Судебный акт
Обеспечение лесопожарной станции противопожарным оборудованием
Документ от 27.09.2024, опубликован на сайте 03.10.2024 под номером 114794, 2-я гражданская, об обязании оснащения лесопожарной станции 1 типа в р.п.Павловка пожарной техникой и оборудованием,, административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-02-2024-000130-33

Судья Ханбекова Н.М.                                                                  Дело № 33а-4163/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            27 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2024 года по делу № 2а-2-77/2024, по которому постановлено:    

исковые требования и.о. прокурора Павловского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц  удовлетворить.

Обязать Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до 01.03.2025 обеспечить лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем по нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а именно комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 штук, средствами индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из огнестойкой ткани (предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров), защитными очками, универсальной накидкой из огнестойкой ткани в количестве 5 шт., спальным мешком в количестве 5 шт., термоизоляционным ковриком (надувным матрасом) в количестве 5 шт., палаткой для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 5 шт., прожектором переносным световой силой не менее 1000 люмен в количестве 1 шт., переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт., металлическим шкафом или сейфом в количестве 1 шт., комплектом сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1 шт.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области в срок до 09.01.2025 обеспечить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной станции 1 типа в р.п.Павловка, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем по нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а именно комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 штук, средствами индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из огнестойкой ткани (предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров), защитными очками, универсальной накидкой из огнестойкой ткани в количестве 5 шт., спальным мешком в количестве 5 шт., термоизоляционным ковриком (надувным матрасом) в количестве 5 шт., палаткой для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 5 шт., прожектором переносным световой силой не менее 1000 люмен в количестве 1 шт., переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт., металлическим шкафом или сейфом в количестве 1 шт., комплектом сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1 шт. 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» Ильина А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокуроров Тимофеева М.С., Зотова Д.Д., полагавших решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

и.о. прокурора Павловского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности», Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области об обязании оснащения лесопожарной станции        1 типа в р.п.Павловка пожарной техникой  и оборудованием.

В обоснование требований указано, что прокурорской проверкой в деятельности лесопожарной станции 1 типа р.п. Павловка ОГБУ «Пожарная безопасность» Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее – ЛПС-1) выявлены нарушения противопожарного законодательства, в том числе несоблюдения нормативов обеспеченности лесопожарной техникой и оборудованием.

Нормативы комплектования лесопожарных станций установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» (далее – Правила).

Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (далее - ОГБУ «Пожарная безопасность») является подведомственным учреждением Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, а также для выполнения работ по тушению лесных пожаров на территории Павловского лесничества создано обособленное структурное подразделение    ОГБУ «Пожарная безопасность» лесопожарная станция 1 типа Павловка (Приказ директора ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» от 09.01.2024    № 2).

Проверкой установлено, что в нарушение требований Правил ЛПС-1 не обеспечена средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем по нормативам. Так, в ЛПС-1 отсутствует: комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук (п. 56 Правил), средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани в количестве 5 шт. (п. 58 Правил), спальный мешок в количестве 5 шт. (п. 60 Правил), термоизоляционный коврик (надувной матрас) в количестве 5 шт. (п. 61 Правил), палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 5 шт. (п. 62 Правил), прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен в количестве 1 шт. (п. 69 Правил), переносной генератор электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт. (п. 71 Правил), металлический шкаф или сейф в количестве 1 шт. (п. 72 Правил), комплект сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1 шт. (п. 75 Правил).

Внесенное прокуратурой Павловского района представление от 03.04.2023 № *** об устранении данного нарушения не исполнено, нарушение не устранено.

Полномочия и функции учредителя и собственника имущества                ОГБУ «Пожарная безопасность» от имени Ульяновской области осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Выявленные нарушения законодательства явились следствием ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами ОГБУ «Пожарная безопасность», просчетов в организации работы со стороны руководства областного учреждения, что негативно сказывается на состоянии законности в данной сфере правоотношений, создает угрозу распространения лесных пожаров в весенне-летний период, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья, а также  подрывает авторитет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Отсутствие денежных средств не освобождает от обязанности обеспечения лесопожарных станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Прокурор просил суд обязать областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до 01.03.2025 обеспечить лесопожарную станцию 1 типа в р.п. Павловка, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем по нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а именно: комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 штук, средствами индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из огнестойкой ткани (предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров), защитными очками, универсальной накидкой из огнестойкой ткани в количестве 5 шт., спальным мешком в количестве 5 шт., термоизоляционным ковриком (надувным матрасом) в количестве 5 шт., палаткой для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 5 шт., прожектором переносным световой силой не менее 1000 люмен в количестве 1 шт., переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт., металлическим шкафом или сейфом в количестве 1 шт., комплектом сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1 шт.;

обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области в срок до 09.01.2025 обеспечить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной станции 1 типа в р.п. Павловка, указанными выше средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем по нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование доводов жалобы указывает, что до проведения прокурорской проверки и обращения прокурора в суд с данным иском ОГБУ «Пожарная безопасность» были приобретены, в частности, коврики туристические с алюм.фольгой (7 шт.), лента клейкая сигнальная красно-белая     (20 шт.).

