Судебный акт
О признании незаконным решения жилищной комиссии
Документ от 09.08.2024, опубликован на сайте 30.08.2024 под номером 114245, 2-я гражданская, о расторжении договора найма служебного жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

Определение

Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 27.12.2023 под номером 110330, 2-я гражданская, о расторжении договора найма служебного жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

21RS0023-01-2022-005271-98

Судья Ермолаева Т.П.                                                                     Дело № 33-3465/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

города Ульяновск                                                                                9 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 2 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-321/2023, которым  постановлено:   

признать решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 1 от 18.02.2022 об отказе в признании Калашникова Виктора Анатольевича (*** года рождения, ИНН: ***) нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и передаче в собственность жилого помещения незаконным.

Признать за Калашниковым Виктором Анатольевичем (*** года рождения, ИНН: 2***) право собственности на квартиру № ***.

В удовлетворении исковых требований прокуратуры Чувашской Республики к Калашникову Виктору Анатольевичу (*** года рождения,                                     ИНН: ***), Калашниковой Светлане Витальевне (*** *** года рождения, паспорт № ***), К*** Ю*** В*** (*** года рождения, свидетельство о рождении ***), К*** М*** В*** (*** года рождения, свидетельство о рождении ***) о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением и о выселении из квартиры № *** без предоставления другого жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В. и представителя прокуратуры Чувашской Республики Яковлева А.Г., поддержавших доводы апелляционных жалоб, Калашникова В.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Калашников В.А. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и признании права собственности на жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 06.05.1999 по 23.10.2018 он проходил службу в органах прокуратуры Чувашской Республики.

На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 27.06.2011 ему, как состоящему в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, была представлена по договору найма служебного жилья от 27.06.2011 трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***.

С указанного времени он, а также члены его семьи - супруга Калашникова С.В., дети Калашникова Ю.В. и  Калашников М.В. проживают в указанном жилом помещении.

11.01.2019 он обратился в жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры. На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 02.09.2019 его заявление было оставлено без удовлетворения.

15.09.2021 собрав необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшение жилищных условий, он вновь обратился в жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры.

17.09.2021 жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики было принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания его нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты. Также жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления Калашникову В.А. вместо единовременной социальной выплаты занимаемого служебного жилого помещения по адресу: *** в собственность.

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.02.2022 ему было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на дату подачи заявления он был уволен из органов прокуратуры и в период прохождения службы нуждающимся в жилых помещениях не признавался. Также на заседании данной жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации принято решение не входить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления ему занимаемого служебного жилого помещения по адресу: *** в собственность.

Полагает, что решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.02.2022 является незаконным и нарушающим его жилищные права, поскольку в период прохождения службы он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует выписка из протокола заседании жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 23.06.2005.

Просил признать решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.02.2022 незаконным и  признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***.

Определением Ленинского районного суда города Чебоксары от 24.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Калашников М.В.

Прокуратура Чувашской Республики обратилась в суд с исковым заявлением к Калашникову В.А., Калашниковой С.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Калашниковой Ю.В. и Калашникова М.В., о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что 27.06.2011 между прокуратурой Чувашской Республики (наймодатель) и Калашниковым В.А. (наниматель), который являлся сотрудником прокуратуры Чувашской Республики, заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

Указанное жилое помещение находится в федеральной собственности, включено в специализированный жилищный фонд, принадлежит прокуратуре Чувашской Республики на праве оперативного управления.

Совместно с Калашниковым В.А. в служебное помещение вселена его супруга Калашникова С.В., а также его несовершеннолетние дети Калашникова Ю.В. и Калашников М.В.

Приказом прокурора Чувашской Республики от 03.10.2018 Калашников В.А. уволен из органов прокуратуры с 23.10.2018 по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии правовых оснований для расторжения с Калашниковым В.А. договора найма служебного жилого помещения.

Прокуратура Чувашской Республики просила расторгнуть договор найма служебного помещения по адресу: *** от 27.06.2011, признать Калашникова В.А., Калашникову С.В., К*** Ю.В., К*** М.В. утратившими право пользования данным служебным жилым помещением, а также выселить указанных лиц из служебного жилого помещения.

Определением суда первой инстанции от 01.02.2023 указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Генеральная прокуратура Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Калашникова В.А., а исковые требования прокуратуры Чувашской Республики удовлетворить. 

В обоснование доводов жалобы указывает, что принятие Калашникова В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 23.05.2005 и предоставление ему в 2011 году служебной квартиры не может расцениваться как принятие истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления занимаемого жилого помещения в собственность в порядке, предусмотренном положениями статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Жилищная комиссия прокуратуры Чувашской Республики не обладает полномочиями по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления занимаемого жилого помещения в собственность. Вывод суда об обратном противоречит требованиям действующего законодательства. На момент обращения истца с соответствующим заявлением от 15.09.2021 правоотношения  по обеспечению истца жильем регулировались статьей 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями». Решение суда в части признания за истцом права собственности на служебную квартиру существенно нарушает нормы материального права. Признание судом первой инстанции права собственности на занимаемое жилое помещение за истцом при отсутствии соответствующих решений жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации влечет подмену их функций и противоречит установленному порядку обеспечения жильем работников прокуратуры. При этом суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований прокуратуры Чувашской Республики, не учел, что спорная квартира предоставлена истцу на период службы в органах прокуратуры, его право пользования служебным жилым помещением в соответствии с положениями части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращено с момента увольнения из органов прокуратуры.

