У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0024-03-2024-000407-77
Судья Данилина А.В.
Дело № 33а-3800/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
27 августа 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре Герасимове А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хайруллова Радика Закарьевича
на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2024 года
по делу № 2а-3-285/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Хайруллову Радику
Закарьевичу о взыскании налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Хайруллова Радика Закарьевича (ИНН
***) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 58 171 руб. 42
коп., в том числе транспортный налог за 2020 год в размере 2812 руб., пени в
размере 55 359 руб. 42 коп.
Взыскать с Хайруллова Радика Закарьевича в доход местного бюджета государственную
пошлину в сумме 1945 руб. 14 коп.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Хайруллову Р.З.
о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование
административного иска указало, что на налоговом учете в УФНС России по
Ульяновской области состоит Хайруллов
Р.З., который согласно статье 23
Налогового кодекса Российской Федерации
обязан уплачивать законно
установленные налоги.
В собственности у
административного ответчика имеется автомобиль МАЗ ***, государственный регистрационный
номер ***.
Налоговым органом
было установлено неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате
обязательных платежей в сумме 58 171
руб. 42 коп., в частности:
транспортный налог за 2020 год в размере 2812 руб.; пени по транспортному
налогу в сумме 26 045 руб. 49 коп.: за 2016 год на сумму 33 745 руб. за
период с 25 июня 2019 года по 10 июля 2022 года 4841 руб. 61 коп., за 2017 год на сумму 33
745 руб. за период 4 декабря 2018 года
по 31 декабря 2022 года 9746 руб.
11 коп., за 2018 год на сумму 33 745 руб. за период с 26 июня 2020 года по 31 декабря 2022 года 6704 руб., за 2019 год на сумму 33 745 руб.
за период с 15 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года 4560 руб. 07 коп., за
2020 год на сумму 2812 руб. за период с 2 декабря 2021 года по 19 декабря 2021
года 193 руб. 70 коп.; за 1 квартал 2019 года пени по ЕНВД на сумму 5649 руб.
за период с 26 апреля 2019
года по 31 декабря 2022 года 1423 руб. 44 коп.; пени по ОМС и ОПС 16 432 руб. 68 коп., из которых пени по
ОПС: за 2017 год на сумму 23 400 руб. за период с 30 января 2019 года по 31
декабря 2022 года 6159 руб. 59 коп., за 2018 год на сумму 26 545 руб. за период
с 30 января 2019 года по 31 декабря 2022 года 7278 руб. 63 коп.; пени по ОМС:
за 2017 год на сумму 4590 руб. за
период с 30 января 2019 года по 31 декабря 2022 года 1393 руб. 11 коп., за 2018
год на сумму 5840 руб. за период с 30 января 2019 года по 31 декабря 2022 года 1604 руб. 35 коп.; пени на отрицательное сальдо
ЕНС с 1 января 2023 года по 9 октября 2023 года (дата формирования заявления на
выдачу судебного приказа) 11 457
руб. 81 коп.
Налоговым
органом выставлено требование № 3637 от 25 мая 2023 года об оплате налога
должнику, которое направлено по почте.
Судебный
приказ от 30 октября 2023 года отменен
определением мирового судьи судебного участка Цильнинского района Ульяновского
судебного района Ульяновской области от
22 ноября 2023 года.
Просит
взыскать с Хайруллова Р.З. задолженность по обязательным платежам и санкциям в
общей сумме 58 171 руб. 42 коп., из которой транспортный налог за 2020
год 2812 руб., пени 55 359 руб. 42 коп.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Хайруллов Р.З. не соглашается с решением суда, просит его отменить, обязать
УФНС России по Ульяновской области списать задолженность по транспортному
налогу и пени за период с 2016 года по 2024 годы в связи с ошибочными
начислениями.
В обоснование жалобы
указывает, что административный иск налогового органа содержит грубые
нарушения, которые не приняты судом во внимание, а именно расчеты приведены на
иное лицо – ***., административный иск не содержит исходящего номера,
доверенность на представителя налогового органа, обратившегося в суд, не
приложена.
