УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2024-001869-60
Судья Иренева М.А.
Дело № 33-4220/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 10 сентября
2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Федоровой Л.Г.
судей Санатулловой
Ю.Р., Трифоновой Т.П.
при секретаре
Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2024 года, по
гражданскому делу № 2-1060/2024, по
которому постановлено:
исковые
требования Анисимова Михаила Федоровича удовлетворить.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Анисимову
Михаилу Федоровичу специальную социальную выплату в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с
01.01.2023 по 31.08.2023 в размере 120 046,63 руб. (сто двадцать тысяч
сорок шесть рублей) 63 копейки.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства России в
пользу Анисимова Михаила Федоровича компенсацию морального вреда 5000
руб., в возмещение расходов на представителя 10 000 руб., почтовые расходы 332
руб., а всего 15 332 руб. (пятнадцать тысяч триста тридцать два рубля).
Заслушав доклад
судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя
Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства Щетининой Е.А., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, пояснения представителя Анисимова М.Ф. – Суворовой Е.Н.,
возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Тимофеева
М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Анисимов М.Ф.
обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (далее - ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее -
ОСФР по Ульяновской области) о признании
права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной
социальной выплаты, компенсации морального вреда.
Требования
мотивировал тем, что в период с 05.07.2018
по 31.08.2023 он состоял в трудовых отношениях с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России, работал в должности *** многопрофильного стационара Клинической
больницы №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В соответствии с п.п. «а» п.2
Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 имеет право на получение с
01.01.2023 социальной выплаты, назначаемой врачам. Однако работодателем
сведения в отношении него в ОСФР по Ульяновской области не направлялись,
социальная выплата не выплачивалась. Размер социальной выплаты, учитывая
фактически отработанное время с 01.01.2023 по 31.08.2023, составляет 120 046
руб. 63 коп.
Просил суд признать
за ним право на получение социальной специальной выплаты в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 в период с 01.01.2023 по
31.08.2023, взыскать с ОСФР по Ульяновской области специальную социальную
выплату за период с 01.01.2023 по 31.08.2023 в размере 120 046 руб. 63
коп., взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России компенсацию морального вреда в
размере 5000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.,
почтовые расходы (л.д.8-9, 135).
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства просит решение суда отменить, а исковые
требования Анисимова М.Ф. оставить без удовлетворения.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что судом была дана неверная оценка установленным по
делу обстоятельствам. Выводы суда основаны на неправильном применении норм
материального права. Обращает внимание суда на то, что занимаемая должность
Анисимова М.Ф. согласно трудовому договору и штатному расписанию - ***. Само по
себе обстоятельство оказания медицинской помощи истцом при выполнении функций
врача - терапевта не является основанием для получения социальной выплаты.
Полагает, что судом необоснованно был отклонен довод ответчика о том, что
установить истцу специальную социальную выплату по постановлению Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 не представляется возможным и в связи
с тем, что должность, которую он занимал, относится к должностям руководителей,
а не специалистов. Поясняет, что оснований для начисления и выплаты Анисимову
М.Ф. специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 №2568, с 01.01.2023 по 31.08.2023 не
имелось. Поскольку требования истца о компенсации морального вреда являются
производными от требований назначить и выплатить специальную социальную
выплату, то и оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации
морального вреда также не имелось. Кроме того, поясняет, что истцом не были
представлены доказательства того, что действия (бездействия) ответчика
затронули его неимущественные права и принадлежащие ему нематериальные блага,
чем причинен ему моральный вред. Ответчик не нарушал прав истца, поскольку
действовал в соответствии с требованиями закона, во исполнение
постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 №2568, приказа Минздрава России от 10.03.2023 №99н,
которым утверждены Разъяснения по применению указанного постановления.
Правомерные действия ответчика не повлекли наступления каких - либо негативных
последствий в виде физических или нравственных страданий для истца. В связи с
отсутствием причиненной связи между действиями ответчика и нравственными
страданиями истца считает исковые требования Анисимова М.Ф. о взыскании
компенсации морального вреда необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, считает, что сумма взысканной судом первой инстанции компенсации
морального вреда в размере 5 000 руб. является завышенной и не
соответствует критериям разумности и справедливости. ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
является организацией здравоохранения и науки, федеральным государственным
бюджетным учреждением, целью деятельности которого в соответствии с Уставом
является оказание всех видов медицинской помощи.
