Судебный акт
Перечни
Документ от 02.09.2024, опубликован на сайте 23.09.2024 под номером 114472, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-194/2024

73-OS0000-01-2024-000187-97

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2 сентября 2024 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Алексеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Богородецкой Наташи Анатольевны о признании недействующими пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,  пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

 

у с т а н о в и л:

 

Богородецкая Н.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующими со дня принятия  пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,  пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года, взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области расходы по госпошлине в сумме 600 руб.

В обоснование требований указала на то, что указанными пунктами в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая стоимость база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 и 2024 годы включено принадлежащее ей нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 5483,5 кв.м, наименование «Комплекс складских авторемонтных помещений с офисами и кафе». Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – «Объекты для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности». Включение здание в перечни произведено с нарушением закона, поскольку здание не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены областное государственное бюджетное учреждении «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», а также арендаторы помещений в указанном здании - ООО «Ставка.ру», ООО «Автостэлс», ООО «НПО «Аквабиом», ООО «Аквабиом-Сервис», ООО «АРЕС», ООО «Генеральный поставщик», ИП Осипов Д.Н., ИП Легенченко Н.В., ООО «Континент», ООО «Н.А.З», ООО «Октябрь», ООО ЧОП «Региональная служба безопасности – Ульяновск», ООО «Техмашкомплект»,  ООО «Техник плюс», ООО «Техстайл»,  ИП Тювакин Д.С., ООО «Виана», ИП Новичков С.В., ИП Салимзянов А.И., ИП Сонин Г.А.,  ИП Парфенова Е.П., ИП Романцева Ю.Н., ИП Митрошина Е.А.

В судебном заседании представитель истца Романычева Л.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске. Указала, что площади помещений, используемых под станции технического обслуживания автомобилей (СТО) (ООО «Континент» - *** и ИП Салимзянов А.И. – ***), не подлежат учету как используемые в целях оказания бытовых услуг, поскольку на данных площадях оказываются услуги как физическим, так и юридическим лицам. При этом  представитель истца не отрицала в ходе рассмотрения дела, что разделение площади в указанных СТО на оказание услуг физическим и юридическим лицам отсутствует.

Представитель  Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и ОГБУ «БТИГКО» Тимофеева И.В. в последнее судебное заседание не явилась. Ранее административные исковые требования Богородецкой Н.А. не признавала. Указывала на то, что согласно открытым данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в здании располагаются юридические лица, основным видом деятельности  которых является розничная торговля и бытовое обслуживание. Также указала на то, что на основании заявления Богородецкой Н.А. в 2024 году проводилось обследование здания с целью установления вида его фактического использования. В результате осмотра здания было установлено, что площадь помещений, фактически используемых в целях, указанных в ст. 378.2 НК РФ, составляет 31,5%, в связи с чем в удовлетворении заявления Богородецкой Н.А. об исключении здания из Перечней на 2023 и 2024 годы было отказано (л.д. 238-244 т.2).

Заслушав пояснения участников процесса, свидетеля, заключение прокурора об удовлетворении требований истца, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***,  составленное ОГУП БТИ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Согласно указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области изданы приказы № 264-пр от 25 ноября 2022 года, № 278-пр от 28 ноября 2023 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 и 2024 годы, соответственно. 

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001 (л.д. 248 т.2).

Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023  года, № публикации 7301202311290001 (л.д. 245т.2).

Пунктом 10 314 приказа № 264-пр в Перечень на 2023 год (л.д. 248-250 т.2) и пунктом 6943 приказа № 278-пр в перечень на 2024 год (л.д. 245-247 т.2) включено принадлежащее истцу на праве собственности здание с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве собственности здания в  Перечень,  суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с п. 1 ст.1.1 указанного закона (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На момент утверждения перечня на 2023 год действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5)

28 сентября 2023 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. Данное Положение применялось при определении перечня на 2024 год. 

В соответствии с п. 1.2 Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Согласно п. 1.3 Положения вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением № 1 к настоящему Положению (далее - методика).

Согласно разделу 2 Положения уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.

Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В Приложении № 1 к Положению – Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, дано понятие «офис» - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров. Данное Положение действовала на момент утверждения перечня на 2024 год.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Богородецкая Н.А. является собственницей объекта недвижимого имущества - нежилого здания   с кадастровым номером ***, общей площадью 5483,5 кв.м,  расположенного  по  адресу: ***.

Назначение объекта – нежилое здание, его наименование – «комплекс складских, авторемонтных помещений с офисами и кафе».

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 6672 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «объекты для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности».

Как пояснял в ходе рассмотрения дела представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, нежилое здание с кадастровым номером *** было включено  в перечни на 2023 и 2024 годы, исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о наименовании объекта – «комплекс складских, авторемонтных помещений с офисами и кафе».

