У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2023-007943-15
Судья Сизов И.А. Дело №33а-3632/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 августа 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.
при секретаре Юшиной
В.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу врио судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного)
управлению Федеральной службы судебных приставов Абакумовой Екатерины
Анатольевны на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 марта 2024 года по делу №2а-871/2024,
которым постановлено:
административные
исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области -удовлетворить.
Освободить
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области от исполнительского сбора по постановлению от 06.12.2023 по
исполнительному производству №***.
Заслушав доклад председательствующего
судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее ОСФР по Ульяновской области) обратилось в суд к судебному
приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП
России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. с административным исковым
заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивированы
тем, что ОСФР по Ульяновской области является должником по исполнительному
производству от 27.11.2023 №***, возбужденному судебным
приставом-исполнителем Абакумовой Е.А. на основании исполнительного листа серии
ФС №***, выданного на основании решения Ленинского районного суда г. Ульяновска
по делу №2-2525/2023 об обязании Отделения обеспечить Тарасюка К.С. ***.
Решение суда
вступило в законную силу 29.08.2023.
На основании
заявления от 31.05.2022 Тарасюк К.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в
обеспечении ***
Во исполнение
судебного акта Отделением исполнено требование по обеспечению Тарасюка К.С. ***.
В настоящее время
Отделением принимаются необходимые меры к закупке TCP, а именно обеспечения ***
данными TCP. Отделением размещались в ЕИС запросы ценовой формации: №0368100015022000399
от 16.09.2022, №0368100015022000488 от 29.09.2022, 0368100015022000842 от
28.12.2022, №0368100015023000274 от 07.06.2023, 0368100015023000307 от
22.06.2023, 0268100000123000338 от 03.07.2023 (поступило 1 ЦП).
Поскольку НМЦК,
сформированная на основе поступивших ценовых предложений, значительно превышает
стоимость аналогичного TCP по последнему исполненному Отделением
разместить конкурентную процедуру не представилось возможным.
По причине
отсутствия у Отделения действующего государственного контракта сформировать
направление на выдачу ТСР не представилось возможным. Судебный акт и
исполнительные документы Отделением исполнены частично.
Данные сведения
были направлены в адрес судебного пристава-исполнителя вместе с заявлением о
продлении срока исполнения исполнительного производства.
Однако 06.12.2023
МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесло постановление о
взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству
неимущественного характера в размере 50 000 руб.
ОСФР по
Ульяновской области с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского
сбора не согласно, поскольку данный документ является мерой юридической
ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение
требований исполнительного документа.
Отделением в
сроки, установленные исполнительными документами, приняты меры в рамках Закона
№ 181-ФЗ, Закона №44-ФЗ и других нормативно-правовых актов необходимые и
достаточные меры, как следствие, исполнения исполнительного документа и
судебного акта, что свидетельствует об отсутствии вины.
Однако судебным
приставом-исполнителем не дана надлежащая оценка обстоятельствам, по которым
Отделению не удалось заключить госконтракты на обеспечение инвалидов
соответствующими видами технических средств.
В случае взыскания
с регионального отделения исполнительского сбора в размере 50 000 руб.,
указанная сумма будет произведена из бюджетных средств, выделенных ОСФР на
обеспечение инвалидов ТСР, что повлечет в дальнейшем ущемление прав получателей
ТСР (инвалидов) при размещении заказов на официальном сайте на поставку и
изготовление ТСР, что выразится в сокращении бюджетных средств, выделенных
региональному отделению на обеспечение ТСР инвалидов, которые носят строго
целевой характер.
Просило освободить
ОСФР по Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора, установленного
постановлением от 06.12.2023 о взыскании исполнительного сбора по
исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб.
К участию в деле в
качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по Ульяновской
области, Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных
приставов России, в качестве заинтересованного лица – Тарасюк К.С.
МОСП по исполнению
особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области
реорганизовано и с 01.11.2023 является Специализированным отделением судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специального)
управления Федеральной службы судебных приставов России (СОСП по Ульяновской
области ГМУ ФССП России).
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе врио судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России Абакумова Е.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, в
удовлетворении административных исковых требований отказать.
Полагает, что
исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно
осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был
обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
При объективной (в
случае ее наличия) невозможности исполнить решение суда должник по
исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством
об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по
исполнительному листу и использовать иные правовые способы.
Отсутствие у
должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решения суда не
может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского
сбора.
В сложившейся
ситуации ОСФР по Ульяновской области в рамках правовых мер, предусмотренных
законом, не проявило ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника
в целях надлежащего исполнения требования исполнительного документа.
В возражениях на
апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить
без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в
связи со следующим.
Условия и порядок принудительного исполнения
судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный
закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с
ч.ч.11 и 12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном
производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных
приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении
исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения
должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает
должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока
для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и
расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и
116 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.112
Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в
случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для
добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае
неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению,
в течение суток с момента получения копии постановления судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор
устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного
в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному
приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным
вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при
данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о
взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть
2).
В случае
неисполнения исполнительного документа неимущественного характера
исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере
пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В силу правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении
от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного
характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную
дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,
возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного
производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за
неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания
исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака
противоправности в поведении должника.
В соответствии с
разъяснениями, изложенными в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства
при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного
производства» по смыслу ч.1 ст.112
Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при
применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную
дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,
возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного
производства.
Согласно ч.7 ст.112
Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд
вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного
документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств
отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить
его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в
соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных
Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за
нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания
исполнительского сбора.
Как установлено
судом, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска по делу №2-2525/2023 от
23.05.2023 на ОСФР по Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Тарасюка
Кирилла Сергеевича ***. Решение суда вступило в законную силу 29.08.2023.
27.11.2023 в
отношении ОСФР по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №***,
должнику установлен пятидневный срок для исполнения решения.
06.12.2023
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000
руб. и установлении нового срока исполнения.
Принимая решение об
удовлетворении требований административного истца, суд пришел к выводу о том,
что по делу не нашел подтверждение факт виновного неисполнения должником в
установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного
документа.
Судебная коллегия
соглашается с таким выводом суда.
Судом обоснованно принято
во внимание, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской
Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими
средствами и изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими
изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240,
осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований,
предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами,
включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке
из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в
отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих
наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций
исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Бюджет СФР согласно
ч.1 ст.10 Федерального закона от 14.07.2022 №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и
социального страхования Российской Федерации» относится к бюджетам бюджетной
системы Российской Федерации. Средства бюджетного Фонда являются собственностью
Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов, изъятию не подлежат.
Учитывая временные
затраты на целевое финансирование, необходимость соблюдения требований и
процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд», суд пришел к правильному выводу о
наличии у должника препятствий для исполнения требований исполнительного
документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
В отсутствие со
стороны должника виновного неисполнения требований исполнительного документа у
суда имелись основания для принятия решения об освобождении ОСФР по Ульяновской
области от взыскания исполнительского сбора.
Доводы апелляционной
жалобы об обратном являются несостоятельными и опровергаются установленными
судом обстоятельствами.
Принятое по делу
решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие
значение для дела, надлежаще применены нормы материального и процессуального
права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих
безусловную отмену решения, не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 7 марта 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу врио судебного пристава –
исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального (специализированного) управлению Федеральной
службы судебных приставов Абакумовой Екатерины Анатольевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 14.08.2024.