Дело № 3а-7/2024 (3а-316/2023)
73OS0000-01-2023-000256-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2024
года
город
Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Трошиной П.И.,
с участием прокурора
Тимофеева М.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному исковому
заявлению общества с ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим в части приказа
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 282-П от 25
ноября 2022 года «Об утверждении производственной программы в сфере
водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для общества с
ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы»,
у с т а н о в и л :
25 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области принят приказ № 282-П
«Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об
установлении тарифов на водоотведение для общества с ограниченной
ответственностью «Ульяновский областной
водоканал» на 2023-2027 годы» (т. 1 л.д. 240-249).
Указанным
приказом утверждены производственная программа в сфере водоотведения общества с
ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027
года (приложение № 1); долгосрочные параметры регулирования, определяемые на
долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение с
использованием метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» (приложение № 2); тарифы на
водоотведение для общества с
ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории
муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области» на
территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области
с календарной разбивкой на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2027
года..
Общество
с ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» (далее также ООО «Ульяновский
областной водоканал», административный истец, общество) обратилось в суд с
административным исковым заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области (далее также Агентство, тарифный орган), дополненным в ходе
судебного разбирательства, о признании
недействующим со дня принятия приказа Агентства по регулированию
цен и тарифов Ульяновской
области № 282-П от 25 ноября 2022
года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов
на водоотведение для общества с
ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы» в части:
-
строк № 1, 3, 5, 6, 7, 9 пункта 4 «Объем
финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы,
тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере водоотведения
общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на
2023-2027 года»;
-
базового уровня операционных расходов при использовании централизованных систем
водоотведения на территории *** приложения № 2 «Долгосрочные параметры
регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при
установлении тарифов на водоотведение с использованием метода индексации, для
общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал»;
- приложения № 3
«Тарифы на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» на территории муниципального образования
«город Димитровград» Ульяновской области.
В
обоснование требования указало на то, что при расчете тарифов на водоотведение на 2023 год на территории
муниципального образования «город Димитровград» были допущены нарушения
действующего законодательства.
При
расчете необходимой валовой выручки (далее также НВВ) по водоотведению *** был
неверно определен базовый уровень операционных расходов на период с 1 декабря
2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 33 223,42 тыс. руб. В соответствии с подпунктом 2.1
пункта 2 приложения № 3 дополнительного
соглашения № *** от *** года к концессионному соглашению № *** от *** года,
заключенному между Ульяновской областью,
муниципальным образованием «город Димитровград» и ООО «Ульяновский областной
водоканал», базовый уровень операционных
расходов в ценах первого года срока действия концессионного соглашения без
учета индекса потребительских цен составляет 26 335 тыс. руб. С учетом этого величина операционных
расходов на 2021 год подлежит
определению по формуле 40 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов
в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Методические указания),
утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №
1746-э, исходя из базового уровня операционных расходов 26 335 тыс. руб.,
с учетом фактических индексов изменения потребительских цен (в 2019 г. – 4,5%,
в 2020 г. – 3,4 %, в 2021 г. – 6,7 %) и составит 30 008,0 тыс. руб. Операционный расходы на 2023 год
подлежат определению по формуле 39 Методических указаний и с применением базовых индексов потребительских цен за
2022 г. – 13,9% и 2023 г. – 6,0% и
составят 35 437,19 тыс. руб.
Агентство
при корректировке НВВ с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов при расчете
операционных расходов на 2021 год
ошибочно применил прогнозный индекс изменения потребительских цен в
размере 3,6%, тогда как необходимо было применить фактический индекс ИПЦ 6,7%. Таким образом,
административным ответчиком неверно определена величина корректировки НВВ по
результатам деятельности за предшествующий расчетный период – за 2021 год.
Агентством
неправомерно отказано во включении в НВВ
по водоснабжению *** расходов по сомнительным долгам, относящимся к сбытовым
расходам, в размере 387,7 тыс.руб., соответственно, неверно определен размер
неподконтрольных расходов. Обществом в обоснование указанных расходов был
представлен необходимый пакет документов.
Расходы
по очистке сточных вод, включенные в расчет
НВВ и тарифов на водоотведение, были
учтены в размере установленных на
2023 год тарифов на очистку сточных вод. Однако решением Ульяновского
областного суда от 24 января 2024 года был признан недействующим приказ
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 ноября 2022
года № 286-П в части установленных тарифов на очистку сточных вод.
Неверное
определение величины операционных расходов и неподконтрольных расходов повлекло
неправильное определение нормативной
прибыли, предпринимательской прибыли, и, как следствие, необходимой валовой
выручки.
При
расчете НВВ по водоснабжению *** на 2023 год допущены нарушения
законодательства при определении расходов на оплату труда производственного персонала и
административного персонала: неверно определена нормативная численность
производственного и административного персонала, учтенная при расчете расходов
на оплату труда; применена неверная
величина средней заработной платы.
Неправомерно
Агентством отклонены расходы на ремонтные работы в размере 1261,21 тыс. руб.
В
ходе рассмотрения дела представитель административного истца Данькова Е.Г. поддержала заявленные требования с
учетом их дополнения по основаниям, изложенным в административном иске и дополнительных
пояснениях.
