Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 27.08.2024, опубликован на сайте 13.09.2024 под номером 114508, 2-я гражданская, о досрочном назначении страховой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0011-02-2024-000101-85

Судья Мерзляков К.В.                                                                    Дело № 33-4016/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 7 мая 2024 года по гражданскому делу № 2-2-96/2024, по которому постановлено:

исковые требования Макарова Николая Викторовича удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН1027301162580) включить в период льготного исчисления, дающего право на досрочное назначение пенсии, период проживания Макарова Николая Викторовича в зоне с льготным социально‑экономическим статусом с 26.04.1986 по 12.12.1991, с 31.05.1992 по 11.10.1995 и признать за Макаровым Николаем Викторовичем право на снижение пенсионного возраста на 3 года на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580) засчитать Макарову Николаю Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы молотобойцем в                *** Вешкаймского района Ульяновской области (ранее - *** Вешкаймского района Ульяновской области) с 30.04.1993 по 17.01.1994, молотобойцем в ***                       с 24.10.1995 по 31.12.1998.

В удовлетворении остальной части иска Макарову Николаю Викторовичу отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Макарова Н.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Макаров Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы с тяжелыми условиями труда, назначении страховой пенсии по старости с 17.02.2024.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 15.01.2024 № 172461/23 ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Полагая данное решение незаконным, просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда периоды его работы: с 30.04.1993 по 17.01.1994 – в качестве молотобойца *** Вешкаймского района Ульяновской области, с 23.10.1994 по 11.04.1995 – в качестве кочегара в *** Вешкаймского района Ульяновской области, с 24.10.1995 по 15.03.2001 – в качестве молотобойца в *** Вешкаймского района Ульяновской области, с 01.09.2013 по 27.02.2015 – в качестве электрогазосварщика в ***, с 16.06.2015 по 16.11.2018 – в качестве электросварщика ручной сварки в ***, с 15.02.2019 по 30.09.2019 – в качестве электросварщика ручной сварки в ***, с 17.10.2019 по 29.10.2021 – в качестве электрогазосварщика ***, с 01.11.2021 по 19.02.2024 – в качестве электрогазосварщика в ***, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.02.2024.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены                  администрация муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, СХПК (колхоз) им. Калинина, МОУ Бекетовская средняя общеобразовательная школа им. Б.Т. Павлова, АО «Строительное управление № 155», ООО «ЛСР. Строительство-М».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р к зоне с льготным социально-экономическим статусом были отнесены отдельные пункты Вешкаймского, Инзенского и Карсунского районов Ульяновской области, в частности, населенные пункты в составе Вешкаймского района – «Большая Бекетовка» и «Малая Бекетовка». Населенный пункт «Бекетовка» в данном перечне отсутствовал. Кроме того, период проживания Макарова Н.В. с 01.03.1978 на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтверждается – записи о проживании в вышеуказанный период в домовой книге отсутствует (к родителям не вписан). Справка администрации муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области от 07.11.2023 № *** подтверждает факт постоянного проживания и регистрации Макарова Н.В. в с. Бекетовка с 16.11.1989. Дата выписки в домовой книге отсутствует, в связи с чем определить окончание периода проживания на территории с. Бекетовка не представляется возможным. Согласно трудовой книжки Макаров Н.В. работал на территории с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области: с 30.04.1993 по 17.01.1994 и с 23.10.1994 по 11.04.1995. Таким образом, при установлении тождественности населенных пунктов Бекетовка и Большая Бекетовка (Малая Бекетовка) Вешкаймского района Ульяновской области, продолжительность работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составит 1 год 2 месяца 7 дней, что не дает Макарову Н.В. права на снижение пенсионного возраста по статье 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Указано, что профессия «молотобоец» не предусмотрена Списком № 1 от 26.01.1991 № 10.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 08.11.2023 Макаров Н.В., ***, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 69‑71).

