УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-005758-87
Судья Анциферова Н.Л.
Дело № 33а-4520/2024
А П
Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н
И Е
г. Ульяновск
27 августа 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснова Евгения Валерьевича
на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 августа 2024 года по делу №
2а-4079/2024, которым постановлено:
в удовлетворении
административного иска Краснова Евгения Валерьевича к Территориальной
избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты
Ульяновской Городской Думы шестого созыва, признании достоверными
подписи, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва
отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя Территориальной избирательной
комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск»
Крашенинникова А.А., представителя Избирательной комиссии Ульяновской области
Гусева И.В., полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора
Тимофеева М.С. об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная
коллегия
установила:
Краснов Е.В. обратился в суд с
административным иском к Территориальной избирательной комиссии Ленинского
района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,
признании подписей достоверными, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты.
В обоснование
административного иска указал, что 4 августа 2024 года Территориальная избирательная комиссия
Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» вынесла
постановление № 75/362-1 об отказе в регистрации Краснова Е.В. кандидатом в
депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому
одномандатному избирательному округу № 15.
Решение
об отказе в регистрации принято ввиду недостаточного количества достоверных
подписей избирателей, представленных для регистрации (пункт 1 статьи 38, подпункт
«д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), части 1 и пункта 1 части 3 статьи 47 Закона
Ульяновской области № 109-ЗО от
1 августа 2007 года «О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований Ульяновской области» (далее
- Закон
Ульяновской области № 109-ЗО), с чем он не согласен.
Заключение
эксперта К*** С.П. от 31 июля 2024 года не содержит выводов, свидетельствующих
о недостоверности подписей избирателей. Эксперт не делает выводов о том, что в
пределах какой-либо строки заполнение какой-либо графы выполнено иным лицом.
Эксперт сравнивает записи внутри одной графы, не давая оценки сопоставлению
записей на протяжении строки. Анализ эксперта не затрагивает наличие либо
отсутствие отличий написания дат от написания иных сведений, внесенных
избирателем в свою строку. Таким образом, экспертом не установлены факты не
собственноручного заполнения конкретными избирателями даты внесения своей
подписи при заполнении подписного листа. Обращает внимание, что в заключении
эксперта речь идет о 10 спорных моментах, однако оспариваемым постановлением
признаны недействительными 16 подписей избирателей.
Территориальная избирательная комиссия Ленинского района
муниципального образования «город Ульяновск» не извещала его о проверке
представленных им подписей избирателей, что является существенным нарушением.
Экспертное исследование проведено не в рамках проверки. На проведение проверки
эксперт приглашен не был.
Кроме
того, Краснов
Е.В. не был в полном объеме информирован о вмененных ему нарушениях, поскольку
копия итогового протокола территориальной избирательной комиссии ему не
вручалась.
Просил суд отменить постановление Территориальной
избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город
Ульяновск» от 4 августа 2024 года № 75/362-1 об отказе в регистрации Краснова
Е.В. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по
Заволжскому одномандатному избирательному округу № 15, признать достоверными
подписи подписных листов в полном объеме, зарегистрировать Краснова Е.В.
кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому
одномандатному избирательному округу № 15.
Судом к
участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная
комиссия Ульяновской области. Для дачи заключения привлечен прокурор Ленинского
района г. Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Краснов Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и необоснованное, заявленные административные исковые требования
удовлетворить.
Приводя доводы,
аналогичные изложенным в административном иске, утверждает, что оформление
подписных листов соответствуют требованиям, установленным законодательством.
Считает, что вывод
суда основан на заключении по проверке подписных листов от 31 июля 2024 года,
которое не отвечает признакам достоверности, объективности и полноты
исследования. Фактически исследование экспертом К*** С.П. проведено не было,
выводы основаны на визуальном осмотре, без применения специальных средств
познаний. Эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу
заведомо ложного заключения.
Обращает внимание,
что допрошенные в качестве свидетелей лица, чьи подписи подвергнуты сомнению
экспертом, подтвердили свое волеизъявление относительно выдвижения депутата и
подписание листов собственноручно. Кроме того, имеющиеся в подписных листах
незначительные описки не препятствуют однозначности восприятия содержащихся в
них сведений.
Считает, что судом
необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства административного истца о
назначении судебной экспертизы.
В возражениях на
апелляционную жалобу Территориальная избирательная комиссия Ленинского района
муниципального образования «город Ульяновск» и Избирательная комиссия
Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу
об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения
избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о
результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный
в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата,
избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или
список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению
референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом
случаях прокурор.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №
67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка
кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть
отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации
кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке,
предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению
зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии,
кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое
решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу,
избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому
же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято
избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального
закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным
законом.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона
№ 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы
проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников
референдума в порядке, который определяется законом.
