Судебный акт
О взыскании пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка
Документ от 24.09.2024, опубликован на сайте 01.10.2024 под номером 114747, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пособие пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                      73RS0001-01-2024-001497-66

Дело № 33-4376/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             24 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 мая 2024 года, с учетом определения того же суда от 8 июля 2024 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-1806/2024, по которому постановлено:

 

Исковые требования Горячевой Татьяны Николаевны удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Горячевой Татьяне Николаевне ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием М*** Д*** Ф***,*** г.р., Г*** К*** О***,*** г.р. с 03.02.2024.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Горячевой Т.Н. и третьего лица Горячева О.П., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Горячева Т.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности назначить пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.

В обоснование требований указано, что Горячева Т.Н. является матерью М*** Д.Ф., *** года рождения, Г*** К.О., *** года рождения.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 14 февраля 2024 г. Горячевой Т.Н. было отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с рождение и воспитанием несовершеннолетних детей по причине наличия в собственности семьи истца земельного участка площадью 4706 кв.м, при допустимой норме 2500 кв.м.

Истец полагает, что норма площади земельного участка была определена неверно.

С учетом изложенного, Горячева Т.Н. просила признать решение ОСФР по Ульяновской области от 14 февраля 2024 г. незаконным, обязать ОСФР по Ульяновской области назначить пособие в связи с рождением и воспитанием детей с 3 февраля 2024 г.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен
Горячев О.П.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что рабочий поселок Игнатовка муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, в котором зарегистрирована по месту жительства Горячева Т.Н., является городским населенным пунктом, в связи с чем площадь находящегося в собственности семьи истца земельного участка по оценке критериев нуждаемости не должна превышать 0,25 га. Истцом не представлено документов, подтверждающих предоставление земельного участка в рамках государственной поддержки семьи, с целью исключения его из расчета.

В возражениях на апелляционную жалобу Горячева Т.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Горячева Т.Н. является матерью М*** Д.Ф., *** года рождения, Г*** К.О., *** года рождения.

Из материалов дела также следует, что 3 февраля 2024 г. Горячевой Т.Н. через Единый портал государственных услуг в ОСФР по Ульяновской области было подано заявления о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении несовершеннолетних детей М*** Д.Ф. и Г*** К.О. (л.д. 79-83).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 14 февраля 2024 г. Горячевой Т.Н. было отказано в назначении указанного ежемесячного пособия в связи с наличием в собственности земельного участка, площадь которого превышает 0,25 гектара (л.д. 84).

Так, в собственности супруга истицы Горячева О.П. находится земельный участок, площадью 4706 кв.м., расположенный по адресу: *** (т. 1, л.д. 150).

Отказывая в назначении ежемесячной выплаты, ответчик, посчитал, что, поскольку заявитель Горячева Т.Н. зарегистрирована по месту жительства в рабочем поселке И*** муниципального образования «И*** городское поселение» М*** района Ульяновской области, являющемся городским населенным пунктом, площадь находящегося в собственности семьи истца земельного участка по оценке критериев нуждаемости не должна превышать 0,25 гектара.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных Горячевой Т.Н. исковых требований, указал, что при оценке нуждаемости семьи истца следует исходить из площади находящихся в собственности земельных участков в совокупности не превышающей 1 гектар.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм процессуального права.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены виды государственных пособий, в том числе, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (абзац 3 части 1 статьи 3).

В силу статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 1 января 2023 г. право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.

В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. № 2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил право на ежемесячное пособие предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет 6 и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель); одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил право на ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с настоящими Правилами, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячного пособия.

Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия приведены в пункте 31 Правил, одним из которых является наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи земельного участка (земельных участков) (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки семьи, в том числе многодетной, или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), площадь которого (суммарная площадь которых) определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0,25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов или межселенных территорий, - 1 гектар (абзац седьмой подпункта «з» пункта 31 Правил).

Удовлетворяя заявленные Горячевой Т.Н. исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец зарегистрирована и проживает в населенном пункте, относящемся к сельской местности, в связи с чем суммарная площадь земельных участков, находящихся в собственности истца, не должна превышать 1 гектара.

Однако указанные выводы сделаны судом без учета положений вышеприведенных правовых норм материального права, регулирующих спорные правоотношения в их совокупности и взаимосвязи, а также без установления юридически значимых обстоятельств по делу.