В апелляционной жалобе прокуратура Чувашской Республики также просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Калашникова В.А., а исковые требования прокуратуры Чувашской Республики удовлетворить. 

В обоснование апелляционной жалобы прокуратура Чувашской Республики приводит доводы  аналогичные тем, что изложены в апелляционной жалобе Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Дополнительно указывает, что прекращение Калашниковым В.А. трудовых отношений с прокуратурой Чувашской Республики является основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения от 27.06.2011 и признания Калашникова В.А. и членов его семьи утратившими право пользования жилым помещением. К лицам, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений в силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, Калашников В.А.  и члены его семьи не относятся.

В возражениях на апелляционную жалобу Калашников В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 12.12.2023 решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 02.06.2023 было отменено, по делу принято новое решение.

В удовлетворении исковых требований Калашникова В.А. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 1 от 18.02.2022 незаконным и признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***  отказано.

Исковые требования прокуратуры Чувашской Республики к Калашникову В.А., Калашниковой С.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К*** Ю.В., *** года рождения, К*** М.В., *** года рождения, о расторжении договора найма служебного помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением и  выселении удовлетворены.

Расторгнут заключенный между Калашниковым В.А. и прокуратурой Чувашской Республики договор найма служебного  жилого помещения по адресу:  ***, от 27.06.2011. Калашников В.А., Калашникова С.В., К*** Ю.В., К*** М.В. признаны утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: ***, и выселены из служебного жилого помещения по адресу:  ***.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 12.12.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Калашников В.А. в период с 06.05.1999 по 23.10.2018 проходил службу в органах прокуратуры Чувашской Республики (Приказ прокурора республики от 02.10.2018 № 1062-к), выслуга лет составила 21 год 9 месяцев 19 дней (т. 1 л.д. 19, 20).

С 24.02.2000 Калашников В.А. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары и жильем из муниципального и государственного жилищного фонда не обеспечивался (т. 1 л.д. 33).

Решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 23.06.2005 Калашников В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 23.06.2005 (т. 1 л.д. 31).

На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 27.06.2011 (т. 1 л.д. 29-30) истцу, как состоящему в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, была представлена по договору найма служебного жилья от 27.06.2011 трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Калашникова С.В. (жена), К*** М.В. (сын), К*** Ю.В. (дочь) (т. 1 л.д. 13-17).

18.11.2011 истец Калашников В.А., а также члены его семьи жена Калашникова С.В., дети К*** Ю.В., *** года рождения, и  К*** М.В., *** года рождения, зарегистрировались в указанном жилом помещении по месту жительства (т. 1 л.д. 18).

Судом установлено, что Калашниковым В.А. не реализовано право на получение в собственность жилого помещения в связи с прохождением службы в органах прокуратуры.

11.01.2019 Калашников В.А. обратился в жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры (т. 1 л.д. 147-148). На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 02.09.2019 заявление истца было оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 34-35).

15.09.2021 Калашников В.А. вновь обратился в жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры.

17.09.2021 жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики было принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания Калашникова В.А. нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты. Также жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики было принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления Калашникову В.А. вместо единовременной социальной выплаты занимаемого служебного жилого помещения по адресу: ***, в собственность (т. 1 л.д. 26).

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.02.2022 Калашникову В.А. было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на дату подачи заявления истец был уволен из органов прокуратуры и в период прохождения службы нуждающимся в жилых помещениях не признавался. Также на заседании данной жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации было принято решение не входить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления истцу занимаемого служебного жилого помещения по адресу: ***, в собственность (т. 1 л.д. 27-28).

Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: *** находится в федеральной собственности, в установленном законом порядке включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к категории служебных жилых помещений (т. 1 л.д. 11-12).

Как следует из условий договора найма служебного жилья от 27.06.2011, вышеуказанная квартира предоставлялась Калашникову В.А. для временного проживания.