В отзыве на
апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ
по Ульяновской области поддерживает апелляционную жалобу ФГБУ «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» ФМБА.
Дело рассмотрено в
отсутствии не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или
изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное
определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность
установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,
обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального
права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как
следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГБУ ФНКЦРиО
ФМБА России является медицинской организацией, входящей в государственную
систему здравоохранения (федеральное государственное бюджетное учреждение).
В
соответствии с Уставом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является организацией
здравоохранения и науки, учредителем является Российская Федерация, функции и
полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляются ФМБА России
(п.1.2). В структуру Учреждения входит обособленное подразделение, в т.ч. КБ
№172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (п.2.3.2). Целями и предметом
деятельности ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является оказание всех видов медицинской
помощи (п.3.1, 3.2) (л.д.67-102).
Постановлением
Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 206 «О Федеральном
медико-биологическом агентстве» утверждено Положение о Федеральном
медико-биологическом агентстве.
Согласно
пункту 4 Положения ФМБА осуществляет свою деятельность непосредственно или
через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации
во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В
соответствии Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве ФМБА
России осуществляет организацию оказания следующих работ и государственных
услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная,
в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая
специализированная, включая медицинскую эвакуацию, медицинская помощь и
паллиативная медицинская помощь, оказываемые федеральными государственными
учреждениями, находящимися в ведении Агентства.
Согласно
Положению о КБ №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д.116-127) КБ №172
филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является обособленным подразделением ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России (п.1). Целями деятельности являются медико-санитарное
обеспечение работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо
опасными условиями труда, в том числе имеющих профессиональные заболевания, и
населения обслуживаемых территорий, оказанием им медицинской помощи, включая
специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, а
также санаторно-курортное лечение и реабилитацию в соответствии с Перечнем
организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным
медико-биологическим агентством, а также медико-санитарное и
медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд Российской
Федерации и их ближнего резерва.
Деятельность
осуществляется за счет средств обязательного государственного задания оказания
бесплатной медицинской помощи работникам обслуживаемых организаций, а также за
счет средств обязательного медицинского страхования всем застрахованным лицам в
рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи (п.3.4).
Перечень
организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержден
Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 №1156-р.
Судом
также установлено, что Анисимов М.Ф. в период с 01.06.2021 по 28.02.2023
работал в должности *** терапевтического отделения многопрофильного стационара
№2 КБ №172 ФГБУЗ ФНКЦРиО ФМБА России, с 01.03.2023 по 31.08.2023 -
многопрофильного стационара №1 КБ №172 ФГБУЗ ФНКЦРиО ФМБА России, что
подтверждается копией трудовой книжки, копией трудового договора,
дополнительного соглашения (л.д.12-14, 52-55, 128-131).
Согласно
штатному расписанию в многопрофильном стационаре №1 и №2 терапевтического
отделения КБ №172 филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.01.2023 утверждены
должности *** -1 ед., *** – 3,5 ед. (л.д.112-115).
Согласно
должностной инструкции заведующего отделением – врача-специалиста, к трудовым
функциям относится, в том числе оказание медицинской помощи в экстренной форме
(л.д.48-51).
В
табеле учета использования рабочего времени в период с 01.01.2023 по 31.08.2023
указано, что истец, кроме функций ***, выполнял функции ***. В указанных
табелях имеется два учетных номера Анисимова М.Ф., один из которых учетный
номер в должности ***, второй *** (л.д.40-47).
Истец, ссылаясь на то, что имеет право на
получение социальной выплаты в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования», обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно
установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению,
руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении
требований Анисимова М.Ф.
