У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2024-001492-19
Судья Павлов Н.Е. Дело №33а-3700/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
20 августа 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства просвещения и
воспитания Ульяновской области на решение Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 11 апреля 2024 года по делу №2а-1005/2024, которым
постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского
района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к
Областному государственному автономному
общеобразовательному учреждению «Многопрофильный лицей № 20»,
Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области об обязании
обеспечить охрану объекта, обязании выделить финансирование на организацию
мероприятий по обеспечению охраны объекта удовлетворить.
Обязать Министерство просвещения и воспитания
Ульяновской области (ИНН ***) в течение 6 месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу обеспечить финансирование Областного государственного автономного общеобразовательного учреждения
«Многопрофильный лицей № 20» на проведение работ по обеспечению объекта,
расположенного по адресу: г. Ульяновск, бул.
Новосондецкий, д. 4, контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую
территорию объекта.
Обязать Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей № 20» (ИНН ***) в течение 12 месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу выполнить за счет средств бюджета
Ульяновской области мероприятия по обеспечению объекта, расположенного по
адресу: г. Ульяновск, бул. Новосондецкий, д. 4, контрольно-пропускным пунктом
при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта.
Заслушав доклад председательствующего
судьи Пулькиной Н.А., объяснения прокурора Хованской Ю.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Заволжского
района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился
в суд с иском к Областному
государственному автономному общеобразовательному учреждению «Многопрофильный
лицей № 20» (далее – ОГАОУ «Многопрофильный
лицей № 20»), Министерству
просвещения и воспитания Ульяновской области об обязании обеспечить охрану
объекта, выделить финансирование на организацию мероприятий по обеспечению
охраны объекта.
Требования мотивированы тем,
что в рамках проведенной
прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в сфере
антитеррористической защищенности объектов образования в деятельности ОГАОУ «Многопрофильный лицей № 20» выявлены
нарушения. Установлено, что в ОГАОУ «Многопрофильный
лицей № 20» отсутствует контрольно-пропускной пункт при входе (въезде)
на прилегающую территорию объекта. Выявленные нарушения требований
антитеррористической защищенности влияют на безопасное пребывание в образовательном
учреждении обучающихся, посетителей, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской
области не обеспечило финансирование выполнения ОГАОУ «Многопрофильный лицей № 20» мероприятий по
обеспечению антитеррористической защищенности школы.
Истец просил обязать Министерство просвещения
и воспитания Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу обеспечить финансирование ОГАОУ «Многопрофильный лицей № 20»
на проведение работ по обеспечению объекта, расположенного по адресу: г. Ульяновск, бул. Новосондецкий, д. 4,
контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию
объекта; обязать ОГАОУ «Многопрофильный
лицей № 20» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу выполнить за счет средств бюджета Ульяновской области мероприятия
по обеспечению вышеуказанного объекта контрольно-пропускным пунктом при входе
(въезде) на прилегающую территорию объекта.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых
требований отказать.
В обоснование жалобы
указывает, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не
установлены требования, относящиеся к обустройству КПП при въезде на
прилегающую территорию образовательной организации. Не предусмотрено
обустройство КПП и проектной документацией ОГАОУ «Многопрофильный лицей № 20».
Отмечает, что в
настоящее время ОГАОУ «Многопрофильный
лицей № 20» выполнил
требования антитеррористической защищенности, установленные к объекту первой
категории опасности, которые в полной мере обеспечивают требования антитеррористической
защищенности, установленные пунктами 24-27 постановления Правительства
Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической
защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской
Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности
этих объектов (территорий)».
Таким образом,
необходимость в понуждении Министерства к финансированию и исполнению
образовательным учреждением требований по установке КПП, указанных в исковом
заявлении, в судебном порядке отсутствует.
Определением судьи
Ульяновского областного суда от 03.07.2024 постановлено перейти к рассмотрению
апелляционной жалобы по правилам административного судопроизводства.
В судебное заседание
кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Основания для отмены или изменения решения
суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 КАС РФ.
По настоящему административному делу таких
оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам
жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 7
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из
важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети
независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране,
включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны
здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно положениям статьи 4
Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей
является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое,
интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции
образовательной организации в установленной сфере деятельности относится
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование
помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями,
создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2,
15 части 3 статьи
28).
Образовательная организация обязана
осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об
образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания
обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся,
работников образовательной организации (пункт 2
части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8
части 1 статьи 41).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.08.2019 № 1006
утверждены Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения
Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности
этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам «а»,
«в» пункта 17
Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий)
обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на
воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на
пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г»
пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению
на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов
(территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими
средствами и системами охраны.
В силу подпунктов «в»,
«д» пункта 20
Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах
(территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на
объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов
бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и
нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной
близости от них.
Согласно названным Требованиям в отношении
объектов (территорий) первой категории опасности необходимо, в частности,
оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую
территорию объекта (территории) (подпункт «а»
пункта 27).
Как установлено судами и следует из
материалов дела, ОГАОУ «Многопрофильный лицей № 20», расположенное по адресу: г.
Ульяновск, б-р Новосондецкий,
4, является образовательным учреждением, которому присвоена первая категория
опасности.
При проведении проверки прокуратурой Заволжского
района г. Ульяновска установлено, что ОГАОУ «Многопрофтльный лицей «20» не
выполнены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, а
именно: контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую
территорию (объекта) не оборудован.
Разрешая спор и удовлетворяя требования
прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что здание лицея не
соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности
объекта, относящегося к первой категории опасности, необорудование
контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию
объекта (территории) создает угрозу жизни и здоровью для обучающихся и приводит
к нарушению их прав в период получения образования.
Оснований не согласиться с выводами суда первой
инстанции не имеется.
Факт отсутствия контрольно-пропускного пункта
административными ответчиками не оспаривается.
Исходя из подпункта 34 пункта 2.2 раздела 2
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.12.2013 № 590-П «О
Министерстве просвещения и воспитания Ульяновской области» к полномочиям
Министерства относится, в том числе, реализация меры в области противодействия
экстремистской деятельности, профилактики терроризма, минимизации и ликвидации
последствий его проявлений, принимает меры по выявлению и устранению факторов,
способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма, а также
организация выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов,
находящихся в ведении Министерства.
В соответствии с Уставом Многопрофильного
лицея № 20 Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области,
являющееся учредителем образовательного учреждения, осуществляет функции
главного распорядителя и получателя средств бюджета Ульяновской области.
Таким образом, суд первой инстанции
обоснованно возложил на Министерство обязанность обеспечения финансирования
предусмотренных законом мероприятий по антитеррористической защищенности
объекта учреждения образования.
Доводы жалобы о достаточности иных в
совокупности мер, принятых в целях обеспечения антитеррористической
безопасности, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции,
поскольку оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на
прилегающую территорию образовательного учреждения, относящегося к первой
категории, прямо предусмотрено действующим законодательством в области
антитеррористической защищенности.
Нормы материального права применены судами
правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли
привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы,
изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным
обстоятельствам дела.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 11 апреля 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 22.08.2024.