Судебный акт
Трудовой спор
Документ от 10.09.2024, опубликован на сайте 27.09.2024 под номером 114706, 2-я гражданская, о восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-02-2024-000273-88                                                                                                         

Судья Калянова Л.А.                                                                            Дело №33-4033/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              10 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Куприяновой Светланы Николаевны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2024 года, с учетом определения того же суда от 26 июня 2024 года                      об исправлении описки, по гражданскому делу №2-2188/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Куприяновой Светланы Николаевны к муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» о признании увольнения незаконным и отмене распоряжения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области от 05.04.2024 № *** «Об увольнении Куприяновой С.Н.», восстановлении на работе, взыскании  невыплаченной заработной платы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Куприяновой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Тимофеева М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Куприянова С.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» о  признании увольнения незаконным и отмене распоряжения, восстановлении на работе, взыскании  невыплаченной заработной платы, заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что 21.01.2021 между ней и ответчиком был заключен трудовой договор № *** согласно которому Куприянова С.Н. принимает на себя обязательства выполнения трудовых обязанностей в должности специалиста Учреждения по обеспечению деятельности Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» согласно должностной инструкции, а ответчик принимает на себя обязательства предоставить истцу работу по обусловленной Трудовым договором трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать истцу заработную плату. На основании её заявления и трудового договора ответчик издал Распоряжение Главы МО «Старомайнское городское поселение»  от 21.01.2021 № *** о назначении Куприяновой С.Н. на должность специалиста Учреждения по обеспечению деятельности Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» с 21.01.2021, характер работы – временная, вид работы по совместительству, с оплатой труда в соответствии со штатным расписанием. 01.03.2021 на основании её заявления ответчик издал распоряжение Главы МО «Старомайнское городское поселение» № *** об изменении вида работы, вид работы – основная, с оплатой труда в соответствии со штатным расписанием. 26.08.2022 между ответчиком и ею было заключено Дополнительное соглашение № 8 к трудовому договору от 21.01.2021 № *** об изменении условий трудового договора с «срочный» на «бессрочный» п. 1.1, п. 1.2 (постоянная). Трудовой договор  был заключен на неопределенный срок. 05.04.2024 ответчиком издано Распоряжение Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области  от 05.04.2024 № *** о её увольнении с занимаемой должности в связи с сокращением численности или штата работников организации, согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Она считает свое увольнение незаконным поскольку работодателем не соблюдены условия и порядок увольнения: действительность сокращения; соблюдение преимущественного права на оставление на работе; предупреждение работника о предстоящем увольнении за два месяца; предложение иной вакантной должности или работы, соответствующую или нижеоплачиваемую, которую работник может выполнять по состоянию здоровья. Кроме того, она не получала оригиналы документов и копии документов, заверенных надлежащим образом, при увольнении по сокращению численности или штата: распоряжение о сокращении численности или штата организации; уведомление за два месяца о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата организации; уведомление за три месяца о предстоящем массовом увольнении по сокращению численности или штата организации; предложение вакантной должности или работы в организации; распоряжение о расторжении Трудового договора; оригинал трудовой книжки; расчетные листы по начислению заработной платы за период работы с 01.01.2024 по 05.04.2024; справку о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2023 и 2024 годы; справку о среднем заработке за последние три месяца. Кроме того, 05.04.2024, в день увольнения ей был перечислен денежный расчет в сумме 69 912 руб.63 коп., что не соответствует решению Совета депутатов № *** от 19.01.2023 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 17.10.2019 № 62 и штатному расписанию, поскольку на основании решения Совета депутатов и Распоряжения Главы поселения, должностные оклады работников аппарата и депутатов Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» проиндексированы в связи с санкциями и инфляцией на 20% с 01.01.2024. При выплате заработной платы за январь и февраль начисление заработной платы было произведено без учета индексации, и при расчете с ней 05.04.2024 ответчик не произвел расчет заработной платы с учетом данной индексации.

