Дело № 3а-217/2024
73OS0000-01-2024-000222-89
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 сентября 2024
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
с участием прокурора Тимофеева М.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью
«Бизнес Лэнд», Чипчина Евгения Владимировича о признании недействующими пунктов 3705, 5937, 5938, 5939 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019
года, пунктов 5781, 8740, 8741, 8742 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021
год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пунктов 11718, 18551, 18553, 18554 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,
пунктов 11051, 18128, 18130, 18131 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,
пунктов 15886, 15888 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год,
утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от
28 ноября 2023 года,
у с т а н о в и л :
27 ноября 2019 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 192-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2020
год» (далее также приказ № 192-пр).
11 ноября 2020 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 245-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2021
год» (далее также приказ № 245-пр).
29 ноября 2021 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ №
214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость»,
на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).
25 ноября 2022 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год» (далее приказ № 264-пр).
28 ноября 2023 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024
год» (далее приказ № 278-пр).
Указанными приказами
определены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы соответственно. Перечни являются приложениями
к приказам.
ООО
«Бизнес Лэнд» (далее также общество, административный истец) Чипчин Е.В. (далее
также административный истец) обратились в Ульяновский областной суд с
административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области о признании недействующими пунктов 3705, 5937, 5938, 5939 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019
года, пунктов 5781, 8740, 8741, 8742 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021
год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пунктов 11718, 18551, 18553, 18554 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021
года, пунктов 11051, 18128, 18130, 18131
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр
от 25 ноября 2022 года, пунктов 15886, 15888 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской
области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.
В
обоснование заявленных требований указало, что оспариваемыми пунктами в перечни на 2020 – 2023 годы включены следующие объекты недвижимости:
-
нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по
адресу: ***;
-
принадлежащие ООО «Бизнес Лэнд» на праве собственности и находящиеся в
указанном нежилом здании нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью
651 кв.м, нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 676,2 кв.м;
-
принадлежащее Чипчину Е.В. на праве
собственности и находящееся в указанном нежилом здании нежилое помещение с
кадастровым номером ***, площадью 659,3 кв.м.
Оспариваемыми
пунктами 15886, 15888 включены в
перечень на 2024 год указанные нежилые помещения с кадастровыми номерами *** и ***.
Нежилое
здание с кадастровым номером *** расположено на земельном участке с кадастровым
номером *** с видом разрешенного использования «под административным и
производственными зданиями».
Включение
указанных объектов недвижимого имущества в перечни произведено незаконно,
поскольку данные объекты не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 НК
РФ. Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного
участка, ни назначение помещений здания однозначно не позволяют отнести здание
к административно-деловому или торговому центру, а помещения признать
предназначенными для размещения офисов, объектов торговли, общественного
питания и бытового обслуживания.
Фактическое
обследование нежилого здания с кадастровым номером *** и расположенных в нем
нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, *** с целью определения
вида их фактического использования для
включения в перечни на 2020-2024
годы не производилось.
Представитель
административных истцов ООО «Бизнес Лэнд»,
Чипчина Е.В. – Демина С.М. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по
доводам, изложенным в административном иске и дополнительных пояснениях.
Представители
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Тимофеева
И.В. и Елистратова А.В. в ходе судебного разбирательства указали, что
исковые требования административных истцов признают только в части признания
недействующими пунктов 15886, 15888 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от
28 ноября 2023 года, поскольку в ходе обследования нежилого здания выяснилось, что спорные
нежилые помещения не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК
РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований административного
иска просят отказать, указывая на то, что спорные нежилое здание и нежилые
помещения в нем были включены в перечни
на 2020-2024 годы на том основании, что нежилое здание расположено на
земельном участке с кадастровым номером ***
с видом его разрешенного
использования– «под административным и производственными зданиями». Административные
истцы не обращались с заявлением об определении вида фактического использования
спорных объектов недвижимого имущества с целью их исключения из перечней.
Исследовав материалы
административного дела, выслушав доводы
сторон, заключение прокурора Тимофеева
М.С. об удовлетворении требований административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
Согласно пункту «и»
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление
общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2
и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
В силу положений
ранее действовавшего подпункта 33
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №
184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения относится решение вопросов установления,
изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно положениям
пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №
414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской
Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 года, к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым
данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены
региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным
налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство
Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных
правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской
области).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21
августа 2019 года) утверждено Положение
о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября
2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года,
которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на
территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.
Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264)
от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября
2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, №
публикации 7301202111290005.
Пунктами 3705, 5937,
5938, 5939 приказа № 192-пр, пунктами 5781, 8740, 8741, 8742 приказа
№ 245-пр, пунктами 11718, 18551, 18553, 18554 приказа № 214-пр в перечни на 2020, 2021, 2022
годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***,
расположенное по адресу:
***, и находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами ***.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено
Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области.
В соответствии с п. 1.1
указанного Положения Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также -
Министерство) является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия
собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными
участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области,
управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных
законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области
государственное управление в сферах градостроительной деятельности.
Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения
Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на
имущество организаций:
а) определяет на этот налоговый период
перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень);
б) направляет перечень в электронной форме в
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;
в) размещает перечень на официальном сайте
Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской
области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 264-пр от 25 ноября
2022 года, № 278-пр от 28 ноября 2023 года которыми утверждены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023
и 2024 годы.
Приказ № 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, №
публикации 7301202211300001 (л.д.229 т.1).
Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, номер
публикации 7301202311290001 (л.д.237 т.1).
Пунктами 11051,
18128, 18130, 18131 приказа № 264-пр в
перечень на 2023 год включены нежилое здание с кадастровым номером *** и
находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, ***.
Пунктами
15886, 15888 приказа № 278-пр в перечень на 2024 год
включены нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, ***.
Учитывая вышеприведенные
положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые
административными истцами нормативные правовые акты были приняты
уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры
Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их
компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в
той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с
соблюдением процедуры официального опубликования.
Определяя
правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечни, суд приходит к следующему.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая
база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их
кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в
соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Согласно п.п.1 п. 1
ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных
настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих
видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1)
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное
использование или наименование которых в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов,
торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В соответствии с п.
3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового,
административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки);
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,
административного или коммерческого назначения признается использование не
менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п.
4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или
нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений
общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения,
сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст.
378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в
котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается
одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр
(комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для
использования или фактически используется одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
В целях настоящего
пункта:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в
целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или
наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в
Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей
статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов,
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади
для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и
(или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
На момент издания
оспариваемых приказов пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что
налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества
определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) и помещений в них (в ред. Закона
Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала
применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения» единой датой
начала применения на территории Ульяновской области порядка определения
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой
стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
В соответствии с
пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений,
устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,
4,
5
настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области, органов местного
самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости,
сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных
источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П признано утратившим силу Постановление
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П и утверждено
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий
(строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по
налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (далее
- Положение). Указанное постановление вступило
в силу 4 октября 2023 года.
Разделом 2 данного Положения предусмотрено,
что уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о
них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного
самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях,
располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.
Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами
государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими
сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения
неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о
наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно
отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения
мероприятий.
В ходе судебного
разбирательства установлено, что в Единый государственный реестр
недвижимости включен объект недвижимости
- нежилое здание с кадастровым номером ***,
площадью 7775,6 кв.м., расположенное по
адресу: *** (т. 1 л.д 41-56), которое состоит из
следующих нежилых помещений:
- принадлежащего на
праве собственности ООО «Бизнес Лэнд» нежилого помещения с кадастровым номером ***,
общей площадью 1318 кв.м, расположенного
в подвале и на 1-м этаже здания (т. 1
л.д.136-156),
- принадлежащего на
праве собственности ООО «Бизнес Лэнд» нежилого помещения с кадастровым номером ***,
общей площадью 4470,4 кв.м,
расположенного на 1-м этаже здания (т. 1 л.д.157 – 164)
- принадлежащего на праве собственности ООО «Бизнес Лэнд» нежилого
помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 676,2 кв.м, расположенного на 2-м этаже здания (т. 1
л.д.59-65),
- принадлежащего на
праве собственности Чипчину Евгению Владимировичу, нежилого помещения с
кадастровым номером ***, общей площадью 659,3 кв.м, расположенного на 3-м этаже здания (т. 1 л.д.66-70),
- принадлежащего на
праве собственности ООО «Бизнес Лэнд» нежилого помещения с кадастровым номером ***,
общей площадью 651 кв.м, расположенного
на 4-м этаже здания (т. 1 л.д.57-58).
Назначение указанного здания с кадастровым номером *** – нежилое
здание, назначение помещений *** - нежилое.
Наименование здания
– «здание бытовых помещений с производственным корпусом».
Данный объект
недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 18 965 кв.м, имеющем вид
разрешенного использования – под административным и производственными зданиями
(т. 1 л.д.71-79).
Как пояснил в ходе
рассмотрения дела представитель Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, объект недвижимого имущества – нежилое здание
с кадастровым номером *** было включено в перечни исходя из
поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о виде
разрешенного использования земельного участка - под административным и
производственными зданиями. Нежилые
помещения с кадастровыми номерами ***
включены в перечни, поскольку находятся в данном здании.
Вышеуказанные
наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, назначение нежилых
помещений с кадастровыми номерами ***, вид разрешенного использования
земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на
использование здания, и спорных нежилых помещений как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом,
нежилое здание и находящиеся в нем спорные нежилые помещения, принадлежащие
административным истцам, могли быть включены в перечни при условии установления уполномоченным органом того, что назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
от общей площади объектов недвижимости в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и
объектов бытового обслуживания, либо не менее 20 процентов общей площади спорных
объектов недвижимости фактически используется для размещения офисов, торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Фактическое
обследование нежилого здания с
кадастровым номером *** и находящихся
в нем спорных нежилых помещений уполномоченным органом государственной власти
Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части перечней объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2020-2024 годы не проводилось.
