Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 06.09.2024, опубликован на сайте 19.09.2024 под номером 114602, 2-я гражданская, о признании безхозяйным недвижимым имуществом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2024-000042-68

Судья Мерзляков К.В.                                                                Дело № 33а-3880/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   6 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 26 марта 2024 года, с учетом определения об исправлении описки от            4 июня 2024 года, по делу № 2а-2-62/2024,  которым постановлено:

административные исковые требования и.о. прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным недвижимым имуществом, возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехническое сооружение удовлетворить частично.

Признать гидротехническое сооружение, расположенное на р. Карсунка в         с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области, бесхозяйным недвижимым имуществом.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области (ИНН 730901001) обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение, расположенное на р. Карсунка в с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Вешкаймского района Ульяновской области к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области отказать.         

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения представителя администрации муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области Аквиляновой  Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  прокурора Алексеевой М.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области (далее - администрация муниципального образования «Бекетовское сельское поселение»)  о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным недвижимым имуществом, возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехническое сооружение.

Административный иск мотивирован тем, что на реке Карсунка в с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области расположено гидротехническое сооружение. При этом данный объект в собственности Российской Федерации, Ульяновской области, а также муниципальной и частной собственности не находится, в связи с чем меры по его содержанию фактически никем не принимаются, что создает угрозу его разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Несмотря на наличие указанных обстоятельств, меры, направленные на постановку бесхозяйного гидротехнического сооружения, а также на регистрацию права собственности на данное недвижимое имущество, администрацией муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» не принимаются. Между тем, меры, предусмотренные статьями 3 и 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Гидротехническое сооружение, расположенное в границах муниципального образования, является бесхозяйным объектом недвижимого имущества и необращение ответчика в уполномоченный орган с заявлением о принятии данного сооружения на учет как бесхозяйного свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений действующего законодательства. Бесхозяйное правовое состояние потенциально опасного гидротехнического сооружения не допустимо, а при его наличии должно быть прекращено в установленном порядке.

Обязанности по прекращению бесхозяйности имущества возложены на органы местного самоуправления. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, однако администрация муниципального                   образования «Бекетовское сельское поселение» в данном вопросе бездействует незаконно, не предпринимает мер к постановке на учет гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, на учет в качестве бесхозяйного имущества.

Просил признать гидротехническое сооружение, расположенное на реке Карсунка в с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области бесхозяйным недвижимым имуществом, обязать администрацию муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» в срок до 15 мая 2024 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанное гидротехническое сооружение.

Определением от 12 марта 2024 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено, что в муниципальную собственность муниципального образования может быть передано не все имущество, оказавшееся не востребованным кредиторами, учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица, а лишь то имущество, которое жизненно необходимо для муниципального образования и его населения, а также все то имущество, которое может находиться в муниципальной собственности.  

Отмечает, что судом не устанавливалось то, что спорный объект представляет собой гидротехническое сооружение, ранее используемое СПК - колхоз «Родина», находился ли он на балансе у данной организации, а также используется ли он для целей водоснабжения населения муниципального образования «Бекетовское сельское поселение». При этом, следует отметить, что спорное имущество не может быть использовано в соответствии с целевым назначением, в том числе для решения вопросов местного значения.

Обращает внимание, что суд первой инстанции не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для данного дела, сведения о том, что гидротехническое сооружение является бесхозяйным, в материалах дела отсутствуют.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области   от  3 июня 2022 года по делу № А72-12460/2014 завершено конкурсное производство, установлен факт реализации комплекса недвижимого имущества СПК – колхоз «Родина», в том числе гидротехнического сооружения, которое могло быть продано новому собственнику по договору купли-продажи от 18  декабря 2021 года.

Указывает, что судом не дана надлежащая оценка доводам административного ответчика об отсутствии возможности нахождения спорного имущества в муниципальной собственности, поскольку водохранилище (пруд), на котором расположено гидротехническое сооружение (искусственная преграда) между             ул. Новая линия и ул. Центральная является русловым, расположенным в реке Карсунка, левый приток реки  Барыш.

