УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-002168-90
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33-4236/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г
судей Санатулловой Ю.Р., Трифоновой Т.П.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 мая 2024 года, по гражданскому делу
№2-2104/2024, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в
интересах Лукашевича Михаила Олеговича, удовлетворить частично.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области обеспечить Лукашевича Михаила Олеговича техническими
средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
№ 405.1.732017 от 22.03.2017: ***
Взыскать
с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области в пользу Лукашевича Михаила Олеговича компенсацию
морального вреда в размере 10000 руб.
В
удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Тереньгульского района Ульяновской области в
интересах Лукашевича М.О. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного
и социального страхования РФ по Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации
морального вреда.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации Лукашевич М.О., ***, нуждается в
обеспечении техническими средствами реабилитации: ***. Однако до настоящего
времени указанные средства реабилитации Лукашевичу М.О. не выданы.
Просил суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования РФ по Ульяновской области обеспечить Лукашевича М.О. указанными техническими средствами
реабилитации, взыскать с ответчика в пользу Лукашевича М.О. компенсацию
морального вреда в размере 20 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство
здравоохранения Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение.
В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в системе закупок
товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает,
что Лукашевич М.О. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении
техническими средствами реабилитации. Для обеспечения *** *** неоднократно
размещались запросы ценовой информации, однако ценовые предложения либо не
поступали, либо их было недостаточно для формирования начальной (максимальной)
цены контракта (далее НМЦК), либо поступали ценовые предложения, по которым
предложенные цены значительно превышали цены по последнему исполненному
государственному контракту. После согласования НМЦК 28.03.2024 размещена
конкурентная закупочная процедура, по результатам аукциона с победителем
заключен государственный контракт. Для обеспечения *** размещались запросы
ценовой информации, однако ценовые предложения либо не поступали, либо поступали,
но НКМЦ сформированные на основе поступивших ценовых предложений, значительно
превышали цены по последнему исполненному государственному контракту. По
запросам на согласование повышения стоимости единицы ТСР были получены
отрицательные ответы от ЦА СФР. ОСФР по Ульяновской области размещен запрос
ценовой информации от 30.05.2024 со сроком подачи ценовых предложений по
05.06.2024. Считает, что у суда отсутствовали основания для взыскания
компенсации морального вреда, поскольку нарушение права инвалида на
своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета ТСР не является
основанием для компенсации морального вреда.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Лукашевич М.О. *** года рождения, является ***.
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида №
405.1.73\2017 от 22.03.2017 истец подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации: ***
Заявление от 31.10.2022 на
обеспечение Лукашевича М.О. ТСР зарегистрировано в информационной базе
ответчика.
Ссылаясь на нарушение прав Лукашевича М.О. на обеспечение
техническими средствами реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим
иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном
удовлетворении иска.
Суд первой инстанции установил, что на период рассмотрения
дела в суде Лукашевич М.О. техническими средствами реабилитации - *** обеспечен
не был, в связи с чем правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению
истца спорными ТСР.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее
Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как установлено материалами дела и не оспаривается
ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими средствами
реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу об удовлетворении требований прокурора об обеспечении
Лукашевича М.О. положенными ему ТСР- ***
Вместе с тем, суд первой инстанции, не установил правовых
оснований для обеспечения истца подгузниками для взрослых, впитывающими
простынями за прошлый период, решение суда в указанной части не оспаривается.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
инвалида на своевременное обеспечение его техническим средством реабилитации,
пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими
на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях,
предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной
компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными
условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального,
так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда,
вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным
вредом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса
Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой
ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу
гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред,
освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его
вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины
причинителя вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской
Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда
определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101
Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении
Лукшевича М.О. полагающимся ему ТСР, существенно нарушает личные
неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья истца, в отсутствие данных ТСР он испытывает затруднения в
жизнедеятельности.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип
разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании в
пользу истца компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
В отсутствие реального обеспечения истца спорными
техническими средствами реабилитации принятие ответчиком мер в целях
обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации не влечет отмену либо
изменение решения суда.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцом не
представлены доказательства причинения
нравственных и физических страданий, несостоятельны. Сам факт не
обеспечения инвалида ТСР является доказательством того, что истцу причинены нравственные и физические
страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно
влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные
препятствия для его социальной адаптации.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 мая 2024 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11
сентября 2024 года.