Согласно
составленному Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро
технической инвентаризации по состоянию на 4 апреля 2008 года техническому
паспорту на объект недвижимого имущества
– помещения 1, 2 и 4 этажей, подвала (лит. А, А1, А2, А3,) (л.д.85-95 т. 1),
общей площадью 7125, 01 кв.м, расположенные в здании по адресу: ***, объект
состоит из площади нежилых помещений по классификации: торговой (534,93 кв.м),
производственной (3450,62 кв.м), складской (796,61 кв.м), учрежденческой (943,14 кв.м), служебной (1399,71 кв.м), по назначению
помещения имеют следующие наименования: помещения
подвала, общей площадью 635,42 кв.м. – «складское», «коридор», «электрощитовая», «подсобное», «служебное», «лестничная клетка», «производственное»,
«тепловой узел», «временно не используется»,
«умывальная», «туалет»; помещения первого этажа с антресолями, общей
площадью 5162,48 кв.м - «лестничная клетка», «складское», «сан.узел», «коридор»,
«торговое», «подсобное», «кладовая», «трансформаторная подстанция»,
«котельная», «тамбур», «цех», «тепловой узел», «площадка», «вахта»,
«кабинет», «производственное»,
«лестница», «туалет», «умывальная»,
«бытовая»,
«инструментальное», «венткамера»,
«архив», «гардероб»; помещения второго
этажа, общей площадью 676,07 кв.м, - «лестничная клетка», «коридор», «кабинет»,
«кладовая», «туалет», «сан.узел», «складское», «машинный зал», «подсобное»,
«кухня»; помещения четвертого этажа, общей площадью 651,04 кв.м - «сан.узел»,
«кабинет», «коридор», «лестничная клетка», «складское», «подсобное», «площадка».
Согласно
составленному Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро
технической инвентаризации по состоянию на 19 июня 2006 года техническому
паспорту на объект недвижимого имущества
– помещения 3-го этажа (т. 1 л.д. 96-103), общей площадью 659,29 кв.м,
расположенные в здании по адресу: ***, объект состоит из площади нежилых помещений
по классификации: складской (127,93 кв.м),
учрежденческой (305,35 кв.м),
служебной (226,01кв.м), по назначению помещения имеют следующие
наименования: «сан.узел», «архив»,
«склад», «коридор»,
«подсобная», «гардероб», «шкаф», «кабинет», «лестничная клетка», «лаборатория».
Наименование и
назначение помещений нежилого здания с
кадастровым номером *** не позволяет
признать указанное нежилое здание и
нежилые помещения в нем с кадастровыми номерами *** предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в
состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений
«кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической инвентаризации
объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Отсутствуют
основания и для признания спорных объектов недвижимости предназначенным для
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.
Согласно
техническому паспорту на объект
недвижимого имущества – помещения 1, 2 и 4 этажей, подвала в указанном нежилом здании располагаются, в том
числе, помещения, которые относятся к торговой, площадью 534,93 кв.м,
расположенные на 1-м этаже здания. Однако
данная площадь этих помещений -
534,93 кв.м, которые предполагают размещение в них торговых объектов,
составляет 6,88% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером *** - 7775,6 кв.м
Таким образом,
наименование и назначение помещений
нежилого здания с кадастровым номером *** и принадлежащих административным истцам
объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами *** не позволяют признать их предназначенными для
размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.
Как
было указано выше, обследование нежилого здания и расположенных в нем нежилых
помещений уполномоченными лицами с целью определения вида фактического их
использования до утверждения оспариваемых
приказов не проводилось.
По фактическому
использованию нежилых помещений в данном
здании, исходя из представленных
сторонами документов, также не имеется оснований для признания нежилого
здания с кадастровым номером *** административно-деловым
центром либо торговым центром, а нежилых помещений с кадастровыми номерами *** предназначенными для размещения офисов, торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из пояснений
представителя ООО «Бизнес Лэнд» –
Деминой С.М., представленных ею документов следует, что обществом помещения объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером ***, общей площадью 676,2 кв.м, расположенного на
втором этаже нежилого здания, были сданы в
аренду следующим юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям:
-
ООО «***» (ранее - ***») на основании
договора аренды № *** нежилого помещения от *** года, заключенного между ***» и ***» и
дополнительного соглашения к нему от *** года, заключенного ООО «Бизнес Лэнд» и
***», в период до 30 апреля 2022 года
для использования в качестве офисного
помещения, площадью 24, 34 кв.м и в
качестве технического центра с размещением технического телекоммуникационного
оборудования помещения, площадью 68,08 кв.м, а с 1 мая 2022 года по настоящее время только для
использования в качестве технического центра с размещением технического
телекоммуникационного оборудования помещения, площадью 68,08 кв.м (т. 2 л.д.
205-212);
-
***. на основании договора № ***
аренды нежилых помещений от *** года в
период с 1 июня 2020 года по 1 декабря 2022 года помещение для использования
под офис, площадью 12,84 кв.м (т. 2 л.д. 213-215) и на
основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 2 л.д.
