Судебный акт
Капитальный ремонт жилого помещения
Документ от 20.08.2024, опубликован на сайте 28.08.2024 под номером 114151, 2-я гражданская, о возложении обязанности привести жилое помещение, предоставленное по договору социального найма в соответствии требованиям СНиП, взыскании судебных расходов, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000210-47

Судья Сизов И.А.                                                                        Дело № 33-3637/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           20 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Холодилиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-914/2024                      по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение                    Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 марта 2024 года, по которому постановлено:

исковые требования Каюмовой Ольги Александровны удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт, квартиры № *** дома № ***, выполнив следующие работы: заменить оконные и дверные наполнения, отделку потолков и стен; заменить напольное покрытие; заменить трубопроводы внутренней разводки сетей водоснабжения и канализации, установить счетчики учета расхода воды, мойку, умывальник, унитаз с бачком; установить радиатор отопления в кухне; заменить электропроводку с установкой электросчетчика, электроплиты, оконечных устройств (розетки и выключатели) в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска за счет средств казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Каюмовой Ольги Александровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска за счет средств казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – г. Ульяновск» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 35 700 руб.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя Каюмовой О.А. – Царевой Н.А., поддержавшей исковые требования, представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилстройсервис» Егоровой Н.Е., полагавшей исковые требования обоснованными, судебная коллегия

установила:

 

Каюмова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора социального найма жилого помещения от 30.01.2023 № *** Каюмова О.А. является основным квартиросъемщиком квартиры, расположенной по адресу: ***. Совместно с ней в указанное жилое помещение вселены Шаряев Р.Т. (отец), Тарасов А.В. (сын). Предварительный осмотр квартиры не производился. Каюмова О.А. полагала, что предоставляемое по договору социального найма жилье будет благоустроенным применительно к условиям данной местности и надлежащего качества. После осмотра жилого квартиры установлено, что жилое помещение в ненадлежащем состоянии: стекла разбиты, оконные блоки поражены гнилью, повсюду разбросан мусор, в квартире имеются тараканы, клопы, голуби, отсутствуют электропроводка, водоснабжение, канализация, умывальник, газовая колонка, сливной бачок, ванная в непригодном к использованию состоянии, дверной блок не имеет замка, унитаз в состоянии невозможности использования, газовая плита не пригодна для эксплуатации, полы деформированы, отсутствуют счетчики учета водоснабжения, газоснабжения, счетчик электроснабжения не исправен. В указанном помещении дважды был пожар, длительное время проживали лица без определенного места жительства. 25.04.2023 Каюмова О.А. обратилась в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска с заявлением о проведении осмотра и составлении акта. 04.05.2023 проведен осмотр спорной квартиры. Актом осмотра установлено, что в жилом помещении необходимо выполнить ремонт инженерных сетей, а именно: ремонт холодного и горячего водоснабжения, канализации, системы электроснабжения, восстановить контур центрального отопления на кухне с установкой радиатора, заменить оконные и дверные блоки, установить мойку, раковину, электрическую плиту, унитаз, ванную, смесители, произвести замену линолеума с установкой плинтусов, заменить обойный слой. В ответе администрации города Ульяновска на обращение истца указано на необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого помещения.

С учетом уточненных исковых требований Каюмова О.А. просила суд обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: ***, выполнить следующие работы: заменить оконные и дверные наполнения, отделку потолков и стен; заменить напольное покрытие; заменить трубопроводы внутренней разводки сетей водоснабжения и канализации, установить счетчики учета расхода воды, мойку, умывальник, унитаз с бачком; установить радиатор отопления в кухне; заменить электропроводку с установкой электросчетчика, электроплиты, оконечных устройств (розетки и выключатели) в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, взыскать с администрации города Ульяновска в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 61-69, 210-211, 216 оборот).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены финансовое управление администрации города Ульяновска, Шаряев Р.Т., Тарасов А.В.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, при вынесении решения судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Обращает внимание, что администрация города Ульяновска исполнителем жилищно-коммунальных услуг не является. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» не поступают. Бюджет муниципального образования «город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой. Все бюджетные средства муниципального образования в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходуются по принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств возможно при наличии реальных источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным видам расходов бюджета. Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» и не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета. Решением Ульяновской Городской Думы от 06.12.2023 № 187 «Об утверждений бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» по строке бюджета «капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов и капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска» в 2024 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 150,00 млн. руб. Вопрос проведения работ по капитальному ремонту указанной квартиры будет рассмотрен при выделении дополнительного финансирования статьи затрат.

Определением от 13.08.2024 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду следующего.

В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Из материалов дела усматривается, что 30.01.2003 между Управлением                 жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска от имени муниципального образования «город Ульяновск», действующего по специализированному поручению администрации города Ульяновска (наймодателем), и Каюмовой О.А. (нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения № ***, по которому Каюмовой О.А. предоставлена однокомнатная квартира, общей площадью 37,4 кв.м, расположенная по адресу: ***.

Жилое помещение передано в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального ремонта, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Управление многоквартирным жилым домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилстройсервис».

Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 утверждено положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, которое является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования «город Ульяновск» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 1.1 положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска).

В соответствии с пунктом 4.8.4 положения об Управлении                             жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90, от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специальному поручению администрации города Ульяновска Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска осуществляет функции муниципального заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, финансируемых из местного бюджета, контролирует ход работ и участвует в приемке в эксплуатацию данных объектов.

При этом Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в рамках возложенных на него задач осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.1 положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска).

Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Ульяновск» (пункт 1.1 положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90).

Вместе с тем Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска не привлечено к участию в деле в качестве ответчика. Кроме того, к участию в деле не привлечены общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилстройсервис», Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.

В связи с допущенными нарушениями норм процессуального права судебная коллегия на основании определения от 13.08.2024 перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ.

К участию в деле привлечены в качестве ответчика Управление                     жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилстройсервис», Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Каюмовой О.А. – Царева Н.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что в жилом помещении проживать невозможно, в нем требуется проведение капитального ремонта.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилстройсервис» Егорова Н.Е. в суде апелляционной инстанции пояснила, что в управляющую компанию по вопросу ремонта жилого помещения истец не обращался.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, стороны не представили.

На основании статей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Учитывая, что судом апелляционной инстанции установлен факт нарушения норм процессуального права, на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ  судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене.

Разрешая заявленные требования по существу по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства в их совокупности, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 – 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Статья 676 ГК РФ устанавливает обязанность наймодателя передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания; осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии со статьей 681 ГК РФ текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (статья 61 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе требовать в установленном порядке от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Часть 2 статьи 65 ЖК РФ относит к обязанностям наймодателя жилого помещения по договору социального найма: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии со статьей 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

В силу статьи 14 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Действующим законодательством, в частности, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2008 № 47 (далее – Положение), установлены общие нормы и требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В соответствии с пунктами 12, 13 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение,                           хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в абзаце третьем пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях отличаются. Однако необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении, носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 18.01.2023 Каюмовой О.А. в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение, общей площадью 37,4 кв.м, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: ***.

30.01.2023 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, действующим от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска (наймодателем), и Каюмовой О.А. (нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения № *** (т. 1 л.д. 14-18).

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются Шаряев Р.Т. (отец), Тарасов А.В. (сын) (пункт 3 договора социального найма жилого помещения).

В пункте 5 договора социального найма жилого помещения предусмотрены обязанности наймодателя, в том числе передать нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем (т. 1 л.д. 17).

По акту приема-передачи от 30.01.2023 жилое помещение передано нанимателю (т. 1 л.д. 16).

Управление многоквартирным жилым домом № *** по *** осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилстройсервис».

Из акта обследования от 04.09.2023 следует, что в квартире необходимо выполнить ремонт (л.д. 19).

На обращение истца по вопросу проведения осмотра жилого помещения  Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска сообщило, что 04.05.2023 специалистами Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска проведено обследование жилого помещения по адресу: ***. В результате обследования установлено, что в помещении требуется выполнить капитальный ремонт. В настоящее время лимиты денежных средств, предусмотренных на проведение работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год распределены. Вопрос проведения работ по капитальному ремонту указанной квартиры будет рассмотрен при выделении дополнительного финансирования статьи затрат (т. 1 л.д. 20).

Ссылаясь на невозможность проживания в муниципальной квартире, обязанность ответчика произвести ремонт спорного жилого помещения, Каюмова О.А. обратилась в суд с настоящим иском.

В целях определения надлежащего объема работ судом первой инстанции по ходатайству истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению автономной некоммерческой организации  «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» от 25.03.2024 № *** для приведения жилого помещения – квартиры № *** в доме № ***  в пригодное для проживания состояние следует произвести капитальный ремонт, заключающийся в замене оконных и дверных наполнений, отделке потолков и стен, замене напольного покрытия, смене трубопроводов внутренней разводки сетей водоснабжения и канализации с установкой счетчиков учета расхода воды, мойки, умывальника, унитаза с бачком, установке радиатора отопления в кухне, смене электропроводки с установкой электросчетчика, электроплиты, оконечных устройств (розеток и выключателей) (т. 1 л.д. 106-206).

Указанное заключение судебной экспертизы принято судебной коллегией в качестве допустимого и относимого доказательства по настоящему делу.

Оснований не доверять экспертному заключению не имеется, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда, в соответствии с требованиями действующего законодательства, эксперт имеет соответствующую квалификацию и был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта составлено без нарушений, содержит описание процедуры и методов исследования, а также ответы на все поставленные судом вопросы, выводы эксперта отражены достаточно ясно и полно и обоснованы ссылками на нормы действующего законодательства, согласуются с материалами дела.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставленное органом местного самоуправления по договору социального найма Каюмовой О.А. жилое помещение передано нанимателю в непригодном для проживания состоянии, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Данное обстоятельство создает угрозу жизни и здоровью нанимателя и членов семьи нанимателя, препятствует реализации их прав, предусмотренных положениями статей 61, 67 ЖК РФ, так как без проведения капитального ремонта дальнейшая эксплуатация жилого помещения невозможна.

