У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-004812-96
Судья Царапкина К.С.
Дело № 33а-3806/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
3 сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Каминской Ю.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Шингарёва
Александра Михайловича – Анисимовой Ларисы Александровны на решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 22 марта 2024 года по делу № 2а-1376/2024, по
которому постановлено:
в
удовлетворении административного иска Шингарёва Александра Михайловича к
Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области об оспаривании
решения, действий (бездействия) - отказать.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,
пояснения представителя
Шингарёва А.М. - Анисимовой Л.А., подержавшей доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
Шингарёв А.М.
обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области об оспаривании решения, действий (бездействия),
признании недействительной записи в ЕГРЮЛ.
Требования
мотивированы тем, что согласно выписке из Едином государственном реестре
юридических лиц жилищно-строительный кооператив «Энгельса, д.18» (далее ЖСК
«Энгельса, д.18») (ОГРН 1187325010542, ИНН 7325160521)
ликвидировано 30.05.2023.
Данное юридическое
лицо нарушило установленный порядок ликвидации юридического лица. Запись в
ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в связи с ликвидацией внесена с нарушением
норм ГК РФ и Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку
основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы
заявителя как кредитора этой компании.
Так, в производстве
Ленинского районного суда г. Ульяновска находилось гражданское дело по иску
Шингарёва А.М. к ЖСК «Энгельса, д.18» №2-5405/2022 о признании права
собственности Шингарёва А.М. на квартиру. Исковые требования по делу
удовлетворены решением суда от 16.11.2022. ЖСК «Энгельса, д.18» в рамках
указанного дела обжаловало определение суда от 28.02.2023 о взыскании с него в
пользу Шингарёва А.М. судебных расходов в размере 29 922 руб. 68 коп. Частная
жалоба рассмотрена Ульяновским областным судом 23.05.2023 и оставлена без
удовлетворения, а определение без изменения. Таким образом, по состоянию на
23.05.2023 долг ЖСК составлял 29 922 руб. 68 коп., является его
кредиторской задолженностью перед Шингарёвым А.М. Ликвидатор ЖСК «Энгельса,
д.18» И*** Е.В. знала об указанной задолженности, но намеренно не сообщила
кредитору в письменном виде о ликвидации юридического лица. Ликвидатор не
внесла в промежуточный ликвидационный баланс сведения о кредиторской
задолженности в сумме, установленной судом в размере 29 922 руб. 68 коп.
Промежуточный ликвидационный баланс был предоставлен в УФНС по Ульяновской
области 30.05.2023 (ГРН ***). Следовательно, при ликвидации ЖСК «Энгельса,
д.18» в налоговую инспекцию были представлены промежуточный и ликвидационный
балансы, не отражавшие действительное имущественное положение ликвидируемого
юридического лица.
Также на момент
ликвидации ЖСК «Энгельса, д.18» в производстве Ленинского районного суда г.
Ульяновска находилось дело №2-1804/2023 по иску Шингарёва А.М. к ЖСК
«Энгельса, д.18» об устранении недостатков строительства дома №18 по
ул.Энгельса (иск подан 09.03.2023). Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ
ликвидатор предоставил промежуточный ликвидационный баланс 30.05.2023 без
указания на судебный спор.
Уточнив в ходе
судебного разбирательства исковые требования, административный истец просил
признать решение Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
от 30.05.2023 о ликвидации ЖСК «Энгельса, д.18» (ОГРН 1187325010542, ИНН
7325160521) незаконным; признать недействительной запись в Едином
государственном реестре юридических лиц ГРН №***, внесенную 30.05.2023, в
отношении ЖСК «Энгельса, д.18»; обязать Управление Федеральной налоговой службы
по Ульяновской области внести в ЕГРН запись о признании недействительной записи
о ликвидации от 30.05.2023.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Шингарёва А.М. – Анисимова Л.А. не соглашается с решением
суда, просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о
признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических
лиц, внесенной 30.05.2023 в отношении ЖСК «Энгельса, д.18», и об обязании УФНС
по Ульяновской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц
запись о признании недействительной записи от 30.05.2023 и принять по делу
новое решение об удовлетворении исковых требований в указанной части. Полагает,
что судом не рассмотрено по существу требование административного истца о
признании недействительной записи о ликвидации в Едином государственном реестре
юридических лиц, внесенной 30.05.2023, в отношении ЖСК «Энгельса, д.18». Явное
нарушение ликвидатором ЖСК «Энгельса, д.18» И*** Е.В. (ликвидатор) требований
ст.63 ГК РФ и п. «б» ч.4 ст.20, п. «а» и «б» ч.1 ст.21 Федерального закона от
08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» свидетельствует о недействительности записи в
Едином государственном реестре юридических лиц от 30.05.2023 о государственной
регистрации прекращения деятельности ЖСК «Энгельса, д.18».
Обращает внимание,
что ликвидация ЖСК «Энгельса, д.18» нарушает права административного истца, а
именно из-за ликвидации ЖСК «Энгельса, д.18» прекращено гражданское дело
Ленинского районного суда г.Ульяновска №2-1804/2023 по иску
Шингарёва А.М. к ЖСК «Энгельса, д.18» об устранении недостатков строительства
дома №18 по ул.Энгельса. Шингарёву А.М. не выплачен долг в сумме, установленной
определением Ленинского районного суда г.Ульяновска в размере 29 922,68 руб.
Отмечает, что судом первой инстанции выявлено несоблюдение ликвидатором в
процессе ликвидации установленного законодательством Российской Федерации
порядка проведения процедуры ликвидации, а также факт предоставления ею
документов (ликвидационного баланса), содержащих недостоверные сведения.
Считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению,
ссылаясь при этом на судебную практику Верховного суда РФ.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
остальные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии
судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или
муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Исходя из положений
ст.226 КАС РФ при рассмотрении
административного дела суду необходимо выяснить, соблюдены ли требования
нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации,
лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на
принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия
(бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения,
совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок
установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены
нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого
решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым
актам, регулирующим спорные отношения.
В
силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании
оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части,
если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими
права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на
административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных
интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо
препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в
интересах которых было подано соответствующее административное исковое
заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 61
Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть
ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического
лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители
(участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации
юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п.3 ст.62
Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ст.63
Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная
комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых
опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица,
сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его
кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования
сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению
кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в
письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п.1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная
комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне
требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического
лица (пункт 2).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится
ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64
ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его
утверждения (п.5).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет
ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического
лица (п.6).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -
прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый
государственный реестр юридических лиц (п.9).
В силу ст.1
Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) государственная
регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты
уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые
посредством внесения в государственные реестры сведений о создании,
реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами
статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами
деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о
юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с
указанным Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.20
Закона №129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие
решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты
принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной
форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого
юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Учредители
(участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации
юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании
ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении
промежуточного ликвидационного баланса (п.3 ст.20
Закона №129-ФЗ).
В соответствии с «а»
и «б» п.1 ст.21
Закона №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией
юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о
государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден
установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и
расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для
государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона
и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным
информационным ресурсом, содержать достоверную информацию
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо
прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Обращаясь в суд с
настоящим иском, Шингарев А.М. ссылался на то, что он, будучи кредитором ЖСК
«Энгельса, д.18», не был уведомлен о его ликвидации, а представленный в УФНС
ликвидационный баланс является недостоверным, поскольку в нем отсутствуют
сведения о наличии кредиторской задолженности перед истцом.
Отказывая в
удовлетворении административного иска Шингареву А.М., суд первой инстанции
исходил из того, что недобросовестного поведения со стороны ликвидатора ЖСК не
имеется, предусмотренная законодательством процедура ликвидации юридического
лица нарушена не была. На начало ликвидации и в период проведения ликвидации у
ЖСК «Энгельса, д.18» не имелось финансовых обязательств перед административным
истцом.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Как следует из
материалов дела, в адрес
регистрирующего органа 20.02.2023 ликвидатором ЖСК «Энгельса, д.18» представлен пакет документов, содержащий
заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме №*** и протокол
общего собрания членов о ликвидации от 20.02.2023.
Согласно указанным документам кооперативом принято решение о ликвидации
юридического лица, ликвидатором кооператива назначена И*** Е*** В***.
На основании представленных документов в связи с отсутствием оснований
для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Закона
№129-ФЗ, регистрирующим органом в предусмотренный п. 1 ст. 8 указанного закона
срок, а именно 01.03.2023, принято решение о государственной
регистрации, которое явилось основанием внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении
юридического лица в стадии ликвидации за государственным регистрационным
номером (ГРН) ***.
По сведениям официального сайта журнала «Вестник государственной
регистрации» (https://www.vestnik-gosreg.ru) сообщение о принятом решении о ликвидации ЖСК
«Энгельса, д. 18» и предъявлении требований к кооперативу в течении 2-х месяцев
с момента опубликования по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, опубликовано в журнале
(ч.1 №10 (931) от 15.03.2023/604).
Публикация о ликвидации кооператива размещена в Едином федеральном
реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц №*** от 06.03.2023.
В регистрирующий орган 15.05.2023 в электронном виде, с использованием
усиленной квалифицированной электронной подписи ликвидатора кооператива И***
Е.В., представлен пакет документов, содержащий заявление по форме №*** о
составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Регистрирующим органом по данному заявлению 15.05.2023 принято решение об
отказе в государственной регистрации №*** по причине нарушения положений п. 1, 2 ст. 63 ГК РФ.
