.2. Отраслевого тарифного
соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы» (далее
также ОТС на 2022-2024 годы), утвержденного Общероссийским отраслевым
объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская
ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз»
20 апреля 2022 года, которое действовало на момент утверждения цен (тарифов) на
услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на первые
два года долгосрочного период регулирования для ООО «ОЭС» - 2023-2027 годы, Соглашение действует в отношении
работодателей: являющихся членами Ассоциации «***»; не являющихся членами Ассоциации «***», но
уполномочивших Ассоциацию участвовать от их имени в коллективных переговорах и
заключить Соглашение; являющихся членами других объединений работодателей в
соответствии с соглашениями о присоединении к нормам настоящего Соглашения,
которые подписаны Сторонами Соглашения и этими объединениями работодателей;
присоединившихся к настоящему Соглашению после его заключения в порядке,
установленном разделом 10
настоящего Соглашения.
Перечень организаций, на которых
распространяется действие настоящего Соглашения, приведен в Реестре участников
Соглашения (Приложение N
1 к Соглашению) - неотъемлемой составляющей Соглашения.
Пунктом 10.1 Соглашения установлен порядок
присоединения к нормам Соглашения новых Организаций.
Организации электроэнергетики, в отношении
которых не действует настоящее Соглашение, вправе присоединиться к нему. Для
этого соответствующие полномочные представители работодателя и работников
направляют в адрес Ассоциации «***» и ВЭП письмо о желании присоединиться к
настоящему Соглашению. На основании данного письма Ассоциация «***» и ВЭП в
течение пятнадцати календарных дней вносят соответствующие дополнения в Приложение №
1 к настоящему Соглашению.
При приеме в состав Ассоциации «***» новой
организации Президент Ассоциации информирует об этом ВЭП, после чего Ассоциация
«***» и ВЭП в течение семи календарных дней вносят соответствующие дополнения в
Приложение №
1 к настоящему Соглашению.
После включения наименования Организации в Приложение №
1 к настоящему Соглашению Ассоциация ***!%» осуществляет письменное
уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
области государственного тарифного регулирования, а также Организации,
направившей обращение о присоединении к Соглашению.
Сторонами не
отрицается, что ООО «ОЭС» не является участником указанного Отраслевого
тарифного соглашения, следовательно, в отношении него не могут применяться
положения указанного Отраслевого тарифного соглашения в части размера
установленного данным ОТС размера минимальной месячной тарифной ставки рабочих
первого разряда промышленно-производственного персонала (ММТС) (аналогичные выводы содержатся в определениях
Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 года № 75-АПА19-21, от 21 февраля 2019 года № 29-АПГ18-8 от
19 июля 2018 года № 60-АПГ18-3).
Кроме того, суд
считает неправильным произведенный со ссылкой на пункт 3.3 ОТС вышеуказанный
расчет средней тарифной ставки за 2023
год, при котором Агентством ММТС, установленное ОТС в размере 9501 рубль было
проиндексировано на один индекс с 1 июля
2023 года по следующему основанию.
В соответствии с
пунктом 3.3 ОТС на 2022-2024 годы
настоящее соглашение определяет размер минимальной месячной тарифной ставки
рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в
организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои
трудовые обязанности (норму труда), определенные работодателем (далее – ММТС),
и динамику её изменения – в целях содействия повышению уровня реального
содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги.
С 1 июля 2022 года
размер ММТС устанавливается в размере 9501 рубль, увеличенном на величину фактического индекса потребительских цен в Российской Федерации за
период с 1 июля 2021 года по 30 июня
2022 года включительно, рассчитанного на основании официальных данных
Федеральной службы государственной статистики.
В дальнейшем размер
ММТС индексируется с периодичностью один
раз в год, начиная с 1 июля 2023 года, в соответствии с индексом
потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных
Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный
период, прошедший с момента предыдущей индексации.
Таким образом, из
буквального толкования указанных положений ОТС следует, что для
определения средней тарифной ставки за
2023 год необходимо было применение к ММТС в размере 9501 руб. двух индексов потребительских цен: с 1 января
2023 года по 30 июня 2023 года -
фактического индекса
потребительских цен в Российской Федерации за период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года и с 1 июля по
31 декабря 2023 года - индекс потребительских
цен за период с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года.
Также суд находит
заслуживающими внимание доводы административного истца о несогласии с тем, что
при расчете затрат по статье «расходы на оплату труда» в соответствии с ОТС Агентством было учтено
текущее премирование в размере 50%, в то время, как Положением о премировании
ООО «ОЭС» предусмотрено премирование в размере 75% .
