У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0024-02-2024-000259-86
Судья Шапарева И.А.
Дело №33а-3982/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
10 сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Васильевой Е.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного
учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 мая
2024 года по делу № 2а-2-221/2024, которым постановлено:
административное
исковое
заявление прокурора Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области в
защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению
«Исправительная колония № 2 УФСИН России по Ульяновской области», Управлению
Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о
возложении обязанности устранить нарушения норм и требований трудового,
противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить
частично.
Признать незаконным
бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области в части непринятия
мер по обеспечению требований трудового, противопожарного, а также
санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН
России по Ульяновской области в течение
12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно:
- обеспечить в
помещениях КДС, дежурной части, котельной, цеха № 66, профессионального
технического училища исправное состояние средств обеспечения пожарной
безопасности и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями пункта 54
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, согласно которым руководитель
организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и
эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения,
обеспечивающие их исправное состояние;
- привести внешние
поверхности наружных стен отряда № 9 в
соответствии с требованиями пункта 25 Правил противопожарного режима в
Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 сентября 2020 года №
1479, согласно которым не допускается выполнять отделку внешних поверхностей
наружных стен из материалов с неизвестными показателями огнестойкости;
- обеспечить
возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов зданий
медицинской части, пекарни изнутри в соответствии с требованиями пункта 26 Правил противопожарного режима в
Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 сентября 2020 года №
1479, согласно которым для объектов защиты, для которых установлен особый режим
содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не допускающий
открывания дверей таких помещений изнутри, должно обеспечиваться автоматическое
открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем
противопожарной защиты здания и (или) дистанционно сотрудником (работником),
осуществляющим круглосуточную охрану;
- привести в
соответствие дымовые пожарные извещатели в номере № 7 здания КДС в соответствии
с требованиями статьи 83 Федерального закона
от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 6.5.1 Свода
правил 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий,
сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими
установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования
пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2020 года
№ 582, согласно которым пожарные извещатели должны обеспечивать автоматическое
обнаружение пожара и быть защищены от ложных срабатываний;
- обеспечить
категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений
производственного и складского назначения в соответствии
с требованиями пункта 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября
2020 года № 1479, согласно которым
руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной
опасности;
- оборудовать
автоматической системой пожарной сигнализации помещения первого и второго
этажей дежурной части в соответствии
с требованиями части 1 статьи 5
Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности»,
пункта 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками
пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 сентября 2021 года, согласно которым каждый объект
защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности;
- в помещении
пилорамы устранить нагромождение отходов производства (опилок) высотой,
превышающей 1,5 м, в соответствии с требованиями пункта 1376 Правил по охране
труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при
выполнении лесохозяйственных работ, утвержденных приказом Минтруда России от 23
сентября 2020 года № 644н, согласно которым отходы производства необходимо
регулярно собирать, вывозить или утилизировать, материалы, заготовки, готовые
изделия и отходы не должны загромождать рабочие места, их временное
складирование высотой не более 1,5 м от пола в производственном помещении
допускается только в специально отведенном месте, оборудованном стеллажами,
стойками, емкостями с возможностью механизированного перемещения и удаления из
помещения или с площадки;
- произвести ремонт
душевой банно-прачечного комплекса, в помещении санузла отряда № 5.1, аптеке,
устранив следы протекания и повреждения покрытий стен в соответствии с
требованиями пункта 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН
2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений,
зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, согласно
которым покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами,
не должны иметь дефектов и повреждений;
- произвести ремонт
в душевой банно-прачечного комплекса, аптеке, комнате для умывания и помещении
санузла отряда СУОН, в помещениях карантинного отделения, устранив следы
протеканий и повреждения покрытия потолка, в соответствии с требованиями пункта
2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений,
оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих
субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание
услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, согласно которым покрытия
потолка помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь
дефектов и повреждений;
- произвести ремонт
в аптеке, комнате быта отряда № 5.1, комнате отдыха отряда № 4.2, устранив
