УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-02-2024-000180-32
Судья Шапарева И.А.
Дело № 33-3945/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
3 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Колобковой
О.Б.,
судей Костенко А.П., Старостиной
И.М.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Земсковой Натальи Владимировны на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 6 мая 2024 года, по делу № 2-2-165/2024, по которому
постановлено:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью
«Домоправление» к Земсковой Наталье Владимировне о возложении обязанности
предоставить доступ в жилое помещение для обследования системы теплоснабжения и
выполнения работ по замене системы теплоснабжения, удовлетворить.
Обязать Земскову Наталью Владимировну предоставить доступ в
жилое помещение – квартиру № *** дома №*** по ул. *** для обследования системы
теплоснабжения и выполнения работ по замене системы теплоснабжения.
Взыскать с Земсковой Натальи Владимировны в пользу ООО
«Домоправление» государственную пошлину в сумме 000 руб.
Заслушав доклад судьи Костенко А.П., пояснения представителя
Земсковой Н,В. – Мироненко Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
представителя ООО «Домоправление» - Бормутовой О.П., возражавшей против
удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
общество
с ограниченной ответственностью «Домоправление» (далее – ООО «Домоправление»)
обратилось в суд с иском к Земсковой Н.В. о возложении обязанности предоставить
доступ в жилое помещение для обследования системы теплоснабжения и выполнения
работ по замене системы теплоснабжения.
Требования
мотивированы тем, что Земскова Н.В. является собственником квартиры,
расположенной по адресу: ***.
Управление
многоквартирным домом осуществляет – ООО «Домоправление».
Согласно
акту от 17.01.2024 года было установлено, что в спорном жилом помещении
необходимо произвести смену стояка отопления.
В
адрес Земсковой Н.В. было направлено требование об обеспечении в 08 часов 15
минут 10.01.2024 доступа сотрудникам ООО «Домоправление» для выполнения
необходимых ремонтных работ по обследованию системы теплоснабжения. Однако,
данное требование не исполнено.
ООО «Домоправление» не имеет возможности обследовать систему
теплоснабжения и, в случае необходимости, выполнить работы по замене системы
теплоснабжения жилого дома по адресу: ***, ввиду отсутствия свободного доступа.
Истец просит обязать Земскову Н.В. предоставить доступ в
жилое помещение – квартиру *** дома *** по ул. *** для обследования системы
теплоснабжения и выполнения работ по замене системы теплоснабжения; взыскать с
Земсковой Н.В. в пользу ООО «Домоправление» государственную пошлину в сумме
6000 руб.
Рассмотрев заявленные требования
по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Земскова
Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным и необоснованным.
Не соглашается с выводом суда о том, что ею не был обеспечен
доступ в принадлежащее ей жилое помещение для проведения ремонтных работ,
указывая на то, что в судебном заседании она давала пояснения о том, что к ней
в квартиру приходил дежурный слесарь, который, обследовав жилое помещение,
установил, что каких-либо нарушений не имеется.
Считает, что причиной пониженного теплообеспечения квартир
по стояку является тот факт, что квартира, от собственника которой поступают
жалобы на нарушение температурного режима, находится на первом этаже.
Кроме того, полагает, что истцом не представлено
доказательств того, что в данном жилом помещении необходимо произвести замену
стояка отопления, экспертиза по данному факту не проводилась.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ООО
«Домоправление» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную
жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с
п.1 ст. 290 ГК РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном
доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения
многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое,
электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома,
расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного
помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок,
указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Частью
4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что пользование жилым
помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов
проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной
безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований
законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями,
утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Согласно
ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме
принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в
многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся
частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в
данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты,
лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные
коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме
оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие
отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых
потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения,
предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского
творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а
также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; крыши, ограждающие
несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое,
санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе
конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме),
находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее
более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания
услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям
жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма).
В
силу ч.1, ч.1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом
должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан,
надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов
пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг
гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса,
постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих
в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к
предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных
систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению
многоквартирными домами.
Надлежащее
содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности,
защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1)
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2)
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества
юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
2.1)
соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового
газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование
установлено); 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим
в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4)
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном
доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций,
приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок
ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам,
проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и
ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством
Российской Федерации.
В
силу п. 5 Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются
внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и
газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого
отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных
отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и
горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной
разводки от стояков, а также механического, электрического,
санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно
абз. 2 п. 2 Правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила №354), «внутридомовые инженерные
системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в
многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое,
электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для
подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического
обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и
предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему
водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего
водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
Пунктом 10 Правил содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 предусмотрено, что общее
имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии,
обеспечивающем, соблюдение характеристик надежности и безопасности
многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность
имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и
иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений,
а также иных лиц.
В
соответствии с п. 2.1 Правил и норм технической
эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской
Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила) целью осмотров
является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер
по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за
использованием и содержанием помещений.
Пунктом 5.1.2 Правил предусмотрено, что
организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить
наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
Таким
образом, действующим законодательством на управляющие организации возложена
обязанность надлежащего содержания инженерных сетей, относящихся к общему
имуществу и расположенных внутри жилых и нежилых помещений.
Содержание
общего имущества в соответствии с п. 11 указанных Правил включает в себя, в
том числе, и осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и
указанными в п. 13 Правил ответственными лицами,
обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего
имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы
безопасности жизни и здоровью граждан.
