Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 30.07.2024, опубликован на сайте 19.08.2024 под номером 114049, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д                                                

 

73RS0001-01-2024-003513-32                                                                                                                                                                                                                      

Судья Карпов А.С.                                                                             Дело № 33а-3720/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                       30 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.

судей Логинова Д.А., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 мая 2024 года по делу №2а-2718/2024, по которому постановлено:

административное исковое заявление ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска об установлении административного надзора в отношении Долотцева Александра Николаевича удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Долотцева Александра Николаевича сроком на 1 год.

Установить Долотцеву Александру Николаевичу на период административного надзора административные ограничения в виде:

запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, кроме случаев, связанных с работой;

запрета посещения заведений, в которых осуществляется продажа спиртного на розлив;

возложить на него обязанность являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., заключение прокурора Тимофеева М.С., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

установила:

 

Начальник ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Долотцева А.Н. административного надзора.

В обоснование иска указал, что приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.06.2014, вступившим в законную силу 13.08.2014, Долотцев А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, ему назначено наказание с применением ст.70, п.«б» ч.1 ст.71 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 10 лет 10 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10.03.2023 Долотцев А.Н. освобождён от отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.06.2014 условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 9 месяцев 15 дней. Постановлено возложить на Долотцева А.Н. на период оставшейся неотбытой части наказания обязанности: не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства; регулярно являться на регистрацию в дни, установленные уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства; не покидать место жительства в период времени с 23-00 до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой или учёбой.

28.03.2023 Долотцев А.Н. освобождён из мест лишения свободы условно-досрочно. В соответствии с п.«д» ч.3 ст.86 УК РФ судимость не погашена.

В течение одного календарного года Долотцев А.Н., имея не снятую и не погашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, совершил 2 административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а именно: 23.07.2023 и 29.02.2024 он совершил административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.20.20 КоАП РФ.

В связи с изложенным, административный истец просил установить административный надзор в отношении Долотцева А.Н. сроком на 1 год, возложив на него запрет на посещение заведений, в которых осуществляется продажа спиртного на розлив, запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, кроме случаев, связанных с работой, возложив на него обязанность являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование представления указывает, что в обжалуемом решении не указан срок, с которого надлежит установить административный надзор, а именно: после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.

Полагает, что в нарушение п.29 Постановления Пленума Верховного суда от 16.05.2017 №15, суд ограничил Долотцева А.Н. в своих правах на получение образования, а также медицинской помощи. 

В заседание суда апелляционной стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 КАС РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления,   судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федерального закона №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как установлено п.2 ч.3 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешая заявленные требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Долотцева А.Н. административного надзора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Долотцев А.Н. осужден приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.07.2014, вступившим в законную силу, по ч.4 ст.111 УК РФ, ему назначено наказание с применением ст.70, п.«б» ч.1 ст.71 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 10 лет 10 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбывания наказания 25.12.2024 (л.д.10-20).

Постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10.03.2023 Долотцев А.Н. освобождён от отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.06.2014 условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 9 месяцев 15 дней, при этом постановлено возложить на Долотцева А.Н. на период оставшейся неотбытой части наказания обязанности: не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства; регулярно являться на регистрацию в дни, установленные уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства; не покидать место жительства в период времени с 23-00 до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой или учёбой (л.д.21-22).

28.03.2023 Долотцев А.Н. освобождён из мест лишения свободы условно досрочно. В соответствии с п.«д» ч.3 ст.86 УК РФ судимость не погашена.

В течение одного календарного года Долотцев А.Н., имея не снятую и не погашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, совершил 2 административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, за что постановлениями от 24.07.2023 и 01.03.2024 он привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.20.20 КоАП РФ (л.д.27-29).

При решении вопроса об объеме и характере административных ограничений районный суд, правильно установив обстоятельства дела, дал обоснованную оценку представленным доказательствам и с учетом тяжести совершенного Долотцевым А.Н. преступления, имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания, определил перечень административных ограничений, подлежащих установлению.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям ст.4 Федерального закона №64-ФЗ.

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, согласуется с нормой ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых оно вводится.

При назначении срока административного надзора судом первой инстанции правильно учтены положения п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ, предусматривающие, что в отношении лиц, указанных в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Как следует из мотивировочной части решения суда, при установлении административного надзора были также учтены положения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ, согласно которым срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п.2 ч.3 ст.3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Вместе с тем, при вынесении решения суд не учел разъяснения, содержащиеся в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» согласно которым лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с ч.2 ст.79 УК РФ.

Как следует из постановления Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10.03.2023, Долотцев А.Н. освобождён от отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.06.2014 условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 9 месяцев 15 дней. Постановлено возложить на Долотцева А.Н. на период оставшейся неотбытой части наказания обязанности: не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства; регулярно являться на регистрацию в дни, установленные уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства; не покидать место жительства в период времени с 23-00 до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой или учёбой (л.д.22). При этом из указанного постановления следует, что Долотцев А.Н. должен был отбывать наказание в виде лишения свободы в период с 19.06.2014 по 25.12.2024.

С учетом изложенного решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22.05.2024 подлежит изменению путем указания на исчисление срока административного надзора со дня истечения срока исполнения обязанностей, возложенных на Долотцева А.Н. при условно-досрочном освобождении постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10.03.2023.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в  абз.3 п.29 Постановления Пленума от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, при установлении административных ограничений следует исходить из того, что они должны отвечать целям и задачам административного надзора, а именно для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Федерального закона от №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Учитывая изложенное, административное ограничение в виде запрета на пребывание вне места жительства в ночное время суток не должно препятствовать возможности получить медицинскую помощь.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить установленное в отношении Долотцева А.Н. административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут путем исключения периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи.

Оснований для отмены установленных видов ограничений в полном объеме судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 мая 2024 года изменить, указав на исчисление срока административного надзора со дня истечения срока исполнения обязанностей, возложенных на Долотцева Александра Николаевича при условно-досрочном освобождении постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10 марта 2023 года, а также изменить в части установления запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, кроме случаев, связанных с работой, указав также на исключение случаев, связанных с оказанием медицинской помощи.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска -  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме             12.08.2024.