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, действующее от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска, как наймодатель, главный распорядитель бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт муниципальных жилых помещений, не исполнило обязанность по производству капитального ремонта жилого помещения, в связи с чем является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Установленные по делу обстоятельства являются достаточными для однозначного вывода об уклонении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска от исполнения своей обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения.

Доводы жалобы со ссылкой на Бюджетный кодекс Российской Федерации, отсутствие финансирования не являются основанием для освобождения данного ответчика от исполнения указанной обязанности по проведению капитального ремонта,  поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности или отсутствием финансирования и не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Недостатки жилого помещения в ходе рассмотрения дела не устранены.

Согласно отзыву ответчиков вопрос проведения работ по капитальному ремонту данной квартиры будет рассмотрен при выделении дополнительного финансирования статьи затрат (л.д. 85-86).

При таких обстоятельствах исковые требования к Управлению                       жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска подлежат удовлетворению, на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, действующее от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска, следует возложить обязанность произвести капитальный ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: ***, предоставленного Каюмовой О.А. по договору социального найма от 30.01.2023 № ***, заключающийся в замене оконных и дверных наполнений, отделке потолков и стен, замене напольного покрытия, смене трубопроводов внутренней разводки сетей водоснабжения и канализации с установкой счетчиков учета расхода воды, мойки, умывальника, унитаза с бачком, установке радиатора отопления в кухне, смене электропроводки с установкой электросчетчика, электроплиты, оконечных устройств (розеток и выключателей).

С учетом положений статьи 206 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным установить Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска срок 3 месяца для выполнения приведенных работ с даты вступления решения в законную силу.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создания условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Такие меры, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им полноценных условий жизни и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Обосновывая заявленные требования, истец фактически указывает, что моральный вред причинен в результате бездействия со стороны ответчика по приведению жилого помещения в пригодное для проживания состояние, невозможности вселиться в жилое помещение после заключения договора социального найма жилого помещения, что повлекло обращение в суд за защитой нарушенного права.

Предоставление органом местного самоуправления жилого помещения в непригодном для проживания состоянии при реализации гражданами права на получение жилого помещения по договору социального найма может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, поскольку неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Оценивая указанные доводы и признавая их обоснованными в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие должностных лиц органа местного самоуправления повлекло за собой причинение нравственных страданий истцу, связанных с переживаниями по непринятию Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска своевременных мер к приведению жилого помещения в пригодное для проживания состояние, с целью восстановления жилищных прав Каюмовой О.А., в том числе до его передачи нанимателю.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в результате бездействия ответчика Каюмова О.А. лишена возможности вселиться в жилое помещение после заключения договора социального найма, проживать в нем, тем самым сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания своей жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, судебная коллегия полагает необходимым возложить на муниципальное образование «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска за счет средств казны муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по компенсации Каюмовой О.А. морального вреда в размере 10 000 руб.

Заявленная денежная компенсация морального вреда в размере 100 000 руб. является завышенной, несоразмерной последствиям нарушенного права истца и мерой ответственности, предъявляемой к ответчику.

Отсутствие крайне неблагоприятных последствий, необходимость соблюдения ответчиком требований бюджетного законодательства при расходовании выделенных денежных средств, а также требования разумности и справедливости позволяют уменьшить заявленный размер компенсации морального вреда до 10 000 руб.

По мнению судебной коллегии, денежная компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. позволяет, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, а с другой стороны – не допустить неосновательного обогащения заявителя.

В соответствии со статьей 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Проведенная судебная строительно-техническая экспертиза не оплачена, в связи с чем автономная некоммерческая организация «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» ходатайствует о ее оплате в размере 35 700 руб. (т. 1 л.д. 103-104).

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с муниципального  образования «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска за счет средств казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – г. Ульяновск» подлежат взысканию расходы по оплате производства судебной экспертизы в размере 35 700 руб., а в пользу Каюмовой О.А. – расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Исковые требования к администрации города Ульяновска не подлежат удовлетворению как к ненадлежащему ответчику.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства дела, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований к ответчику Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, действующему от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                        29 марта 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Каюмовой Ольги Александровны к Управлению                   жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, действующему от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска, о возложении обязанности провести ремонт жилого помещения, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, действующее от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска, обязанность произвести капитальный ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: ***, предоставленного Каюмовой Ольге Александровне по договору социального найма жилого помещения от 30.01.2023 № ***, заключающийся в замене оконных и дверных наполнений, отделке потолков и стен, замене напольного покрытия, смене трубопроводов внутренней разводки сетей водоснабжения и канализации с установкой счетчиков учета расхода воды, мойки, умывальника, унитаза с бачком, установке радиатора отопления в кухне, смене электропроводки с установкой электросчетчика, электроплиты, оконечных устройств (розеток и выключателей) в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133) за счет средств казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Каюмовой Ольги Александровны (паспорт 7321 471454) денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о компенсации морального вреда в большем размере отказать.

В удовлетворении исковых требований к администрации города Ульяновска отказать.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска за счет средств казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – г. Ульяновск» (ИНН 7326999380) расходы на проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 35 700 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.08.2024