216-217) в период с 2 декабря 2022 года по настоящее время помещение кабинета,
площадью 12,84 кв.м для использования в целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 2
л.д. 218) в период с 1 ноября 2020 года
по настоящее время помещение, площадью 13,63 кв.м для размещения
административного персонала для обеспечения производственной деятельности;
-
***» на основании договора № *** аренды
нежилых помещений от *** года (т. 2 л.д. 219) и договора № ***
аренды нежилых помещений от *** года (т. 2 л.д. 220) в период с 21 ноября 2022
года по настоящее время помещение, площадью 18 кв.м, для использования в
качестве офисного помещения;
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 2
л.д. 221-222) и на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 2 л.д. 223-224) в период с 10
ноября 2022 года по настоящее время помещение, площадью 24, 34 кв.м, для
использования в целях ведения образовательной деятельности;
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 2 л.д. 225-226) в период с 9
января 2023 года по настоящее время помещение, площадью 12,99 кв.м, для
использования в целях ведения коммерческой
и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора № *** аренды
нежилых помещений от *** года (т. 2 л.д. 227-229) в период с 16 марта 2020 года
по 15 января 2021 года помещение под офис, площадью 27,45 кв.м.
Проанализировав
указанные договоры аренды, принимая во внимание
действие договоров аренды на даты утверждения перечней, суд приходит к
выводу о том, что по объекту недвижимого
имущества с кадастровым номером *** подлежат учету в целях статьи 378.2
Налогового кодекса Российской Федерации
следующие помещения (площади):
по
перечню на 2020 год - помещение,
площадью 24, 34 кв.м (***»), что
составляет 3,6 % от общей площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** - 676,2 кв.м;
по перечню на 2021
год - помещение, площадью 24, 34 кв.м (***»), помещение, площадью 12,84 кв.м (***.),
помещение, площадью 27,45 кв.м (***»), итого, 64,63 кв.м, что составляет 9,56% от общей площади объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером *** -
676,2 кв.м;
по
перечню на 2022 год - помещение, площадью 24, 34 кв.м (***), помещение, площадью 12,84 кв.м (***),
итого, 37,18 кв.м, что составляет 5,5% от
общей площади объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером *** -
676,2 кв.м;
по перечню на 2023
год - помещение, площадью 12,84 кв.м (***.),
помещение, площадью 18 кв.м (***»), итого, 30,84 кв.м., что составляет 4,56 %
от общей площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***
- 676,2 кв.м;
по перечню на 2024
год - помещение, площадью 12,84 кв.м (***.),
помещение, площадью 18 кв.м (***), помещение, площадью 12,99 кв.м («***»),
итого 43,83 кв.м, что составляет 6,48 % от общей площади объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером *** -
676,2 кв.м.
Из пояснений
представителя Чипчина Е.В. – Деминой С.М., представленных ею документов
следует, что Чипчиным Е.В. объект
недвижимого имущества с кадастровым номером ***, общей площадью 659,30
кв.м, расположенного на третьем этаже
нежилого здания, на основании договора
аренды помещений, находящихся в собственности арендодателя от 1 ноября 2019
года был сдан в аренду ***», которое, в свою очередь, сдало в субаренду помещения указанного
объекта недвижимости следующим юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям:
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 11-12), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д.13-14) в период с 1 июля 2019 года
по 30 июня 2020 года помещение под офис, площадью 10 кв.м для использования в
целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 15-16),
на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 17-18) в период с 1 июня 2019 года по 30 июня 2020 года
помещение под офис, площадью 10 кв.м для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности, связанной
со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 19-20) в период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года
помещение под офис, площадью 6 кв.м для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 23-24), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 25-26), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 27-28)
в период с 1 июля 2019 года по 31
декабря 2020 года помещение под офис, площадью 12 кв.м, для использования в
целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
*** на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 29-30), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 31-32), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 27-28) в период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года
помещение под офис, площадью 5 кв.м для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности, связанной
со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 33-34), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 35-36), в период с 7 марта 2019
года по 30 июня 2020 года помещение под офис, площадью 5 кв.м для использования
в целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции,
на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 37-38), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 39-40) в период с 1 июля 2020 года по 30 июня 2021 года
помещение под офис, площадью 18 кв.м для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности, связанной
со сбытом продукции;
-
***. на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 41-42), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 43-44), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 45-46) в период с 1 сентября 2019 года
по 30 июня 2021 года помещение под офис, площадью 21 кв.м для использования в
целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора
субаренды помещений от *** (т. 2 л.д.
47-48), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 49-50), в период с 1 марта 2019 года по
30 июня 2021 года помещение под офис, площадью 5 кв.м, для использования в
целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции; на основании договора
субаренды помещений *** года (т. 2 л.д.