В соответствии с
подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием отказа
в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей
избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и
более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего
количества подписей, отобранных для проверки.
Частью 1 статьи 47 Закона
Ульяновской области № 109-ЗО определено, что регистрация кандидата, списка
кандидатов осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией,
избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов, при наличии
документов, указанных в подпунктах 2,
2.2
и 3 статьи 33
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 1
и 3,
пункта 1
части 4, пункта 1
части 5 статьи 39, частей 1,
4
и 5 статьи 40
настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в
соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и
регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого
количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата,
списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее
регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую
распространяется действие пунктов 3,
4,
6
и 7 статьи 35.1
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 2-5 статьи 41
настоящего Закона. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней
со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов
документов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо
мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
В решении о регистрации
кандидата, списка кандидатов указываются дата и время регистрации.
При регистрации
кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении окружной
избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным
объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При
одновременной регистрации кандидата в соответствующем одномандатном
(многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов в решении
окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также
в составе списка кандидатов.
В силу пункта «д» части 3
статьи 47 приведенного выше Закона Ульяновской области недостаточное количество
достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата,
является основанием отказа в регистрации
кандидата.
Согласно положениям статьи 42 Закона Ульяновской
области № 109-ЗО подписные листы
для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов
изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 7.1 к Федеральному
закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации».
Подписные
листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения
(самовыдвижения) кандидата изготавливаются и оформляются по форме согласно
приложению 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 1).
На основании форм
подписных листов, установленных Федеральным законом
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», избирательная комиссия, организующая подготовку
и проведение выборов, утверждает образец заполнения подписного листа в части,
касающейся указания наименования представительного органа муниципального
образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 1.1).
Постановлением
Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального
образования «город Ульяновск» от 18 июня 2024 года № 63/258-1 утверждены
образцы заполнения подписных листов в поддержку выдвижения
(самовыдвижения) кандидатов в депутаты Ульяновском Городской Думы шестого
созыва в части, касающейся указания наименования представительного органа
муниципального образования, наименования и номера избирательного округа
(Приложения №№ 1-9) и постановлено кандидатам представлять в территориальную
избирательную комиссию Ленинского района муниципального образования «город
Ульяновск» подписные листы, используя формы образцов согласно приложениям №№
1-9 к настоящему постановлению (л.д. 27-28).
Статья 43 Закона
Ульяновской области № 109-ЗО предусматривает порядок сбора подписей избирателей
в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов и оформление подписных
листов.
Право сбора подписей
избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на момент
сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным (часть 2).
Сбор подписей избирателей
осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение
предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены законом (часть 4).
Подписи могут собираться
только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том
избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов (часть 5).
Подписи избирателей,
собранные с нарушением положений настоящей части и части 5
настоящей статьи, являются недействительными (часть 6).
Согласно положениям частей 7, 8, 11, 12 статьи 43
Закона Ульяновской области №
109-ЗО избиратель ставит в подписном
листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя,
отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно
число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина.
Адрес места жительства
может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5
статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов
(наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного
пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его
однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства
избирателя.
Данные об избирателе,
ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее
внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом,
осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов.
Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование
карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения
избиратель ставит собственноручно.
При этом фамилия, имя, отчество, серия и
номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица,
оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется
подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных
кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же
кандидата, списка кандидатов.
Каждый подписной лист должен быть заверен
подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении
подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей,
собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес
места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа,
заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а
также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Адрес места жительства может не содержать
каких-либо из указанных в подпункте 5
статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов
(наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного
пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его
однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства
лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Каждый подписной лист с подписями избирателей
в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен
кандидатом.
Каждый подписной лист с подписями избирателей
в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным
представителем избирательного объединения.
При заверении подписного листа кандидат,
уполномоченный представитель избирательного объединения напротив своих фамилии,
имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Указанное в настоящей части заверение должно
производиться после внесения подписей избирателей в подписной лист.
После окончания сбора подписей кандидат,
уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее
число собранных подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора
подписей по форме, установленной избирательной комиссией, организующей
подготовку и проведение выборов. Протокол подписывается соответственно
кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
Подписные листы представляются в
соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном (не более 100 листов в
одной папке) и пронумерованном виде.
Порядок проверки подписей регламентирован статьей 46
названного закона.
Частью 7 статьи 46 Закона Ульяновской области
№ 109-ЗО предусмотрено, что для проверки соблюдения порядка выдвижения
кандидатов, списка кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления
подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об
избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может своим
решением создавать рабочие группы из числа своих членов, работников ее аппарата
и привлеченных специалистов. В соответствии с законодательством к такой проверке
могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа
специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов,
органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания
и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных
государственных органов.