Несогласие
представителей административного истца
с тем, что при расчете указанных расходов не были учтены выплаты, связанные
с режимом работы и с условиями труда (за
сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни), выплаты по итогам работы за год, не может
быть признано обоснованным, поскольку изначально ООО «ОЭС» не заявляло
о выплатах, связанных с режимом работы и с условиями труда, а также не представляло в тарифный орган
документальное подтверждение указанных выплат, а также выплат по итогам работы
за год для расчета затрат по статье расходов на оплату труда.
В пункте 17
Основ ценообразования определено, что в необходимую валовую выручку включаются
планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую
базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и
реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не
учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на
прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией
продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: 1)
расходы на топливо; 2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии
(мощности); 3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями,
осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами
оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172, договором о
присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями
функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N
530; 4) расходы на сырье и материалы; 5) расходы на ремонт основных средств; 6)
расходы на оплату труда и страховые взносы; 7) расходы на амортизацию основных
средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций
на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской
Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для
потребителей услуг; 8) прочие расходы (пункт 18).
Согласно подпункту 4
пункта 19 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при
определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после
налогообложения), включают в себя, в том числе прочие экономически обоснованные
расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты
организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций.
Пунктом 28 Основ ценообразования определено,
что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой
валовой выручки, включаются:
расходы на оплату работ (услуг)
непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам,
заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи,
вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных,
аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 29
настоящего документа) (подпункт 2);
расходы на служебные командировки, включая
оформление виз и уплату сборов (подпункт 6);
расходы на обучение персонала (подпункт 7);
расходы на страхование основных
производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также
основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида
деятельности (подпункт 8);
иные расходы, связанные с производством и
(или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с
Налоговым кодексом
Российской Федерации (подпункт 11).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при
определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует
(в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по
причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования
цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги)
подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах,
заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных
торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории
Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями,
осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение
специализированных программных средств для исследования рыночных цен,
подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных
ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные
значения расходов определяются с использованием официальной статистической
информации.
В соответствии с пунктом Основ
ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов
допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных
данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
3. ООО «ОЭС» считает
незаконным снижение величины расходов на
юридические и информационные услуги в
связи с исключением расходов, понесенных по договору № 2 от 2 августа 2019
года, заключенному с ИП ***.
Согласно предписанию
ФАС России от 21 февраля 2024 года
указанные расходы приняты Агентством на уровне предложения ООО «ОЭС» в размере
1937,84 тыс. руб. Однако экономически не обоснованы юридические услуги на сумму 1 225,16
тыс. руб.
Отсутствует анализ
экономической эффективности привлечения дополнительного персонала, отсутствует
сравнительный анализ и расчет затрат в случае выполнения данных работ
собственным персоналом организации, ученного Агентством на уровне нормативной
численности.
Таким образом,
расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому
обоснованию.
Из экспертного
заключения на 2024 год усматривается, что регулирующим органом в соответствии с
предписанием ФАС России исключены не обоснованные расходы на юридические услуга
в размере 1 225,16 тыс.руб. по договору
№ 2 от 2 августа 2019 года, заключенному
с ИП ***., и учтены расходы в размере 703,77 тыс. руб.
Проанализировав документы, представленные в
обоснование расходов по указанному договору
№ 2 от 2 августа 2019 года,
заключенному с ИП ***., суд приходит к выводу о правомерности исключения
указанных расходов из расчета базового уровня подконтрольных расходов в связи с
тем, что указанный договор был заключен в
нарушение требований Федерального закона
от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц», то есть без проведения предусмотренных данным
Федеральным законом конкурсных процедур.
Доводы представителей административного истца
о том, что данный договор не подлежал заключению в порядке, предусмотренном
указанным Федеральным законом, поскольку стоимость услуг по данному договору
составляет 80 000 руб., являются несостоятельными.
Как следует из содержания договора № 2
возмездного оказания услуг от 2 августа 2019 года, заключенного между ООО
«ОЭС», как заказчиком, и ИП ***., как исполнителем, исполнитель обязуется оказывать
заказчику услуги, а заказчик обязуется
оплатить данные услуги по условиям настоящего договора (пункт 1.1 договора).
Под услугами понимается, в том числе, но не ограничиваясь нижеуказанным: устные и письменные консультации по правовым
вопросам, разработка проектов гражданско-правовых договоров с учетом пожеланий
заказчика, их правовой анализ, составление протоколов разногласий, протоколов
согласования разногласий, дополнительных соглашений, соглашений к договорам,
составление писем, претензий, запросов, справок, предоставление в печатном или
электронном виде текстов нормативных правовых документов, участие в проведении
переговоров, встреч с контрагентами заказчика,
предоставление интересов заказчика в органах государственной,
муниципальной власти, в учреждениях и организациях всех форм собственности
(пункт 1.2 договора).