Вместе с тем само по себе наименование здания в отсутствие доказательств наличия в нем помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не дает оснований для отнесения его к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 НК РФ.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, безусловно не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежащее административному истцу на праве собственности здание могло быть включено в перечни  при условии, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо здание фактически используется в указанных целях.

Ранее Богородецкая Н.А. уже обращалась в Ульяновский областной суд с административным иском об исключении здания из перечней на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы.

Решением Ульяновского областного суда от 3 ноября 2022 года по делу № *** в удовлетворении её требований было отказано.

Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года (дело № ***) решение Ульяновского областного суда было отменено и принято новое решение об удовлетворении требований истца.

При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что технический паспорт на здание, составленный УОГУП БТИ по состоянию на 27 марта 2013 года (л.д. 33-44 т.1), не может быть принят во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Во внимание может быть принят технический паспорт, составленный ОГУП БТИ по состоянию на 15 декабря 2008 года, с изменения по состоянию на  19 февраля 2010 года.

При этом согласно сведениям указанного технического паспорта к площади, предназначенной для размещения торгового объекта и объектов общественного питания, апелляционный суд отнес помещения: *** – «моечная» (21,94 кв. м), «кухня» (46,42 кв. м), «кафе» (99,24 кв. м), *** – «торговая» (10,38 кв. м), «кафе» (210,20 кв. м), *** – «кафе» (96,22 кв. м). Таким образом, общая площадь помещений, предназначенная для размещения торгового объекта и объектов общественного питания, составила  484,40 кв. м или 8,8% от общей площади здания - 5483,5 кв. м.

Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что площади помещений с назначением «автомойка» - 597,85 кв. м и «участок шиномонтажа» - 28,18 кв. м (согласно техническому плану, составленному ОГУП БТИ по состоянию на 15 декабря 2008 года, с изменениями на 19 февраля 2010 года), не подлежат учету как предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания, поскольку назначение помещений «автомойка» и «участок шиномонтажа» не тождественно термину «объект бытового обслуживания», в связи с чем однозначно не свидетельствует о размещении объекта, предназначенного исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Данные выводы суда апелляционной инстанции применимы и для рассмотрения настоящего спора.

Технический паспорт, составленный ОГУП БТИ по состоянию на 15 декабря 2008 года с изменения по состоянию на  19 февраля 2010 года, был предметом исследования и в настоящем административном деле.

Из ответа ППК «Роскадастр» следует, что сведения о здании с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, площадью 5059,1 кв.м, назначение здание – нежилое, наименование- комплекс складских, авторемонтных помещений с офисами и кафе, внесены в ЕГРН 15 ноября 2011 года на основании поступивших сведений от органа по государственному техническому учету и технической инвентаризации в соответствии с Порядком включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития от 11 января 2011 года № 1.

В сведения ЕГРН 27 ноября 2011 года о здании внесении изменения в части его площади, которая составила 5270,6 кв.м.

На основании заявления об учете изменений от *** от 10 июня 2013 года с приложением технического плана от 6 июня 2013 года внесены изменения в части площади здания, которая составила 5483,5 кв.м (л.д. 50 т.3).

Учитывая вышеизложенное, документы технического учета не подтверждают,  что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, здание могло быть включено в перечни на 2023 и 2024 годы при установлении его фактического использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

В ходе рассмотрения дела ответчиком был представлен суду акт от  17 ноября 2022 года об отказе в доступе в обследовании здания (л.д.207 т.3).

При этом допрошенный в ходе рассмотрения  дела свидетель             *** – главный консультант департамента земельных отношений и реестра Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, пояснил, что 14 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области было издано распоряжение № 2679-од (л.д. 205 т.3) об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества, которые ранее были предметом судебных споров, в том числе и в отношении принадлежащего истцу здания. 17 ноября 2022 года он в составе комиссии выходил по адресу здания, однако комиссия не была допущена Богородецкой Н.А. для осмотра здания, поскольку она не смогла без предварительного извещения арендаторов здания обеспечить доступ комиссии во все помещения здания.  При этом свидетель не отрицал, что заранее о проведении осмотра здания Богородецкая Н.А. не извещалась. Также свидетель пояснил, что комиссия предложила Богородецкой Н.А. провести осмотр здания в другой день. Когда через несколько дней он позвонил Богородецкой Н.А. с целью согласовать дату осмотра здания, она отказала в проведении осмотра. В связи с  этим был составлен акт об отказе в доступе в осмотре здания. Данный акт до сведения Богородецкой Н.А. не доводился.