51-52) на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 53-54) в период с 1 июля 2021 года по
30 июня 2022 года помещение под офис, площадью 18 кв.м, для использования в
целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции, на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 55-56) в период с 1 июля
2022 года по 31 декабря 2022 года помещение под офис, площадью 5 кв.м, для
использования в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 57-58), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 59-32), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 61-62) в период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2021 года
помещение под офис, площадью 12 кв.м, для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности, связанной
со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 63-64) в
период с 1 сентября 2019 года по
настоящее время кабинеты, площадью 102 кв.м, для использования в целях ведения
деятельности по разработке компьютерного программного обеспечения;
-
***» на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 65-66) в
период с 1 марта 2019 года по настоящее
время кабинеты, площадью 87,09 кв.м, для ведения образовательной деятельности;
- ***. на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 69-70), на основании
договора субаренды помещений от *** года
(т. 2 л.д. 71-72), на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 73-74), на основании
договора субаренды помещений от *** года
(т. 2 л.д. 75-76), на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 77-78) в период с 1
июля 2019 года по настоящее время помещение под офис, площадью 12 кв.м
для ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 79-80), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 81-82), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 83-84), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 85-86), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 87-88), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 89-90), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 91-92 ), на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 93-94), в период с
1 июля 2019 года по настоящее время помещение под офис, площадью 5 кв.м,
для использования в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
- ***» на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 95-96), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 97-98), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 99-100), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 101-102), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 87-88), на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д.
103-104), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 105-106), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 107-108), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 109-110) в период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2023 года
помещение под офис, площадью 5 кв.м, для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности, связанной
со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 111-112), на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 113-114), на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 115-116) в период с
16 января 2020 года по 31 декабря 2022 года помещение под офис, площадью
5 кв.м, для использования в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 117-118) в период с 11 сентября 2020 года по настоящее время
помещение под офис, площадью 5 кв.м, для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности, связанной
со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 119-120) в период с 3 марта 2021 года
по 31 декабря 2021 года помещение под офис, площадью 12 кв.м, в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной с предоставлением услуг в области
разработки программного обеспечения;
-
*** (ныне - *** ***. на основании
договора субаренды помещений от *** года
(т. 2 л.д. 121-122), на основании договора субаренды помещений от 30 декабря 2022 года (т. 2 л.д.
123-124) в период с 2 июля 2021 года по настоящее время кабинета,
площадью 22 кв.м, для использования в целях проведения семинаров и тренингов;
-
***» на основании договора
субаренды помещений от *** года (т. 2
л.д. 125-126) в период с 16 мая 2022
года по настоящее время кабинета, площадью 5 кв.м;
-
***. на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 127-128)
в период с 12 мая 2023 года по настоящее
время помещение под офис, площадью 18 кв.м, для использования в целях
ведения коммерческой и иной деятельности,
связанной со сбытом продукции;
-
*** на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 129-130),
на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 131-132) в период с 1 июня 2023 года по настоящее
время помещение под офис, площадью 5 кв.м, для использования в целях
ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 133-134),
в период с 17 мая 2023 года по настоящее время помещение под офис, площадью 18
кв.м, для использования в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной с предоставлением услуг в
области разработки программного обеспечения;
-
***» на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 135-136),
на основании договора субаренды помещений № *** от *** года (т. 2 л.д.
137-138) в период с 1 сентября 2023 года
по настоящее время помещение под офис, площадью 8 кв.м, для использования в
целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной с предоставлением услуг в области разработки
программного обеспечения;
-
***. на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 3 л.д. 221-222)
в период с 28 марта 2023 года по настоящее время помещение под офис, площадью 8
кв.м, для использования в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 2 л.д. 139-140)
в период с 1 февраля 2023 года по настоящее время помещение под офис, площадью
5 кв.м, для использования в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
- ***» на основании договора субаренды
помещений от *** года (т. 2 л.д. 141-142) в период с 26 марта 2023 года по
настоящее время кабинет, площадью 12
кв.м;
-
*** на основании договора субаренды помещений от *** года (т. 4 л.д. 30-31) в
период с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года помещение под офис, площадью
14 кв.м.для использования в целях ведения коммерческой и иной деятельности, не
запрещенной в РФ.
Проанализировав
указанные договоры субаренды, принимая во внимание действие договоров субаренды на даты
утверждения перечней, суд приходит к выводу о том, что по объекту недвижимого имущества с
кадастровым номером *** подлежат учету в целях статьи 378.2 Налогового кодекса
Российской Федерации следующие помещения (площади):
по
перечню на 2020 год – помещение, площадью 10 кв.м (***»), помещение, площадью 10 кв.м (***»),
помещение, площадью 6 кв.м (***»), помещение, площадью 12 кв.м (***»), помещение, площадью 5 кв.м (***