Представители Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее –
Агентство) Корноухова П.В., Кузнецов А.О. в судебном заседании
заявленные требования не признали,, указав на то, что оспариваемый
приказ № 282-П от
25 ноября 2022 был принят Агентством в соответствии с наделенными
полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и
опубликования. Приказ нормативным правовым актам в сфере водоотведения, имеющим
большую юридическую силу, не противоречит.
Заслушав
пояснения участников процесса, показания свидетеля ***, заключение прокурора Тимофеева М.С., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования,
исследовав материалы дела, обозрев
материалы тарифного дела по установлению для ООО «Ульяновский областной
водоканал» тарифов на водоснабжение, очистку сточных вод и на водоотведение,
суд приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи
213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее
также КАС РФ) при рассмотрении
административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные
интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано
административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных
правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации,
должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация,
должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого
нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых
актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной
регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов
предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие
оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым
актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств,
указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей
статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие
оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
осуществляется на основании Федерального закона
от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее
также Закон о водоснабжении и водоотведении), постановления Правительства
Российской Федерации от 13 мая 2013 года
№ 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и
водоотведения (далее также Основы ценообразования) и Правила регулирования
тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Правила
регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в
сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы
по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также Методические указания).
В силу пункта 1 части 1, пункта 1 части 7,
пункта 1 части 2, пункта 1 части 8 стати 31 Закона о водоснабжения и
водоотведения к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и
водоотведения относится водоотведение.
Установление тарифов в сфере водоотведения,
утверждение производственных программ относится к полномочиям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1,3 части первой
статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении.
25 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области принят приказ № 282-П
«Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов
на водоотведение для общества с
ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы».
Указанным
приказом утверждены производственная программа в сфере водоотведения общества с
ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027
годы (приложение № 1); установлены
долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период
регулирования при установлении тарифов на водоотведение с использованием метода
индексации, для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной
водоканал» (приложение № 2); установлены
на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2027 года включительно тарифы на
водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский
областной водоканал» на территории
муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области с
календарной разбивкой (приложение № 3).
Текст
указанного приказа был опубликован 2
декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru),
номер опубликования – 7301202212020040 (т. 1 л.д.250).
На основании Указа Губернатора Ульяновской
области № 20 от 13 марта 2020 года «О
некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области» (т. 1 л.д. 213-214) с 1 апреля 2020
года создано Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
В соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 2.1
Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской
области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области №
6/138-П от 26 марта 2020 года (т. 1 л.д. 215-225), Агентство устанавливает
тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы
организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и
(или) водоотведение, выбирать методы регулирования тарифов организации,
осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)
водоотведение.
Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и
издания правовых актов исполнительных органов государственной власти
Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 12 июля 2013 года № 288-П,
правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в
форме приказов.
В
силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О
порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов
Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах
«Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование)
на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Таким образом,
оспариваемый административным истцом приказ Агентства № 282-П от 25 ноября 2022 года «Об утверждении производственной
программы в сфере водоотведения и об
установлении тарифов на водоотведение для общества с ограниченной
ответственностью «Ульяновский областной
водоканал» на 2023-2027 годы» принят уполномоченным органом с
соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального
опубликования.
В соответствии с
пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25
декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения
судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих
разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что
оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с
соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта,
порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить,
соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам,
имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 5
статьи 76 Конституции Российской
Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Проверяя
соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным
правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО
«Ульяновский областной водоканал» является гарантирующей организацией и
оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории
муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области на
основании Постановлением администрации города Димитровграда от 15 августа 2018
года № 867 (т. 2 л.д.36).
Водоснабжение и
водоотведение на территории ***
осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности
муниципального образования объектов водоотведения и канализационных сетей, на
основании концессионного соглашения № *** от *** года, заключенного с МО «город
Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда, ООО
«Ульяновский областной водоканал» и субъектом РФ – Ульяновской областью (т. 1
л.д.58-66, 142-171).
Водоснабжение и водоотведение
на территории *** осуществляется обществом с использованием находящихся в
собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения на основании
договора аренды муниципального имущества от *** года №***, заключенного между
Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда, представляющим
интересы собственника – муниципального образования «город Димитровград» и ООО
«Ульяновсквоблводоканал» (т. 1 л.д.121-125).
Согласно статье 3
Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения
осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических
интересов организации, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное
водоснабжение и (или) водоотведение, и их
абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих
горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение,
необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и
водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и
водоотведения осуществляется исходя из
объема поставленных товаров, оказанных услуг и
величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих
методов:
1) методом
экономически обоснованных расходов (затрат).
Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов
(затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных
программ;
2) методом
индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при
осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;
3) методом
доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение
дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых
осуществляется с сопоставимыми рисками.
Порядок формирования
тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной
статьей, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и
водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Выбор метода
регулирования тарифов осуществляется органом
регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами
ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством
Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей
горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3
данной статьи).
Согласно пункту 25 Правил регулирования
тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 13.05.2013
№ 406, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений
регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности
расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров
расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа
регулирования тарифов. Экспертное заключение органа регулирования тарифов
является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об
установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом
(уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные
выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов,
указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов.
