У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0014-02-2024-000130-33
Судья Ханбекова Н.М. Дело № 33а-4163/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 27 сентября 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению
пожарной безопасности» на решение Николаевского районного суда Ульяновской
области от 14 мая 2024 года по делу № 2а-2-77/2024, по которому постановлено:
исковые требования и.о. прокурора Павловского района
Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение
«Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до 01.03.2025 обеспечить
лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным
снаряжением и инвентарем по нормативам, установленным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об
утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации
лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием,
противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения
лесных пожаров», а именно комплектом пиротехнических средств световой
визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства,
сигнальные ракеты в количестве 20 штук, средствами индивидуальной защиты
лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из огнестойкой ткани
(предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров), защитными
очками, универсальной накидкой из огнестойкой ткани в количестве 5 шт.,
спальным мешком в количестве 5 шт., термоизоляционным ковриком (надувным матрасом)
в количестве 5 шт., палаткой для защиты пожарного от неблагоприятных погодных
факторов в количестве 5 шт., прожектором переносным световой силой не менее
1000 люмен в количестве 1 шт., переносным генератором электричества мощностью
0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт., металлическим шкафом или сейфом в
количестве 1 шт., комплектом сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве
1 шт.
Обязать
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области в срок до
09.01.2025 обеспечить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной
станции 1 типа в р.п.Павловка, средствами предупреждения и тушения лесных
пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем по нормативам, установленным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р
«Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации
лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием,
противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и
тушения лесных пожаров», а именно комплектом пиротехнических средств световой
визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства,
сигнальные ракеты в количестве 20 штук, средствами индивидуальной защиты
лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из огнестойкой ткани
(предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров), защитными
очками, универсальной накидкой из огнестойкой ткани в количестве 5 шт.,
спальным мешком в количестве 5 шт., термоизоляционным ковриком (надувным
матрасом) в количестве 5 шт., палаткой для защиты пожарного от неблагоприятных
погодных факторов в количестве 5 шт., прожектором переносным световой силой не
менее 1000 люмен в количестве 1 шт., переносным генератором электричества
мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт., металлическим шкафом или
сейфом в количестве 1 шт., комплектом сигнальных лент или флажков (знаков) в
количестве 1 шт.
Заслушав
доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя ОГБУ
«Центр по обеспечению пожарной безопасности» Ильина А.Е., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, прокуроров Тимофеева М.С., Зотова Д.Д., полагавших
решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Павловского района Ульяновской области
обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов
неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению
«Центр по обеспечению пожарной безопасности», Министерству природных ресурсов и
экологии Ульяновской области об обязании оснащения лесопожарной станции 1 типа в р.п.Павловка пожарной
техникой и оборудованием.
В обоснование требований указано, что прокурорской проверкой в деятельности лесопожарной станции 1 типа р.п. Павловка ОГБУ
«Пожарная безопасность» Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской
области (далее – ЛПС-1) выявлены нарушения противопожарного законодательства, в
том числе несоблюдения нормативов обеспеченности лесопожарной техникой и
оборудованием.
Нормативы
комплектования лесопожарных станций установлены распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов
обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями,
пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем,
иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» (далее – Правила).
Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению
пожарной безопасности» (далее
- ОГБУ «Пожарная безопасность») является подведомственным учреждением
Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области. В целях
обеспечения пожарной безопасности в лесах, а также для выполнения работ по
тушению лесных пожаров на территории Павловского лесничества создано
обособленное структурное подразделение ОГБУ «Пожарная безопасность» лесопожарная
станция 1 типа Павловка (Приказ директора ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной
безопасности» от 09.01.2024 № 2).
Проверкой
установлено, что в нарушение требований Правил ЛПС-1 не обеспечена средствами
предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и
инвентарем по нормативам. Так, в ЛПС-1 отсутствует: комплект пиротехнических
средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное
устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук (п. 56 Правил), средства
индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитная одежда из
огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных
пожаров), защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани в
количестве 5 шт. (п. 58 Правил), спальный мешок в количестве 5 шт. (п. 60
Правил), термоизоляционный коврик (надувной матрас) в количестве 5 шт. (п. 61
Правил), палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 5 шт. (п. 62 Правил), прожектор
переносной световой силой не менее 1000 люмен в количестве 1 шт. (п. 69
Правил), переносной генератор электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в
количестве 1 шт. (п. 71 Правил), металлический шкаф или сейф в количестве 1 шт.
(п. 72 Правил), комплект сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1
шт. (п. 75 Правил).
Внесенное
прокуратурой Павловского района представление от 03.04.2023 № *** об устранении
данного нарушения не исполнено, нарушение не устранено.