помещение, площадью 5 кв.м (***»), помещение, площадью 21 кв.м (***.),
помещение, площадью 5 кв.м (***»),
помещение, площадью 12 кв.м (***»), помещение, площадью 12 кв.м (***.),
помещение, площадью 5 кв.м (***»), помещение, площадью 5 кв.м. (***), итого,
108 кв.м, что составляет 16,38 % от общей площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***
- 659,3 кв.м;
по перечню на 2021
год - помещение, площадью 12 кв.м (***»), помещение, площадью 5 кв.м (***), помещение, площадью 18 кв.м (***), помещение,
площадью 21 кв.м (***.), помещение, площадью 5
кв.м (***), помещение, площадью 12 кв.м (***»), помещение, площадью 12
кв.м (*** помещение, площадью 5 кв.м (***), помещение, площадью 5 кв.м. (***), помещение,
площадью 5 кв.м (***), помещение,
площадью 5 кв.м (***), итого, 105 кв.м, что составляет 15,93 % от общей площади объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером *** -
659,3 кв.м;
по перечню на 2022
год – помещение, площадью 18 кв.м (***), помещение,
площадью 12 кв.м (***), помещение, площадью 12 кв.м (***), помещение, площадью
5 кв.м (***), помещение, площадью 5 кв.м. (***), помещение, площадью 5 кв.м (***), помещение, площадью 5 кв.м (***),
помещение, площадью 12 кв.м (***),
итого, 74 кв.м, что составляет 11,22 % от общей площади объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером *** -
659,3 кв.м;
по перечню на 2023
год – помещение, площадью 5 кв.м (***), помещение,
площадью 12 кв.м (***.), помещение, площадью 5 кв.м (***), помещение, площадью
5 кв.м. (***), помещение, площадью 5
кв.м (***), помещение, площадью 5 кв.м (***), итого, 37 кв.м, что составляет
5,61 % от общей площади объекта недвижимого имущества с кадастровым
номером *** - 659,3 кв.м;
по перечню на 2024
год - помещение, площадью 12 кв.м (***), помещение,
площадью 5 кв.м (***), помещение, площадью 5 кв.м. (***), помещение, площадью 5
кв.м (***), помещение, площадью 18 кв.м (***.), помещение, площадью 5 кв.м (***), помещение, площадью 18 кв.м (***),
помещение, площадью 8 кв.м (***), помещение, площадью 8 кв.м (***.), помещение, площадью 5 кв.м (***), помещение,
площадью 14 кв.м (***), итого, 103 кв.м, что составляет 15,62% от общей площади
объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** - 659,3 кв.м.
Из пояснений представителя ООО «Бизнес Лэнд» – Деминой С.М., представленных ею документов
следует, что обществом помещения объекта
недвижимого имущества с кадастровым номером ***, общей площадью 651 кв.м,
расположенного на четвертом этаже нежилого здания, были сданы в аренду следующим юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям:
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 5-6) в период с 1 декабря 2019 года по 29 ноября
2020 года помещение под офис, общей площадью 56,76 кв.м;
-
*** на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д.
7-8), на основании договора № *** аренды
нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 10-11) в период с 14 октября 2020 года
по настоящее время помещение под офис, общей площадью 10,1 кв.м;
-
***»» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 12-13) в период с 2 декабря 2021 года по настоящее
время помещение под офис, площадью 17,5 кв.м, для использования с целью ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***. на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 14-15) в период с 15 октября 2021 года по 14 сентября
2022 года помещение под офис, площадью 16,74 кв.м, помещение под склад,
площадью 21,9 кв.м;
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 16-18) в период с 28 декабря 2021 года по 27 ноября
2022 года помещение под офис, площадью 30,6 кв.м;
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещения от *** года (т. 3 л.д. 19-20) в период с 21 апреля 2022 года по 20 марта
2023 года помещение под офис, площадью 18,89 кв.м;
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 21-22), на основании
договора № *** аренды нежилых помещений от
*** года (т. 3 л.д. 23-24) в
период с 1 января 2022 года по настоящее
время помещение под офис, площадью 16,19 кв.м;
-
*** на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 25-26) в период с 1 ноября 2023 года по настоящее
время помещение, площадью 17,5 кв.м, для использования в целях проведения
тренингов и семинаров;
-
*** на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 27-28) в период с 1 ноября 2023 года по настоящее
время помещение, площадью 48 кв.м, для производства полиграфической продукции и
помещение, площадью 20 кв.м под склад;
-
*** на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 29-30) в период с 1 ноября 2023 года по настоящее
время помещение, площадью 17,50 кв.м, для использования в целях ведения
коммерческой и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 31-32) в период с 7 апреля 2023 года по настоящее
время помещение, площадью 16,74 кв.м, для осуществления деятельности по
организации конференций и семинаров;
-
***» на основании
договора № *** аренды нежилых
помещений от *** года (т. 3 л.д. 33-34),
на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д.
35-36) в период с 1 ноября 2020 года по настоящее время помещение под офис,
площадью 20,68 кв.м.
Проанализировав
указанные договоры аренды, принимая во внимание
действие договоров аренды на даты утверждения перечней, суд приходит к выводу о том, что по объекту недвижимого имущества с
кадастровым номером *** подлежат учету в целях статьи 378.2 Налогового кодекса
Российской Федерации следующие помещения (площади):
по
перечню на 2020 год – помещение, площадью 56,76 кв.м (***»), что составляет 8,72 % от общей площади
объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 651 кв.м;
по
перечню на 2021 год – помещение, площадью 56,76 кв.м (***), помещение, площадью
10,1 кв.м (***), помещение, площадью 20,68 кв.м (***), итого, 87,54 кв.м, что
составляет 13,45 % от общей площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** - 651 кв.м;
по
перечню на 2022 год – помещение, площадью 10,1 кв.м (***), помещение, площадью
17,5 кв.м (***), помещение, площадью 16,74 кв.м (***.), помещение, площадью
20,68 кв.м (***), итого, 65,02 кв.м, что составляет 9,99 % от общей площади
объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 651 кв.м;
по
перечню на 2023 год – помещение, площадью 10,1 кв.м (***.), помещение, площадью
17,5 кв.м (***»), помещение, площадью 30,6 кв.м (***), помещение, площадью
18,89 кв.м (***), помещение, площадью 16,19 кв.м (***), помещение, площадью
20,68 кв.м (***), итого 113,96 кв.м, что составляет 17,5 % от общей площади
объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 651 кв.м;
по
перечню на 2024 год – помещение, площадью 10,1 кв.м (***), помещение, площадью
17,5 кв.м (***), помещение, площадью 16,19 кв.м (***), помещение, площадью
17,50 кв.м (***.), помещение, площадью 20,68 кв.м (***), итого, 81,97 кв.м, что
составляет 12,59 % от общей площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** - 651 кв.м.