Экспертное заключение органа регулирования тарифов должно соответствовать
положениям пунктов 26
- 26(2)
настоящих Правил. Решение правления (коллегии) органа регулирования тарифов
принимается на основании представляемых регулируемой организацией документов,
материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. Экспертное
заключение органа регулирования тарифов, а также заключения, представленные
регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными
организациями по их инициативе (при наличии), приобщаются к делу об
установлении тарифов.
В процессе
формирования оспариваемых тарифов
Агентством применен в
отношении административного истца метод
индексации установленных тарифов, согласно которому расчет осуществляется с
учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов
деятельности товары, работы, услуги, установлен долгосрочный период тарифного
регулирования с 2023 по 2027 годы.
Оспаривая приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской
области № 282-П от 25 ноября 2022 года в части, административный истец
указывает на неверность определения
базового уровня операционных расходов по *** на период с 1 декабря 2022
года по 31 декабря 2023 года.
Согласно экспертному заключению по
корректировке тарифов на водоотведение
ООО «Ульяновский областной водоканал» на 2023 год базовый уровень операционных
расходов на 2023 год по *** был определен путем индексации установленной
величины операционных расходов на 2021 год в размере 28 133,4 тыс. руб. с
применением индексов изменения потребительских цен на 2022 год – 113,9% и на
2023 год – 106% и индексов эффективности операционных расходов - 1,1.
Пунктом 1
части 12 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении
предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода доходности
инвестированного капитала и метода индексации на долгосрочный период
регулирования в соответствии с Основами
ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными
Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры
регулирования тарифов, которые определены Основами ценообразования в сфере
водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской
Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов
(долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены
концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,
отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления
регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были
согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан
учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении
государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования
тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами
ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными
Правительством Российской Федерации.
Особенности расчета тарифов с применением
метода индексации установлены пунктами 74-80 Основ ценообразования и главой VII Методических указаний.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при
установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая
выручка регулируемой организации
включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и
нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также
расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
При применении метода индексации регулируемые
тарифы устанавливаются на основе долгосрочных
параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом
применении такого метода регулирования
тарифов – на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом
(пункт 75 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 29,
74
Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения
устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для
соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска
воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая
валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы,
расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную
прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль
гарантирующей организации.
При установлении тарифов с применением метода
индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается
отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода, исходя
из текущих расходов регулируемой организации, планируемых на год i, расходов на
амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативной прибыли,
величины изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях
сглаживания, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации
(пункт 85 Методических указаний).
Операционные расходы на первый год
долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов)
рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат)
в соответствии с пунктами 17
- 26
настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую
энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода
регулирования рассчитываются по формуле 8 (пункт 45 Методических указаний).
Пунктом 79 Основ ценообразования к
долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный
период регулирования при установлении тарифов с использованием метода
индексации, относится базовый уровень операционных расходов.
В силу пунктов 31 (1) и 79 Основ
ценообразования для регулируемых организаций, владеющих централизованными
системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, отдельными объектами
таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности,
на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные
тарифы устанавливаются на основании
значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией,
значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных
концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у
которых права владения и пользования
имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании
договоров аренды, либо с лицом, выступившим с инициативой заключения
концессионного соглашения, и согласованных органом регулирования в порядке,
установленном Правилами регулирования тарифов водоснабжения и водоотведения,
значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в
конкурсном предложении концессионера
(арендатора). В случае, если стороны концессионного соглашения договорились об
изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с
применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности
концессионера при условии, что эти значения были предварительно
согласованы в порядке, установленном
указанными Правилами водоснабжения и водоотведения.
К долгосрочным параметрам регулирования
тарифов, определяемом на долгосрочный период регулирования при установлении
тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень
операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов: нормативный уровень
прибыли (для организации, которым права
владения и (или) пользования централизованными системами горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными
объектами таких систем, находящимися в
государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по
концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством
Российской Федерации не ранее 1 января 2014 года), показатели энергосбережения
и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход
электрической энергии).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 40
Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» субъект Российской Федерации,
участвующий в концессионном соглашении, несет обязанность по установлению
тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности
концессионера и методом регулирования
тарифов, установленных концессионным
соглашением.
Таким образом, расчет базового уровня операционных
расходов на 2023 год ООО «Ульяновский областной водоканал» следует осуществлять с применением величины
базового уровня операционных расходов, установленного концессионным
соглашением.
Согласно
Приложению № 5 «Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в сфере
водоотведения» к концессионному соглашению
№ *** от *** года базовый уровень
операционных расходов, установленный на первый год каждого долгосрочного
периода регулирования в ценах первого срока действия концессионного соглашения
без учета индекса потребительских цен, на 2017 год предусмотрен в размере 26
335 тыс. руб., на 2020 год – в размере 25 527 тыс. руб.
Согласно пункту 9 дополнительного соглашения
№ *** от *** года к указанному
концессионному соглашению № *** от *** Приложение № 5 к концессионному
соглашению «Значения долгосрочных
параметров регулирования деятельности концессионера» определено читать в новой
редакции согласно приложению № 3 к настоящему дополнительному соглашению.
Подпунктом 2.1 «Базовый уровень операционных
расходов» пункта 1 «Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности
концессионера в сфере водоотведения»
Приложения № 3 предусмотрено, что
устанавливается базовый уровень
операционных расходов в ценах первого года срока действия концессионного
соглашения без учета индекса потребительских цен в размере 26 335 тыс.
