Судебный акт
О призннии бездействия незаконным
Документ от 06.08.2024, опубликован на сайте 16.09.2024 под номером 114572, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0004-01-2024-001977-19

Судья Савелова А.Л.                                                                      Дело №33а-3588/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        6 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 апреля 2024 года по делу №2а-1224/2024, которым постановлено:

административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по непринятию мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области».

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области».

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение одиннадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

обеспечить в камерах №№ 12, 13, 14, 15, 16 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-4 наличие дощатых беспустотных полов с креплением к трапециевидным деревянным лагам либо устройство самонивелирующихся наливных полов, допущенных к использованию федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также имеющих другие необходимые разрешительные документы в соответствие с требованиями п. 17.13 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, согласно которым полы в камерах следует предусматривать дощатые беспустотные с креплением к трапециевидным деревянным лагам, в зданиях исправительных учреждений допускается устройство самонивелирующихся наливных полов, допущенных к использованию федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также имеющих другие необходимые разрешительные документы;

произвести ремонт в камере № 13, устранив дефекты покрытия стен, и в рабочей камере (швейный участок), устранив дефекты напольного покрытия, здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-4 в соответствие с требованиями п. 2.7 Санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, согласно которым покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений;

привести уровень искусственной освещенности в камерах №№ 8, 10, 11 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-4 в соответствие с требованиями пункта 130 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, согласно которым уровень освещения в помещениях должен соответствовать, гигиеническим нормативам.

При недостаточности  либо отсутствии у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказании по Ульяновской области» денежных средств для проведения вышеуказанных работ обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного иска Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения  представителя  Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  объяснения  прокурора Михайловой Т.В.,    полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН России по Ульяновской области) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения.

В обоснование требований указано, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в        2024 году проводились проверки соблюдения законодательства о          материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, по результатам которых установлено, что в исправительном учреждении имеются нарушения требований статей 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.

В нарушение действующего законодательства  в камерах №№ 12, 13, 14, 15, 16 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-4 имеются бетонные полы  вместо дощатых беспустотных с креплением к трапециевидным деревянным лагам, либо допустимых самонивелирующихся наливных полов, допущенных к использованию федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также имеющих другие необходимые разрешительные документы.

Кроме того, вопреки пункту 2.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2020 года № 44, согласно которому покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, в камере № 13 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ выявлены дефекты покрытия стен, а в рабочей камере (швейный участок здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ) дефекты напольного покрытия.

В соответствии с протоколом измерений № 02-0 от 25.01.2024 в нарушение пункта 130 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, и таблицы 5.52 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2, уровень искусственной освещенности в помещениях камер №№ 8, 10, 11 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ниже нормы (71, 110, 81 Лк вместо 150 Лк).

Согласно пункту 19.3.6 СП 308.1325800.2017 во всех камерах следует предусматривать приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием.

В нарушение пункта 19.3.6 СП 308.1325800.2017 в камере № 10 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ на окне отсутствует ручка, позволяющая открывать его и проветривать помещения.

Административным истцом указано, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области не выполняется обязанность по соблюдению требований уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, а также выполнении предписания, постановления и иных законных требований прокурора. Допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством.

Пунктом 5.12 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области.

Просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России         по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области в                  части непринятия мер по обеспечению требований законодательства о     санитарно-эпидемиологическом благополучии человека; обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно: обеспечить в камерах №№ 12, 13, 14, 15, 16 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-4 наличие дощатых беспустотных полов с креплением к трапециевидным деревянным лагам либо устройство самонивелирующихся наливных полов, допущенных к использованию федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей                      и благополучия человека, а также имеющих другие необходимые разрешительные документы в соответствии с требованиями пункта 17.13 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры                             уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр;  произвести ремонт в камере № 13, устранив дефекты покрытия стен, и в рабочей камере (швейный участок), устранив дефекты напольного покрытия, здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-4 в соответствии с требованиями пункта 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44; привести уровень искусственной освещенности в камерах №№ 8, 10, 11 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-4 в соответствие с требованиями пункта 130 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3; обеспечить наличие устройства, позволяющего открывать окно в камере № 10 здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ для проветривания в соответствии с требованиями пункта 19.3.6 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры    уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр. При недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ  путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФСИН России, ФКУЗ «МСЧ № 73 ФСИН России».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что исправительное учреждение является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Все денежные средства имеют целевой характер и расходуются согласно утвержденной смете и доведенных ЛБО, связи с чем действия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области в части нарушения требований                  санитарно-эпидемиологической безопасности и несвоевременное исполнение всех выявленных нарушений ограничивается определением суммы необходимых затрат и направлением соответствующей заявки в УФСИН России по Ульяновской области.

Со стороны административного ответчика предпринимались меры по устранению нарушений вышеназванных требований, и значительная часть нарушений устранена до вынесения решения. Просит учесть, что учреждением ежегодно направляются заявки на выделение денежных средств на нужды учреждения, в том числе на проведение ремонтных работ на его территории, однако денежные средства в необходимом объеме из федерального бюджета не поступают.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области также  не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со статьями  38.1, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 7 Положения «О Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств, которым является ФСИН России. Возложение обязанности на УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению выполнения указанных работ путем доведения  бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели не основаны на нормах материального права.

В возражениях на апелляционные жалобы  Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1.1 - 1.7 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной системы, его учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств (л.д. 18-31).

Положениями пункта 5.12 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области,                   части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Из материалов дела следует, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области на основании    статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992  года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д.113, по результатам которой установлены  нарушения требований о материально-бытовом и медико-санитарным обеспечении осужденных, которые не оспаривались административными ответчиками в ходе рассмотрения дела (л.д. 34, 35, 43-49).

26 января 2024 года в адрес ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области направлено представление прокурора об устранении выявленных нарушений, которое исполнено частино (л.д.36-38).

Оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, установив, что со стороны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области имеет место нарушение федерального законодательства, регулирующего соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит  частичному удовлетворению.

Удовлетворяя частично требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что право осужденных и других лиц, пребывающих в помещениях колонии, на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований не должно ставиться в зависимость от изыскания ответчиками денежных средств. Администрация исправительного учреждения обязана соблюдать указанные требования законодательства, в связи с чем на данного административного ответчика обоснованно возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Ульяновской области о необоснованности возложения на управление обязанности по обеспечению необходимого финансирования ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных судом мероприятий не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года  № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 11 названого закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Создание лицам, содержащимся в исправительном учреждении, условий содержания, соответствующих нормам конституционного права, федеральных законов, относится к компетенции ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области как территориального органа и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области.

Исправительное учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

Деятельность ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, в том числе по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации помещений учреждения, в основном зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, поскольку иных источников финансирования у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области не имеется.

Пунктом  4.3 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области закреплено, что  УФСИН России по Ульяновской области осуществляет в отношении Учреждения доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль за использованием закрепленного за учреждением имущества.

Согласно статье  38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, для устранения выявленных прокурором нарушений действующего законодательства ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области имеет право на специально выделяемые из федерального бюджета денежные средства и получаемые от УФСИН России по Ульяновской области.

Довод УФСИН России по Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что решение в оспариваемой части является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и ограничивает право главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку решение суда в данной части соответствует требованиям статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации  и пункта 7 статьи 161 Бюджетного кодека Российской Федерации. Кроме того следует учитывать, что судом не устанавливался ни объем работ, подлежащих финансированию, ни объем бюджетных средств, подлежащих выделению на эти цели, то есть, права УФСИН России по Ульяновской области по решению данных вопросов ничем не ограничены.

Принятое по делу решение является по существу правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, верно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 августа 2024 года.