Утверждает, что
судом не учтено решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4
марта 2021 года, согласно которому налоговому органу отказано во взыскании
платежей по ЕНВД за 2 квартал 2019 года, страховых взносов по ОМС и ОПС за период с 1 января 2017 года по 2019 год.
Считает взыскание
транспортного налога неправомерным, поскольку принадлежащий административному
истцу автомобиль разбит, восстановлению не подлежит, что подтверждается
экспертизами, проведенными в рамках рассмотрения дела Ульяновского районного
суда Ульяновской области
№ 2а-2038/2013.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В
соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской
Федерации плательщиками страховых
взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2
пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на:
обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации
исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период
плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса,
производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430
настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Размеры страховых
взносов установлены статьей 430
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Согласно статье 357
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком налога (далее в настоящей
главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса.
В силу
пункта 1
статьи 75 Налогового кодекса
Российской
Федерации обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в
случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в
установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14 июля 2022
года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счета с 1 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом
признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной
обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового
платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый
счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов
и (или) налоговыми агентами.
Единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3
Налогового кодекса Российской
Федерации).
В соответствии с
пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность
сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на
едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с
соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы
физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог
на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его
перечислению налоговым агентом; 3)
недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее
раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы,
страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате
(перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение
шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года,
следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено
обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения
обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано
такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления
задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме
более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности,
подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч
рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения
требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1
января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый
орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по
требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке,
образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с
настоящим пунктом, в сумме менее
10 тысяч рублей.
Как следует из
материалов дела, Хайруллов Р.З. был
зарегистрирован в качестве
индивидуального предпринимателя до 8 июля 2019 года (л.д. 46).
За Хайрулловым
Р.З. также зарегистрирован автомобиль
МАЗ 6312, государственный регистрационный номер *** (л.д. 47).
Сумма транспортного
налога за 2020 год (за январь 2020 года) начислена в размере 2812 руб. (л.д.
22).
Хайруллов
Р.З. в установленный законом
срок также не исполнил обязанность по
уплате транспортного налога за предыдущие периоды, в связи с чем в соответствии
со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации ему начислены
пени по транспортному налогу в сумме 26 045 руб. 49 коп.: за 2016 год на
сумму 33 745 руб. за период с 25 июня 2019 года по 10 июля 2022 года 4841 руб. 61 коп., за 2017 год на сумму 33
745 руб. за период 4 декабря 2018 года
по 31 декабря 2022 года 9746 руб. 11 коп., за 2018 год на сумму 33
745 руб. за период с 26 июня 2020 года
по 31 декабря 2022 года 6704 руб., за
2019 год на сумму 33 745 руб. за
период с 15 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года 4560 руб. 07 коп., за 2020 год на сумму 2812 руб.
за период с 2 декабря 2021 года по
19 декабря 2021 года 193 руб. 70 коп.
Задолженность по транспортному налогу за 2016-2019 годы взысканы судебными приказами от 26 июня 2018 года, от
23 августа 2019 года, от 29 апреля
2021 года, решением суда от 28 сентября 2020 года (л.д. 10-11, 12).
Административный
ответчик в установленный законом срок не исполнил обязанность
и по уплате страховых взносов, в связи ему начислены пени за
1 квартал 2019 года пени по ЕНВД на сумму 5649 руб. за период с 26 апреля 2019 года по 31 декабря 2022 года 1423 руб. 44 коп.; пени по ОМС и ОПС 16 432 руб. 68 коп., из которых пени по
ОПС: за 2017 год на сумму 23 400 руб. за период с 30 января 2019 года по 31 декабря 2022
года 6159 руб. 59 коп., за 2018 год на сумму 26 545 руб. за период с 30 января
2019 года по 31 декабря 2022 года 7278 руб. 63 коп.; пени по ОМС: за 2017 год на
сумму 4590 руб. за период с 30 января
2019 года по 31 декабря 2022 года 1393 руб. 11 коп., за 2018 год на сумму 5840
руб. за период с 30 января 2019 года по 31 декабря 2022 года 1604 руб. 35 коп.