Стоимость услуг, оказываемых исполнителем
заказчику, составляет 80 000 руб. Стоимость услуг, оказываемых заказчику, по
предоставлению интересов в суде, арбитражном суде не входит в стоимость услуг
по договору, а подлежит согласованию сторонами (пункт 3.1 договора).
Пунктом 5.1 договора он заключен на
неопределенный срок.
По смыслу условий договора № 2 возмездного
оказания услуг от 2 августа 2019 года, он является договором на юридическое
обслуживание ООО «ОЭС», заключенным на неопределенный срок, и стоимость услуг, оказываемых по данному договору,
не ограничивается первоначально оговоренной
суммой 80 000 руб., что объективно подтверждается тем, что ООО «ОЭС»
понесены в 2021 году расходы в размере 1 225,16 тыс.руб. за юридические услуги, оказанные во исполнение
обязательств по указанному договору.
Таким образом, данный договор должен был быть
заключен с соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 года №
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. ООО «ОЭС» считает
незаконным исключение из НВВ расходов по статье «командировочные расходы».
Согласно предписанию
ФАС России от 21 февраля 2024 года
указанные расходы приняты Агентством на уровне
предложения ООО «ОЭС» - 30,98 тыс. руб., равные фактическим затратам за
2021 года. Затраты командировок указаны по перегону автотранспорта, которые
экономически необоснованны. Таким
образом, Комиссия ФАС России считает расходы по данной статье экономически необоснованными и подлежащими
исключению из базовых подконтрольных расходов на 2023 год. Расходы по
рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Из экспертного заключения на 2024 год
усматривается, что регулирующим органом в соответствии с предписанием ФАС
России командировочные расходы, предложенные в размере 30,98 тыс. руб.
исключены как экономически не обоснованные расходы.
Из представленных в материалы тарифного дела
документов в обоснование затрат по данной статье расходов усматривается,
что факт несения обществом командировочных расходов, связанных с
перегоном транспортных средств, из них
усматривается, что данные командировочные расходы были связаны с направлением
сотрудников общества в командировку с целью перегона транспортных средств.
Однако представленные ООО «ОЭС»
документы не содержат указания на цели
перегона транспортных средств, то
есть отсутствовало обоснование
необходимости несения указанных расходов в связи с осуществляемой
экономической деятельностью.
Как следует из карточек счета 20 за 2021 год
по статьям затрат «суточные расходы», «расходы по найму жилого помещения»,
«расходы к месту командировки и обратно», командировочные расходы, заявленные
обществом в размере 30,98 тыс. руб., помимо командировочных расходов на перегон
транспортных средств, включают в себя расходы на командировку 4-х сотрудников -
*** в период с 29 июня по 1 июля 2021
года, а именно: 8400 руб. - суточные расходы на 4 человек по 2100 руб. (700
руб. х 3 суток) и 6800 руб. – стоимость
их проживания.
Однако, как усматривается из документов,
представленных в обоснование командировочных расходов в тарифный орган,
размещенных на флеш-носителе, документов в обоснование направления указанных лиц в командировку в
период с 29 июня по 1 июля 2021 года, цели такой командировки, её необходимости, документов, подтверждающих
несение расходов на командировку (копий служебной записки, приказа о
направлении работников в командировку, служебных заданий для направления в
командировку и отчет о его выполнении, командировочных удостоверений, авансовых отчетов, платежных документов об оплате найма жилья), в тарифный орган не представлено
Таким образом, суд считает правомерным
исключение из подконтрольных расходов командировочных расходов в размере 30,98
тыс., относящихся к статье затрат «прочие расходы».
5. ООО «ОЭС» считает неправомерным снижение
расходов по статье «подготовка кадров».
Согласно предписанию ФАС России от 21 февраля 2024 года указанные
расходы приняты на уровне предложения ООО «ОЭС» - 429,40 тыс.руб. Отсутствует
экономическое обоснование и анализ роста затрат в 3,4 раза к факту 2021 года.
Фактические затраты 2021 года с ИПЦ составляют 151,12 тыс. руб. Таким образом, расходы по рассматриваемой
статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в случае отсутствия
обоснования необходимо исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ.
Из экспертного заключения на 2024 года
усматривается, что регулирующим органом в соответствии с предписанием ФАС
России исключены экономически не обоснованные
расходы в сумме 278,28 тыс. руб.