Полномочия и
функции учредителя и собственника имущества ОГБУ «Пожарная безопасность» от
имени Ульяновской области осуществляет Министерство природных ресурсов и
экологии Ульяновской области.
Выявленные
нарушения законодательства явились следствием ненадлежащего исполнения
обязанностей должностными лицами ОГБУ «Пожарная безопасность», просчетов в
организации работы со стороны руководства областного учреждения, что негативно
сказывается на состоянии законности в данной сфере правоотношений, создает
угрозу распространения лесных пожаров в весенне-летний период, нарушает права
неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья, а также подрывает авторитет органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Отсутствие денежных
средств не освобождает от обязанности обеспечения лесопожарных станций
средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Прокурор просил суд обязать областное государственное
бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до
01.03.2025 обеспечить лесопожарную станцию 1 типа в
р.п. Павловка, средствами
предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и
инвентарем по нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов
обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями,
пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем,
иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а именно: комплектом
пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы
или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 штук, средствами
индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из
огнестойкой ткани (предназначенной для выполнения работ по тушению лесных
пожаров), защитными очками, универсальной накидкой из огнестойкой ткани в
количестве 5 шт., спальным мешком в количестве 5 шт., термоизоляционным
ковриком (надувным матрасом) в количестве 5 шт., палаткой для защиты пожарного
от неблагоприятных погодных факторов в количестве 5 шт., прожектором переносным
световой силой не менее 1000 люмен в количестве 1 шт., переносным генератором
электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт.,
металлическим шкафом или сейфом в количестве 1 шт., комплектом сигнальных лент
или флажков (знаков) в количестве 1 шт.;
обязать
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области в срок до
09.01.2025 обеспечить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной
станции 1 типа в р.п. Павловка, указанными выше средствами предупреждения и
тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем по нормативам,
установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019
года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской
Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием,
противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и
тушения лесных пожаров».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению
пожарной безопасности» не соглашается с
решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в
удовлетворении требований прокурора. В обоснование доводов жалобы указывает,
что до проведения прокурорской проверки и обращения прокурора в суд с данным
иском ОГБУ «Пожарная безопасность» были приобретены, в частности, коврики
туристические с алюм.фольгой (7 шт.), лента клейкая сигнальная
красно-белая (20 шт.).
Обращает внимание, что
Нормативами обеспеченности субъекта РФ противопожарным снаряжением и
инвентарем, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р,
не предусмотрено обеспечение лесопожарных формирований Ульяновской области
переносными генераторами электричества мощностью 0,8-5 кВт, в связи с чем
полагает, что требования прокурора в данной части не подлежат удовлетворению.
В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В адрес апелляционной инстанции поступило заявление от прокурора
Павловского района Ульяновской области об отказе от исковых требований в части понуждения Областного государственного
бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до
01.03.2025 обеспечить лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка переносным генератором электричества
мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт. и понуждения Министерства
природных ресурсов и экологии Ульяновской области в срок до 09.01.2025
обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению лесопожарную станцию 1
типа в р.п.Павловка переносным
генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт.
Рассмотрев указанное заявление, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 304
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ
административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы,
должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в
письменной форме. Согласно части 2 вышеуказанной
статьи при принятии заявления об отказе административного истца от
иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает
производство по административному делу.
Поскольку отказ административного истца от иска в указанной
части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других
лиц, судебная коллегия в силу ст.ст. 157, 304
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает отказ
от части иска, отменяет решение суда в указанной части и прекращает
производство по делу.
Согласно
части 1
статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов
граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других
случаях, предусмотренных федеральными законами.
С
учетом части 4
статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
В
соответствии с частью 7
статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от
пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного
самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81
- 84
настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими
федеральными законами.
Органы
государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии
со статьями 81
- 83
настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров,
устанавливающие:
1)
перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования,
противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения
лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и
использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в
лесах;
2)
перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных
формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению
лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с
уровнем пожарной опасности в лесах;
3)
мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4)
меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного
снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5)
иные мероприятия (часть 1
статьи 53.3 того же Кодекса).
Порядок
разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок
разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта
Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской
Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием,
противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и
тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации
(часть 4 вышеприведенной статьи).
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы
обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями,
пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем,
иными средствами предупреждения и тушения пожаров (далее - нормативы
обеспеченности).
Судом
установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Павловского района
Ульяновской области при проведении проверки деятельности Министерства природных
ресурсов и экологии Ульяновской области, а также подведомственного ему
учреждения ОГБУ «Пожарная безопасность» выявлены нарушения требований в сфере
пожарной безопасности лесов, в числе прочего, несоответствие технической
оснащенности пожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения
лесных пожаров лесопожарных формирований нормативам,
установленным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19.07.2019.