Прокуратура Чувашской Республики направляла Калашникову В.А. письмо от 27.06.2022 с требованием освободить указанное служебное жилое помещение в срок до 01.09.2022.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Калашников В.А. был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет до увольнения со службы из органов прокуратуры, учел, что по смыслу нормативно‑правового регулирования, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и предоставлении служебного жилого помещения, различий в основаниях признания нуждающимися в жилом помещении и в перечне необходимых документов, предоставляемых заявителем в целях получения служебного жилого помещения и передаче жилого помещения в собственность, не предусматривалось. При этом, по мнению суда, нереализованное право истца на улучшение жилищных условий не было им утрачено до момента окончания службы в органах прокуратуры и подлежит реализации избранным им способом, в противном случае будет нарушен принцип правовой определенности и защиты нуждающихся в жилом помещении граждан, право которых не было реализовано по независящим от них причинам, в том числе и в результате изменения правового регулирования. В связи с указанным, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Калашникова В.А. о признании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.02.2022 незаконным и признании за ним права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, в связи с чем отказал в удовлетворении требований прокуратуры Чувашской Республики о расторжении с Калашниковым В.А. договора найма указанного служебного помещения от 27.06.2011, признании Калашникова В.А., Калашникову С.В., К*** Ю.В., К*** М.В. утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Калашникова В.А. в части признания незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.02.2022 и об отказе в удовлетворении исковых требований прокуратуры Чувашской Республики, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями».

Пунктом 4 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.01.2005, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возлагалась обязанность предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, благоустроенное жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте (абзац второй), и предусматривалось, что с согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет (абзац шестой).

В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Закона о прокуратуре (в действующей редакции) обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Закона о прокуратуре).

В пункте 2 статьи 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.11.2018 № 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624 во исполнение приведенных норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).

Пунктами 1.2, 1.3 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты предусмотрено, что право на получение единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях прокуроры, имеющие стаж службы в органах прокуратуры Российской Федерации и ее организациях не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность прокурорам один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанный на день принятия соответствующего решения (пункт 3.5 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты).

В силу пункта 3.8 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.

Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования.

На основании пункта 3.12 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения.

Вместе с тем, Федеральным законом от 31.12.2017 № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который был дополнен статьей 44.1 (Обеспечение прокуроров жилыми помещениями).

Согласно подпункту «а» пункта 17 статьи 44.1 Закона о прокуратуре право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 492-ФЗ действие положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется, в том числе на лиц из числа прокуроров, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

За лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, состоящими на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учете, в том числе в случае утраты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений.

За лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, проживающими в служебных жилых помещениях, сохраняется право на проживание в таких жилых помещениях в случае утраты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на проживание в служебных жилых помещениях.

Таким образом, Федеральный закон от 31.12.2017 № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» определил в качестве специального условия сохранения права лиц из числа прокуроров, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, их нахождение на соответствующем учете по состоянию на 11.01.2018 (дату вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Вопреки доводам апелляционных жалоб, выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 23.06.2005 подтверждается, что Калашников В.А. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (т. 1 л.д. 31-32).

После признания Калашникова В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий решение о снятии истца с учета не принималось. Доказательств обратного прокуратурой Чувашской Республики в материалы дела не представлено.

При этом доводы прокуратуры о том, что нуждаемость истца в жилом помещении проверялась относительно его права на служебное жилое помещение, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку по смыслу нормативно-правового регулирования, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и предоставлении служебного жилого помещения, различий в основаниях признания нуждающимися в жилом помещении и в перечне необходимых документов, предоставляемых заявителем в целях получения служебного жилого помещения и передаче жилого помещения в собственность, не предусматривалось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который был дополнен статьей 44.1, внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 492-ФЗ, Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 624, утвердивший Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) был издан 02.10.2018, а Калашников В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 23.06.2005, судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность на основании подпункта «а» пункта 17 статьи 44.1 Закона о прокуратуре.

Следует также отметить, что прокуратурой Чувашской Республики в связи с изменением правового регулирования предложений о совершении прокурором Калашниковым В.А., занимающим служебное помещение, действий по постановке на учет в качестве нуждающегося, истцу не направлено, связанные с этим заявления, документы не истребованы, что породило за собой правовую неопределенность для Калашникова В.А., который относится к лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Закона о прокуратуре, но не смог своевременно реализовать свое право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).

С учетом изложенного,  суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оформленное протоколом от 18.02.2022 № 1 в части отказа Калашникову В.А. в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы о несогласии с решением суда в указанной части полностью повторяют позицию заявителей апелляционных жалоб, изложенную в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителей, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены решения суда.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционных жалоб относительно отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за Калашниковым В.А. права собственности на служебное жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ***.

Приведенными выше нормативными положениями установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений Генеральным прокурором Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Признание за истцом права собственности на занимаемое жилое помещение при отсутствии решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации влечет подмену их функций и противоречит установленному порядку с учетом действующего законодательства.

При этом решение суда о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры является основанием для повторного рассмотрения заявлений Калашникова В.А. о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также о предоставлении в собственность служебного жилого помещения, расположенного по адресу: по адресу: ***.

С учетом изложенного решение суда в части признания за Калашниковым В.А. права собственности на занимаемое жилое помещение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 2 июня 2023 года отменить в части признания за Калашниковым Виктором Анатольевичем (*** года рождения, ИНН: ***) право собственности на квартиру.

Принять по делу в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Калашникова Виктора Анатольевича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***,  отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Чувашской Республики – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. 

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Чебоксары.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 августа 2024 года.