Судебный акт
О признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным
Документ от 13.08.2024, опубликован на сайте 13.09.2024 под номером 114551, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и об обязании произвести перерасчет пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Данилина А.В.                                                                          73RS0024-03-2024-000428-14

Дело № 33-3595/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Шлейкина М.И.,  Самылиной О.П.

при секретаре Холодилиной Ю.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Салюкова Владимира Федоровича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2024 года по гражданскому делу № 2-3-315/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Салюкова Владимира Федоровича
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, признании права на трудовую пенсию на льготных условиях и перерасчете пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения Салюкова В.Ф., подержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Салюков В.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, признании права на досрочную страховую пенсию по старости и перерасчете пенсии с момента первоначального обращения.

Требования были мотивированы тем, что 17 января 2023 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27 апреля 2023 г. ему было отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. Указанным решением ему не был засчитан период его работы с 3 января 2002 г. по 1 мая 2003 г. (1 год 3 месяца 29 дней) в должности техника-смотрителя в ***, поскольку данный работодатель не смог представить в ОСФР по Ульяновской области сведения о его работе в этот период.

В конце 2023 года в *** он получил документы, подтверждающие факт его работы в указанный период в *** в должности техника-смотрителя.

В январе 2024 г. с данными документами он повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии. С 9 января 2024 г. ему была установлена страховая пенсия по старости.

Считает, что в результате бездействия ответчика ему была назначена пенсии на год позже положенного срока.

В связи с этим просил суд признать решение ОСФР по Ульяновской области от 27 апреля 2023 г. об отказе в назначении ему страховой пенсии незаконным, признать за ним  право на страховую пенсию по старости с 17 января 2023 г., а также обязать ответчика произвести ему перерасчет пенсии с 17 января 2023 г.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Салюков В.Ф. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчиком своевременно не была проведена надлежащая работа по истребованию необходимых документов. При обращении в ОСФР по Ульяновской области им были представлены имеющиеся у него документы, в том числе трудовая книжка, в которой имелась запись о спорном периоде работы. Согласно предоставленной им справке, выданной *** от 12 января 2024 г., страховые взносы за спорный период были перечислены в пенсионный фонд. В том, что работодатель не представил ответчику корректирующие сведения о стаже истца в спорный период, его вины не имеется. Ответчик, являясь государственным органом, на котором лежит обязанность по сбору, оформлению и начислению пенсий гражданам, должен доказать, по какой причине не были истребованы доказательства (документы), подтверждающие факт наличия у него стажа в спорный период, тогда как им такие документы в дальнейшем были получены. 

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салюкова В.Ф – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 17 января 2023 г. истец Салюков В.Ф обратился в  ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27 апреля 2023 г. истцу было отказано в назначении страховой пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа (20 лет). Остальные условия истцом были соблюдены – имеется требуемая величина ИПК, а также стаж работы в особых условиях труда.

По предоставленным документам страховой стаж истца составил 12 лет 10 месяцев 26 дней, а с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П страховой стаж составил 18 лет 9 месяцев 18 дней.

В страховой стаж не был включен период работы истца с 3 января 2002 г. по                        1 мая 2003 г. (1 год 3 месяца 29 дней) в должности техника-смотрителя в ***.

Основанием для отказа учета указанного периода в страховой стаж истца явилась пояснительная записка ***, согласно которой данное образовательное учреждение не может представить корректирующие сведения по спорному периоду работы истца, поскольку ни на бумажном носители, ни в электронном виде индивидуальные сведения за 2002-2023 гг. не сохранены и сверить ФОТ (фонд оплаты труда) по всем застрахованным лица не представляется возможным (л.д. 53).

9 января 2024 г. истец вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии.

5 февраля 2024 г. истец представил ответчику справку от 12 января 2024 г., выданную ***, и справку от 12 января 2024 г., выданную *** (л.д. 43).

С 9 января 2024 г. истцу была установлена страховая пенсия по старости.

Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у истца отсутствует право на назначении страховой пенсии по старости с 17 января 2023 г., поскольку на момент первоначального обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не были представлены документы, подтверждающие наличия необходимого страхового стажа.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №  400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Из приведенного нормативного правового регулирования следует, что право на страховую пенсию, в том числе страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. По общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что при первичном обращении истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости им была представлена трудовая книжка, достоверность записей в которой требовала дополнительного подтверждения, поскольку спорные периоды истца имели место до регистрации его в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

Как уже было указано выше, работодатель истца не смог представит ответчику корректирующие сведения по спорному периоду работы.

В связи с этим, при наличии такого ответа работодателя у ответчика не было правовых оснований для включения истцу спорного периода работы в страховой стаж.

При этом решение ответчика от 27 апреля 2023 г. истец до назначения ему пенсии не обжаловал, согласился с его содержанием, приняла меры к сбору дополнительных документов для последующего представления их в пенсионный орган.

Впервые справки в подтверждение работы в ***, содержащие сведения об уплате страховых взносов, были ответчику предоставлены истцом 5 февраля 2024 г. после подачи повторного заявления о назначении пенсии - 9 января 2024 г., в связи с чем с учетом вышеуказанных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости и перерасчете данной пенсии с 17 января 2023 г.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчик принял меры по истребованию необходимых документов. Решение об отказе в назначении страховой пенсии было принято на основании представленных ответчику по его запросу сведений от работодателя истца. Каких – либо неправомерных действий (бездействия) со стороны пенсионного органа, которые нарушали бы права истца, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований истца, у суда первой инстанции не имелось.

Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального и процессуального права.

В связи с этим, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционных жалобах, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салюкова Владимира Федоровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 августа 2024 г.