У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2024-002803-63
Судья Чугунов П.В.
Дело № 33а-3586/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
16 июля
2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Логинова Д.А., Жаднова Ю.М.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Медведева Игоря Ильича на решение Заволжского районного суда города
Ульяновска от 7 мая 2024 года по делу № 2а-1580/2024, по которому постановлено:
административное исковое заявление ФКУ
«Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области» об установлении
административного надзора в отношении Медведева Игоря Ильича удовлетворить
частично.
Установить
административный надзор в отношении Медведева И.И. сроком на
3 года.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Медведева И.И. на учет в органе внутренних дел
по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после
освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, назначенного
приговором Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской
Республики от 27.02.2012.
При административном надзоре в отношении Медведева И.И.
установить административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого помещения или иного
помещения, являющегося его местом жительства (пребывания) на территории
Российской Федерации, в период с 22 часов до 06 часов, за исключением фактов
обращения за медицинской помощью и периодов, связанных с осуществлением
трудовой деятельности;
- запретить выезжать за пределы территории Чувашской Республики, за исключением
периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности;
- запрет на посещение мест общественного питания, в которых
осуществляется продажа спиртных напитков на розлив;
- два раза в месяц являться в органы внутренних дел по
месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной
части в удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения
Медведева И.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение
прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным
исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении
осужденного Медведева И.И.
В обоснование требований указало, что приговором
Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27.02.2012,
вступившим в законную силу, Медведев И.И. осужден по ч.1 ст.105, п.«а» ч.3 ст.158, ч.3 ст.69 УК РФ к
наказанию в виде лишения свободы на срок 13 лет с отбыванием в исправительной
колонии строгого режима. Начало срока наказания - 23.09.2011,
конец срока наказания - 22.09.2024.
С 17.01.2022 Медведев И.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по
Ульяновской области. Ранее отбывал наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по
Кировской области, где зарекомендовал себя с отрицательной стороны:
неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за
что 13 раз подвергался дисциплинарным взысканиям, вплоть до неоднократного
водворения в ШИЗО. Постановлением от 20.10.2021 был признан злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В настоящий момент не трудоустроен. Установленный в учреждении
распорядок дня соблюдает. Имеет среднее специальное образование. Принимает
участие в работах по благоустройству территории исправительного учреждения. За
время отбывания наказания окончил ФКП ОУ №126, где получил квалификацию слесарь
по ремонту автомобилей и диплом о среднем профессиональном образовании по
квалификации оператор швейного оборудования.
С учетом изложенного, на основании ч.1 ст.3 Федерального закона от
06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ) ФКУ
ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области просило установить в отношении Медведева
И.И. административный надзор сроком на 3 года с установлением следующих
ограничений: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения,
являющегося местом жительства (пребывания) на территории РФ, в период с 22
часов до 06 часов; запретить выезжать за пределы территории муниципального
образования субъекта Российской Федерации, избранного местом жительства
(пребывания), за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой
деятельности, а также в случае перемены места жительства на другой субъект
Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской
Федерации по избранному месту жительства; запрет на посещение мест
общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на
розлив; четыре раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту
жительства (пребывания) на территории РФ для регистрации. Установить
вышеперечисленные административные ограничения сроком на 3 года.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Медведев
И.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и
необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что он был признан злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания во время нахождения его
на облегченном режиме в колонии-поселении. После возвращения из
колонии-поселения в ФКУ ИК-9 УФСИН по Ульяновской области отбывал наказание в
обычных условиях, 7 раз поощрялся, 2 раза в отношении него направлялись
ходатайства об условно-досрочном освобождении и на ограничение свободы.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившегося лица согласно ст.150,
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор
устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3
названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания
на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты
государственных и общественных интересов.
В силу ч.1 ст.3 Федерального
закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии
оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении
совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения
свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1)
тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве
преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4)
двух и более преступлений, предусмотренных частью первой
статьи 228, статьей 228.3,
частью первой
статьи 231, частью первой
статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как
установлено п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ, если лицо, указанное в части 1
настоящей статьи, в период отбывания наказания в местах лишения свободы
признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания,
то в отношении него устанавливается административный надзор.
Разрешая заявленные
требования, районный суд правильно применил нормы материального права,
регулирующие рассматриваемые правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к
выводу о наличии оснований для установления в отношении Медведева И.И. административного
надзора.