повреждения напольного покрытия в соответствие с требованиями пункта 2.7
Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, согласно которым покрытия пола и стен
помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и
повреждений;
- обеспечить очистку территории около контейнерной площадки от мусора в
соответствии с требованиями пункта 2.8 СП 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, согласно
которым на территории земельного участка, используемого хозяйствующим субъектом
на праве собственности или ином законном основании, не допускается скопление
мусора, уборка собственной территории проводится ежедневно или по мере
загрязнения;
- обеспечить проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих
и дезинфицирующих средств в КДС №№ 3-5, 11, спальных помещениях отрядов №№ 3.1,
4.2, 5.2, 7.2, в соответствии с требованиями пункта 126 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий», согласно которым в помещениях общежитий должна
проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств;
- оборудовать комнату для умывания и помещение санузла отряда СУОН
исправным санитарно-техническим оборудованием в соответствии с требованиями
пункта 127 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года
№ 3, согласно которым здания должны быть оборудованы системами водоснабжения,
водоотведения, теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона
от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений»;
- привести уровень искусственной освещенности в камере ШИЗО № 6 в
соответствии с требованиями пункта 130 Санитарных правил и норм СанПиН
2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий
городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному
воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных
помещений, организации и
проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, согласно которым уровень
освещения в помещениях должен соответствовать гигиеническим нормативам;
- привести уровень искусственной освещенности в помещениях аптеки в соответствии с требованиями пункта 3.1
Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, согласно
которым уровни искусственного и естественного освещения помещений, используемых
для хранения и реализации продукции производственно-технического назначения,
должны соответствовать гигиеническим нормативам;
- привести уровень искусственной освещенности в кабинетах фельдшера,
психиатра, медицинского персонала здания филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ
МСЧ-73 ФСИН России в соответствии с
требованиями пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН
2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений,
зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, согласно
которым уровни искусственного и естественного освещения помещениях
хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам;
- оборудовать камеры здания ШИЗО/ПКТ ИК-2 горячим водоснабжением в
соответствии с требованиями пункта 2.2
Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, пунктов
19.2.1, 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, согласно которым
здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими
субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего
водоснабжения, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным
приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам,
душевым);
- обеспечить приватность санитарных узлов камер здания ШИЗО/ПКТ
ИК-2 в соответствии с требованиями пункта 14.4.8 СП 308.1325800.2017. Свод
правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила
проектирования (в двух частях), утвержденного и введенного в действие приказом
Минстроя России от 20 октября 2017 года № 1454/пр и приложения А, согласно
которым унитазы в камерах, где размещаются осужденные к лишению свободы,
устанавливаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности.
В случае недостаточности либо отсутствии денежных средств у
федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний России по Ульяновской области»
для проведения вышеуказанных работ
обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области обеспечить выполнение мероприятий в целях устранения
указанных нарушений путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных
обязательств).
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях области в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2
УФСИН России по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения
наказаний России по Ульяновской области о возложении обязанности устранить
нарушения норм и требований трудового,
противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.
Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения помощника прокурора Алексеевой М.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ульяновской прокуратуры по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с
иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к
федеральному казенному учреждению
«Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области» (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ульяновской области), Управлению
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее
- УФСИН России по Ульяновской области) о возложении обязанности устранить
нарушения норм и требований трудового, противопожарного и
санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указал, что в феврале 2024 года Ульяновской прокуратурой
по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области с
участием специалистов ГУ МЧС России по Ульяновской области, Государственной
инспекции труда в Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проведена
проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, трудового
законодательства, а также материально-бытового и медико-санитарного обеспечения
осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области,
расположенным по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Северный.
Проверкой
выявлены нарушения требований трудового,
противопожарного, а также санитарно-эпидемиологического законодательства,
которые в настоящее время не устранены.