Заключения экспертов могут служить основанием
для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных
листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в
письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В силу
части 8 статьи 46 Закона Ульяновской области № 109-ЗО для установления
достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на
выборах депутатов представительного органа городского округа, не имеющего
территориального деления, муниципального района используется ГАС «Выборы»,
включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления
достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на
выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего
территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии
Ульяновской области может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей,
участников референдума.
Как следует из материалов
дела и установлено судом, постановлением Территориальной избирательной комиссии
Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» от 18 июня 2024
года № 63/254-1 «О назначении дополнительных
выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва 8 сентября 2024 года» назначены
дополнительные выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва (л.д.
22).
Решение о назначении
выборов опубликовано 21 июня 2024 года в газете «Ульяновск сегодня» № 59 (2581)
(л.д. 23).
Постановлением
Избирательной комиссии Ульяновской области от 20 сентября 2022 года №8/63-7 «О
возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного
самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования
«город Ульяновск» на территориальную избирательную комиссию Ленинского района
муниципального образования «город Ульяновск»» возложены полномочия по
подготовке и проведению выборов депутатов Ульяновской Городской Думы (л.д. 26).
Решением Ульяновской
Городской Думы от 10 апреля 2020 года №
38 «Об утверждении сроком на десять лет схемы одномандатных избирательных
округов для проведения выборов депутатов Ульяновской Городской Думы» сроком на
десять лет утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения
выборов депутатов Ульяновской Городской Думы и ее графическое изображение.
Постановлением
Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального
образования «город Ульяновск» от 18 июня 2024
года № 63/256-1 «О возложении
на территориальную избирательную комиссию Ленинского района муниципального
образования «город Ульяновск» полномочий окружных избирательных комиссий по
дополнительным выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва 8
сентября 2024 года» на территориальную избирательную комиссию Ленинского района
муниципального образования «город Ульяновск» возложены полномочия окружной
избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Ульяновской
Городской Думы шестого созыва, в том числе Заволжского одномандатного
избирательного округа № 15 (л.д. 26-27).
Постановлением
Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального
образования «город Ульяновск» от 18 июня 2024 года № 63/260-1 «О количестве подписей
избирателей, необходимом для регистрации кандидатов в депутаты при проведении дополнительных выборов
депутатов Ульяновской Городской
Думы шестого созыва 8 сентября 2024 года» установлено количество
подписей избирателей (в абсолютном выражении), необходимое для регистрации
кандидатов в депутаты при проведении дополнительных выборов депутатов
Ульяновской Городской Думы шестого созыва 8 сентября 2024 года в отношении
Заволжского одномандатного
избирательного округа № 15 – 68 подписи (л.д. 34-35).
26 июля 2024 года в Территориальную избирательную комиссию
Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» кандидатом в
депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому
одномандатному избирательному округу № 15 Красновым Е.В. представлены 16 подписных листов с подписями 74
избирателей в поддержку своего выдвижения (л.д. 52).
1 августа 2024 года членами территориальной избирательной
комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» с
правом решающего голоса в соответствии со статьей 46 Закона Ульяновской
области № 109-ЗО осуществлена
проверка достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях
и их подписей (л.д. 55-57).
В ходе проведения проверки представленных
подписных листов достоверными и действительными признаны 59 подписей
избирателей, составляющие 79,7 % от общего количества подлежащих проверке
подписей избирателей, недостоверными и (или) недействительными признаны 15
подписи избирателей, составляющие 20,3 % от общего количества подлежащих
проверке подписей избирателей.
По окончании
проверки подписных листов составлен итоговый протокол, копия которого передана
кандидату 1 августа 2024 года, о чем имеется его подпись и не оспаривалось в
судебном заседании суда первой инстанции (л.д.57).
