У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-001545-19
Судья Анциферова Н.Л.
Дело №33а-3961/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
10 сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Кинчаровой О.Е.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ивашкина Сергея Борисовича на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 мая 2024 года, по делу
№2а-1838/2024, которым постановлено:
в
удовлетворении административного иска Ивашкина Сергея Борисовича к
администрации города Ульяновска, Управлению по охране окружающей среды
администрации города Ульяновска о признании незаконными порубочного билета,
акта обследования отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя
администрации г. Ульяновска Силантьевой К.В., полагавшей решение суда законным
и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Ивашкин С.Б.
обратился в суд с административным иском к Управлению по охране окружающей
среды администрации г.Ульяновска о признании незаконными порубочного билета,
акта обследования.
Требования
мотивированы тем, что 29.02.2024 он обнаружил, что на территории МБУ ДО
«Детская школа искусств им. М.А. Балакирева» по адресу: г.Ульяновск,
ул.Тельмана, д. 16, осуществляется вырубка живых зеленых насаждений,
находящихся в удовлетворительном состоянии: снесена голубая ель, высотой 7 метров, лиственницы и другие
ценные деревья, не произрастающие на территории Ульяновской области и
высаженные сотрудниками райкома КПСС.
Указанное место
имеет историческую ценность для города, так как ранее в указанном здании
размещался райком Компартии СССР, находилась доска почета тружеников района. В
настоящее время объект передан администрации г.Ульяновска.
На ограждении при
входе на территорию был размещен порубочный билет от 27.09.2023 № 4/238, в
котором не указаны причины сноса зеленых насаждений, не содержится ссылок на
конкретные документы, в том числе, акт оценки состояния зеленых насаждений,
явившиеся таким основанием, что указывает на произвольный характер документа.
По имеющейся
информации, заявление о сносе деревьев (лиственница – 2 шт., ель – 2 шт.,
береза – 4 шт., ясень – 1 шт., рябина – 1 шт., карагач – 1 шт.) якобы
обусловлено тем, что указанные деревья завершили жизненный цикл и высохли.
Между тем, заявление
на снос деревьев не соответствует по форме приложению 1 к административному
регламенту, в заявлении, в частности, не указано состояние зеленых насаждений
(аварийно опасные, сухостойные, живые), в заявлении не указано, какие именно
СНиП нарушают произрастающие деревья по указанному адресу, в связи с чем
невозможно определить основание для сноса зеленых насаждений. Не содержит
данных сведений и акт оценки состояния зеленых насаждений.
Не имеется
документов и обоснование необходимости сноса зеленых насаждений, что
свидетельствует о том, что данное обстоятельство не исследовалось при
оформлении порубочного билета, тогда как положениями административного
регламента четко определены основания допустимости сноса (пересадки), обрезки,
пересадки зеленых насаждений.
Так как документы
представлены не были, Управление по охране окружающей среды г.Ульяновска
обязано было принять отрицательное решение по заявлению МБУ ДШИ им. Балакирева М.А.
Между тем,
Управление по охране окружающей среды г.Ульяновска действуя вопреки
административным процедурам, указанные факты не учло, что привело к принятию
незаконного правового акта, нарушающего его право на благоприятную окружающую
среду.
Управление по охране
окружающей среды г.Ульяновска не представило фотофиксацию, подтверждающую
аварийной состояние деревьев, сухостой. Суждения МБУ ДШИ им. Балакирева М.А. о
том, что подлежащие сносу деревья завершили жизненный цикл требуют критической
оценки, поскольку являются субъективным умозаключением руководства,
стремящегося избежать ответственности за содеянное, так как сделано без ссылок
на нормативные правовые акты, специализированную литературу, паспорта зеленых
насаждений, результаты обследования указанных зеленых насаждений.
Более того,
01.03.2024 осуществлена видеосъемка сноса деревьев, из которой видно, что ель
(всего на территории было 2 ели), подлежащая сносу находится в
удовлетворительном состоянии.
Очевидно, что
реализуя незаконный умысел на снос зеленых насаждений, МБУ ДШИ им. Балакирева
М.А. специально осуществило эти работы в холодное время года, чтобы помешать независимой
экспертной оценки состояния указанных деревьев.