Вывод суда мотивирован, оснований не
соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции,
исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь
статьей 237
Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 31,
32, 33,
34
Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», положениями постановления
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, постановления Правительства РФ от 20.03.2024
№343, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии правовых
оснований для возложения на ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности произвести
истцу специальную социальную выплату в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной
социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по
31.08.2023 в размере 120 046,63 руб.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы
то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального
размера оплаты труда гарантировано Конституцией
РФ (ч. 3 ст. 37
Конституции Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 5
части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник
имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в
соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством
выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере
причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии
с данным Кодексом,
коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми
договорами (абз. 7 ч. 2
ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129
Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,
количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные
выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в
условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и
на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты
компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки
стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением
Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 отдельным категориям
медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения,
участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 года установлена ежемесячная
специальная социальная выплата.
В п. 2.
постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 с 1 января 2023
года установлена специальная социальная выплата следующим категориям
медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и
их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства)
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного
медицинского страхования либо территориальных программ обязательного
медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную
и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой
Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и
Херсонской области: а) врачи центральных районных, районных и участковых
больниц; б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу
заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение
исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному
населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному
заболеванию (состоянию); в) врачи и медицинские работники с высшим
(немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и
цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в
подпунктах «а» и «б» настоящего пункта; г) врачи
станций (отделений) скорой медицинской помощи; д) специалисты со средним
медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами,
указанными в подпункте «б»
настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную
помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая
проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному
населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному
заболеванию (состоянию); ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений)
скорой медицинской помощи; з) младший медицинский персонал центральных
районных, районных и участковых больниц; и) младший медицинский персонал
медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
гражданам по территориально-участковому принципу; к) младший медицинский
персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи; л) медицинские сестры
(фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным
бригадам скорой медицинской помощи.
Постановлением
Правительства РФ от 15.08.2023 № 1336 «О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568» в список лиц,
имеющих право на получение специальной социальной выплаты, также включены
медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием.
В п. 3
постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 установлены
следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному
медицинскому работнику: а) врачи центральных районных, районных и участковых
больниц, за исключением врачей, указанных в «б»
и «г» пункта 2
настоящего постановления, - 18500 рублей; б) врачи, указанные в подпункте «б»
пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей; в) врачи и
медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте «в»
пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей; г) врачи станций
(отделений) скорой медицинской помощи - 11500 рублей; д) специалисты со средним
медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц,
за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в
подпунктах «е» и «ж» пункта 2
настоящего постановления, - 8000 рублей; е) специалисты со средним медицинским
образованием, указанные в подпунктах «е» и «ж» пункта 2
настоящего постановления, - 6500 рублей; ж) фельдшеры и медицинские сестры
станций (отделений) скорой медицинской помощи - 7000 рублей; з) медицинские работники,
указанные в подпунктах «з» - «л» пункта 2
настоящего постановления, - 4500 рублей.
В соответствии с пп. «а» п. 4
постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 специальную
социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования
Российской Федерации.
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен
в Правилах,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568.
Пунктом 2
Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные
должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по
уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также
вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам
ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3
Правил).
Начисление выплаты производится за
календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции,
установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по
табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце.
Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в
большую сторону.
В соответствии с п. 4
Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации
направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного
месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр
работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В
декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого
(предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Правовые, организационные и экономические
основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных
организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует
Федеральный закон
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации».
Согласно
части 2 статьи 32 и частям 1-4 статьи 31 Федерального закона от 21.11.2011
№323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам
медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная помощь; паллиативная медицинская
помощь.
В
части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является
основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по
профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской
реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового
образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь
оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских
организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную,
медицинскую помощь (п.5).
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в
амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В части 1 и части 2
статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ
специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и
включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в
том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования
специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую
реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных
условиях и в условиях дневного стационара.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343 внесены изменения в п.п.
«а» Постановления Правительства от 31.12.2022 №2568, указанный подпункт
дополнен словами «а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе
центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том
числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006
года № 1156-р». Таким образом, расширена категория медицинских организаций,
работники которых имеют право на получение специальной социальной выплаты.