руб., без НДС, с учетом уровня операционных расходов, установленных органом
регулирования тарифов до 31 декабря 2022 года.
На основании указанного положения
дополнительного соглашения № *** от ***
года к концессионному соглашению № *** от *** года суд приходит к выводу, что
базовый уровень операционных расходов в ценах первого года срока действия
концессионного соглашения без учета индекса потребительских цен установлен в
размере 26 335 тыс. руб. и именно данный базовый уровень операционных
расходов должен применяться в расчете.
В соответствии с пунктом 60 Основ
ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на
каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного
базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс
потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в
базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных
расходов и индекс изменения количества активов.
Согласно пункту 90 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой
организации и тарифы, установленные с применением метода доходности
инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются
(начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом
отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых
при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования
тарифов), от их плановых значений.
В соответствии с указанным пунктом 90
Методических указаний скорректированная величина операционных расходов на год
i долгосрочного периода регулирования
определяется исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов
(прогнозных показателей, определенных в подпункте
"в" пункта 16 настоящих Методических указаний) в
соответствии с формулой (39)
настоящих Методических указаний.
Подпунктом «в»
пункта 16 Методических указаний предусмотрен, в том числе, прогноз индекса
потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году).
Корректировка необходимой валовой выручки
осуществляется по формуле 32. При этом формула 32
применяется при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой
организации и тарифов, установленных с применением метода индексации.
Операционные расходы
где:
i0 - первый год текущего долгосрочного
периода регулирования;
-
операционные расходы, определенные на i-й год исходя из плановых и уточненных
параметров расчета тарифов, тыс. руб.;
ОРi0 - базовый уровень
операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования в
соответствии с пунктом 45
настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
ИЭР - индекс эффективности операционных
расходов, установленный на j-й год и выраженный в процентах;
-
скорректированный прогнозный индекс изменения потребительских цен в j-м году;
-
скорректированный прогнозный индекс изменения количества активов в j-м году,
рассчитываемый в соответствии с формулой 8.1
настоящих Методических указаний;
Приведенная
формула 39 Методических указаний предусматривает при расчете операционных
расходов, определенных на i-й год
исходя из плановых и уточненных параметров расчета тарифов применение
скорректированного прогнозного индекса изменения потребительских цен в j-м году.
Из вышеуказанных положений Методических указаний следует, что размер
операционных расходов при ежегодной корректировке (начиная со второго года
долгосрочного периода регулирования) определяется с применением
скорректированного прогнозного индекса изменения потребительских цен к
установленной величине операционных расходов предшествующего года тарифного
регулирования.
Как было указано
выше, по *** Агентством в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства
базовый уровень операционных расходов на 2023 год был определен путем
индексации установленной величины операционных расходов на 2021 год в размере
28 133,4 тыс. руб. с применением прогнозных индексов изменения потребительских
цен за 2022 год – 113,9% и за 2023 год – 106%.
Согласно
вышеприведенной формуле 39, формуле 8 пункта 45 Методических указаний для
расчета операционных расходов на очередной период регулирования следовало
применить только один индекс 1,06% (скорректированный прогнозный индекс ИПЦ
2023 года) к величине операционных
расходов 2022 года.
В силу вышеизложенных положений
законодательства доводы представителя административного истца о том, что при определении базового уровня
операционных расходов на 2023 год подлежат применению не прогнозный, а
фактический индекс изменения потребительских цен на 2021 год, который
составляет 6,7%, не могут быть признаны обоснованными.
Ссылки представителя ООО «Ульяновский
областной водоканал» на необходимость при расчете базового уровня операционных
расходов по водоотведению по *** на 2023
года применения формулы 40 Методических указаний, в соответствии с которой при определении операционных расходов,
определенных на (i-2)-й год исходя из фактических
значений параметров расчета тарифов,
учитывается фактический индекс изменения потребительских цен в j-м году, суд считает не основанными на нормах
Основ ценообразования и Методических указаний.
Из изложенного выше следует, что величина
базового уровня операционных расходов по *** на 2023 год была определена неверно, с
нарушением вышеуказанных положений Методических указаний, в связи с этим подлежит удовлетворению
требование административного истца о признании недействующим оспариваемого
приказа в части строки № 1 «Операционные
расходы» пункта 4 приложения № 1 и установленного приложением № 2 к оспариваемому приказу № 282-П от 25 ноября
2022 года базового уровня операционных расходов с использованием
централизованных систем водоотведения на территории ***.
Пунктом 80 Основ ценообразования
предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и
тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются
с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов,
учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров
регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с
формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в
методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»
- «д» пункт 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
В силу пункта 90 Методических указаний в
целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода
индексации, в соответствии с пунктом 73
Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую
валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного
периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода
регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров
регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров
регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением
долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка необходимой валовой выручки
осуществляется по формуле 32. При этом формула 32
применяется при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой
организации и тарифов, установленных с применением метода индексации.
где:
- размер
корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых
периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения
фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при
установлении тарифов, определяемая в соответствии с формулой (33)
настоящих Методических указаний, тыс. руб.