Прокурор, уточнив требования,
просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской
области и УФСИН России по Ульяновской области в части непринятия мер по
обеспечению требований трудового, противопожарного, а также
санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России
по Ульяновской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно:
обеспечить эксплуатацию электрических светильников с предусмотренными
конструкцией колпаками (рассеивателями) в помещении санузла отряда № 4 и
помещении для сушки белья отряда № 5; обеспечить в помещениях КДС, дежурной
части, котельной, цеха № 66, профессионального технического училища исправное
состояние средств обеспечения пожарной безопасности и системы оповещения и
управления эвакуацией людей при пожаре; привести внешние поверхности наружных
стен отряда № 9 в соответствии с
требованиями пункта 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября
2020 года № 1479; обеспечить
возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов зданий
медицинской части, пекарни изнутри; привести в соответствие дымовые пожарные
извещатели в камере № 7 здания КДС; обеспечить категорирование по взрывопожарной
и пожарной опасности помещений производственного и складского назначения;
оборудовать автоматической системой пожарной сигнализации помещения первого и
второго этажей дежурной части; в помещении пилорамы устранить нагромождение
отходов производства (опилок) высотой, превышающей 1,5 м; в гараже, коридоре и
помещении столовой обеспечить закрытие электрощитов на замки; произвести ремонт
душевой банно-прачечного комплекса, в помещении санузла отряда № 5.1, аптеке,
устранив следы протекания и повреждения покрытий стен; произвести ремонт в
душевой банно-прачечного комплекса, аптеке, комнате для умывания и помещении
санузла отряда СУОН, в помещениях карантинного отделения, устранив следы
протеканий и повреждения покрытия потолка; произвести ремонт в аптеке, комнате
быта отряда № 5.1, комнате отдыха отряда
№ 4.2, устранив повреждения напольного покрытия; обеспечить очистку
территории около контейнерной площадки от мусора; обеспечить проведение
ежедневной влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств в КДС
№№ 3-5, 11, спальных помещениях отрядов №№ 3.1, 4.2, 5.2, 7.2; оборудовать комнату для умывания и помещение
санузла отряда СУОН исправным санитарно-техническим оборудованием; привести
уровень искусственной освещенности в камере ШИЗО № 6 в соответствии с требованиями пункта 130
Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21; привести уровень искусственной
освещенности в помещениях аптеки в
соответствии с требованиями пункта 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.1.3678-20; привести уровень искусственной освещенности в
кабинетах фельдшера, психиатра, медицинского персонала здания филиала
«Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в соответствие с требованиями
пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20;
оборудовать камеры здания ШИЗО/ПКТ ИК-2 горячим водоснабжением; обеспечить
приватность санитарных узлов камер здания ШИЗО/ПКТ ИК-2. При недостаточности
либо отсутствии у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств
для проведения вышеуказанных работ
обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение
указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных
обязательств) на указанные цели.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ МСЧ №73
ФСИН России, Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ
Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям России по
Ульяновской области; Государственная инспекция труда в Ульяновской области,
ФСИН России.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывает, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ульяновской области является казенным учреждением, финансируемым за счет
средств федерального бюджета, в связи с чем действия по устранению нарушений
требований законодательства ограничиваются определением суммы необходимых
затрат и направлением соответствующей заявки в УФСИН России по Ульяновской
области. Без соответствующего финансирования осуществить закупку необходимых
товаров (работ, услуг) для учреждения не представляется возможным, соответственно,
решение суда будет неисполнимым. По решению суда на ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ульяновской области могут быть возложены обязанности по своевременному
направлению заявок на выделение денежных средств, необходимых для устранения
нарушений, указанных в решении суда в течение определенного срока с момента
доведения лимитов бюджетных обязательств. Считает срок исполнения решения суда
недостаточным для проведения всего объема работ.
Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие
значение для дела. В решении не дана оценка с учетом представленных
доказательств наличию практически во всех камерах ШИЗО/ПКТ приватности
санитарных узлов согласно требованиям пункта 14.4.8 СП. Тем самым, судом
нарушены требования Инструкции по проектированию исправительных и
специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России
(СП 17-02) из содержания, которых следует, что приведенные в нем нормативные
требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были
спроектированы и построены до издания данного приказа.
В возражениях на апелляционную жалобу
Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения,
а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в
соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив
правильность применения судом норм материального и процессуального права,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с
пунктами 1.1 - 1.7 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области является
учреждением уголовно-исправительной системы, его учредителем является
Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального
имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет
ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем
бюджетных средств (л.д. 122-129).
Положениями пункта
5.12 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при
недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его
обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу ФКУ
ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, части 1 статьи 10
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний
осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления,
правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан
Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы,
является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную
безопасность, где они отбывают наказание.
В соответствии со
статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение
уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать
условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а
также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и
социальной сферы.