В
силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской
Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из
жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные
интересы других граждан.
На
основании ч.4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан
поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская
бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей,
правила пользования жилыми помещениями, а
также правила содержания общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме.
В
соответствии с подп. «б» п. 32 Правил № 354 исполнитель
(юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или
индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги
- абз. 7 п. 2 данных Правил) имеет право
требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1
раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение
представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра
технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для
выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков
предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации
аварий - в любое время, а также требовать допуска гарантирующего поставщика
(сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных
пунктом 80(1) настоящих Правил случаях,
когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена
на гарантирующего поставщика, сетевую организацию;
В
силу подп. «е» п. 34 Правил № 354 потребитель
обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных
служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое
жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния
внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в
порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не
чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления
коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере
необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;
По
смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и
текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и
сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам
инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному
оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем,
оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние
внутриквартирного оборудования должно соответствовать установленным требованиям
и быть готово для предоставления коммунальных услуг, что является условием
предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в
жилом доме (домовладении) (подп. «е» п. 3 Правил № 354).
Из
материалов дела следует, что Земскова Н.В. является собственником жилого
помещения-квартиры, расположенной по адресу: ***.
Судом
установлено, что собственниками указанного многоквартирного дома принято решение о выборе непосредственной
формы управления и заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по
содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Из
акта от 17.01.2024, составленного специалистами ООО «Домоправление» и
утвержденного директором общества следует, что в указанном доме требуется
замена стояков отопления.
В
адрес Земсковой Н.В. было направлено предписание об обеспечении свободного
доступа к общему имуществу в квартире ***
дома *** по ул. *** на 10.01.2024 в 8
час. 15 мин.(л.д. 41).
Из акта
от 17.01.2024, составленного специалистами ООО «Домоправление: техником
–смотрителем, главным инженером, электрогазосварщиком, председателем
многоквартирного дома следует, что доступ сотрудникам ООО «Домоправление»
ответчицей не предоставлен.
Возражая
против заявленных требований, ответчица в судебном заседании и в апелляционной
жалобе ссылается на то, что причиной пониженного теплообеспечения в указанном
доме является квартира, расположенная на 1-ом этаже, а не ее квартира. При этом
указывает, что истцом не представлено доказательств того, что в данном жилом
помещении необходимо произвести смену стояка отопления, т.к. экспертиза не
проводилась.
В
ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, представителем истца
подтверждено отсутствие доступа в квартиру ответчицы для осмотра общего
имущества многоквартирного дома и в случае необходимости для выполнения
ремонтных аварийных работ по замене стояка отопления.
Оценив
представленные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 17, 30, 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации,
положениями Правил содержания общего имущества, Правилами предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение доступа в квартиру
ответчицы вызвано необходимостью проведения ремонтных работ - замены стояка
отопления. Действия ответчицы, выразившиеся в отказе предоставить доступ в
квартиру, нарушают права других собственников жилых помещений, создавая
опасность причинения их имуществу вреда в случае разрушения находящихся в
квартире ответчицы стояка, выработавшего свой ресурс.
В
связи с изложенным суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и
необходимости возложения на Земскову Н.В. обязанности предоставить ООО
«Домоправление» доступ к общедомовым сетям отопления, проходящим через ее
квартиру.
Судебная
коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на
установленных обстоятельствах дела, собранных по делу доказательствах и нормах
материального права.
Истец,
являясь организацией, оказывающей услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества
многоквартирного дома, обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в
необходимых для него объемах, надлежащего качества, самостоятельно или с
привлечением других лиц, обслуживать внутридомовые инженерные системы, с
использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Ответчица, как потребитель, в свою очередь, обязана в силу пп. «е» п. 34 Правил №354 допустить
представителей общества в занимаемое жилое помещение для осмотра общего
имущества многоквартирного дома и в случае необходимости для выполнения
ремонтных работ.
Доказательств
того, что истец имел намерение причинить вред имуществу ответчицы, в материалы
дела не представлено.
Судебная
коллегия учитывает, что своими действиями ответчица создает предпосылки
возникновения коммунальных аварий, которые несут угрозу затопления квартир,
принадлежащих другим собственникам многоквартирного дома, повреждения общего
имущества дома, так как у истца отсутствует реальная возможность выполнить свои
прямые обязанности в соответствии с вышеприведенными нормами, произвести осмотр
стояков и выполнить ремонтные аварийные работы на общем имуществе, находящемся
внутри квартиры ответчицы.
Доводы
ответчицы об отсутствии доказательств того, что в данном жилом помещении
необходимо произвести смену стояка отопления, причиной пониженного теплообеспечения в указанном доме
является квартира, расположенная на 1-ом этаже, а не ее квартира; судом не была
назначена строительно-техническая экспертиза, судебной коллегией приняты во
внимание быть не могут, поскольку принятию решения о необходимости замены или
ремонта стояков отопления во всяком случае предшествует обеспечение доступа
представителям истца для полного обследования состояния коммуникаций в
квартире, чему препятствует ответчица.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы,
судебная коллегия находит доводы, приведенные в ней, несостоятельными, что в
силу положений ст.330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения по
доводам апелляционной жалобы не является.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил
законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам
дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом
допущено не было.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального
кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6
мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Земсковой Натальи
Владимировны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
06.09.2024.