Пунктом 91 Методических указаний
предусмотрено, что размер корректировки необходимой валовой выручки,
осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета
тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный
период регулирования, по которому имеются фактические значения.
где:
-
фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая
на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в
том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида
продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38)
настоящих Методических указаний.
Согласно пункту 95 Методических указаний
необходимая валовая выручка, определяемая на i-2-й год на основе фактических
значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, установленная с
применением метода индексации (применяется формула 38),
рассчитывается с учетом пунктов 22
- 23
Основ ценообразования по формуле:
где:
-
операционные расходы, в i-2 году, определенные исходя из уточненных параметров
расчета тарифов (индексов) в соответствии с формулой (40)
настоящих Методических указаний, тыс.
где:
;i0 - первый год текущего долгосрочного
периода регулирования;
-
операционные расходы, определенные на (i-2)-й год исходя из фактических
значений параметров расчета тарифов, тыс. руб.;
-
фактический индекс изменения потребительских цен в j-м году.
Таким образом, из приведенных положений
Методических указаний следует, что формула 40 и
фактические индексы изменения потребительских цен применяются при
определении иной составляющей формулы корректировки НВВ, а именно: величины
корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета
отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений,
учтенных при установлении тарифов.
В рассматриваемом деле операционные расходы
исходя из фактических значений параметров расчета тарифов на 2021 год - определяются по формуле 40, предусматривающей
применение в расчете фактического индекса изменения потребительских цен 2021
года к величине операционных
расходов предыдущего периода тарифного
регулирования – 2020 года.
Из расчета величины корректировки НВВ по
результатам предшествующего расчетного периода – 2021 года по ***, приведенного
в экспертном заключении по корректировке тарифов на водоотведение ООО
«Ульяновский областной водоканал» на 2023 год, в также пояснений представителей
Агентства и свидетеля *** следует, что при определении фактических
операционных расходов за 2021 год не был применен фактический индекс изменения
потребительских цен за 2021 год - 6,7%.
При таких обстоятельствах суд приходит к
выводу о том, что административным ответчиком неверно была определена величина
корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности за
предшествующий расчетный период - за 2021 год.
С учетом этого подлежит признанию недействующим оспариваемый
приказ в части строки № 7 «Корректировка (сглаживание)» пункта 4 приложения № 1
к оспариваемому приказу.
Административным истцом указывается на
незаконность при определении НВВ по водоотведение по *** исключения из расчета сбытовых расходов по статье «расходы по сомнительным долгам».
Согласно экспертному заключению по
корректировке тарифов на питьевую воду ООО «Ульяновский областной водоканал» на
2023 год обществом по статье «сбытовые расходы гарантирующей организации»
предложено учесть расходы в размере 387,7 тыс. руб. Однако Агентством по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области расходы по указанной
статье были исключены.
Из пояснений представителя Агентства и
показаний свидетеля *** следует, что
орган регулирования отказал во включении в необходимую валовую выручку сбытовых
расходов в связи с непредставлением судебных решений, постановлений судебных
приставов-исполнителей, подтверждающих процедуру исполнения за 2021 год.
Расходы по сомнительным долгам относятся к
неподконтрольным расходам и определяются в порядке, предусмотренном пунктом 42
данных Основ (пункт 65 Основ ценообразования).
Согласно положениям пункта 42 Основ
ценообразования к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся, в том
числе, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (дебиторской
задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки,
относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов,
предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения
населению) за предыдущий период регулирования. При этом в составе резерва по
сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при
осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 26 Методических
указаний к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по
сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2%
необходимой валовой выручки, относимой на население за предыдущий период
регулирования.
Согласно статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным
долгам может быть использован организацией
лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в
порядке, установленном указанной статьей, а именно, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также
признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением
судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
Проанализировав представленные ООО
«Ульяновский областной водоканал» в Агентство по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области материалы, суд приходит к выводу о том, что тарифным органом правомерно исключены из
состава необходимой валовой выручки по статье «сбытовые расходы гарантирующей
организации» - расходы по сомнительным
долгам ввиду не представления в материалы тарифного дела в полном объеме
документов, подтверждающих экономическую
обоснованность заявленной суммы, а именно, судебных актов о взыскании
задолженности по водоснабжению, постановлений судебных приставов-исполнителей
об окончании исполнительных производств.
Ссылки представителя административного истца
на составленные судебными приставами-исполнителями акты о наличии
обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается
взыскателю, и письмо судебного пристава-исполнителя, содержащего перечень
исполнительных производств, оконченных в связи с невозможностью взыскания
задолженности, представленных органу тарифного регулирования, несостоятельны,
поскольку из указанных документов нельзя сделать вывод о размере задолженности
по регулируемому виду деятельности – по
водоотведению, которую невозможно взыскать.
При таких обстоятельствах Агентство
правомерно не включило заявленные ООО «Ульяновский областной водоканал» по
статье «сбытовые расходы гарантирующей организации» расходы по сомнительным
долгам в расчет необходимой валовой выручки.
Доводы представителя административного истца
о том, что Агентство вправе было
запросить указанные документы у
общества, не опровергают указанный вывод суда.
В соответствии с
абзацем 2 пункта 25 Правил регулирования решения правления (коллегии) органа
регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией
материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
В соответствии с
пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов предложение об установлении
тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и
необходимых обосновывающих материалов. Решения правления (коллегии) органа
регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой
организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов
(абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).
