У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0003-01-2024-001465-56
Судья Кулик М.В.
Дело №33а-3923/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
10 сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 7 мая 2024 года, по делу №2а-1105/2024,
которым постановлено:
административный
иск прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в
интересах неопределённого круга лиц к администрации города Ульяновска о
признании бездействия незаконным и возложении обязанности по паспортизации
автомобильной дороги общего пользования - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска
выразившееся в непроведении паспортизации автомобильной дороги общего
пользования местного значения, расположенной по адресу: город Ульяновск,
улица Ярославского.
Обязать администрацию города Ульяновска в срок до 7 мая 2025 года
провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного
значения, расположенной по адресу: город Ульяновск, улица Ярославского.
Заслушав доклад председательствующего
судьи Пулькиной Н.А., объяснения прокурора Алексеевой М.А., полагавшей решение
суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор
Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд с административным
исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации города
Ульяновска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по
паспортизации автомобильной дороги общего пользования.
Требования
мотивированы тем, что прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска
проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного
движения, в ходе которой в деятельности администрации города Ульяновска
выявлены нарушения закона в части уклонения от реализации полномочий по
проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования, находящихся в
реестре муниципального имущества. Так, проведенной проверкой установлено, что в
нарушение требований закона в отношении автодороги, расположенной по адресу:
город Ульяновск, улица Ярославского, паспортизация дороги до настоящего времени
не проведена.
Административный
истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «город Ульяновск», выразившееся в непроведении паспортизации
автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по
адресу: город Ульяновск, улица Ярославского, и обязать администрацию
муниципального образования «город Ульяновск» произвести паспортизацию
автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по
адресу: город Ульяновск, улица Ярославского.
К участию в деле в
качестве заинтересованного лица привлечено Управление дорожного хозяйства и
транспорта администрации города Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе
в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает, что администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и
все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер и
используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета
муниципального образования «город Ульяновск».
Обращает внимание
суда на то, что автомобильная дорога по ул.Ярославского в г.Ульяновске,
протяженностью 400 м, включена в реестр муниципального имущества и передана на
праве оперативного управления Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска.
Отмечает, что в
связи с дефицитом бюджета МО «город Ульяновск» большая часть мероприятий по
смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска финансированием не обеспечена, и как следствие возможность
выполнения работ по паспортизации указанных дорог будет рассмотрена при условии
финансирования данной статьи затрат на 2024-2025гг.
В судебное заседание
кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.4
ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.9 ст.6
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа
относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах
городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального
или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п.11 ст.5
названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования
местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего
пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог
общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения,
частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования
местного значения городского округа может утверждаться органом местного
самоуправления городского округа.
В соответствии с подп.5 п.1
ст.14, подп.5 п.1
ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.13
Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских
поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных
дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального
контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения,
утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения,
перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения,
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного
значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт,
ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета
размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных
полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям
органов местного самоуправления.
Владельцем
автомобильных дорог признается местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с
другими субъектами, указанными в п.7 ст.3 названного Федерального закона.
Согласно подп.4 п.9
приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ
по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в прочие
работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и
искусственных сооружений.
Как установлено
судом, автодорога по адресу: г.Ульяновск, ул.Ярославского включена в реестр
муниципальной собственности, имеет протяженность 400 м.
В ходе проведенной
прокуратурой проверки выявлено отсутствие технического паспорта на указанную
автомобильную дорогу, что противоречит требованиям закона. Факт отсутствия
технического паспорта административным ответчиком не оспаривается.
Отсутствие
технического паспорта на автомобильную дорогу создает неопределенность при
использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно
оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, приводит к ненадлежащему
содержанию дороги, а также ненадлежащему обеспечению безопасности дорожного
движения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
С учетом
вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск прокурора.
Довод администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе о недостаточности финансирования не
освобождает административного ответчика от возложенной на него обязанности по
проведению паспортизации автомобильной дороги.
При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения
суда ответчик вправе подать заявление об отсрочке исполнения судебного акта (ст.ст.189,
358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принятое по делу
решение является по существу правильным, нормы материального и процессуального
права применены судом верно. Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 7 мая 2024 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
11.09.2024.