Судом первой инстанции не было учтено, что юридически значимым обстоятельством в данном случае является место жительства (пребывания) заявителя. Если заявитель, имеющий в собственности земельные участки, проживает в сельском поселении или на межселенной территории, то мера социальной поддержки в виде пособия на ребенка может быть предоставлена в случае, когда суммарная площадь принадлежащих заявителю земельных участков не превышает 1 гектара; если заявитель, имеющий в собственности земельные участки, проживает не в сельском поселении или на межселенной территории, то указанная мера социальной поддержки может быть предоставлена в случае, когда суммарная площадь принадлежащих заявителю земельных участков не превышает 0,25 гектара.

Из представленных материалов дела следует, что Горячева Т.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: ***

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Поселение – городское или сельское поселение;

Межселенная территория – территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений.

В силу части 1 статьи 10 названного Федерального закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации (часть 1.1 статьи 10 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона № 131-ФЗ в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями)

В части 1 статьи 4 Устава Ульяновской области закреплено, что территория Ульяновской области состоит из территорий городов областного значения и административных районов.

Городами областного значения являются: Димитровград, Новоульяновск, Ульяновск (часть 2).

Административными районами являются: Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский, Тереньгульский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский (часть 3).

Частью 1 Статьи 7 Закона Ульяновской области от 13 июля 2004 г. № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» определено наделить муниципальное образование «Майнский район» статусом муниципального района с административным центром рабочий поселок Майна.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона Ульяновской области от 13 июля 2004 г. № 043-ЗО данный муниципальный район состоит из муниципальных образований, в том числе, Игнатовского городского поселения, в состав которого входят следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: а) рабочий поселок Игнатовка; б) деревня Александровка; в) деревня Анкудиновка; г) село Белое Озеро; д) село Городецкое; е) деревня Дедяшевка; ж) село Загоскино; з) село Новая Калда; и) село Поповка; к) поселок Родниковые Пруды; л) поселок Рыбхоза «Пионер»; м) деревня Скрипино; н) село Сосновка.

Согласно статьи 1 Устава муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Майнский район – муниципальное образование, наделенное статусом муниципального района, состоящее из 2-х городских и 5-ти сельских поселений, объединенных общей территорией, границы которой установлены Законом Ульяновской области от 13 июля 2004 г. № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области».

В силу статьи 4 Устава муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области территорию муниципального образования «Майнский район» образуют территории следующих городских и сельских поселений, включая Игнатовское городское поселение, в состав которого входят следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: а) рабочий поселок Игнатовка - административный центр, б) деревня Александровка; в) деревня Анкудиновка; г) село Белое Озеро; д) село Городецкое; е) деревня Дедяшевка; ж) село Загоскино; з) село Новая Калда; и) село Поповка; к) поселок Родниковые Пруды; л) поселок Рыбхоза «Пионер»; м) деревня Скрипино; н) село Сосновка.

Из приведенных норм права следует, что сельский населенный пункт и сельское поселение различаются как по территории, так и по своему статусу. Сельское поселение - это самостоятельное муниципальное образование, состоящее из одного или нескольких объединенных одной территорией населенных пунктов, имеющее органы местного самоуправления.

Рабочий поселок И*** не является самостоятельным муниципальным образованием и сельским поселением, а является административным центром И*** городского поселения.

Более того, как установлено судебной коллегией из пояснения истца Горячевой Т.Н., она с 2000 г. постоянно фактически проживает в г. У***. Здесь же проживает и зарегистрирован ее супруг Горячев О.П., а несовершеннолетний М*** Д.Ф. посещает общеобразовательное учреждение.

Таким образом, ни рабочий поселок И***, где зарегистрирована Горячева Т.Н., ни город У***, где она фактически проживает, не относятся к сельским поселениям, сельским населенным пунктам либо межселенным территориям, в связи с чем, имея в собственности семьи земельный участок площадью более 0,25 га, истец не имеет права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Горячевой Т.Н. исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 мая 2024 года, с учетом определения того же суда от 8 июля 2024 года об исправлении описки, отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Горячевой Татьяны Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием несовершеннолетних детей Мударисова Данила Фирдинантовича, 12 июля 2010 года рождения, Горячева Кирилла Олеговича,17 июня 2022 года рождения, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.09.2024