Согласно пункту 4
Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и
водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э,
в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня
материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, орган
регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в
отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа
регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях,
осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или)
водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды
регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной
деятельности. Следовательно, предоставление определенного комплекта документов
является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных
последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих
обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а
не на регулирующем органе.
ООО «Ульяновский
областной водоканал», действуя в целях извлечения прибыли и являясь
профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть
заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению
обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования
тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих
услуг. В этой связи законодательством именно на него возложена обязанность
предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и
достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной
обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия
регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно
существующих, обстоятельств.
Пункт 20 Правил
регулирования не устанавливает обязанности органа регулирования в любом случае
запросить от регулируемой организации дополнительные материалы, поскольку
отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для
установления соответствующего тарифа.
Согласно части 2 статьи
64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по
ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу,
рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат
оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором
участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица,
относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением
Ульяновского областного суда от 24 января 2024 года признан недействующим со дня принятия приказ
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 286-П от 25 ноября
2022 года «Об утверждении производственной
программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение
(очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский
областной водоканал» на 2023-2027 годы» в части:
- строк № 1, 5, 6, 8, 9 пункта 4 «Объем
финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы,
тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере водоотведения
общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на
2023-2027 годы»;
- базового уровня операционных расходов
приложения № 2 «Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на
долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с
использованием метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал»;
- приложения № 3 «Тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для общества
с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории
муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области».
Апелляционным определением Четвертого
апелляционного суда общей юрисдикции от 21 мая 2024 года указанное решение
оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Указанным приказом были установлены тарифы на
очистку сточных вод, являющиеся составной частью тарифа на водоотведение. Расходы по очистке
сточных вод входят в состав
неподконтрольных расходов, учитываемых при определении НВВ и установлении тарифов на водоотведение. Соответственно,
признание недействующим тарифа на очистку сточных вод влечет признание
недействующим оспариваемого приказа в части строки 3 «Неподконтрольные расходы» пункта 4 приложения № 1.
ООО «Ульяновский областной водоканал»
указывается на определение при расчете НВВ по водоотведению *** на 2023
год расходов на оплату труда
производственного и административного персонала с нарушением действующего
законодательства в сфере тарифного регулирования.
В соответствии с пунктом 74 Основ
ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации
необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие
расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и
нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную
предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Пунктом 76 Основ ценообразования определено,
что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в
соответствии с пунктами 58
- 65
настоящего документа.
Согласно пункту 58 Основ ценообразования
текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы,
неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и
топлива.
Пунктом 61 Основ ценообразования
предусмотрено, что базовый уровень операционных расходов определяется в
соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные
расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую
энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические
реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за
исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21
- 23,
39
- 41,
42
(за исключением расходов по сомнительным долгам), 48
- 52
настоящего документа.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 39
Основ ценообразования в составе производственных расходов
учитываются расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное
социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного
производственного персонала.
Подпунктом «в»
пункта 40 Основ ценообразования предусмотрено, что в составе ремонтных расходов учитываются
расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное
страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала.
Согласно подпункту
«б» пункта 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся расходы на оплату труда и
страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда
оплаты труда административно-управленческого персонала.
В соответствии с пунктом 52 Основ
ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в
необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в
соответствии с методическими
указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных
договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или)
фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный
период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых
организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых
условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно пункту 17 Методических указаний при
определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку,
размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями
2.2, 2.2.1
к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в
порядке приоритетности используются следующие сведения:
параметры отраслевого тарифного соглашения;
параметры трехстороннего соглашения,
заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное
отраслевое соглашение);
размер фонда оплаты труда в последнем
расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых
организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в
сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;
условия коллективного договора;
прогнозный индекс потребительских цен.
Согласно экспертному заключению по
корректировке тарифов на водоотведение
ООО «Ульяновский областной водоканал» на 2023 год обществом предложено учесть
при расчете НВВ по водоснабжению *** на 2023 год по статье «расходы на оплату
труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала»
14 698,40 тыс. руб.
Агентством расчет по данной статье
расходов произведен следующим образом:
- нормативная численность производственного
персонала (сети) принята в расчет тарифа
в количестве 23 человек согласно приказу Министерства строительства
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №154/пр от 23 марта 2020
года (метод интерполяции) – 106,3 х 21/100 х 1,14;
- нормативная численность производственного
персонала КНС принята в расчет тарифа в количестве 5,8 человек согласно приказу
Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
№ 154/пр от 23 марта 2020 года (метод интерполяции) – 13,11 х 6/15 х 1,14;
- нормативная численность производственного
персонала (вспомогательный персонал) принята в расчет тарифа в количестве 2
человек.
Итого, производственный персонал, принятый в
расчет тарифа составит 31 человек.
Фонд оплаты труда составляет:
заработная плата 18535,48 руб. х 1,139
(прогнозный индекс ИПЦ 2022 года) х 1,06 (прогнозный индекс ИПЦ 2023 года) х 31
человек х 12 месяцев = 8324,85 тыс. руб.
и отчисления на социальный нужды 2497,25 тыс. руб.
Судом не может быть признан правильным такой
расчет нормативной численности производственного
и вспомогательного персонала, поскольку при расчете их нормативной численности
не была учтена нормативная численность
всех работников в зависимости от выполняемых трудовых функций,
перечисленных в приказе Министерства строительства жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации № 154/пр от 23 марта 2020 года, необходимых для
осуществления обществом деятельности.
Так, при определении нормативной численности
производственного и вспомогательного персонала не были включены в расчет
численности работники, необходимые для выполнения трудовых функций по
управлению автотранспортными средствами и специальной техникой (таблица № 56
пп. 6 п. 12 приказа № 154/пр от 23 марта 2020 года), по складскому хозяйству, в
том числе приему на склад, хранению и выдаче со склада различных материальных
ценностей (таблица № 45 пп. 1 п. 12 приказа № 154/пр от 23 марта 2020 года).
Таким образом, принятые в расчет НВВ производственные
расходы в части расходов на оплату труда
производственного и вспомогательного персонала по *** по виду деятельности водоотведение определены неверно,
соответственно, неправильно определены и исчисляемые исходя из фонда оплаты
труда отчисления на социальные нужды.
Агентством расчет по статье «расходы на
оплату труда и отчисления на социальные нужды административного персонала» на
2023 год произведен следующим образом:
- заработная плата 29233,7 руб./чел. (по
данным Росстата по Ульяновской области) х 4,19 чел. (по нормативной
численности) х 12 месяцев = 1468,12 тыс. руб. и отчисления на социальный нужды
443,37 тыс. руб.
При расчете нормативной численности
административно-управленческого персонала по *** был проведен в соответствии с
таблицей № 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 23 марта 2020 года № 154/пр. применен метод
интерполяции (определение промежуточного значения нормы численности работников
внутри интервала), исходя из таблицы № 1 в диапазоне работников предприятия от
201 до 400 человек предельная численность административного персонала всего
общества по максимальным значениям определена в количестве 54 человека; исходя
из этого определено соотношение нормативной численности административного
персонала общества к предельной численности работников предприятия в данном
диапазоне 54/400 х 100, и оно составляет 13,5%.
Нормативная численность
административно-управленческого персонала по *** по виду деятельности -
водоотведение определена путем
применения к нормативной численности производственного персонала по *** по виду деятельности – водоотведение,
которая составляет 31 человек,
вышеуказанного соотношения 13,5 % и
данная нормативная численность составит 4,19 человека.
Судом не может быть признан правильным такой
расчет нормативной численности
административно-управленческого персонала по *** по виду деятельности –
водоотведение, поскольку применение
соотношения предельной нормативной численности
административного персонала 54 чел
к предельной (максимальной) численности
работников в диапазоне от 201 до 400 человек в таблице № 1 к нормативной численности
производственного персонала по ***,
равному 31 человеку, то есть не входящему в указанный диапазон, является
необоснованным.
В подтверждение правильности такого расчета
нормативной численности административно-управленческого персонала по
*** по виду деятельности - водоотведение Агентством не представлено правовое
обоснование.
Кроме того, при расчете нормативной
численности административного персонала общества
не была учтена нормативная численность
всех работников в зависимости от выполняемых трудовых функций,
перечисленных в приказе Министерства строительства жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации № 154/пр от 23 марта 2020 года, необходимых для
осуществления обществом деятельности.
Так, при определении нормативной численности
административного персонала без обоснования не были включены в расчет
численности работники, необходимые для выполнения следующих трудовых функций:
- по
оперативному управлению канализационными насосными станциями, в том
числе по организации их технической эксплуатации и анализу основных показателей
работы (таблица № 7 пп. 20 п. 10 приказа № 154/пр от 23 марта 2020 года);
- по
оперативному управлению канализационными сетями, в том числе по осуществлению их технической эксплуатации
и контроль за техническим состоянием (таблица № 9 пп. 22 п. 10 приказа № 154/пр
от 23 марта 2020 года);
- по организации реализации услуг и учета
водопотребления и водоотведения по абонентам, в том числе по взаимодействию с
абонентами, по заключению с ними договоров, по производству расчетов за
оказанные услуги (таблица № 3 пп. 16 п. 10 приказа № 154/пр от 23 марта 2020
года);
- по организации ремонта и технического
обслуживания автомобильного транспорта, специальных дорожных и строительных
машин и механизмов, в том числе обеспечению их содержания в надлежащем
состоянии и контролю за обеспечением горюче-смазочными материалами (таблица №
12 пп. 25 п. 10 приказа № 154/пр от 23 марта 2020 года).
Таким образом, принятые в расчет НВВ
административные расходы в части
расходов на оплату труда административно-управленческого персонала по ***
по виду деятельности водоотведение определены
неверно, соответственно, неправильно определены и исчисляемые исходя из фонда
оплаты труда отчисления на социальные нужды.
Как следует из экспертного заключения по корректировке
тарифов на водоотведение ООО
«Ульяновский областной водоканал» на 2023 год,
обществом были заявлены при
подсчете НВВ по *** расходы по статье «ремонтные работы» в размере 1261,21 тыс.
руб. Однако Агентство не включило в
расчет НВВ указанные расходы со ссылкой на отсутствие обоснования необходимости
проведения ремонтных работ.