Экспертами расходы по данной статье учтены в
размере 151,12 тыс. руб. на уровне фактических затрат 2021 года с ИПЦ.
В силу пункта 11 Методических указаний уровень подконтрольных расходов на первый
(базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень
подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии
с пунктом 12
Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При
установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты
анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в
долгосрочном периоде регулирования, предшествующем очередному расчетному
периоду регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Согласно абз. 10
пункта 7 Основ ценообразования анализ экономически обоснованных либо
не обоснованных расходов производится органом исполнительной власти в области
государственного регулирования тарифов на основании данных статистической и
бухгалтерской отчетности за год.
Пунктом
16 Основ ценообразования предусмотрено, что определение состава расходов,
включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности
производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и
нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского
учета.
Из анализа расчета затрат по статье «Расходы
на подготовку кадров» ООО «ОЭС» на 2023-2027 годы следует, что стоимость обучения по большинству
образовательных программ за одного человека
соответствует стоимости программ обучения, предусмотренной прайс-листом
по оказанию образовательных услуг к договору № 57-р на оказание платных
образовательных услуг от 20 января 2020 года, заключенному с частным
учреждением «***».
Исходя из этого следует, что рост размера
расходов на подготовку кадров в большей степени связан не с увеличением
стоимости образовательных программ, а с увеличением количества обучающихся
сотрудников по предусмотренным в расчете образовательным программам.
Агентством не был проведен дополнительный анализ по статье «расходы на подготовку кадров» на 2023 год на предмет экономической
обоснованности включенного в расчет количества обучающихся по предусмотренным в
нем образовательным программам, что следует из
содержания экспертного заключения на 2024 года, а также показаний
свидетеля ***., главного консультанта отдела по регулированию электроэнергетики
Агентства, которая показала, что при
пересмотре подконтрольных расходов на 2023 год они не анализировали расчет
административного истца по данной статье расходов, в том числе не определяли необходимость заявленного
количества обучающихся на 2023 год.
При таких обстоятельствах суд приходит к
выводу о том, что в отсутствие такого
анализа говорить об экономической обоснованности определенных Агентством
затрат по статье расходов «подготовка
кадров» исходя из фактических расходов по данной статье затрат за предыдущий
период тарифного регулирования - 2021
год с учетом индексации, оснований не имеется, поскольку данный подход к
расчету затрат по указанной статье расходов не соответствует принципу
экономической обоснованности.
6. ООО «ОЭС» считает незаконным снижение расходов по статье «расходы на обеспечение нормальных условий
труда» в части расходов на приобретение спецодежды.
Согласно предписанию ФАС России от 21 февраля 2024 года указанные
расходы приняты Агентством на уровне предложения ООО «ОЭС» - 2170,47 тыс. руб.
Отсутствует экономическое обоснование и
анализ роста подконтрольных затрат в 2,4 раза к факту 2021 года (907,41 тыс.
руб.) Спецодежда учтена на 2023 год в размере 1371,67 тыс. руб., факт 2021 года
– 644,87 тыс. руб.
Из экспертного заключения на 2024 года
усматривается, что регулирующим органом
в соответствии с предписанием ФАС России исключены экономически
необоснованные расходы в сумме 602,16 тыс. руб.
Расходы на обеспечение нормальных условий
труда приняты экспертами в размере 1568,31 тыс. руб. на уровне фактических
затрат 2021 года с ИПЦ.
Как следует из представленного ООО «ОЭС» в
тарифный орган расчета по статье
расходов на приобретение специальной одежды, цены планируемой к приобретению
специальной одежды были взяты обществом
исходя из коммерческих предложений организации, осуществляющей её продажу.
Однако коммерческие предложения не
относятся к источникам цен, перечисленных в пункте 29
Основ ценообразования.
При таких обстоятельствах суд на основании
положений пунктов 29
и 31
Основ ценообразования считает правильным примененный подход регулирующего
органа к расчету плановых расходов на
приобретение специальной одежды на 2023
год на основе сведений о фактических затратах
ООО «ОЭС» по данной статье расходов за 2021 год с применением индексов
изменения потребительских цен 2022 и 2023 годов.
7. ООО «ОЭС» считает незаконным снижение расходов по статье «расходы на страхование».
Согласно предписанию ФАС России от 21 февраля 2024 года указанные
расходы приняты на уровне предложения ООО «ОЭС»
- 45,27 тыс. руб. Согласно
перечню договоров страхования экономически необоснованные затраты
составляют 27,87 тыс. руб., которые подлежат исключению, в том числе затраты по
страховым полисам, срок которых истек в январе- декабре 2021 года – 24,235
тыс. руб., застрахованного арендованного
автотранспорта – 3,629 тыс. руб.