Из акта обследования
не следует, что в осмотре приняли участие представители Экологической палаты
Ульяновской области, Общественного экологического совета муниципального
образования «город Ульяновск», незаинтересованные граждане.
Просил признать
незаконным порубочный билет от 27.09.2023 № 4/238 в части сноса зеленых
насаждений по адресу: г.Ульяновск, ул. Тельмана, д. 16, в отношении:
лиственница – 2 шт., ель – 2 шт., береза – 4 шт., ясень – 1 шт., рябина – 1
шт., карагач – 1 шт., акт обследования от 27.09.2023 в части выводов о том, что
голубя ель находится в аварийном состоянии.
К участию в деле в
качестве административного ответчика привлечена администрация г.Ульяновска, в
качестве заинтересованных лиц – Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева»,
Муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр по благоустройству и
озеленению г.Ульяновска», Министерство природных ресурсов и экологии
Ульяновской области, Общественный экологический совет муниципального
образования «город Ульяновск».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Ивашкин С.Б. не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении
административных исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает, что выдача порубочного билета на уничтожение дендрологического
сквера является уничтожением окружающей среды в административно-правовом
смысле.
Отмечает, что
Управление охраны окружающей среды г.Ульяновска выдало порубочный билет, не
располагая фото-видео доказательствами «аварийного» состояния деревьев. Так как
указанные материалы являются в соответствии с Правилами благоустройства
г.Ульяновска обязательным условием выдачи порубочного билета, их отсутствие
указывает на незаконность выдачи порубочного билета.
Считает, что суд не
вправе признавать законным такой порубочный билет на основании документов, не
представленных при его выдаче, изменяя таким образом основания принятого
решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
По мнению автора
жалобы, порубочный билет, выданный Управлением
охраны окружающей среды г.Ульяновска, в результате которого уничтожаются
здоровые зеленые насаждения, образующие зеленый фонд города и экологическую
среду на территории муниципального образования, ставящие под угрозу качество
жизни в МО «город Ульяновск», может
быть обжалован в порядке, установленном КАС РФ Ивашкиным С.Б., как жителем
города.
В возражениях на
апелляционную жалобу администрация г.Ульяновска, ДШИ им. Балакирева М.А. просят решение
суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное
заседание, кроме представителя администрации г. Ульяновска, другие лица,
участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(КАС РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия
приходит к следующему.
Основания для отмены
или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 310 КАС
РФ. Таких оснований по делу не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218
КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного
лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений
п. 1 ч. 2 ст.
227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит,
что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы
административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному
правовому акту.
Судом установлено, что 12.09.2023 на имя Главы г.Ульяновска поступило
сообщение директора МБУ ДО «Детской школы искусства имени М.А. Балакирева» с
просьбой выдать разрешение (порубочный билет) на обрезку живых (70) и вырубку
опасных, сухостойных (11) деревьев, произрастающих на территории школы по
адресу: г.Ульяновск, ул. Тельмана, 16 (л.д. 17).
К заявлению приложен план территории ул. Тельмана, 16, акт оценки
состоянии зеленых насаждений на территории Заволжского района МО «Город Ульяновск», дендрологический план зеленых
насаждений, карта-схема произрастания деревьев, подлежащих сносу и обрезке,
фотографии зеленых насаждений, Устав, свидетельство о государственной
регистрации права.
27.09.2023 МБУ ДО «ДШИ им. М.А. Балакирева» выдан порубочный билет № 4/238 на проведение работ в отношении зелёных насаждений, расположенных в
Заволжском районе города Ульяновска по следующему адресу: ул. Тельмана, д. 16:
снос аварийных насаждений (лиственница - 2 шт., ель - 2 шт., берёза - 4 шт.,
ясень - 1 шт., рябина - 1 шт.,
карагач - 1 шт.), обрезка (берёза -19 шт., ясень - 4 шт., карагач - 6 шт., липа - 29 - шт. (л.д. 49).
Порубочный билет выдан
в соответствии с пунктом 25.2 раздела 25 Правил благоустройства территории
муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской
городской думы от 24.02.2021 № 20, на основании Акта от 27.09.2023 № 4/238
(л.д. 50-51).