Специальная социальная выплата за календарный месяц
рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной
трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета
рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет
отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
При определении размера специальной социальной выплаты
работнику за календарный месяц рассчитывается соотношение количества рабочих
часов, фактически отработанных работником за календарный месяц, и количества
рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной
исходя из установленной работнику в соответствии законодательством
Российской Федерации продолжительности рабочей недели в порядке, определенном
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года № 101 «О продолжительности
рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими
должности и (или) специальности». Выплата осуществляется в максимальном
размере, если соотношение равно или более единицы. Если соотношение менее
единицы, размер выплаты определяется пропорционально полученному значению.
Таким образом, для установления ежемесячной
специальной социальной выплаты необходимы следующие условия: во-первых,
медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации,
оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому
принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, во-вторых, должность
работника должна быть отнесена к врачам, к которым обращаются (которых
посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической
целью, включая проведение исследований, в-третьих, работник должен оказывать
первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с
профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому
принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение
граждан по основному заболеванию (состоянию).
При установленных обстоятельствах, анализируя
положения законодательства, суд первой
инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является
медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения,
участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и
территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает
первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению, а потому истец имеет право на специальную социальную
выплату, предусмотренную постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.
Довод
апелляционной жалобы о том, что истец занимает должность, которая относится к
должностям руководителей, а не специалистов и соответственно не имеет право на
спорную выплату, был проверен судом первой
инстанции и правомерно был отклонен. При этом суд обоснованно исходил из
того, что истец кроме функций заведующего отделением, выполнял функции
врача-терапевта, что подтверждается представленными доказательствами, в том
числе табелем учета использования рабочего времени (л.д.40-47).
Таким образом, доводы ответчика, что в
должностные обязанности истца входит только организационно-распорядительная и
административно-хозяйственная деятельность несостоятельны, поскольку
материалами гражданского дела подтверждается, что помимо указанных функций
истец оказывает первичную медико-санитарную помощь пациентам.
Также, установив факт нарушения трудовых прав
истца в связи с не предоставлением работодателем в ОСФР по Ульяновской области
документов и сведений для назначения Анисимову М.Ф. специальной социальной
выплаты, и как следствие, не выплатой денежных средств, суд первой инстанции
взыскал с ответчика компенсацию морального вреда, размер которой определил с
учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных страданий,
длительности нарушения прав, а также требований разумности и справедливости.
Руководствуясь
положениями ст. 98, 100 ГПК РФ, суд первой инстанции взыскал с ФГБУ «Федеральный научно-клинический
центр медицинской радиологии и онкологии» ФМБА в пользу истца почтовые
расходы по направлению иска ответчикам и в суд в сумме 332 руб., расходы на участие представителя в размере
10 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому
ордеру №17 от 17.05.2024, при этом учел характер спора, объем проделанной
представителем Суворовой Е.Н. работы, участие в двух судебных заседаниях,
полагая данный размер разумным и справедливым.
Судебная коллегия находит выводы суда первой
инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебного
постановления по доводам апелляционной жалобы, поскольку приведенные выше
выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права,
регулирующим спорные правоотношения (статье 237 Трудового кодекса Российской
Федерации, статьям 31, 32, 33, 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №
323-ФЗ, положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31
декабря 2022 года № 2568), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса
Российской Федерации нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит
защите способом, указанным в законе. Судом первой инстанции дело рассмотрено в
рамках заявленных требований, в
соответствии с положениями части 3 статьи 196 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда проверено судебной коллегией в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе в соответствии с
требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, Отделением Фонда пенсионного и социального
страхования РФ по Ульяновской области, решение суда не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии
правовых оснований для удовлетворения исковых требований, и на неправомерное
взыскание компенсации морального вреда, основаны на неверном, ошибочном
толковании норм материального права, а потому не влекут отмену либо изменение
обжалуемого судебного постановления. Вопреки доводам апелляционной жалобы, из
материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12,
56,
57,
59
и 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно
установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и
объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им
надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости,
достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности
доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Нарушений норм процессуального права,
являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным
основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по
материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 30 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2024 года.