С целью завершения процедуры ликвидации ЖСК «Энгельса, д. 18» в
электронном виде, с использованием усиленной квалифицированной электронной
подписи заявителя - ликвидатора кооператива И*** Е.В. 16.05.2023, представлен
пакет документов, содержащий заявление по форме №***, ликвидационный баланс,
копия публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», квитанция о
приеме налоговой декларации, копия публикации и копия письма ОСФР по
Ульяновской области.
По результатам рассмотрения пакета документов, регистрирующим органом
23.05.2023 принято решение №*** о приостановлении государственной регистрации, в
связи с отсутствием в ЕГРЮЛ на тот момент записи о составлении промежуточного
ликвидационного баланса кооператива.
С целью устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия
указанного решения о приостановлении регистрации, кооперативу указано на
возможность в срок до 12.06.2023 представить документы и пояснения,
опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
По истечении 2-х месячного срока с момента опубликования сведений о
принятом решении о ликвидации ЖСК «Энгельса, д. 18», а именно 23.05.2023,
ликвидатором юридического лица повторно в регистрирующий орган с использованием
усиленной квалифицированной электронной подписи представлен пакет документов, содержащий
заявление по форме №*** о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
На основании данных документов регистрирующим органом 30.05.2023 принято
решение о государственной регистрации, в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении
промежуточного ликвидационного баланса за ГРН ***.
В связи с внесением в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного
ликвидационного баланса ЖСК «Энгельса, д. 18», регистрирующим органом
30.05.2023 принято решение о государственной регистрации по пакету документов,
на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации кооператива за ГРН ***.
Установив
вышеприведенные обстоятельства, суд правомерно пришел к выводу о том, что
оспариваемые действия УФНС России по
Ульяновской области не противоречат закону и оснований для признания
недействительной записи о ликвидации ЖСК не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, злоупотреблений со стороны
ликвидатора по делу не усматривается.
Так, в силу п.1 ст.10
Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление
гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу,
действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо
недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В абзаце
третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что,
оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует
исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота,
учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том
числе в получении необходимой информации.
По общему правилу п.5 ст.10
Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников
гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не
доказано иное.
По смыслу
приведенных норм для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом
судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо
недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение
вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом
злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о
нем не должен являться следствием предположений.
Между тем, как видно из материалов дела, ЖСК «Энгельса, д. 18» обратился
в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации 20.02.2023, то есть до
вынесения определения суда от
28.02.2023 о взыскании с ЖСК «Энгельса, д.18».
Первая запись
внесена в ЕГРЮЛ 01.03.2023.
Публикация о ликвидации в ЕГРЮЛ имела место 06.03.2023.
Решение о ликвидации опубликовано в журнале «Вестник государственной
регистрации» 15.03.2023.
Ликвидационный
баланс представлен ликвидатором ЖСК в УФНС 15.05.2023.
Определение суда о
взыскании в пользу Шингарёва А.М. судебных расходов в размере 29 922 руб. 68
коп. вступило в законную силу 23.05.2023, то есть после всех вышеперечисленных
действий. Следовательно, по состоянию на 15.05.2023 у ЖСК «Энгельса, д.18» не имелось
установленных вступившими в законную силу судебными актами финансовых
обязательств перед Шингаревым А.М.
Кроме того, судебная
коллегия обращает внимание на то, что для
внесения в информационный ресурс сведений о наложении предупредительных мер на
осуществление регистрационных действий, требуется представление заявления по
форме №*** «Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей
государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего
внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц» в
регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица с заполнением всех
необходимых сведений (листов), а также обстоятельств, на которых основано
возражение и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.
У Шингарёва А.М. имелась возможность
представить в регистрирующий орган возражения по форме №***, но указанное право
не было им реализовано, документов, подтверждающих невозможность проявления
должной осмотрительности, к жалобе также не приложено.
Иных обращений, например, в простой письменной форме, в связи с наличием
не вступивших в законную силу решений суда, при осведомленности неограниченного
круга лиц, в том числе и заявителя через публикации в Вестнике государственной
регистрации, так же не поступало.
В этой связи суд
первой инстанции сделал правильный вывод о том, что если же кредитор не реализует свое право, действующим законодательством
предусмотрен риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты
кредитором своего статуса, поскольку в силу п. 5 ст. 20 Федерального закона №
129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей»процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований
кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с
требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического
лица, а при уклонении от рассмотрения требования - оспаривание такого уклонения
в суд.
Таким образом, выводы суда являются верными,
они подробно мотивированы в оспариваемом решении, в апелляционной жалобе по
существу не опровергнуты.
Процессуальных нарушений, влекущих
безусловную отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 22 марта 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу представителя Шингарёва Александра Михайловича –
Анисимовой Ларисы Александровны - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено в окончательной
форме 04 .09.2024.