Разрешая
требования истца о признании порубочного билета незаконным, суд исходил из
того, что порубочный билет выдан Управлением по охране окружающей среды
администрации города Ульяновска в пределах предоставленных полномочий, с
соблюдением необходимой процедуры и порядка выдачи такого билета,
установленного нормами законодательства об охране окружающей среды, а также
нормативными правовыми актами Ульяновской Городской Думы, администрации г. Ульяновска, кроме того, суд
указал, что истцом не представлено достоверных доказательств, с бесспорностью
подтверждающих факт нарушения его прав и охраняемых законом интересов выдачей
оспариваемого порубочного билета.
Судебная коллегия с
такими выводами суда соглашается, считая их основанными на установленных по
делу обстоятельствах при правильном применении норм материального права,
регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального
закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского
округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального,
городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере
благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства
территории муниципального, городского округа.
Решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 № 20 утверждены Правила благоустройства территории
муниципального образования «Город Ульяновск» (далее – Правила благоустройства).
В силу пункта 25.2. Правил благоустройства снос, обрезку и пересадку
деревьев (за исключением зеленых насаждений, находящихся на отведенных
территориях индивидуальных жилых домов и садово-огородных участках) допускается
производить только при наличии порубочного билета и (или) разрешения на
пересадку деревьев и кустарников, выдаваемого в соответствии с настоящими
Правилами при предъявлении положительного заключения государственной или
негосударственной экспертизы (при строительстве объектов, проектная
документация на которые подлежит экспертизе), по согласованию с
правообладателем зеленых насаждений.
Постановлением администрации г. Ульяновска от 30.04.2019 № 930 утвержден
административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению
порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников
(далее – Административный регламент).
Муниципальную услугу по предоставлению порубочного билета предоставляет
управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска (п. 2.2).
Перечень документов, представляемых при обращении за порубочным билетом,
предусмотрен пунктом 2.6.1 Административного регламента.
Непосредственный исполнитель производит обследование зеленых насаждений
на месте их произрастания с приглашением представителей заявителя в течение пяти
рабочих дней с даты поступления заявления непосредственному исполнителю,
необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Деревья и кустарники обследует комиссия, создаваемая постановлением
администрации города Ульяновска. В состав комиссии включаются представители
управления, Экологической палаты Ульяновской области, Общественного
экологического совета муниципального образования «город Ульяновск»,
специализированного муниципального учреждения, ответственного за
благоустройство и озеленение г. Ульяновска, а также граждане, не
заинтересованные в сносе этих зеленых насаждений (при наличии таковых).
По результатам обследования оформляется письменный акт оценки состояния
зеленых насаждений в соответствии с приложением 2 к настоящему
административному регламенту.
Основания допустимости сноса (пересадки), обрезки, пересадки зеленых
насаждений:
зеленые насаждения являются аварийно опасными (утратившими свою
механическую устойчивость), сухостойными, представляющими угрозу жизни и
здоровью людей и сохранности имущества.
Из акта оценки
состояния зеленых насаждений следует, что сносу подлежит 11 деревьев, обрезке –
58.
Таким образом, суд
правильно установил, что действия административного ответчика соответствовали
положениям действующего законодательства, регламентирующего предоставление
порубочного билета.
В силу установленных
обстоятельств, в отсутствие установленной статьей 227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации совокупности условий: несоответствия
действий (бездействия) административных ответчиков закону и нарушения
оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов
административного истца, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Ивашкиным
С.Б. требований.
То обстоятельство,
что к заявлению не были приложены фото и видео доказательства состояния
деревьев, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку
состояние деревьев было оценено и зафиксировано в акте от 27.09.2024, затем
подтверждено в ходе рассмотрения дела представленными доказательствами.
Заявитель на
получение муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета - МБУ ДО «ДШИ им.
М.А. Балакирева» является образовательным учреждением, на территории которого
пребывают люди, чья жизнь и здоровье могут подвергаться угрозе, вызванной состоянием
деревьев, и за что несет ответственность образовательное учреждение,
обратившееся за порубочным билетом. Доказательств, подтверждающих иные цели
обращения за получением муниципальной услуги материалы дела не содержат.
В целом
апелляционная жалоба сводится к несогласию с решением суда, повторяет доводы и
правовую позицию административного истца, которые являлись предметом
рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 2 мая 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Ивашкина Сергея Борисовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 12.09.2024.