Учитывая хозяйственную взаимосвязь гидротехнического сооружения с водными объектами, находящимися в федеральной собственности, оно должно в силу прямого указания закона находиться в собственности Российской Федерации.

Обращает внимание, что судом не учтен тот факт, в настоящем деле усматривается спор о праве (отсутствии права), приобретателя комплекса недвижимого имущества  СПК – колхоз «Родина» на указанное имущество.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация  муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» уклонилась от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по обращению в Управление Росреестра по Ульяновской области  с заявлением о принятии на учет спорного бесхозяйственного гидротехнического сооружения, возложив на орган местного самоуправления такую обязанность.

С указанными выводами районного судьи судебная коллегия соглашается ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальном собственности на эту вещь.

Из положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

В силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.

В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от      7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и портовых гидротехнических сооружений.

Согласно пунктам 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Пунктом 3.3 раздела 3 СП 58.13330.2019 Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения, СНиП 33-01-2003, утвержденных приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 года, определено, что гидротехнические сооружения – это сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе, загрязненных жидкими отходами, включая сооружения, предназначенные для защиты от наводнений. К постоянным, основным гидротехническим сооружениям относятся дамбы обвалования.

При рассмотрении дела судом установлено, что на участке реки Карсунка на территории с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области  имеется гидротехническое сооружение - плотина низконапорного водохранилища.

Из сообщений МТУ Управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что гидротехническое сооружение на реке Карсунка в      с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области в реестре объектов федерального имущества и государственной собственности Ульяновской области отсутствует (л.д. 56, 60).

Согласно сообщению Нижне-Волжского бассейнового водного управления  от   5 сентября 2024 года река Карсунка Ульяновской области находится в Верхневолжском  бассейновым  округе в границах водохозяйственного участка  08.01.05.003 «Сура от Сурского г\у до устья     р. Алатырь», является притоком реки Барыш. По сведениям государственного водного  реестра на реке Карсунка             расположено гидротехническое сооружение – плотина низконапорного водохранилища, собственником и эксплуатирующей организацией является   СПК – колхоз «Родина».

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от  13 мая 2016 года      СПК – колхоз «Родина» признан  несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от  3 июня 2022 года  конкурсное производство в отношении СПК – колхоза «Родина» завершено, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица 20 июля 2022 года (л.д. 89-90,      91-99).

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие собственника имущества, гидротехническое сооружение является бесхозяйным недвижимым имуществом,         и учитывая, что спорное гидротехническое сооружение предназначено для защиты территории от затопления, расположено в административных границах муниципального образования с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области, судебная коллегия соглашается с доводами суда первой инстанции о том,   что не обращение администрации  муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оценивая довод администрация  муниципального образования «Бекетовское сельское поселение», что спорное гидротехническое сооружение расположено на водном объекте, который относится к собственности Российской Федерации, судебная коллегия отмечает следующее.

Права на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны -создаваемые на водотоках (реки, ручьи, каналы, относящиеся к федеральной собственности) гидротехнические сооружения могут находиться в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной).

Таким образом, доводы административного ответчика  об отсутствии обязанности по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на водном объекте, относящегося к федеральной собственности, основаны на неправильном применении норм материального права.

Доводы административного ответчика о том, что гидротехническое сооружение  могло быть продано новому собственнику по договору купли-продажи от 18  декабря 2021 года в связи с реализацией комплекса недвижимого имущества СПК – колхоз «Родина», носят  предположительный характер и ничем не подтверждены.

Согласно  информации, размещенной  арбитражным управляющим СПК – колхоз «Родина» ***  в Едином Федеральном  реестре сведений о  банкротстве,  предметом  договора купли продажи  от 18 декабря  2021 года, заключенного  по итогам проведения торгов гидротехническое сооружение не является. Также  указанное сооружение отсутствует и в инвентаризационных описях имущества  указанного юридического лица.

На основании изложенного, оснований для отмены решения, принятого судом первой инстанции, не усматривается.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, позиция суда не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения. Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения в апелляционной жалобе не приведено.

Таким образом, выводы суда являются верными, они подробно мотивированы в оспариваемом решении, в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 26 марта 2024 года, с учетом определения об исправлении описки от 4 июня 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение  6 сентября 2024 года.