Из пояснений
представителя ООО «Бизнес Лэнд» –
Деминой С.М., представленных ею документов следует, что ООО «Бизнес Лэнд» помещения нежилого здания с кадастровым номером с
кадастровым номером ***, общей площадью 7775,6 кв.м, расположенные на первом
этаже, были сданы в аренду следующим
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
-
***» на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года (т. 3
л.д. 78-79) с 23 сентября 2019 года по настоящее время помещение, общей
площадью 43 кв.м для использования в целях ведения коммерческой и иной
деятельности, связанной с приемом платежей от населения;
-
***» на основании договора аренды нежилых помещений № *** от *** года,
заключенного с ***» с учетом дополнительных соглашений к нему, в том числе
дополнительного соглашения от *** года, заключенного ООО «Бизнес Лэнд» с ***»
(т. 3 л.д. 80-94), действующего по настоящее время, нежилые помещения, общей
площадью 526,98 кв.м;
-
***» на основании договора аренды нежилых помещений от 2 ноября 2020 года (т. 3
л.д. 95-96) в период с 2 ноября 2020 года
помещение, общей площадью 20 кв.м;
-
***» на основании договора № *** аренды
нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д.
97) в период с 9 января 2020 года по 8 декабря 2020 года помещение под офис, площадью 11,53 кв.м;
-
*** на основании договора № *** аренды нежилых помещений от *** года ( т. 3
л.д. 98-99) в период с 1 июня 2020 года по 30 апреля 2021 года помещение, общей
площадью 8 кв.м;
-
***. на основании договора аренды нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д.
100-101) в период с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года помещение, общей
площадью 16,4 кв.м;
-
***. на основании договора аренды № ***
нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 102-103), на основании
договора № *** аренды нежилых помещений от 8 января 2023 года в период с 7 февраля 2022 года по настоящее время
помещение, площадью 16,43 кв.м, для использования в целях ведения коммерческой
и иной деятельности, связанной со сбытом продукции;
-
***. на основании договора аренды № ***
нежилых помещений от *** года (т. 3 л.д. 219-220) в период с 23 января 2023
года по настоящее время помещение, площадью 79,7 кв.м.
Также из пояснений
представителя ООО «Бизнес Лэнд» –
Деминой С.М., представленных административным истцом документов следует, что
ООО «Бизнес Лэнд» сданы в аренду помещения нежилого
здания с кадастровым номером ***, общей площадью 7775,6 кв.м,
расположенные на цокольном этаже, ***» на основании договора №*** аренды нежилых
помещений от *** года (т. 3 л.д. 5-6) в период с 1 декабря 2019 года по 29 ноября 2020 года
помещения под офис, общей площадью 54,59 кв.м.
Проанализировав
указанные договоры аренды, принимая во внимание
действие договоров аренды на даты утверждения перечней, с учетом
вышеприведенных выводов суда о площади помещений объектов недвижимого имущества
с кадастровыми номерами ***, ***, соответствующих критериям статьи 378.2
Налогового кодекса Российской Федерации,
суд приходит к выводу о том, что
по нежилому зданию с кадастровым
номером *** подлежат учету в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской
Федерации следующие помещения (площади):
по
перечню на 2020 год – площадь помещений объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 24,34 кв.м, площадь помещений объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером *** - 108 кв.м,
площадь помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым
номером *** - 56,76 кв.м, помещения,
площадью 43 кв.м, как объект бытового обслуживания, в котором оказываются
услуги населению по приему платежей (***»),
помещения, площадью 526,98 кв.м, как торговый объект – магазин – «***»),
итого 759,08 кв.м, что составляет 9,76 %
от общей площади нежилого здания с кадастровым номером *** - 7775,6 кв.м,
по
перечню на 2021 год - площадь помещений объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 64,63 кв.м,
площадь помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** -
105 кв.м, площадь помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым
номером *** - 87,54 кв.м, помещения,
площадью 43 кв.м, как объект бытового обслуживания, в котором оказываются
услуги населению по приему платежей (***), помещения, площадью 526,98 кв.м, как
торговый объект – магазин – «***»), помещение, площадью 20 кв.м, как торговый
объект – аптека (***»), помещение, площадью 8 кв.м, (***), помещение, площадью
11,53 кв.м, как офисное (***), помещения, общей площадью 54,59 кв.м, как
офисные (***), итого 921,27 кв.м, что
составляет 11,85% от общей площади
нежилого здания с кадастровым номером *** - 7775,6 кв.м,
по
перечню на 2022 год - площадь помещений объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 37,18 кв.м,
площадь помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** -
74 кв.м, площадь помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым
номером *** – 65,02 кв.м, помещения,
площадью 43 кв.м, как объект бытового обслуживания, в котором оказываются
услуги населению по приему платежей (***),
помещения, площадью 526,98 кв.м, как торговый объект – магазин – «***»),
помещение, площадью 20 кв.м, как торговый объект – аптека (***»), помещение,
площадью 16,4 кв.м (***.), итого 782,58
кв.м, что составляет 10,06% от общей
площади нежилого здания с кадастровым номером *** - 7775,6 кв.м,
по
перечню на 2023 год - площадь помещений объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 30,84
кв.м, площадь помещений объекта
недвижимого имущества с кадастровым номером
*** - 37 кв.м, площадь помещений объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером *** –
113,96 кв.м, помещения, площадью 43
