Судебный акт
О взыскании налога и пени
Документ от 13.09.2024, опубликован на сайте 19.09.2024 под номером 114573, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000293-89

Судья Елистратов А.М.                                                                     Дело № 33а-3954/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       13 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 марта 2024 года по делу                 № 2а-940/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Шлейкину Никите Олеговичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год, пени на сумму отрицательного сальдо ЕНС с 01.01.2023 по 30.10.2023 и пени по транспортному налогу за 2015-2019 годы отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее -УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Шлейкину Н.О., *** года рождения, о взыскании задолженности по налогу и пени в общей сумме 13 457,95 руб., указав, что у административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу за 2019 в сумме 3660 руб., по пени по транспортному налогу в сумме 9797,95 руб., в том числе:

за 2015 год за период с 12.12.2017 по 03.09.2019 в сумме 704 руб. 34 коп;

за 2016 год за период с 12.12.2017 по 03.04.2021 в сумме 3378 руб. 42 коп;

за 2017 год за период с 25.06.2019 по 31.12.2022 в сумме 2958 руб. 16 коп;

за 2018 год за период с 24.12.2019 по 31.12.2022 в сумме 727 руб. 13 коп;

за 2019 год за период с 02.12.2020 по 31.12.2022 в сумме 496 руб. 60 коп.,

а с 01.01.2023 по 30.10.2023 (дату формирования заявления на выдачу судебного приказа) пени рассчитаны на сумму отрицательного сальдо на едином налоговом счете (ЕНС) 17 244,05 руб.

Налоговым органом Шлейкину Н.О. выставлено требование от 13.07.2023 №216799 об уплате задолженности по налогам и пени, которое направлено налогоплательщику по почте и в личный кабинет, однако задолженность не погашена.

УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с административного ответчика указанную задолженность по транспортному налогу и пени.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФНС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда в части отказа во взыскании транспортного налога за 2019 год в сумме 3660 руб. и пени на указанную задолженность в сумме 822,29 руб. (за период с 02.12.2020 по 31.12.2022 в сумме 494,60 руб. и с 01.01.2023 по 30.10.2023 в сумме 327,69 руб.). Просит решение отменить или изменить, удовлетворив административный иск в указанной части.

В обоснование жалобы указывает, что ранее налоговым органом Шлейкину .О. выставлялось требование №63709 от 14.12.2020 на сумму 3666,22 руб. со сроком уплаты 15.01.2021, которое направлялось в личный кабинет налогоплательщика. В данном случае срок для взыскания в судебном порядке не наступил, поскольку сумма по требованию была менее 10 000 руб.

Срок исполнения по требованию №216799 от 13.07.2023 установлен 01.09.2023, следовательно, шестимесячный срок со дня истечения указанного срока приходится на 01.03.2024. Судебный приказ вынесен 14.11.2023, что соответствует процессуальным срокам. Судебный приказ был отменен 15.12.2023, после его отмены Управление обратилось в суд с административным исковым заявлением 22.01.2024, в установленный законом шестимесячный срок.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 КАС РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).

В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Как установлено по делу, налоговым органом заявлены требования о взыскании с Шлейкина Н.О. транспортного налога за 2019 год в размере 3660 руб., пени на указанную недоимку за период с 02.12.2020 по 31.12.2022 в сумме 494,60 руб. и с 01.01.2023 по 30.10.2023 в сумме 327,69 руб.

Также заявлено о взыскании с административного ответчика пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 12.12.2017 по 03.09.2019, за 2016 год за период с 12.12.2017 по 03.04.2021, за 2017 год за период с 25.06.2019 по 31.12.2022, за 2018 год за период с 24.12.2019 по 31.12.2022 и пени на недоимку по налогу за 2017, 2018 годы за период с 01.01.2023 по 30.10.2023 – дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного УФНС России по Ульяновской области административного иска, суд пришел к выводу об обращении налогового органа в суд за взысканием недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 3660 руб. с пропуском срока, установленного статьей 48 НК РФ, а также об отсутствии доказательств вручения налогоплательщику требования об уплате данной недоимки.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона и неверной оценке представленных в дело доказательств.

По делу установлено, что налоговое уведомление №33609117 от 03.08.2020 с расчетом транспортного налога за 2019 год было направлено Шлейкину Н.О. в электронной форме через личный кабинет (л.д. 10).

В связи с неуплатой в установленный срок данного налога административному ответчику было выставлено требование №63709 от 14.12.2020 об уплате в срок до 15.01.2021 недоимки по налогу в размере 3660 руб. и пени в сумме 6,22 руб. (с 02.12.2020 по 13.12.2020 включительно).

С 15.01.2021 (со дня истечения срока исполнения требования) налоговый орган был вправе обратиться в суд в течение шести месяцев (п.2 ст.48 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

С 15.01.2021 – возникновения у налогового органа права на обращение в суд с заявлением о взыскании данной недоимки пункт 2 статьи 48 НК РФ в части суммы задолженности, дающей право на обращение налогового органа в суд, действует в редакции Федеральных законов от 03.07.2016 №243-ФЗ и от 23.11.2020 №374-ФЗ, и предусматривает следующее.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Таким образом, при определении срока обращения налогового органа в суд для взыскания спорной недоимки подлежат применению названные нормы налогового кодекса.

Трехлетний срок для обращения в суд за взысканием недоимки, которая не превышает 10 000 руб. истекает 15.01.2024.

Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации и с 01.01.2023 введен институт единого налогового счета, которым признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с подп.1 п.9 ст.4 этого же Федерального закона требование об уплате задолженности, направленное налоговым органом после 01.01.2023 в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), в случае, если налоговым органом не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Таким образом, указанное правовое регулирование позволяло налоговому органу включить спорную сумму по транспортному налогу за 2029 год и, соответственно, пени на указанную недоимку в требование от 13.07.2023 №216799, срок уплаты задолженности по которому установлен до 01.09.2023, прекратившее действие направленных ранее требований (л.д. 11).

В установленный срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шлейкина Н.О. недоимки по налогу и пени.

Судебный приказ от 14.11.2023 о взыскании спорной недоимки отменен 15.12.2023 на основании заявления административного ответчика (л.д. 48, 51).

С настоящим административным иском УФНС России по Ульяновской области обратилось также в установленный ст.48 НК РФ шестимесячный срок после отмены судебного приказа.

Ошибочным является вывод суда об отсутствии доказательств направления административному истцу требования №63709 от 14.12.2020, поскольку в материалах дела имеется скриншот экрана компьютера личного кабинета налогоплательщика Шлейкина Н.О., из которого усматривается, что названное требование размещено в личном кабинете налогоплательщика. Требование направлено административному ответчику 15.12.2020 и вручено адресату 16.12.2020.

В подтверждение данного обстоятельства налоговым органом представлен скриншот экрана компьютера личного кабинета налогоплательщика, который в соответствии со ст.308 КАС РФ принят судебной коллегией в качестве доказательства, поскольку представленные сведения дополняют сведения, уже содержащиеся в материалах дела, и имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела.

Наличие у налогоплательщика личного кабинета в соответствии с п.2 ст.11.2 НК РФ влечет использование данного электронного сервиса налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных указанным пунктом.

В силу приведенных обстоятельств у суда отсутствовали основания для вывода о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2019 год и, соответственно, пени на указанную задолженность с 02.12.2020 по 30.10.2023.

Решение суда в данной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене согласно п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении требований УФНС России по Ульяновкой области о взыскании с Шлейкина Н.О. задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 3660 руб. и пени на данную недоимку в сумме 822,29 руб. за период с 02.12.2020 по 30.10.2023. 

В остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Выводы суда об отсутствии оснований для взыскания с Шлейкина Н.О. пени на недоимку по транспортному налогу за 2015. 2016, 2017, 2018 годы основаны на верной оценке доказательств по делу.

При этом судом правомерно принято во внимание то обстоятельство, что задолженность по транспортному налогу за указанные налоговые периоды была взыскана судебными решениями, которые находились на исполнении; исполнительные производства о взыскании недоимки за 2015, 2016, 2017, 2018 годы окончены исполнением в январе 2019 года, сентябре 2019 года и сентябре 2020 года; с момента окончания исполнительных производств истек срок предъявления пени к взысканию; а также то обстоятельство, что административным ответчиком производились платежи по оплате транспортного налога за 2017 и 2018 годы, которые необоснованно были направлены налоговым органом на погашение задолженности за прошлые налоговые периоды (2015 и 2016).

В силу изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 марта 2024 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Шлейкину Никите Олеговичу о взыскании транспортного налога за 2019 год и пени на указанную недоимку отменить.

Принять в данной части новое решение об удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области.

Взыскать с Шлейкина Никиты Олеговича, *** года рождения, проживающего по адресу: *** в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 3660 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 30.10.2023 в сумме 822 руб. 29 коп.

Взыскать с Шлейкина Никиты Олеговича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                            

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2024.