Просила суд признать незаконным увольнение и отменить распоряжение Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 05.04.2024 № *** «Об увольнении Куприяновой С.Н.»; обязать МУ Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение» восстановить на работе Куприянову С.Н. на должность специалиста Учреждения по обеспечению деятельности Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение»; взыскать не выплаченные ответчиком денежные средства за период работы с 01.01.2024 по 05.04.2024 согласно должностного оклада с учетом индексации в 20% в размере 16 064 руб.58 коп.; взыскать с МУ Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение» среднемесячную заработную плату за время вынужденного прогула с 05.04.2024 до даты вынесения решения суда; компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Государственная инспекция труда в Ульяновской области, администрация МО «Старомайнский район» Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Куприянова С.Н. просит отменить решение суда, принять новое решение, об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы считает, что решение суда является незаконным, необоснованным. Считает необоснованным вывод суда о том, что Ш*** Г.В. является работодателем для истца и все кадровые документы изданы и подписаны полномочными лицами, поскольку доказательств того, что Глава поселения приступил к исполнению полномочий Председателя Совета депутатов поселения и стал работодателем для истца не имеется. Считает, что суд не дал надлежащей оценки легитимности Главы поселения Ш*** Г.В. Суд не принял во внимание её доводы о мнимом и фиктивном сокращении штатов. Суд не принял во внимание обстоятельство непредоставления оригиналов и копий документов истцу, относящихся к её трудовой деятельности, в том числе и изменяющих существенные условия труда, а так же не принял во внимание обстоятельство нарушения порядка сокращения работника. Обстоятельство не перечисления всей суммы заработной платы, причитающейся при увольнении с учетом индексации с 01.01.2024. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что при её оформлении на работу и увольнении с работы были допущены нарушения в оформлении распоряжений. Считает, что суд не дал надлежащей оценки, представленным ею доказательствам о нарушении ответчиком её трудовых прав. Считает, что суд необоснованно посчитал правомерными соблюдение ответчиком процедуры увольнения без подтверждения и отсутствия каких-либо документов у работника, а так же отмену задним числом индексации заработной платы работнику без его письменного на то согласия. Считает, что выводы суда о законности увольнения без расторжения трудового договора, о соблюдении процедуры увольнения ошибочны. Считает, что суд не дал оценки достоверности показаний свидетелей Ц*** Т.В., Ф*** А.С., И*** А.Н., подтвердивших передачу якобы всех документов увольняемым работником.

В возражениях на апелляционную жалобу муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»  считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 января 2021 года между Куприяновой С.Н. и Муниципальным учреждением Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение», в лице Главы МО «Старомайнское городское поселение», исполняющего полномочия Председателя Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Б*** Н.Б. заключен трудовой договор № ***, согласно которому истица принимает на себя обязательства выполнения трудовых обязанностей в должности специалиста Учреждения по обеспечению деятельности Совета депутатов согласно должностной инструкции, а ответчик принимает на себя обязательства предоставить истице работу по обусловленной трудовым договором трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать истице заработную плату
 (л.д. 49-56).

На основании Распоряжения Главы МО «Старомайнское городское поседение»  от 26 января 2021 года №*** Куприянова С.Н. была назначена на должность специалиста муниципального учреждения Совет депутатов МО «Старомайнское городское поседение»  по обеспечению деятельности Совета депутатов 21 января 2021 года на 0,5 ставки по совместительству (л.д.8).

На основании Распоряжения Главы МО «Старомайнское городское поседение»  от 1 марта 2021 года №*** в связи с заключением дополнительного соглашения от 1 марта 2021 №1 к трудовому договору от 21 января 2021 года  №*** Куприяновой С.Н. был изменен вид работы  (считать назначенной на указанную должность по основному месту работы со 2 марта 2021 года) (л.д.9).

21 сентября 2023 года по результатам проведенных выборов Ш*** Г*** В*** была выбрана из состава Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» пятого созыва Главой муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (решение Совета депутатов от 21 сентября 2023 года № 13 «Об избрании Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение», вступило в законную силу 21 сентября 2023 года) (л.д. 73).

31 января 2024 года Главой муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Ш*** Г.В. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и отсутствием необходимости содержания штата Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» принято распоряжение № 2-К о сокращении численности (штата) работников Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» о сокращении численности (штата) работников муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение», в том числе должности Куприяновой С.Н. – специалист по обеспечению деятельности Совета депутатов (л.д. 79).

В этот же день всем действующим сотрудникам аппарата Совета депутатов были подготовлены уведомления об увольнении в связи с сокращением, в том числе и специалисту по обеспечению деятельности МУ Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Куприяновой С.Н. от 31 января 2024 года (л.д.80).

Сотрудники Совета депутатов, в том числе и Куприянова С.Н. отказались от ознакомления и получения уведомления о сокращении, о чем 1 февраля 2024 года был составлен соответствующий акт (л.д.81).

Распоряжением Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» № *** от 5 апреля 2024 года  Куприянова С.Н. была уволена с занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников организации) (л.д.10).

Распоряжение об увольнении вручено Куприяновой С.Н. под роспись 5 апреля 2024 года. В расписке о получении распоряжения указано на несогласие с данным распоряжением (л.д. 85).

Истица, ссылаясь на то, что увольнение является незаконным, произведенные при увольнении выплаты ей произведены без учета индексации заработной платы с января 2024 года, обратилась в суд настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Куприяновой С.Н.

Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь статьями 20, 22, 56, 77, 81, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд пришел к выводу о законности увольнения Куприяновой С.Н., произведенного уполномоченным лицом, реальности сокращения штата работников, отсутствии нарушений процедуры увольнения и задолженности перед истицей по заработной плате, как следствие, отсутствии нарушений трудовых прав Куприяновой С.Н.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

В числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, - равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу части 1 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (абзац второй части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Расторжение трудового договора работодателем в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.

В силу части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 1 названной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 178 - 181.1) установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, в том числе в связи с сокращением численности или штата работников организации.

Так, частями 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 данного Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части 3 статьи 81, части 1 статьи 179, частях 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 № 930-О, от 28.03.2017 № 477-О, от 29.09.2016 № 1841-О, от 19.07.2016 № 1437-О, от 24.09.2012 № 1690-О и др.).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 даны разъяснения о том, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению названных норм трудового законодательства следует, что работодатель, реализуя в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом право принимать необходимые кадровые решения, в том числе об изменении численного состава работников организации, обязан обеспечить в случае принятия таких решений закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

К гарантиям прав работников при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации относится установленная Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность работодателя предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Данная обязанность работодателя императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель в силу абзаца второго части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), указанная гарантия наряду с установленным законом порядком увольнения работника направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно.

При этом установленная трудовым законодательством обязанность работодателя предлагать работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу не предполагает право работодателя на выбор работника, которому следует предложить вакантную должность. Работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, и запрет на дискриминацию в сфере труда.

Следовательно, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) при условии исполнения им обязанности по предложению этому работнику всех имеющихся у работодателя в данной местности вакантных должностей, соответствующих квалификации работника, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы. Неисполнение работодателем такой обязанности в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание судом увольнения незаконным.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решение о сокращении штата работников принято уполномоченным лицом – избранным по результатам проведенных в установленном законом порядке выборов из состава Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» пятого созыва Главой муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Ширмановой Г.В.

При этом, как верно учтено судом, в соответствии со статьей 31 Устава МО «Старомайнское городское поселение» Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Глава поселения избирается из состава Совета депутатов поселения и исполняет полномочия председателя Совета депутатов.

Вновь избранный Глава поселения вступает в должность со дня принятия решения Совета депутатов поселения об избрании Главы поселения.

Полномочия Главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы поселения.

При этом, действительно указанной статьей Устава предусмотрено, что Глава поселения при вступлении в должность приносит населению поселения присягу, однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, положения Устава не обуславливают момент вступления в должность Главы поселения моментом принятия присяги, а также не регламентируют порядок принятия такой присяги.

В свою очередь, согласно представленным на запрос судебной коллегии и опровергающим доводы Куприяновой С.Н. сведениям, Ш*** Г.В. после вступления в должность приняла присягу, что было опубликовано 29 сентября 2023 года на официальной странице администрации муниципального образования «Старомайнский район» в интернет-ресурсе «Социальная сеть «В Контакте».

Кроме того, сведения о Ш*** Г.В., как о главе муниципального образования – руководителе муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» 6 октября 2023 года внесены  в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается соответствующей выпиской (л.д. 124-128).  

Таким образом, довод о том, что у Ш*** Г.В. отсутствуют полномочия на принятие кадровых решений в отношении муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» является необоснованным.

Также судом правомерно отклонен довод Куприяновой С.Н. о нарушении процедуры увольнения.

Как указывалось выше, уведомление о предстоящем сокращении доведено до Куприяновой С.Н. в установленные сроки, от получения которого она отказалась, что установлено судом первой инстанции на основе всесторонней и полной оценки представленных доказательств, а доводы об обратном сводятся лишь к несогласию с такой оценкой, которая проведена в соответствии со статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебной коллегией приняты быть не могут.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, закон не обязывает работодателя вручать работнику само распоряжение о сокращении, а лишь предписывает предупредить его об этом не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

Также предметом судебной оценки суда первой инстанции являлась реальность сокращения численности штата, и суд правомерно пришел к выводу, что штат муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» был сокращен полностью.

Довод апелляционной жалобы о том, что функции сокращенных работников, в том числе Куприяновой С.Н., в настоящее время выполняют сотрудники администрации муниципального образования «Старомайнский район» за дополнительную плату не свидетельствует об отсутствии реального сокращения штата, а напротив подтверждает такую реальность и лишний раз подтверждает отсутствие производственной необходимости содержать лишние штатные единицы для выполнения работы, которую в состоянии выполнять сотрудники администрации.