кв.м, как объект бытового обслуживания, в котором оказываются услуги населению
по приему платежей (***), помещения,
площадью 526,98 кв.м, как торговый объект – магазин – «***), помещение,
площадью 20 кв.м, как торговый объект – аптека (***»), помещение, площадью
16,43 кв.м, как офисное (***.), помещение, площадью 79,7 кв.м (***.), итого
867,91 кв.м, что составляет 11,16% от
общей площади нежилого здания с кадастровым номером *** - 7775,6 кв.м,
по
перечню на 2024 год - площадь помещений объекта недвижимого имущества с
кадастровым номером *** - 43,83 кв.м, площадь
помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** -
103 кв.м, площадь помещений объекта
недвижимого имущества с кадастровым номером
*** - 81,97 кв.м, помещения,
площадью 43 кв.м, как объект бытового обслуживания, в котором оказываются услуги
населению по приему платежей (***),
помещения, площадью 526,98 кв.м, как торговый объект – магазин – «***»),
помещение, площадью 20 кв.м, как торговый объект – аптека (***»), помещение,
площадью 16,43 кв.м, как офисное (ИП Разорвина А.М.) помещение, площадью 79,7
кв.м (*** итого 914,91 кв.м, что составляет 11,77% от общей площади нежилого
здания с кадастровым номером *** - 7775,6
кв.м.
С учетом указанных в
договорах аренды и субаренды сведений о целях использования арендованных
помещений, а также сведений о видах деятельности, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП,
не подлежат учету в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
нежилые помещения, арендованные следующими юридическими и физическими лицами: ***» (площадь помещений технического центра 68,08
кв.м), ***», ***», ***», *** (ныне – ***., ***», ***».
Доводы представителя административного ответчика о
том, что по результатам обследования спорных объектов недвижимости установлено,
что по ряду арендаторов (***.) выявлено расхождение фактической площади
арендованного имущества и площади,
указанной в договорах аренды, не могут учитываться судом при разрешении
требований, поскольку данное обстоятельство
установлено на момент обследования в ходе судебного разбирательства, а
доказательств того, что на момент утверждения перечней указанные арендаторы
занимали площадь большую, чем указано в договорах аренды, не представлено.
Поскольку
площадь помещений спорных объектов недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером *** и расположенных в
нем нежилых помещений с кадастровыми номерами
***, соответствующих критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской
Федерации, составляет менее 20% от общей
площади данных объектов недвижимости, суд приходит к выводу, что
оснований для включения спорных объектов недвижимого имущества в перечни на
2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы и по их фактическому использованию не
имелось.
При таких
обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в
полном объеме.
Определяя момент, с
которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны
недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что
административный истец является плательщиком налога на имущество за период с
2020 по 2024 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок
действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений
приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели
восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов,
предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно,
оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует
признать недействующими с момента их принятия.
Из положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения КАС РФ, в том числе глава 21,
не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов
разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
КАС РФ.
В силу части 1
статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной
пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3
статьи 109 настоящего Кодекса.
Принимая решение, суд считает необходимым
взыскать с административного ответчика в пользу ООО «Бизнес Лэнд» в
возмещение понесенных им расходов по
уплате государственной пошлины по 22 500 руб., в пользу Чипчина Е.В.
в
возмещение понесенных им расходов по
уплате государственной пошлины по 1 500 руб.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с
ограниченной ответственностью «Бизнес
Лэнд», Чипчина Евгения Владимировича о
признании недействующими в части нормативных правовых актов
удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 3705, 5937, 5938, 5939 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.
Признать недействующими со дня принятия пункты 5781, 8740, 8741, 8742 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства
и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.
Признать недействующими со дня принятия пункты
11718, 18551, 18553, 18554 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.
Признать недействующими со дня принятия пункты
11051, 18128, 18130, 18131 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.
Признать недействующими со дня принятия пункты
15886, 15888 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024
год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28
ноября 2023 года.
Взыскать с Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной
ответственностью «Бизнес Лэнд» в возмещение
расходов по уплате государственной пошлины 22 500 руб.
Взыскать с Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Чипчина Евгения
Владимировича в возмещение расходов по уплате государственной
пошлины 1500 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова