Судебный акт
О назначении страховой пенсии по старости
Документ от 13.08.2024, опубликован на сайте 03.09.2024 под номером 114317, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, произвести перерасчет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000300-68

Судья Грачева Т.Л.                                                                               Дело № 33-3494/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Искендеровой  Элины Ризвановны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 февраля 2024 года, по гражданскому делу № 2-902/2024, которым  постановлено: 

в удовлетворении исковых требований Искендеровой Элины Ризвановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении в трудовой стаж периодов работы в ***: с 13.03.1992 по 15.04.1993 в ***»; с 03.05.1993                            по 06.02.1995 - в ***»; с 23.03.1998                   по 24.01.2001 - в ***; с 20.02.2001                               по 01.07.2004 - в ***; с 01.07.2004 по 01.07.2005 – у ***; с 02.07.2005 по 30.06.2013 - в качестве ***; с 01.07.2013 по 16.08.2018 - в ***; с 06.02.2019 по 30.04.2019 - в ***; с 02.05.2019 по 01.06.2020 - в ***; с 08.07.2020 по 24.11.2020 - в ***; с 04.01.2021 по 16.09.2021 - в ***»; возложении обязанности произвести перерасчет величины индивидуального пенсионного коэффициента, назначении страховой пенсии по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Искендеровой Э.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Искендерова Э.Р. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что 15.06.2022 она обратилась в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решениями пенсионного органа от 09.08.2022 и от 16.10.2023 ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, при этом, в общий трудовой и страховой стаж не были засчитаны периоды ее работы в ***: с 13.03.1992 по 15.04.1993 в ***»; с 03.05.1993 по 06.02.1995 - в ***»; с 23.03.1998 по 24.01.2001 - в ***»; с 20.02.2001 по 01.07.2004 - в ***»; с 01.07.2004 по 01.07.2005 - у ***.; с 02.07.2005 по 30.06.2013 - в качестве ***; с 01.07.2013 по 16.08.2018 - в ***; с 06.02.2019 по 30.04.2019 - в ***»; с 02.05.2019 по 01.06.2020 - в ***»; с 08.07.2020 по 24.11.2020 - в ***»; с 04.01.2021 по 16.09.2021 - в ***»;

Не согласившись с принятыми решениями, просила включить в страховой стаж периоды ее работы на территории ***: с 13.03.1992 по 15.04.1993 в ***»; с 03.05.1993 по 06.02.1995 - в ***»; с 23.03.1998 по 24.01.2001 - в ***»; с 20.02.2001 по 01.07.2004 - в ***»; с 01.07.2004 по 01.07.2005 - у ***.; с 02.07.2005 по 30.06.2013 - в качестве ***; с 01.07.2013 по 16.08.2018 - в ***; с 06.02.2019 по 30.04.2019 - в ***»; с 02.05.2019 по 01.06.2020 - в ***»; с 08.07.2020 по 24.11.2020 - в ***»; с 04.01.2021 по 16.09.2021 - в ***»; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность произвести перерасчет величины ИПК на момент подачи заявления от 30.06.2023; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15.06.2022.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Искендерова Э.Р. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования.

В обоснование жалобы указывает, что спорные периоды подтверждены записями в ее трудовой книжке, архивными справками государственного архива Актюбинской области, скриншотом с официального сайта Комитета государственных доходов Министерства финансов ***, копиями трудовых договоров, договоров о материальной ответственности. АО «Единый накопительный пенсионный фонд» ****** предоставил выписку с ИПС для учета обязательных пенсионных взносов за период с 23.01.2014 по 16.09.2021.

Полагает, что на момент подачи заявления ответчику с учетом спорных периодов у нее имелся необходимый страховой стаж, а также она достигла необходимого возраста для назначения пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Искендеровой Э.Р. - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав пояснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15.06.2022 гражданка *** Искендерова Э.Р., *** года рождения, постоянно проживающая на территории Российской Федерации с 18.05.2022, обратилась в государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 156).

20.07.2022 в пенсионный орган поступила справка из *** от 08.04.2022 № 22-15-45/1335 об отказе в подтверждении сведений о работе (т. 1 л.д. 141 об. - 142).

Решением пенсионного органа от 09.08.2022 № 130048/22 в назначении пенсии Искендеровой Э.Р. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. К зачету был принят период с 01.08.1983 по 12.03.1992 (8 лет 7 месяцев 12 дней) – работа в ателье «Силуэт» (т. 1 л.д. 149-152).

В страховой стаж Искендеровой Э.Р. не засчитаны периоды ее работы на территории ***: с 13.03.1992 по 15.04.1993 в ***»; с 03.05.1993 по 06.02.1995 - в ***»; с 23.03.1998 по 24.01.2001 - в ***»; с 20.02.2001 по 01.07.2004 - в ***»; с 01.07.2004 по 01.07.2005 – у ***; с 02.07.2005 по 30.06.2013 – в качестве ***; с 01.07.2013 по 16.08.2018 – в ***; с 06.02.2019 по 30.04.2019 - в ***»; с 02.05.2019 по 01.06.2020 - в ***»; с 08.07.2020 по 24.11.2020 – в ***»; с 04.01.2021 по 16.09.2021 - в ***».

Искендерова Э.Р. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 09.11.2021, 01.11.2022 получила паспорт гражданина Российской Федерации.

30.06.2023 Искендерова Э.Р. повторно обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 16.10.2023 № 96588/23 в назначении пенсии Искендеровой Э.Р. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа – 9 лет 4 месяца 27 дней (требуется не менее 13 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента – 11,043 (требуется не менее 23,4).

Согласно указанному решению в страховой стаж Искендеровой Э.Р. засчитаны следующие периоды:

- с 01.08.1983 по 12.03.1992 (8 лет 7 месяцев 12 дней) – работа ***»;

- с 01.02.2022 по 18.05.2022 (3 месяца 18 дней), с 06.06.2022 по 05.07.2022 (1 месяц), с 03.08.2022 по 03.10.2022 (2 месяца 1 день), с 05.10.2022 по 13.11.2022 (1 месяц 9 дней), с 15.11.2022 по 31.12.2022 (1 месяц 17 дней) – работа в ***».

Для подтверждения периодов работы истца в *** с 13.03.1992 и сведений о заработной плате Искендеровой Э.Р., в рамках реализации Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019, пенсионным органом были направлены запросы в РГУ «Департамент комитета труда и социальной защиты по Актюбинской области» и АО «Единый накопительный пенсионный фонд». Запрашиваемые сведения компетентным органом *** не представлены (т. 1 л.д. 130-133).

Не согласившись с решением пенсионного фонда об отказе в зачете в общий трудовой и страховой стаж периодов работы на территории *** после 12.03.1992, Искендерова Э.Р. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 и Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что не имеется правовых оснований для включения периодов работы с 13.03.1992 по 15.04.1993, с 03.05.1993 по 06.02.1995, с 23.03.1998 по 24.01.2001, с 20.02.2001 по 01.07.2004, с 01.07.2004 по 01.07.2005, с 02.07.2005 по 30.06.2013, с 01.07.2013 по 16.08.2018, с 06.02.2019 по 30.04.2019, с 02.05.2019 по 01.06.2020, с 08.07.2020 по 24.11.2020, с 04.01.2021 по 16.09.2021, по причине отсутствия подтверждения компетентным органом *** либо формуляром «О Страховом стаже» сведений о работе Искендеровой Э.Р. на территории *** в указанные периоды и сведений об уплате страховых взносов.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

При этом согласно части 2 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

С учетом переходных положений для назначения пенсии по части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 56 лет 6 месяцев истцу требуется наличие одновременно следующих условий: страховой стаж - 13 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23.4.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный орган.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях»).

Из материалов дела усматривается, что первоначально с заявлением о назначении пенсии Искендерова Э.Р. обратилась 15.06.2022.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств участников Содружества Независимых Государств на момент первоначального обращения Искендеровой Э.Р. в органы пенсионного фонда Российской Федерации были урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение от 13.03.1992), в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 11 названного Соглашения от 13.03.1992 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств‑республик бывшего СССР» признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.1992, но и после этой даты - до 01.01.2002.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

С учетом изложенного, периоды работы, имевшие место до 01.01.2002 за пределами Российской Федерации, на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», засчитывались в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, независимо от уплаты страховых взносов.

Вместе с тем, при условии включения в страховой стаж Искендеровой Э.Р. периодов ее работы с 13.03.1992 по 23.04.1992, с 24.04.1992 по 15.04.1993, с 03.05.1993 по 06.02.1995, с 23.03.1998 по 24.01.2001 и с 20.02.2001 по 31.12.2001 (до 01.01.2002) продолжительность ее страхового стажа по состоянию на 15.06.2022 составит 15 лет 6 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 16,642.

Таким образом, право истца на страховую пенсию на момент обращения в пенсионный орган – 15.06.2022, не возникло.

С 01.01.2021 действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенное в г. Санкт‑Петербурге 20.12.2019. Участниками соглашения являются Российская Федерация и ***а ***.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения от 20.12.2019 каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.

Статьей 12 Соглашения от 20.12.2019 предусмотрены переходные положения, согласно которым назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Однако Соглашение между государствами-участниками Содружества независимых государств «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01.01.2023.

Из приведенных норм материального права следует, что до 01.01.2021 порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13.03.1992 Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения; с 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенное в г. Санкт‑Петербурге 20.12.2019, которое подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 01.01.2021 с учетом денонсации с 01.01.2023 Соглашения от 13.03.1992.

Поскольку повторно Искендерова Э.Р. обратилась в пенсионный орган после денонсации Соглашения от 13.03.1992, а именно 30.06.2023, положения указанного международного договора не подлежали применению при оценке ее пенсионных прав.

В целях реализации Соглашения ЕАЭС Советом Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов БАЗС, предусматривающий процедуру обмена информацией и соответствующие формуляры.

Таким образом, гражданам, прибывшим из стран участников Соглашения от 20.12.2019, периоды работы, протекавшие на территории бывших республик СССР после 13.03.1992, не могут быть учтены в страховой (общий трудовой) стаж без подтверждения формуляром «О стаже работы».

Учитывая, что периоды работы, указанные в трудовой книжке истца после 12.03.1992, не подтверждены документами, выданными компетентным органом иностранного государства, оснований для включения спорных периодов в страховой стаж у суда не имелось.

Исходя из того, что у Искендеровой Э.Р.  не соблюдены условия для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» в части требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента и требуемого страхового стажа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, по существу повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основанную на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу им установлены правильно, выводы суда соответствуют представленным доказательствам.

При указанных обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Искендеровой                             Элины Ризвановны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 августа 2024 года.