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 15.01.2024 № 172461/23 Макарову Н.В. в назначении пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом и отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (т. 1 л.д. 64-68).

Согласно указанному решению, на дату обращения у Макарова Н.В. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 8 лет 6 месяцев 13 дней, период работы (проживания) в местности с льготным социально-экономическим статусом отсутствует, страховой стаж составляет 27 лет 3 месяца 16 дней.

При этом при оценке пенсионных прав Макарова Н.В. пенсионным органом не были приняты к зачету в специальный стаж периоды работы:

- с 30.04.1993 по 17.01.1994 (00-08-18) в качестве молотобойца в *** Вешкаймского района Ульяновской области;

- с 23.10.1994 по 11.04.1995 (00-05-19) в качестве кочегара в *** Вешкаймского района Ульяновской области;

- с 24.10.1995 по 31.12.1998 (03-02-08), с 01.01.2001 по 14.03.2001 (00-02-14) в качестве молотобойца в *** Вешкаймского района Ульяновской области;

- с 15.02.2014 по 28.02.2014 (00-00-14), с 15.04.2014 по 15.04.2014 (00-00-01), с 16.07.2014 по 31.07.2014 (00-00-16), с 18.12.2014 по 31.01.2015 (00-01-14) нахождение в отпуске без сохранения заработной платы в период работы в качестве электрогазосварщика в ***;

- с 01.10.2015 по 16.12.2015 (00-02-16), с 31.12.2015 по 31.12.2015 (00-00-01), с 01.01.2017 по 14.02.2017 (00-01-14), с 04.03.2017 по 03.05.2017 (00-02-00), с 17.05.2017 по 31.05.2017 (00-00-15), с 01.08.2017 по 01.08.2017 (00-00-01), с 01.12.2017 по 31.12.2017 (00-01-01), с 17.04.2018 по 17.04.2018 (00-00-01), с 28.05.2018 по 31.05.2018 (00-00-04), с 04.06.2018 по 09.06.2018 (00-00-06), с 01.07.2018 по 07.08.2018 (00-01-07), с 12.08.2018 по 15.08.2018 (00-00-04), с 21.10.2018 по 16.11.2018 (00-00-26) нахождение в отпуске без сохранения заработной платы в период работы в качестве электросварщика ручной сварки в ***.

Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Макаров Н.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально‑экономическим статусом, суд первой инстанции исходил из доказанности факта проживания Макарова Н.В. в зоне с льготным социально‑экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 12.12.1991, и с 31.05.1992 по 11.10.1995, что дает истцу право на уменьшение пенсионного возраста на 3 года на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выводы суда достаточно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В ранее действовавшей редакции указанного закона право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами.

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально‑экономическим статусом.

На основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из материалов дела следует, что Макаров Николай Викторович родился *** Ульяновской области (т. 1 л.д. 12).

Согласно домовой книге № *** за 1977-1978 годы родители истца – М*** Е.Н. и М*** В.А. являлись постоянными жителями *** (т. 1 л.д. 87-88).

С 16.11.1989 Макаров Н.В. был зарегистрирован по адресу: Ульяновская область, ***, что подтверждается справкой администрации муниципального образования «***» Вешкаймского района Ульяновской области от 07.11.2023 № 227, а также копией домовой книги № *** (т. 1 л.д. 84-86).

Согласно аттестату о среднем полном образовании, Макаров Н.В. обучался в *** средней школе, которую окончил в 1990 году (т. 1 л.д. 139).

В соответствии с военным билетом серии *** Макаров Н.В. с 13.12.1991 проходил военную службу по призыву, уволен в запас 30.04.1992 и направлен в Вешкаймский РВК Ульяновской области для  постановки на  воинский учет с 05.05.1992 (т. 1 л.д. 91).

В силу статьи 80 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего в период принятия истца на воинский учет, воинский учет всех военнообязанных и призывников ведется по месту их жительства в порядке, установленном Министерством обороны СССР.