Основания (причины)
признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными в
подписных листах с подписями избирателей, представленных в поддержку выдвижения
кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому
одномандатному избирательному округу № 15 Красновым Е.В. указаны следующие:
1) подписи
избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие
действительности (при наличии официальной справки органа, осуществляющего
регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения
эксперта, привлеченного к проверке) (пункт 3 части 12 статьи 46 Закона
Ульяновской области № 109-ЗО) - лист 1 строка 1, лист 6 строка 3, лист 15
строка 2;
2) подписи
избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно
(на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке) (пункт 6 части 12
статьи 46 Закона Ульяновской области №
109-ЗО) – лист 3 строка 2, лист 3 строка 3, лист 3 строка 4, лист 12 строка 4,
лист 12 строка 5, с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если
эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписей избирателей,
даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (на основании
заключения эксперта, привлеченного к проверке) (пункт 6 части 12 статьи 46 Закона
Ульяновской области № 109-ЗО) - лист 3 строка 3, лист 3 строка 4, лист 9 строка
1;
3) подписи
избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самим
избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, внесенных в этот
подписной лист, а также, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно
(на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке) (пункт 11 части 12
статьи 46 Закона Ульяновской области № 109-ЗО) – лист 1 строка 2, лист 1 строка
3, лист 3 строка 2, лист 3 строка 3, лист 3 строка 4;
4) подписи
избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об
избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или
лицами, осуществляющими сбор подписей (пункт 7 части 12 статьи
46 Закона Ульяновской области № 109-ЗО) – лист 3 строка 4, лист 4 строка 4, лист 9 строка 1;
5) подписи
избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня,
следующего за днем увольнения окружной избирательной комиссии о выдвижении
кандидата (пункт 1 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области № 109-ЗО) – лист 16 строка 3, лист 16
строка 4 (л.д. 88-91).
Постановлением
Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального
образования «город Ульяновск» от 4 августа 2024 года № 75/362-1 Краснову Е.В. отказано в регистрации
кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому
одномандатному избирательному округу № 15 на основании пункта 1 статьи 38 и подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №
67-ФЗ, части 1 статьи 47 и пункта 7
части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области № 109-ЗО (л.д. 33-34).
Отказ мотивирован тем,
что 1 августа 2024 года членами территориальной избирательной комиссии
Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» с правом
решающего голоса в соответствии со статьей 46 Закона Ульяновской области №
109-ЗО осуществлена проверка достоверности содержащихся в подписных листах
сведений об избирателях и их подписей. Для регистрации кандидата в депутаты
Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволсжкому одномандатному
избирательному округу № 15 необходимо 68 достоверных и действительных подписей
избирателей. В ходе проведения проверки представленных подписных листов
достоверными и действительными признаны 59 подписи избирателей, составляющие 79,7
% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей, недостоверными
и (или) недействительными признано 15 подписей избирателей, составляющие 20,3 %
от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей.
Постановление от 4
августа 2024 года № 75/362-1 получено Красновым
Е.В. в тот же день – 4 августа 2024 год (л.д. 34).
Разрешая административный спор и принимая
решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Краснова
Е.В., суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого постановления Территориальной
избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город
Ульяновск» от 4 августа 2024 года №
75/362-1 об отказе в регистрации Краснову Е.В. кандидатом в депутаты
Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному
избирательному округу № 15 и отсутствия оснований для его отмены.
Оснований не
согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется,
поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на
установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном
исследовании имеющихся в деле доказательств, в том числе показаниях свидетелей
и эксперта, допрошенных в судебном заседании, правовая оценка которым дана в
соответствии с требованиями статьей 84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и
соответствуют нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
При принятии оспариваемого решения суд первой
инстанции правомерно руководствовался положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня
2023 года № 24 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации».
Вопреки утверждениям жалобы, оспариваемое
постановление принято в соответствии с полномочиями территориальной
избирательной комиссии, соответствует требованиям нормативных правовых актов,
регулирующих спорные правоотношения, а оснований для признания достоверными и
действительными спорных подписей избирателей не имеется, в связи с чем
отсутствовали правовые основания для признания его незаконным.
Эксперт К*** С.П. допрошен судом первой
инстанции в качестве свидетеля, предупрежден об уголовной ответственности за
дачу заведомо ложных показаний. Профессиональная компетентность эксперта
подтверждается имеющимися в материалах дела документах о его квалификации.
Оснований для назначения судебной экспертизы
по настоящему делу не имеется, поскольку часть нарушений просматривается визуально и не требует
каких-либо специальных познаний.
Допрошенные
судом свидетели С*** Л.Б., Ч*** К.С., М*** И.В., К*** Н.В., И*** В.И., Ч*** Д.П., В*** С.С. подтвердили,
что при заполнении подписного листа допустили ошибки (описки), о возможности исправления которых
им Красновым Е.В. разъяснено не было.
При этом С*** Л.Б. также подтвердила, что адрес и дата
указаны не ею.
Избирательное
законодательство является формальным и не допускает произвольного толкования, в связи
с чем тот факт,
что допрошенные свидетели указали, что поддерживают кандидатуру
административного истца в качестве лица, претендующего на пост депутата
Ульяновской Городской Думы шестого созыва, вопреки доводам жалобы, не
опровергают правильных выводов суда о недостоверности их подписей.
В целом
апелляционная жалоба каких-либо новых доводов не содержит, по сути сводится к
иной оценке обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 12 августа 2024 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Краснова Евгения Валерьевича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 27 августа 2024 года.