Обращает внимание, что Нормативами обеспеченности субъекта РФ противопожарным снаряжением и инвентарем, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р, не предусмотрено обеспечение лесопожарных формирований Ульяновской области переносными генераторами электричества мощностью 0,8-5 кВт, в связи с чем полагает, что требования прокурора в данной части не подлежат удовлетворению.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В адрес апелляционной инстанции поступило заявление от прокурора Павловского района Ульяновской области об отказе от исковых требований в части понуждения Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до 01.03.2025 обеспечить лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт. и понуждения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в срок до 09.01.2025 обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт.

Рассмотрев указанное заявление, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. Согласно части 2 вышеуказанной статьи при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Поскольку отказ административного истца от иска в указанной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия в силу ст.ст. 157, 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает отказ от части иска, отменяет решение суда в указанной части и прекращает производство по делу.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия (часть 1 статьи 53.3 того же Кодекса).

Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 вышеприведенной статьи).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров (далее - нормативы обеспеченности).

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Павловского района Ульяновской области при проведении проверки деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, а также подведомственного ему учреждения ОГБУ «Пожарная безопасность» выявлены нарушения требований в сфере пожарной безопасности лесов, в числе прочего, несоответствие технической оснащенности пожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных формирований нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19.07.2019.

В частности, в лесопожарной станции 1 типа р.п. Павловка обнаружено отсутствие комплекта пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальных ракет в количестве    20 шт. (п. 56 Правил), средств индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), защитных очков, универсальных  накидок из огнестойкой ткани в количестве 5 шт. (п. 58 Правил), спальных мешков в количестве 5 шт. (п. 60 Правил), термоизоляционных ковриков (надувной матрас) в количестве 5 шт. (п. 61 Правил), палаток для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 5 шт. (п. 62 Правил), прожектора переносного светового силой не менее 1000 люмен в количестве 1 шт. (п. 69 Правил), металлического шкафа или сейфа в количестве 1 шт. (п. 72 Правил), комплекта сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1 шт. (п. 75 Правил).

Прокурором в адрес ОГБУ «Пожарная безопасность» внесено представление.

Письмом от 14.04.2023 прокурору сообщено о результатах рассмотрения представления. По выявленным нарушениям отмечено отсутствие финансовой возможности для устранения нарушений.

Разрешая заявленные административные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, установив факт неукомплектования лесопожарных формирований противопожарным оборудованием и снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, пришел к выводу о том, что допущенное административными ответчиками бездействие нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку их недостаточность для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду.

Полномочия и функции учредителя и собственника имущества                ОГБУ «Пожарная безопасность» от имени Ульяновской области осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

В соответствии с п. 6.1 Устава областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности»   ОГБУ «Пожарная безопасность» финансируется, в частности, за счёт средств, выделяемых в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемых на реализацию целевых программ и выполнение государственного задания, субсидий на выполнение государственного задания из бюджета РФ и бюджета Ульяновской области.

В этой связи суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по финансированию на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, а на само учреждение – обязанность обеспечить оснащение лесопожарной станции 1 типа в р.п.Павловка пожарной техникой  и оборудованием, поскольку это соответствует целям и видам деятельности, предусмотренным Уставом учреждения.

Довод апелляционной жалобы о том, что техническая оснащенность противопожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров согласно нормативам обеспеченности, поставлена в прямую зависимость от пределов бюджетных ассигнований не служит основанием для отмены судебного акта и отказа прокурору в удовлетворении иска, поскольку данные обстоятельства преодолимы и не свидетельствуют о наличии объективных препятствий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, исключающих возможность исполнения требований нормативно-правового акта.

Частичное приобретение противопожарного оборудования не свидетельствует о соблюдении нормативов в полном объеме. Данное обстоятельство может быть учтено в ходе исполнения решения суда.

Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного ответчика с выводами суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о недостаточности сроков исполнения, установленных решением суда. Учитывая статус административного ответчика – бюджетное учреждение, бюджетное финансирование деятельности, процедуру выделения денежных средств и закупок, судебная коллегия считает возможным изменить срок исполнения решения, установив его для Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области до 31.03.2025, для Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» до 30.06.2025.

В остальной части принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 14 мая   2024 года в части понуждения Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до 01.03.2025 обеспечить лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт. и понуждения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в срок до 09.01.2025 обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт. отменить в связи с отказом административного истца от административного иска.

Производство по делу в этой части прекратить.

Изменить срок исполнения решения, установив его для Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области до 31.03.2025, для Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» до 30.06.2025.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27.09.2024.