Судебный акт
Предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди
Документ от 03.09.2024, опубликован на сайте 12.09.2024 под номером 114373, 2-я гражданская, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000238-60

Судья Жилкина А.А.                                                                              Дело № 33-4077/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    3 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-945/2024 по апелляционной жалобе Стратоновой Елены Александровны, Никишиной Марии Владимировны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 марта 2024 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Стратоновой Елены Александровны, Никишиной Марии Владимировны к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Стратоновой Е.А.,  Никишиной М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Стратонова Е.А., Никишина М.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Исковые требования мотивированы тем, что Стратонова Е.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: *** Совместно с ней в указанном жилом помещении зарегистрирована её дочь – Никишина М.В. Заключением межведомственной комиссии от 05.10.2023 № *** указанное жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида. Другого жилого помещения по договору социального найма или в собственности у истцов не имеется. Администрацией г. Ульяновска меры по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания инвалида не принимаются.

Истцы просили суд обязать администрацию г. Ульяновска предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Ульяновска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому и пригодное для проживания инвалида.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, Марков В.В.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Стратонова Е.А. и Никишина М.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводят доводы, аналогичные доводам искового заявления.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Никишина М.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы с детства, имеет *** к трудовой деятельности, пользуется по состоянию здоровья ***, что подтверждается справкой МСЭ-*** от 05.12.2011, индивидуальной программой реабилитации инвалида (т. 1 л.д. 60-61, 116-124).

Никишина М.В. проживает в ***, которую занимает на основании договора социального найма в качестве члена семьи нанимателя Стратоновой Е.А. (т. 1 л.д. 12-14, 17, 41, 213).

На учете в качестве малоимущих или нуждающихся в улучшении жилищных условий Никишина М.В. и Стратонова Е.А. не состоят.

Заключением межведомственной комиссии от 05.10.2023 № *** указанное жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида (т. 1 л.д. 9-10, 44-46).

18.10.2023 Стратонова Е.А. обратилась в администрацию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении  Никишиной М.В. жилья в связи с признанием ранее занимаемого помещения непригодным для проживания инвалида (т. 1 л.д. 36).

16.11.2023 решением комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации г. Ульяновска отказано в признании Никишиной М.В. малоимущей и предоставлении вне очереди жилого помещения, так как среднемесячный доход Никишиной М.В. за последние 12 месяцев составил 31 813 руб. 20 коп., что более величины 1,3 прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области в размере 16 632 руб. 20 коп. (т. 1 л.д. 35).

Ссылаясь на признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида, истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что  Стратонова Е.А., Никишина М.В. малоимущими гражданами в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма не признаны, среднемесячный доход Никишиной М.В. превышает величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области, в отношении Стратоновой Е.А. спорное жилое помещение не признавалось не пригодным для проживания.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Право Никишиной М.В. быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

В силу части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Законом Ульяновской области от 06.06.2007 № 83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма» (далее – Закон Ульяновской области от 06.06.2007 № 83-ЗО) установлен порядок признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Для принятия решения о признании граждан малоимущими или об отказе в признании граждан малоимущими местная администрация устанавливает размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, или размер дохода одиноко проживающего гражданина и стоимость имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в соответствии с методикой, установленной Законом Ульяновской области от 02.11.2005 № 110-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области» (часть 4 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.06.2007 № 83-ЗО).

Местная администрация принимает решение об отказе в признании граждан малоимущими, в том числе в случае превышения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размера дохода одиноко проживающего гражданина и (или) стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, над размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размером дохода одиноко проживающего гражданина и (или) стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, установленным в соответствующем муниципальном образовании Ульяновской области в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Постановлением главы города Ульяновска от 18.08.2006 № 3431 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими» установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в сумме, не превышающей величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21.12.2022 № 778-П установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области на 2023 год в расчете на душу населения – 12 794 рубля, то есть величина 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области равна 16 632 руб. 20 коп. (12 794 х 1,3). В 2024 году величина прожиточного минимума в Ульяновской области в расчете на душу населения составила 13 753 руб. (постановление Правительства Ульяновской области от 28.08.2023 № 445-П).

Судом проверены истребованные ответчиком сведения о размере дохода Никишиной М.В. за 12 месяцев предшествовавших обращению в администрацию               г. Ульяновска, который в действительности превышает величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области как в 2023 году – 16 632 руб. 20 коп., так и в 2024 году – 17 878 руб. 90 коп.  (т. 1 л.д. 105, 118, 121).

Документы, подтверждающие право Никишиной М.В., Стратоновой Е.А. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и Ульяновской области, в материалах дела отсутствуют.

Проживание инвалида *** группы в жилом помещении, признанном именно для него непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Поскольку истцы в установленном законом порядке не признаны малоимущими, правовых оснований для предоставления им по договору социального найма жилого помещения вне очереди у суда первой инстанции не имелось.

Принимая во внимание, что спорное жилое помещение не признано непригодным в силу его ветхого или аварийного состояния, ссылка на применение статьей 87, 89 ЖК РФ судебной коллегией отклоняется.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стратоновой Елены Александровны,                                   Никишиной Марии Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2024