Ввиду изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о реальности сокращения, после которого в штате Совета депутатов работники, кроме его руководителя (главы поселения) отсутствуют.

В свою очередь не может служить критерием законности самого увольнения  довод истицы о том, что при увольнении ей не выдали указанные в иске документы, в частности трудовая книжка, справка о среднем заработке и т.д.

При этом, как верно учтено судом, вина работодателя в невыдаче Куприяновой С.Н. указанных документов отсутствует.

В связи с вступлением в должность Главы поселения 22 сентября 2023 года  Ш*** Г.В. были запрошены правоустанавливающие документы, в том числе печать Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» у предыдущего Главы поселения М*** А.В. и сотрудников аппарата Совета депутатов Б*** Н.Б., К*** С.Н. и М*** С.Г.

Указанные лица Главе поселения Ш*** Г.В. требуемые документы не передали, о чем был составлен соответствующий акт, что также подтверждается неоднократными обращениями в органы МВД, Государственную инспекцию труда Ульяновской области, прокуратуру, а также приобщенными в материалы настоящего дела копиями дела об административном правонарушении и материала, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

До настоящего времени правоустанавливающие документы, а также документы по личному составу аппарата Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение», в том числе распоряжения о приеме сотрудников на работу, их трудовые договоры и трудовые книжки, сведения о начисленной и выплаченной заработной плате действующему Главе МО «Старомайнское городское поселение» Ш*** Г.В. не переданы, что истицей не оспаривается.

В связи с этим, Главой муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Ш*** Г.В. 5 апреля 2024 года было издано распоряжение №*** о невозможности внесения записи и выдачи трудовых книжек лицам, уволенным в связи с сокращением аппарата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (л.д. 86).

Таким образом, новому Главе кадровые и финансовые документы переданы не были, между тем факт истребования указанных документов Ш*** Г.В. подтверждается многочисленными обращениями в правоохранительные органы.

Таким образом, с учетом отсутствия вины  работодателя в невыдаче истице указанных ею документов, правовых оснований, в том числе, для компенсации Куприяновой С.Н. морального вреда на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации за невыдачу указанных документов не имеется.

Также судом правомерно отказано во взыскании в пользу Куприяновой С.Н. задолженности  по заработной плате за период с января 2024 года по апрель 2024 года.

Обращаясь с данным требованием, Куприянова С.Н. указала, что должностные оклады работников аппарата Совета депутатов были проиндексированы с января 2024 года на 20%.

Действительно, распоряжением от 20 сентября 2023 года № *** действующего на тот момент Главы  муниципального образования «Старомайнское городское поселение» М*** А.В. проиндексированы должностные оклады всех работников на 20% с 01.01.2024  и утверждено с 01.01.2024 штатное расписание муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (л.д. 62).

Однако, распоряжением № *** вновь избранного Главы от 29 декабря 2023 года распоряжение от 20 сентября 2023 года было отменено ( л.д. 117).

Распоряжение от 29 декабря 2023 года в установленном порядке незаконным не признано и не отменено.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что права Куприяновой С.Н. в указанной части не нарушены, так как распоряжение от 29 декабря 2023 года отменено до начала его реального  исполнения (до 1 января 2024 года), что не привело к фактическому изменению условий труда истицы.

В свою очередь, судебная коллегия отмечает, что с учетом установленных обстоятельств по делу, а именно наличия спора между бывшими сотрудниками аппарата Совета и вновь избранным Главой поселения, даты проведенных выборов депутатов Совета муниципального образовании (10 сентября 2023 года), законность  распоряжения от 20 сентября 2023 года вызывает сомнения, так как указанное распоряжение издано за день до избрания нового Главы и после проведения выборов депутатов, что в тот момент, когда было очевидно, что предыдущий Глава в силу объективных причин  вновь переизбран быть не может.

При этом, наличие подписанного с Куприяновой С.Н. дополнительного соглашения к трудовому договору (л.д.149)  не свидетельствует о том, что условия ее труда в части размера заработной платы были реально изменены.

Указное дополнительное соглашение подписано с истицей до начала действия распоряжения от 20 сентября 2023 года, в связи с чем,  правового значения не имеет.

Доводы апелляционной жалобы  Куприяновой С.Н. не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта и не влекут его отмену по одним только формальным основаниям, не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.      

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2024 года, с учетом определения того же суда от 26 июня 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куприяновой Светланы Николаевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:                

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 сентября 2024 года.