Судебный акт
Оспаривание отказа в передаче зем участка в собственность без торгов
Документ от 13.08.2024, опубликован на сайте 28.08.2024 под номером 114135, 2-я гражданская, о признании постановления об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-001111-06

Судья Иренева М.А.                                                                     Дело № 33а-3408/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Буделеева В.Г.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Симцова Игоря Сергеевича  – Синева Павла Денисовича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 марта 2024 года по делу № 2а-700/2024, по которому постановлено:          

в удовлетворении административных исковых требований Симцова Игоря Сергеевича к администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «г.Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к принятию решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи земельного участка отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Симцова И.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Симцов И.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к принятию решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание «торговый павильон по продаже цветов», расположенный по адресу: ***. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования «для торгового павильона по продаже цветов».

14.02.2024 Симцов И.С. обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в собственность без проведения торгов, однако 19.02.2024 администрацией г.Димитровграда было вынесено решение об отказе в предоставлении названного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Отказ администрации г.Димитровграда мотивирован тем, что предоставление такого участка на праве собственности не допускается.

Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку данный земельный участок непосредственно предназначен для размещения на нем торгового павильона, в границах природоохранных зон не находится, не изъят из оборота. Кроме того, согласно письму администрации г.Димитровграда от 14.02.2024 испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Симцову И.С. в собственность, поскольку он находится у него в аренде.

Административный истец просил признать незаконным постановление администрации г.Димитровграда от 19.02.2024 №382, обязать администрацию г.Димитровграда принять решение о продаже земельного участка по адресу: ***, с кадастровым номером *** и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено муниципальное образование «г.Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Симцова И.С. – Синев П. Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Обращает внимание, что согласно выписке из ЕГРН, имеющейся в материалах дела, данный земельный участок не имеет никаких обременений. Судом не учтено, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12.09.2023 по делу №2-1916/2023 за административным истцом признано право собственности на торговый павильон, расположенный на спорном земельном участке. Не соглашается с выводом суда о том, что размещение капитального строения на спорном земельном участке не соответствует целям предоставления земельного участка на праве аренды, в связи с чем оспариваемое постановление администрации г. Димитровграда является законным.

В возражениях на апелляционную жалобу Комитет по управлению имуществом города Димитровграда просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 50+/-2 кв.м, расположенный по адресу: ***, вид разрешенного использования: для торгового павильона по продаже цветов в составе остановочного павильона (л.д.47).

Согласно договору на размещение нестационарного торгового объекта №*** от 12.10.2020, заключенного с М*** В.Д., с учетом дополнительного соглашения №*** от 09.11.2020,  Симцову И.С., предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 45 кв.м, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области: *** (л.д.37-38, 41).

Ранее М*** В.Д. обращался в администрацию г.Димитровграда с заявлением о согласовании эскизного проекта нестационарного торгового объекта (НТО). Эскизный проект НТО был согласован 31.08.2020 (л.д.63).

19.01.2024 Симцов И.С. зарегистрировал право собственности на нежилое здание – торговый павильон по продаже цветов с кадастровым номером *** площадью 45,1 кв.м, расположенный на вышеуказанном земельном участке (л.д.47, 49-50).

Право собственности Симцова И.С. на торговый павильон возникло на основании решения Димитровградского городского суда от 12.09.2023 по гражданскому делу №2-1916/2023 по иску Симцова И.С. к М*** В.Д., администрации г.Димитровграда Ульяновской области о признании права собственности на самовольное строение (л.д.76-77).

По делу №2-1916/2023  установлено, что 19.10.2020 между                                     ИП М*** В.Д. и Симцовым И.С. заключен договор купли-продажи торгового павильона по продаже цветов в составе остановочного павильона. Симцовым И.С. (без получения соответствующего разрешения) произведена реконструкция торгового павильона. Данное здание является объектом капитального строительства.

14.02.2024 Симцов И.С. обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположено здание, собственником которого он является (л.д.11).

Из акта обследования земельного участка от 15.02.2024 следует, что на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, находится нестационарный торговый объект, объект серого цвета (павильон с отдельным входом) не в комплексе с местом ожидания общественного транспорта (л.д.62).

Постановлением администрации г.Димитровграда от 19.02.2024 №382 Симцову И.С. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (л.д.9).

В ответе на заявление администрация г.Димитровграда указала, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** для торгового павильона по продаже цветов в составе остановочного павильона. На основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Димитровграда, утвержденной постановлением администрации г.Димитровграда от 29.06.2012 №2374, договор заключен на размещение нестационарного торгового объекта от 12.10.2020 №*** на срок до 23.07.2023. Согласно п.2.4.10 договора Симцов И.С. обязан своевременно демонтировать объект с установленного места его расположения и привести прилегающую к объекту территорию в первоначальное состояние в течение 90 календарных дней с момента окончания срока действия договора, а также в случае досрочного расторжения настоящего договора. В связи с этим администрация г.Димитровграда отказывает в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** площадью 50 кв.м, расположенного по адресу: *** в собственность без проведения торгов (л.д.10).

27.02.2024 в адрес Симцова И.С. направлено требование о приведении торгового объекта в соответствие с Типовым эскизным проектом НТО, согласованным администрацией г.Димитровграда от 31.08.2020 №***.

Будучи несогласным с отказом, Симцов И.С. обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что размещенное Симцовым И.С. на спорном земельном участке капитальное строение не соответствует целям предоставления земельного участка, следовательно, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

С такими выводами городского суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы об исключительном праве собственника строения на приобретение в собственность земельного участка, на котором оно расположено, судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Так, в соответствии с пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу п.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст.39.17 ЗК РФ.

По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю; в решении должны быть указаны все основания отказа (пп.3 п.5 ст.39.17 ЗК РФ).

Статьей 39.16 ЗК РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).

Согласно п.1.1 ст.39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со ст. 39.36 названного Кодекса.

Пунктом 1 ст.39.36 ЗК РФ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Статьей 10 указанного Федерального закона №381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч.1). Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 данной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того, ст.6 Закона №381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (части 1 и 2).

Из указанного следует, что действующее земельное законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону №381-ФЗ, в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках указанного закона должны быть определены условия и порядок размещения таких объектов.

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения и использование нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Нестационарный торговый объект - торговый павильон по продаже цветов в составе остановочного павильона по адресу: ***, включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Димитровграда Ульяновской области, утвержденную постановлением Администрации города Димитровграда от 29.06.2012 № 2374.

Согласно п.2.4.10 Договора на размещение НТО Симцов С.И. обязан своевременно демонтировать объект с установленного места его расположения и привести прилегающую к Объекту территорию в первоначальное состояние в течение 90 календарных дней с момента окончания срока действия Договора, а также в случае досрочного расторжения Договора.

В силу ст.40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В настоящее время административный ответчик направил в адрес             Симцова С.И. уведомление об одностороннем отказе от договора.

Поскольку данный земельный участок предназначен для размещения на нем нестационарного торгового павильона он не может быть предоставлен в собственность.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность, не исключает возможность предоставления его на праве аренды  в соответствии с целевым использованием.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11.06.2024 №29-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 6 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Ермака» Конституция Российской Федерации не гарантирует безусловного права на приобретение права собственности или аренды в отношении конкретных объектов (Определение от 28.01.2021 №138-О). Определение законодателем круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод в том случае, если обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима этих объектов, прежде всего их целевое назначение, исключают возможность их передачи в частную собственность (Постановление от 03.11.1998 №25-П). Право приватизации государственных и муниципальных земельных участков регламентируется с учетом особенностей объекта приватизации (определения от 25.02.2010 №198-О-О и от 24.12.2013 №2106-О). Законодатель, предоставив исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду собственникам зданий и сооружений, на них расположенных, руководствовался конституционно значимыми целями, включая как реализацию принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов с учетом особенностей этих объектов, так и защиту прав и законных интересов собственников зданий и сооружений (определения от 28.03.2017 №622-О, от 27.09.2018 №2346-О и от 28.01.2021                 138-О).

Как видно из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков не является абсолютным.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Симцова Игоря Сергеевича  – Синева Павла Денисовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  19.08.2024.