В соответствии с пунктами 38,
39
Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных затрат
необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма
планируемых на очередной период регулирования производственных, ремонтных
расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных
расходов, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов,
расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом
особенностей, предусмотренных пунктом 44
Основ ценообразования, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов,
нормативной прибыли.
В силу пункта 30
Правил орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во
включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией,
только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами
ценообразования и Методическими указаниями.
При проверке
обосновывающих документов и материалов общества на соответствие требованиям законодательства
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и
водоотведения тарифным органом установлено, что экономическая обоснованность
расходов по статье «ремонтные
работы» в размере 1261,21 тыс. руб. не подтверждена.
Проанализировав
материалы тарифного дела, суд соглашается с указанным выводом тарифного органа
по следующим основаниям Административным истцом
в подтверждение указанных расходов были представлены только локальный сметный расчет на ремонтные
работы по замене дверей, лестницы, электропроводки и перечень плановых
мероприятий на 2023 год. Однако обществом не были представлены доказательства, подтверждающие
необходимость проведения запланированных ремонтных работ, а именно:
дефектные ведомости, акты обследования технического состояния имущества, в
отношении которого запланировано проведение ремонтных работ.
Поскольку расходы на оплату труда
производственного, вспомогательного и административно-управленческого персонала,
ремонтные расходы в силу пункта 61 Основ
ценообразования учитываются в расчете базового уровня операционных расходов,
соответственно, базовый уровень операционных расходов по *** определен неверно,
вследствие чего подлежат признанию недействующими строка 1 «Операционные расходы» пункта 4 «Объем финансовых потребностей,
необходимых для реализации производственной программы, тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной
ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 года» к
оспариваемому приказу № 282-П от 25 ноября 2022 года и установленный приложением № 2 к оспариваемому приказу № 282-П от 25 ноября
2022 года базовый уровень операционных
расходов с использованием централизованных систем водоотведения на территории ***.
Неправильность определения базового уровня операционных расходов влечет неверное определение нормативной и предпринимательской прибыли,
учитываемых при расчете необходимой валовой выручки методом индексации, что
следует из содержания пунктов 86 и 86 (1) Методических указаний, по смыслу
которых при расчете нормативной и
расчетной предпринимательской прибыли учитываются операционные расходы, как
составляющая часть текущих расходов, включаемых в расчет НВВ.
С учетом этого подлежат признанию недействующими
строки 5 («Нормативная прибыль»), 6
(«Предпринимательская прибыль») пункта 4 приложения № 1 к оспариваемому
приказу.
Поскольку,
как было установлено выше, Агентством неверно определены операционные расходы, нормативная прибыль,
предпринимательская прибыль, неподконтрольные расходы, а также величина корректировки необходимой валовой выручки по результатам
деятельности за 2021 год, которые учитываются
при определении необходимой валовой выручки, следовательно, нельзя
признать экономически обоснованными необходимую валовую выручку по
водоснабжению муниципального образования «город Димитровград», установленную в
строке 9 пункта 4 приложения № 1 к оспариваемому приказу Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 282-П от 25 ноября 2022 года,
и, соответственно, тарифы на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной
водоканал» на территории муниципального образования «город Димитровград»
Ульяновской области, установленные в приложении № 3 к оспариваемому
приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области №282-П от
25 ноября 2022 года.
В силу
вышеизложенного у суда имеются основания для удовлетворения заявленных
административным истцом требований о признании не действующими в части приказа
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 282-П от 25
ноября 2022, а именно: в части строк № 1,
3, 5, 6, 7, 9 пункта 4 приложения № 1; базового уровня операционных
расходов с использованием централизованных систем водоснабжения на территории ***
приложения № 2; приложение № 3.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ
по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного
правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении
заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный
правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному
нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не
действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной
судом даты.
Определяя момент, с которого нормативный
правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что
оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его
недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели
восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца,
предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно, оспариваемый административным
истцом приказ следует признать не действующим в части с момента его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ
следует возложить на Агентство по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового
заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в
законную силу.
Из положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21
КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1
статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной
пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3 статьи
109 настоящего Кодекса.
Материалы рассмотренного административного
дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных
расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины.
Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым
взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы
по уплате государственной пошлины.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь
статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский
областной водоканал» о признании недействующим в части приказа, возложении
обязанности принять новый заменяющий нормативный правовой акт удовлетворить
частично.
Признать недействующим
со дня принятия приказ Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 282-П от 25 ноября 2022 года «Об утверждении производственной программы
в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для общества с
ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы» в следующей части:
-
строк № 1, 3, 5, 6, 7, 9 пункта 4 «Объем
финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы,
тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере водоотведения
общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на
2023-2027 года»;
-
базового уровня операционных расходов при использовании централизованных систем
водоотведения на территории *** Ульяновской области приложения № 2
«Долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный
период регулирования при установлении тарифов на водоотведение с использованием
метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной
водоканал»;
- приложения № 3
«Тарифы на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью
«Ульяновский областной водоканал» на территории муниципального образования
«город Димитровград» Ульяновской области.
Возложить на
Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по
принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с
момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу общества с
ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» расходы по уплате
государственной пошлины 4500 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может
быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через
Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в
окончательной форме.
Судья
О.Е.Кинчарова