(договоры заключены с ООО «***»).
Из экспертного заключения на 2024 года
следует, что регулирующим органом в соответствии с предписанием ФАС России исключены экономически не
обоснованные расходы в сумме 17,41 тыс. руб. Расходы на страхование приняты
экспертами в размере 27,86 тыс. руб.
Как следует из материалов, изначально
представленных ООО «ОЭС» в тарифный орган в обоснование расходов по указанной
статье затрат, данные расходы обществом
были определены в размере фактических расходов на страхование 2021 года
без учета индексации.
Исключение из указанной статьи затрат
расходов на обязательное страхование автогражданской ответственности (далее
также договоры обязательного страхования)
в отношении транспортных средств, по которым срок действия договоров
обязательного страхования заканчивался в период 2021 года, суд считает
неправомерным. Как следует из материалов тарифного дела, у Агентства имелась
сведения о транспортных средствах ООО «ОЭС»,
которые в силу действующего законодательства должны быть застрахованы по
договорам обязательного страхования
автогражданской ответственности. На
каждое транспортное средство были представлены полисы обязательного
страхования со сроком действия в 2021
году в подтверждение факта их
страхования и стоимости страхования.
С учетом этого у Агентства не имелось оснований для
снижения расходов по данной статье
затрат в связи с исключением расходов на страхование по договорам обязательного
страхования в отношении автотранспортных средств, по которым срок действия
договора страхования заканчивался в период 2021 года.
Кроме того, учитывая, что изначально данные
расходы на страхование в размере факта 2021 года Агентством были приняты в
расчет НВВ, соответственно, при
проведении корректировки НВВ 2023 года при наличии сомнений относительно факта страхования в течение 2021 года транспортных средств,
расходы по которым были исключены, Агентство в соответствии с пунктом 19 Правил регулирования тарифов,
предусматривающем, что в случае, если в ходе анализа представленных
организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об
установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо
их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы,
имело возможность проверить данное
обстоятельство, запросив соответствующие полисы обязательного страхования у
административного истца.
На основании вышеизложенного суд приходит к
выводу о неверности определения
Агентством по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области при проведении корректировки необходимой валовой
выручки на 2023 год величины базового уровня подконтрольных расходов ООО «ОЭС»
на 2023 год, соответственно,
подконтрольных расходов на 2024 год, определяемых методом индексации базового
уровня операционных расходов на 2023 год, и необходимой валовой выручки на 2024
год.
Таким образом, требования ООО «ОЭС» о
признании недействующими в части приказов Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 27 апреля 2024 года № 34-П «О внесении изменений в отдельные
приказы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и приказа
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» и от 22 мая 2024 года № 39-П «Об установлении
цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории
Ульяновской области на 2024 год» подлежат удовлетворению.
При этом на Агентстве,
являющемся органом, уполномоченным на установление тарифов в регулируемых
сферах деятельности, лежит обязанность по приведению вышеуказанных нормативных
правовых актов в соответствие с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ
по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного
правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении
заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный
правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному
нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим
полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативные
правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание,
что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание
их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели
восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца,
предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно, оспариваемые административным
истцом приказы следует признать не действующими в части с момента их принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ
следует возложить на Агентство по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых
заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в
законную силу.
В силу части 3
статьи 178, части 1 статьи
103, части 1 статьи 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию
расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с
ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» об оспаривании нормативных правовых актов в части
удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт
2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27
апреля 2024 года № 34-П «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства
цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменения и
установления в строке 3 приложения
к приказу Агентства по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 98-П «Об установлении
долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций,
в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии
устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности
территориальных сетевых организаций, на период 2023 - 2027 годы» базового уровня подконтрольных расходов общества с
ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» на 2023 год в
размере 62,76 млн. руб.
Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской
области от 22 мая 2024 года № 39-П «Об установлении
цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории
Ульяновской области на 2024 год» в части необходимой валовой выручки сетевой
организации без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых
(котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте
Российской Федерации, определенной в отношении общества с ограниченной
ответственностью «Объединенные электрические сети» в размере 207 149,71
тыс. руб. (строка 13 таблицы № 1 Приложения № 1).
Возложить на Агентство
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию
новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения
суда в законную силу.
Взыскать с Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Объединенные
электрические сети» расходы по уплате государственной пошлины 4500
руб.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова