Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 30.07.2024, опубликован на сайте 19.08.2024 под номером 114090, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Денисова М.А.                                                             73RS0001-01-2024-000355-97

Дело №33-3421/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        30 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре Герасимове А.В., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 марта 2024 год по гражданскому делу №2-922/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, действующего в интересах Алеева Виктора Анатольевича удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Алеева Виктора Анатольевича, 16 июля 1969 года рождения (паспорт серия *** №***), техническим средством реабилитации: *** (1 шт.), в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** (карта № *** к акту освидетельствования № *** от 3 июля 2014 г.)

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Алеева Виктора Анатольевича, *** года рождения (паспорт серия *** № ***), компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Алеева В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что Алеев В.А., *** года рождения, является *** группы.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации *** (ИПРА) № ***  от 3 июля 2014 г. Алеев В.А. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации (далее - ТСР) – ***.

Данным ТСР  Алеев В.А. до настоящего времени не обеспечен, чем нарушаются его права.

В связи с этим прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить Алеева В.А. указанным ТСР  и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере  5000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ОСФР по Ульяновской области принимались меры по обеспечению Алеева В.А. необходимым ТСР,  однако он не был обеспечен ТСР по независящим от ОСФР по Ульяновской области обстоятельствам. 19 февраля 2024 г. ОСФР по Ульяновской области заключен контракт на поставку ТСР, в рамках которого Алееву В.А. будет выдано направление на получение ТСР. ОСФР по Ульяновской области полагает, что в данном случае отсутствуют правовые основания для компенсации морального вреда, поскольку не имеется безусловных доказательств, подтверждающих ухудшение состояния здоровья и нравственных страданий истца. Право на получение *** за счет средств федерального бюджета технического средства реабилитации носит имущественный характер. Возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав *** не предусмотрена.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Алеев В.А., *** года рождения, является ***.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации ****** (ИПРА) № ***  от 3 июля 2014 г. Алеев В.А. подлежит обеспечению ТСР – ***.

Ссылаясь на то, что Алеев В.А.  до настоящего времени не обеспечен указанным ТСР, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ОСФР по Ульяновской области  обязанности обеспечить Алеева В.А. вышеуказанным ТСР и взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***ности!%, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки ****** установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите ****** в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты *** в Российской Федерации, целью которой является обеспечение *** равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки ****** является реабилитация *** - система и процесс полного или частичного восстановления способностей *** к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите ****** в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите *** в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации ***, предусматривающее в том числе использование *** технических средств реабилитации.

Государство гарантирует *** проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых *** за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите ****** в Российской Федерации»).

К техническим средствам реабилитации ****** в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите ****** в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности ***. Техническими средствами реабилитации *** являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Во исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения ****** техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения ****** техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение ****** техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации ***, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения ****** техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение *** и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается *** (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства *** (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства *** (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ****** и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ****** (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) ***у (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ****** (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения ***а (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, по заявлению от 21 августа 2023 г. Алеев В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР ***.

Поскольку ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению *** вышеназванных ТСР, то выводы суда первой инстанции о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности обеспечить Алеева В.А. указанным ТСР являются законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОСФР по Ульяновской области принимались меры по обеспечению Алеева В.А. данным ТСР, не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения, поскольку Алеев В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении вышеназванной ****** и ему не может быть отказано в  ее предоставлении по мотиву отсутствия контрактов на поставку.

Сведений о получении Алеевым В.А. указанного ТСР в материалы дела не представлено.

Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу *** компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническими средствами реабилитации, также основано на нормах закона и является правильным.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь требованиями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением Алеева В.А. ТСР, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумных пределах - 5000 руб.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области об обратном, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку они (доводы) не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимых ТСР ответчик нарушил личные неимущественные права ***.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 марта 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 августа 2024 г.