Представитель Богородецкой Н.А. – Романычева Л.В. в ходе рассмотрения дела пояснила, что о проведении осмотра здания        Богородецкая Н.А. не извещалась. На обследование здания комиссия пришла не 17 ноября 2022 года, а уже после утверждения перечней. По этой причине, а также и по причине  отсутствия у Богородецкой Н.А. возможности обеспечить доступ комиссии во все помещения здания (ввиду неуведомления ею арендаторов указанных помещений о проведении обследования здания) комиссия не была допущена к проведению осмотра. О какой-либо иной дате проведения осмотра здания комиссия Богородецкую Н.А. не уведомляла. О составлении акта об отказе в доступе в обследовании здания Богородецкую Н.А. в известность также не ставили. В противном случае данный акт был бы ею обжалован.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Министерством не представлено бесспорных доказательств того, что на осмотр здания с целью определения вида его фактического использования комиссия выходила до утверждения перечня на 2023 года и не была допущена на осмотр без уважительных причин.

Анализ представленных суду договоров аренды, действовавших на момент утверждения перечня на 2023 год, не подтверждает факт использования более 20% общей площади здания в целях, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

Согласно представленному истцом списку арендаторами помещений в спорном здании на момент утверждения перечня на 2023 год являлись: *** (переименовано в ООО «Ставка.ру), ООО «Автостэлс», ООО «НПО Аквабиом», ООО «Аквабиом-Сервис», ООО «АРЭС», ООО «Генеральный поставщик», ***, ИП Осипов Д.Н., ИП Легенченко Н.В., ООО «Континент», ООО «Н.А.З.», ООО «Октябрь», ООО «Частное охранное предприятие «Региональная служба безопасности - Ульяновск», ООО «Техмашкомплект», ООО «Техник Плюс», ООО «Техстайл» ИП Тювакин, (л.д. 67-70 т.1).

При этом учету в целях ст. 378.2 НК РФ согласно договорам аренды подлежат следующие помещения (площади):

- помещения, в отношении которых в договорах аренды указано на использование их в качестве офисов: ООО «Автостэлс» - 32,03 кв.м (л.д. 165-169 т.1), ООО «Генеральный поставщик» - 11,36 кв.м, (л.д. 203-207 т.1), ИП Осипов Д.Н. – 83,38 кв.м (л.д. 233-239 т.1), ООО «Техник плюс – 8,05 кв.м (л.д. 54-58 т.2),  ООО «Техстайл» 21,3 кв.м (л.д. 63-67 т.2), всего 156,12 кв.м;

- помещение кафе (***) -  99,24 кв.м – площадь зала общественного питания (л.д. 216-229 т.2). Дополнительно подлежат учету в качестве объекта общественного питания помещение № *** (21,94 кв.м) – моечная, и № *** (46,42 кв.м) - цех для приготовления пищи (с учетом выводов суда апелляционной инстанции), всего 167,6 кв.м.

- помещение станции технического обслуживания автомобилей – ИП Тювакин Д.С. – 56 кв.м (л.д. 72-76 т.2), поскольку сам истец признает факт оказания в указанном помещении физическим лицам бытовых услуг по ремонту автомобилей;

- площадь, используемая ООО «Континент» в качестве зала СТО – 130 кв.м (л.д. 1-5 т.2).

При этом суд исходит из следующего.

Исходя из системного толкования положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных для удовлетворения личных потребностей гражданина.

В целях применения Налогового кодекса РФ Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 2496-р от 24 ноября 2016 года определило коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно Приложению № 1 и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению № 2.

В приложениях № 1 и № 2 к распоряжению Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р, указаны коды 45.20 (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги  по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) по Общероссийскому  классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года №14-ст, который относится к бытовым услугам в целях применения Налогового Кодекса РФ.

Согласно «ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года № 1356-ст) под бытовым обслуживанием населения  понимается отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ).

При этом бытовой услугой признается услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

В пунктах 55 и 56 среди прочих бытовых услуг указаны:  техническое обслуживание транспортных средств, машин и оборудования и  ремонт транспортных средств, машин и оборудования.

При этом помимо физических лиц потребителями бытовых услуг могут быть юридические лица (п.8).

Таким образом, приведенными выше нормативными правовыми актами определено, что к бытовым услугам могут быть отнесены услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, которые оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан.

В ходе рассмотрения дела представитель истца не отрицала, что общество оказывает услуги по ремонту автомобилей как физическим, так и юридическим лицам. При этом разделение площади СТО на оказание услуг физическим и юридическим лицам отсутствует. 

Таким образом, общая площадь помещений, используемых в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, на 2023 год составляет 509,72 кв.м (9,3% от общей площади здания).

По перечню на 2024 год.

Осмотр здания с целью определения вида его фактического использования перед утверждением перечня на 2024 год Министерством не производился, что не отрицалось представителем Министерства в ходе рассмотрения дела.  