Судебная
коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его
неправильным не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Медведев И.И.
осужден приговором Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики
от 27.02.2012 по ч.1 ст.105, п.«а» ч.3 ст.158, ч.3 ст.69 УК РФ к наказанию в
виде лишения свободы на срок 13 лет с отбыванием в исправительной колонии
строгого режима (л.д.7-11). Конец срока отбывания наказания 22.09.2024.
Постановлением начальника
учреждения ФКУ ИК-29 УФСИН России по Кировской области от 20.10.2021 Медведев
И.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания
(л.д.25).
При назначении срока
административного надзора судом первой инстанции правильно учтены положения п.1
ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ, предусматривающие, что в отношении лиц,
указанных в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, административный надзор
устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока,
установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При решении вопроса об объеме и
характере административных ограничений районный суд, правильно установив
обстоятельства дела, дал обоснованную оценку представленным доказательствам и с
учетом тяжести совершенных Медведев И.И. преступлений, имеющихся сведений,
характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания
наказания, определил перечень административных ограничений, подлежащих
установлению.
Выводы суда в этой части
соответствуют положениям ст.4 Федерального закона №64-ФЗ, разъяснениям, данным
в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017
№15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как следует из материалов дела, Медведев
И.И. имеет 33 поощрения, при этом
неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, 13
раз подвергался различным видам дисциплинарных взысканий, в том числе
неоднократно помещался в ШИЗО (л.д.6).
В соответствии с п.1, п.3 ч.1
ст.4 Федерального закона №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут быть
установлены административные ограничения в виде запрещения пребывания в
определенных местах и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения,
являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в
определенное время суток.
Согласно п.4, п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ
административными ограничениями, которые могут устанавливаться в отношении
поднадзорного лица, являются запрещение выезда за установленные судом пределы
территории и обязательная явка от одного
до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания
или фактического нахождения для регистрации.
Установление административного надзора для предупреждения
совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц,
освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, согласуется с нормой
ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и
свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и
является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых оно
вводится.
Оснований для исключения каких-либо административных
ограничений, установленных в отношении Медведева И.И., судебная коллегия не
усматривает, полагает, что установленный судом административный надзор
обеспечит профилактическое воздействие на административного ответчика, будет
способствовать предупреждению совершения противоправных действий.
Судебная коллегия полагает, что судом правомерно, в целях
устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также
оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения
совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлены
ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по
месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации.
Количество явок в месяц установлено судом в пределах
Федерального закона №64-ФЗ, с учетом характеристики личности Медведева И.И.,
степени общественной опасности совершенных им преступлений и направлено на
обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях защиты
государственных и общественных интересов.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения
количества обязательных явок в орган внутренних дел не имеется.
При этом судебная коллегия
обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9 Федерального закона №64-ФЗ, суд в
течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних
дел или поднадзорного лица, либо его представителя с учетом сведений,
характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им
административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей
и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить
административные ограничения, а также по истечении не менее половины
установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить
административный надзор.
Таким образом, Медведев И.И. не
лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о
частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении
административного надзора.
Доводы, изложенные в
апелляционной жалобе Медведева И.И., о том, что судом не было учтено, что он
неоднократно поощрялся и соблюдал режим содержания, не могут являться
основанием для изменения судебного решения.
Как следует из мотивировочной
части решения судьи районного суда, при
определении количества явок в месяц для регистрации в органы внутренних
дел по месту жительства, судья учел обстоятельства дела и определил Медведеву
И.И. дважды в месяц являться для регистрации, при этом в административном иске
были заявлены требования об установлении четырех явок в месяц.
Кроме
того, постановление начальника
учреждения ФКУ ИК-29 УФСИН России по Кировской области от 20.10.2021 о признании Медведева И.И. злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания в установленном законом
порядке не обжаловалось и не отменено.
Как
следует из справки о поощрениях и взысканиях осужденного Медведева И.И., за
период отбывания наказания у него имеется не только 33 поощрения, но и 13
взысканий (л.д.6).
При данных
обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для снижения срока
административного надзора, либо для изменения установленных ограничений.
Иные
доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не
опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
Принятое
по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке
представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и
процессуального права, регулирующих данные правоотношения, и отмене не
подлежит.
На
основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 7 мая
2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведева Игоря Ильича - без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 23.07.2024.