Из материалов дела
следует, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области на основании статьи 32 Федерального закона от 17 января
1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации» проведена проверка соблюдения трудового, противопожарного
законодательства, а также законодательства о материально-бытовом и
медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской
области, расположенном по адресу:
Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Северный, по результатам
которой установлены нарушения требований
о материально-бытовом и медико-санитарным обеспечении осужденных, которые не
оспаривались административными ответчиками в ходе рассмотрения дела и подтверждены сообщениями Управления надзорной деятельности и
профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ульяновской области,
ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, Государственной инспекцией труда в Ульяновской области
(л.д. 61-71, 72-78, 83-91).
27 ноября 2023 года
в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области направлено представление
прокурора об устранении выявленных нарушений, которое исполнено частично (л.д.
40-43, 232-235, 236-246, 247-253).
Оценив представленные
сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, установив,
что со стороны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области имеет место
нарушение федерального законодательства, регулирующего соблюдение трудового и
противопожарного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск
прокурора подлежит частичному
удовлетворению.
Удовлетворяя
частично требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что право
осужденных и других лиц, пребывающих в помещениях колонии, на соблюдение
санитарно-эпидемиологических требований, норм трудового и противопожарного
законодательства не должно ставиться в зависимость от изыскания ответчиками
денежных средств. Администрация исправительного учреждения обязана соблюдать
указанные требования законодательства, в связи с чем на данного
административного ответчика обоснованно возложена обязанность по устранению
выявленных нарушений.
В соответствии со
статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания» финансовое обеспечение функционирования
уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в
соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным
обязательством Российской Федерации.
Согласно части 5
статьи 11 названого закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим
обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности,
находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у
учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их
обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган
уголовно-исполнительной системы.
Создание лицам,
содержащимся в исправительном учреждении, условий содержания, соответствующих
нормам конституционного права, федеральных законов, относится к компетенции
ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области как территориального органа и
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области.
Исправительное
учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным
учреждением, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом
самостоятельного юридического лица, участником бюджетного процесса –
получателем бюджетных средств.
Деятельность ФКУ
ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, в том числе по соблюдению
санитарно-эпидемиологических требований, норм трудового и противопожарного законодательства при эксплуатации
помещений учреждения, в основном зависит от лимитов, выделяемых из средств
федерального бюджета, поскольку иных источников финансирования у ФКУ ИК-2 УФСИН
России по Ульяновской области не имеется.
Пунктом 4.3 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской
области закреплено, что УФСИН России по
Ульяновской области осуществляет в отношении Учреждения доведение бюджетных
ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль за использованием
закрепленного за учреждением имущества.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской
Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до
конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Следовательно, для устранения выявленных прокурором нарушений действующего
законодательства ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области имеет право на
специально выделяемые из федерального бюджета денежные средства и получаемые от
УФСИН России по Ульяновской области.
Доводам
административного ответчика относительно оборудования камер ШИЗО/ПКТ горячим водоснабжением и обеспечения
приватности санитарных узлов камер здания ШИЗО/ПКТ судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В силу пунктов
19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, СП 308.1325800.2017. Свод
правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования (в двух частях), подводку горячей воды следует
предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой
(умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.). Названные
требования распространяются на все жилые камеры исправительного учреждения.
Доказательств отсутствия технической возможности обеспечения камер ШИЗО/ПКТ
горячим водоснабжением административными ответчиками в суд не представлено.
Оборудование санитарных узлов
перегородками не свидетельствует об их изолированности в целях
обеспечения приватности.
Пунктами 14.4.8 т 17.2 СП 308.1325800.2017.
Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной
системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного и введенного в
действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года № 1454/пр предусмотрено, что в камерах ШИЗО, одиночных
камерах, камерах ПКТ, ЕПКТ следует предусматривать, в том числе раковину
(умывальник); изолированную кабину с унитазом. Перегородки кабины следует
выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры.
В случае
невозможности устранения недостатков в срок, установленный судом, административный ответчик не лишен права на
обращения в суд с заявлением о предоставлении
отсрочки исполнения решения в соответствии со статьей 358 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
Принятое по делу
решение является по существу правильным, судом верно определены обстоятельства,
имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные
доказательства, верно применены нормы права, регулирующие спорные
правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
решения суда не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 15 мая 2024 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония №
2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 20 сентября 2024 года.