Копией трудовой книжки подтверждается, что Макаров Н.В. работал на территории *** Вешкаймского района Ульяновской области:

- с 30.04.1993 по 17.01.1994 - в качестве молотобойца в *** Вешкаймского района Ульяновской области;

- с 23.10.1994 по 11.04.1995 - в качестве кочегара в *** Вешкаймского района Ульяновской области (т. 1 л.д. 96-101).

Допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции свидетели Л*** Н.А. и Л*** А.В. показали, что Макаров Н.В. с рождения проживал в с. *** до переезда в с. *** в 1995 году, там же учился и работал в ***, затем работал в колхозе.

С 12.10.1995 Макаров Н.В. зарегистрирован по месту жительства в *** Вешкаймского района Ульяновской области (т. 1 л.д. 12).

Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р был утвержден перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем села Большая Бекетовка и Малая Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области были отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно архивной справке от 01.04.2024, выданной администрацией муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, в 1930‑1950 годы на территории Бекетовского сельского совета действовали 2 колхоза: «им. Ульянова» (село Малая Бекетовка) и «Вторая пятилетка» (село Большая Бекетовка). Эти колхозы были объединены в один, который получил название «им. Жданова». Одновременно произошло объединение сел Большой Бекетовки и Малой Бекетовки - в Бекетовку (т. 1 л.д. 109-110).

Из архивной справки ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области» усматривается, что с 1940-х годов в официальных документах по Вешкаймскому району Ульяновской области значится только одно село с названием Бекетовка, без добавления слов «Большая» и «Малая» (т. 1 л.д. 117).

Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что фактически на территории Вешкаймского района в период с 26.04.1986 по 11.10.1995 существовал только один населенный пункт – село Бекетовка, сел Большая Бекетовка и Малая Бекетовка на территории данного района не имелось.

Согласно справочнику административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648-1985 на территории Вешкаймского района действовал Бекетовский сельский Совет с центром с. Бекетовка.

В справочнике административно-территориального деления Ульяновской области по состоянию на 01.07.1992 на территории Вешкаймского района указан Бекетовский сельский Совет, в числе населенных пунктов село Бекетовка Бекетовского сельсовета Вешкаймского района.

В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 413 (коды 66-99 ОКАТО) в состав Вешкаймского района входило село Бекетовка Бекетовского сельского совета. Сел Большая Бекетовка и Малая Бекетовка в составе Вешкаймского или других районов области в классификаторе не содержится.

Аналогичная информация содержится в реестре административно-территориальных единиц Ульяновской области, являющемся Приложением № 1 к Закону Ульяновской области от 03.10.2006 № 126-ЗО «Об административно‑территориальном устройстве Ульяновской области», где указано, что в состав Бекетовского сельского округа входит с. Бекетовка.

Ни в справочниках административно-территориального устройства Ульяновской области, ни в Общероссийском классификаторе не упоминается наименований населенных пунктов Большая Бекетовка и Малая Бекетовка.

Таким образом, упомянутые в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, которым определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, села Большая Бекетовка и Малая Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области фактически с 1950-ых годов, в том числе и к моменту аварии на Чернобыльской АЭС и до настоящего времени, находятся в составе одного села - села Бекетовка, в связи с чем именно жители данного села имеют право на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в указанном селе в период с 26.04.1986 по 11.10.1995, относившемся в этот период к зоне с льготным социально‑экономическим статусом.

С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Макаров Н.В. в период с 26.04.1986 по 12.12.1991, и с 31.05.1992 по 11.10.1995 постоянно проживал в с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения постоянного проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом, являются несостоятельными, поскольку опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истца в *** с 24.10.1995 по 31.12.1998.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых; назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Разделом XI «Металлообработка» списка производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрена профессия «молотобойцы на ручной ковке» (действовавший до 01.01.1992).