В частности, в
лесопожарной станции 1 типа р.п. Павловка обнаружено отсутствие комплекта
пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница
или сигнальное устройство, сигнальных ракет в количестве 20 шт. (п. 56 Правил), средств
индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - защитной одежды из
огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных
пожаров), защитных очков, универсальных накидок из огнестойкой ткани в количестве 5
шт. (п. 58 Правил), спальных мешков в количестве 5 шт. (п. 60 Правил),
термоизоляционных ковриков (надувной матрас) в количестве 5 шт. (п. 61 Правил),
палаток для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве
5 шт. (п. 62 Правил), прожектора переносного светового силой не менее 1000
люмен в количестве 1 шт. (п. 69 Правил), металлического шкафа или сейфа в
количестве 1 шт. (п. 72 Правил), комплекта сигнальных лент или флажков (знаков)
в количестве 1 шт. (п. 75 Правил).
Прокурором
в адрес ОГБУ «Пожарная безопасность» внесено представление.
Письмом
от 14.04.2023 прокурору сообщено о результатах рассмотрения представления. По
выявленным нарушениям отмечено отсутствие финансовой возможности для устранения
нарушений.
Разрешая
заявленные административные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции,
установив факт неукомплектования лесопожарных формирований противопожарным
оборудованием и снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных
пожаров, пришел к выводу о том, что допущенное административными ответчиками
бездействие нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку их
недостаточность для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на
благоприятную окружающую среду.
Полномочия и
функции учредителя и собственника имущества ОГБУ «Пожарная безопасность» от
имени Ульяновской области осуществляет Министерство природных ресурсов и
экологии Ульяновской области.
В соответствии с п.
6.1 Устава областного государственного бюджетного учреждения «Центр по
обеспечению пожарной безопасности» ОГБУ
«Пожарная безопасность» финансируется, в частности, за счёт средств, выделяемых
в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе
направляемых на реализацию целевых программ и выполнение государственного
задания, субсидий на выполнение государственного задания из бюджета РФ и
бюджета Ульяновской области.
В этой связи суд первой инстанции правомерно возложил
обязанность по финансированию на Министерство природных ресурсов и экологии
Ульяновской области, а на само учреждение – обязанность обеспечить оснащение лесопожарной
станции 1 типа в р.п.Павловка пожарной техникой
и оборудованием, поскольку это соответствует целям и видам деятельности,
предусмотренным Уставом учреждения.
Довод
апелляционной жалобы о том, что техническая оснащенность противопожарным
оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров
согласно нормативам обеспеченности, поставлена в прямую зависимость от пределов
бюджетных ассигнований не служит основанием для отмены судебного акта и отказа
прокурору в удовлетворении иска, поскольку данные обстоятельства преодолимы и
не свидетельствуют о наличии объективных препятствий, предусмотренных Бюджетным
кодексом
Российской Федерации, исключающих возможность исполнения требований
нормативно-правового акта.
Частичное
приобретение противопожарного оборудования не свидетельствует о соблюдении
нормативов в полном объеме. Данное обстоятельство может быть учтено в ходе
исполнения решения суда.
Доводы
жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и
процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие
административного ответчика с выводами суда первой инстанции, в связи с чем не
могут служить основанием для отмены решения.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о
недостаточности сроков исполнения, установленных решением суда. Учитывая статус
административного ответчика – бюджетное учреждение, бюджетное финансирование
деятельности, процедуру выделения денежных средств и закупок, судебная коллегия
считает возможным изменить срок
исполнения решения, установив его для Министерства природных ресурсов и
экологии Ульяновской области до 31.03.2025, для Областного государственного
бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» до
30.06.2025.
В остальной части принятое по делу решение является
правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для его отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Николаевского районного суда Ульяновской области от
14 мая 2024 года в части понуждения Областного государственного бюджетного
учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» в срок до 01.03.2025
обеспечить лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка переносным генератором электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте
в количестве 1 шт. и понуждения Министерства природных ресурсов и
экологии Ульяновской области в срок до 09.01.2025 обеспечить финансирование
мероприятий по обеспечению лесопожарную станцию 1 типа в р.п.Павловка переносным генератором электричества
мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 1 шт. отменить в связи с отказом
административного истца от административного иска.
Производство по
делу в этой части прекратить.
Изменить срок
исполнения решения, установив его для Министерства природных ресурсов и
экологии Ульяновской области до 31.03.2025, для Областного государственного
бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» до
30.06.2025.
В остальной части
решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного
государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной
безопасности» - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 27.09.2024.