Согласно представленному истцом списку арендаторами помещений в спорном здании на момент утверждения перечня на 2024 год являлись: ООО «Автостэлс», ООО «НПО Аквабиом», ООО «АРЭС», ООО «Генеральный поставщик», ИП Осипов Д.Н., ИП Легенченко Н.В., ООО «Континент», ООО «Н.А.З.», ООО «Октябрь», ООО «Частное охранное предприятие «Региональная служба безопасности - Ульяновск», ООО «Техмашкомплект», ООО «Техник Плюс», ООО «Техстайл», ООО «Виана», ИП Новичков С.В., ИП              Салимзянов А.И., ИП Сонин Г.А., ИП Парфенова Е.П., ИП Романцева Ю.Н., ИП Митрошина Е.А.  (л.д. 67-70 т.1).

При этом учету в целях ст. 378.2 НК РФ согласно договорам аренды подлежат следующие помещения (площади):

- помещения, в отношении которых в договорах аренды указано на использование их в качестве офисов: ООО «Генеральный поставщик» - 11,36 кв.м, (л.д. 98-102 т.2), ИП Осипов Д.Н. – 83,38 кв.м (л.д. 127-133 т.2), ИП Легенченко Н.В. – 10,42 кв.м (л.д.139- 144 т.2), ООО «Техник плюс» – 8,05 кв.м (л.д. 105-209 т.2),  ООО «Техстайл» - 21,3 кв.м (л.д. 210-214 т.2), ООО «Виана» - 11,36 кв.м (л.д. 90-94 т.2), ИП Новичков С.В. – 18,59 кв.м (л.д. 103-107 т.2), всего 164,46 кв.м;

- помещение кафе - ИП Сонин Г.А. -  99,24 кв.м – площадь зала общественного питания (л.д. 119-123 т.2). Дополнительно подлежат учету в качестве объекта общественного питания помещение № *** (21,94 кв.м) – моечная, и № *** (46,42 кв.м) - цех для приготовления пищи, всего 167,6 кв.м.

- площадь, используемая ООО «Континент» в качестве зала СТО  *** – 130 кв.м (л.д. 134-138 т.2);

- площадь, используемая ИП Салимзяновым А.И. под СТО ***),  – 270 кв.м (л.д.110-116 т.2).  

В ходе рассмотрения дела было установлено, что в данном помещении оказываются услуги по ремонту автомобилей как физическим, так и юридическим лицам. При этом разделение площади СТО на оказание услуг физическим и юридическим лицам отсутствует.  Занимаемое ИП Силимзяновым А.И. помещение переоборудовано из ранее существовавшего помещения № *** с наименованием «автомойка». При этом из ранее существовавших 4 постов автомойки остался 1 пост (помещение № ***), который используется в составе СТО перед производством авторемонтных работ.

Таким образом, в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, согласно договорам аренды на момент утверждения перечня на 2024 год использовалось  732,06 кв.м, что составляет 13,35% от общей площади здания.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения здания в перечни на 2023 и 2024 годы не имелось.

По заявлению Богородецкой Н.А. комиссией было произведено обследование здания с целью определения вида его фактического обследования.

Актом от 9 февраля 2024 года (л.д. 78-96 т.1) уставлено  использование в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, 31,5 % от общей площади здания, из которых:

- 6,8% (373,9 кв.м) – для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (*** – офисы ИП Осипова Д.Н., № *** офис при кафе, № *** – офис директора СТО *** и приемки автомобилей на сервис (л.д. 78-92 т.1, л.д. 209 т.3); *** – офисы Богородецкой Н.А и её сотрудников, № *** – офис ООО «Техстайл», № *** – офис ООО «Автостэлс», № ***- офис ИП Легенченко Н.В. (л.д. 210 т.3);

- 1,8% (99,2 кв.м) для размещения объектов общественного питания – площадь зала. При этом в площадь кафе в противоречие с выводами Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции не были включены площади кухни для приготовления пищи и моечной;

- 22,9% (1256,3 кв.м) – площадь, используемая для размещения объектов бытового обслуживания (*** (23,74 кв.м) - автомойка при *** - ИП Салимзянов А.И., № *** (587,73 кв.м) – СТО *** - ИП Салимзянов А.И., № *** – СТО *** - ООО «Континент» (включена площадь 645,1 кв.м из 868,33 кв.м) (л.д.209 т.3).

Вместе с тем сведения данного акта отражают фактическое использование здания на момент его составления, то есть на 9 февраля 2024 года, а не на дату утверждения перечня на 2024 год – 28 ноября 2023 года, и могут быть использования Министерством при утверждении перечня на 2025 год.  В случае несогласия с данным актом (п. 3.9), либо в случае изменения вида фактического использования здания (п. 3.11) Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П,  вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении вида фактического использования здания (л.д. 21-22 т.3).

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2023 и 2024 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 600 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Богородецкой Наташи Анатольевны удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, 

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Богородецкой Наташи Анатольевны расходы  по госпошлине в сумме  600 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 6 сентября 2024 года.