Согласно разъяснению Госкомтруда СССР от 09.01.1957 № 1 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» при применении подразделов 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI списка № 1 и раздела XV списка № 2 под кузнечно‑прессовым производством следует понимать не только производства, в которых кузнечные и прессовые работы объединены, но и те, в которых такие работы производятся раздельно - только кузнечное или только горячепрессовое производство. К кузнечным производствам следует относить также кузнечно-штамповые, кузнечно-котельные и другие кузнечные производства. Кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, а также в МТС и совхозах, имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по списку № 1, если они постоянно заняты на кузнечных работах.

С 01.01.1992, как указывалось выше, действует постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», в котором поименованы в качестве лиц, приобретающих право на льготный порядок исчисления стажа для назначения пенсии лишь «кузнецы ручной ковки», профессия «молотобоец» не указана.

Однако согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (Выпуск-2), утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.1985 № 17/2-54, и Единому тарифно‑квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (Выпуск-2), утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 15.11.1999 № 45, действовавшим на момент работы истца в спорные периоды, к кузнецам ручной ковки относились лица, осуществляющие совместную работу с кузнецом более высокой квалификации в качестве молотобойца или подручного.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наименование профессии «молотобоец» было исключено, а работники, выполняющие данные трудовые функции, были отнесены к кузнецам.

Согласно трудовой книжке серии *** на имя Макарова Н.В., последний работал молотобойцем в ***, в том числе в период с 24.10.1995 по 31.12.1998 (03-02-08).

Указанный период имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.

В обоснование факта работы истца в течение полного рабочего дня в материалы дела предоставлены справка *** от 29.02.2024 № 48, с указанием отработанных Макаровым Н.В. дней и начисленной заработной платы (т. 1 л.д. 28).

Согласно справке, выданной правлением *** Вешкаймского района Ульяновской области от 26.02.2024, Макаров Н.В. работал в *** в качестве молотобойца полный рабочий день (семь часов) сорока часовая рабочая неделя. В отпуске без сохранения заработной платы не находился, отвлечений на другие работы не было, в связи с вредными условиями труда ему предоставлялось 6 дней к отпуску и 0,5 литра молока за каждый рабочий день (т. 1 л.д. 26).

Таким образом, в спорный период времени трудовая деятельность истца соответствовала Списку № 1, при этом, работа осуществлялась при постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно включил период работы истца в *** с 24.10.1995 по 31.12.1998 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца по Списку № 1 периода работы с 30.04.1993 по 17.01.1994 в качестве молотобойца в *** Вешкаймского района Ульяновской области.

Так, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем в силу пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Представленная истцом трудовая книжка колхозника не содержит сведений о характере и условиях его работы, справка, уточняющая характер работы истца в период с 30.04.1993 по 17.01.1994, не представлена.

Имеющаяся в материалах дела архивная справка от 27.11.2023 № *** (т. 1 л.д. 95) не содержит данных о характере работ, выполнявшихся Макаровым Н.В. в спорный период. Сам по себе факт начисления и выплаты истцу заработной платы не свидетельствует об отсутствии отвлечений его на иные виды работ и не подтверждает постоянную и полную занятость Макарова Н.В. в течение полного рабочего дня (не менее 80%) во вредных условиях труда (по Списку № 1).

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Макарова Н.В. о включении в специальный стаж периода работы молотобойцем в *** Вешкаймского района Ульяновской области (*** Вешкаймского района Ульяновской области) с 30.04.1993 по 17.01.1994 не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с принятием по делу в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

Поскольку решение суда в остальной части сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 7 мая 2024 года отменить в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы молотобойцем в                *** Вешкаймского района Ульяновской области (ранее - *** Вешкаймского района Ульяновской области) с 30.04.1993 по 17.01.1994.

Принять по делу в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Макарова Николая Викторовича (***) о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479) обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы молотобойцем в *** Вешкаймского района Ульяновской области (*** Вешкаймского района Ульяновской области) с 30.04.1993 по 17.01.1994, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 сентября 2024 года.