Задолженность по ЕНВД взыскана
судебным приказом от 27 сентября
2019 года, ОПС и ОМС – постановлением
налогового органа от 6 апреля 2018 года
и от 9 февраля 2019 года (л.д. 13, 14-15, 16-17).
Пени на
отрицательное сальдо ЕНС с 1 января 2023 года по 9 октября 2023 года (дата
формирования заявления на выдачу судебного приказа) составили 11 457 руб. 81 коп. (л.д. 18).
Налоговым органом
административному ответчику выставлено требование №
3637 от 25 мая 2023 года об уплате задолженности по недоимке в
размере 120 553 руб. 92 коп., пени
в размере 56 428 руб. 02 коп., предусматривающее срок добровольного погашения
задолженности до 23 июля 2023 года (л.д. 24).
С заявлением о
вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам
налоговый орган мировому судье обратился
23 октября 2023 года (л.д. 39-41).
30 октября 2023
года мировым судьей судебного участка Цильнинского района Ульяновского судебного района Ульяновской области вынесен
судебный приказ о взыскании обязательных платежей и санкций с Хайруллова Р.З. в пользу УФНС России по
Ульяновской области (л.д. 42).
Определением
мирового судьи от 22 ноября 2023 года судебный приказ отменен в связи с
возражениями должника относительно его исполнения. В течение шестимесячного
срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа 1 апреля 2024
года административный истец обратился с иском в суд (л.д. 44, 31).
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав
оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно
применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые
правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об
удовлетворении иска.
С выводами районного суда судебная коллегия
соглашается.
Являясь
индивидуальными предпринимателем, собственником
имущества Хайруллов Р.З. знал о том, что необходимо уплачивать
как страховые взносы, так и налоги,
однако в установленные сроки исчисленные
страховые взносы,
транспортный налог не уплатил, что
привело к начислению пени и обращению налогового органа в суд в целях
принудительного взыскания задолженности.
Доводы административного ответчика о
необоснованном начислении ему транспортного налога, поскольку принадлежащий ему
автомобиль находится в аварийном состоянии и
восстановлению не подлежит, не
являются основанием для освобождения его
от уплаты налога, поскольку меры к своевременному снятию с регистрационного учета объекта
обложения транспортным налогом им до 13 февраля 2020 года не предпринимались.
Признание лица налогоплательщиком налога поставлено в прямую зависимость от
факта регистрации на него транспортного средства, а не от фактического его
использования. Транспортный налог
начислен Хайруллову Р.З. за 1 месяц 2020 года, то есть пропорционально
сроку владения автомобилем (л.д. 47).
Доводы жалобы о том,
что в административном иске указано иное лицо – Геворгян К.В., административный
иск не содержит исходящего номера, на правильность выводов суда первой
инстанции не влияют. Как следует из заявления
истца, фамилия *** указана ошибочно, верным следует считать фамилию
административного ответчика как Хайруллов Р.З. (л.д. 57).
Вопреки доводам Хайруллова Р.З. доверенность, выданная руководителем УФНС России по Ульяновской области
Саушкиной А.В. 9 января 2024 года, приложена к иску и содержится в материалах
настоящего дела (л.д. 30).
Ссылка
административного ответчика на решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 марта 2021 года по делу №
2а-3-123/2021, согласно которому налоговому органу отказано во взыскании
платежей по ЕНВД за 2
квартал 2019 года и страховых взносов за ОМС, ОПС за 2019 год не обоснованна,
поскольку предметом рассмотрения
настоящего административного дела
являлись пени, начисленные на ЕНВД за 1
квартал 2019 года и страховые взносы за ОМС, ОПС за 2017-1018 год.
В целом, доводы апелляционной жалобы
повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, были
предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного судебного акта не
влияют, поскольку направлены на оспаривание обоснованности вывода суда, иное
толкование норм права.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 15 мая 2024 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Хайруллова Радика Закарьевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2024 года.