Судебный акт
По делу по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ
Документ от 18.07.2024, опубликован на сайте 15.08.2024 под номером 114018, Админ. 2 пересмотр, ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ефремов И.Г.                                                            Дело № 7-240/2024

73RS0001-01-2024-003600-62

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        18 июля 2024 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Ф*** О*** Н*** на решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 июня 2024 года (дело №12-342/2024),

 

установил:

 

постановлением заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору от 03.05.2024 муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Крестовогородищенское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (далее – МУ администрации МО «Крестовогородищенское сельское поселение») назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07.06.2024 указанное постановление изменено, наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, заместитель начальника государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Ф*** О.Н. не соглашается с вынесенным решением судьи, просит его отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. 

В обоснование жалобы указывает, что выводы судьи основаны на неверном толковании постановления и основаны на подмене понятий «угроза жизни и здоровью» и «угроза возникновения пожара».

Отмечает,  что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, по своему содержанию связаны с отсутствием достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения в с.Крестово-Городище и следовательно, по своему характеру могут повлечь негативные последствия в случае возникновения пожара.

Допущенные нарушения могут непосредственно повлиять на организацию пожаротушения, что в свою очередь может повлечь дальнейшее развитие и распространение пожара, сделать невозможным тушение пожара на начальной стадии, тем самым создать препятствия при вынужденной эвакуации из помещений, то есть непосредственно создают угрозу жизни и здоровью людей в случае возможного возникновения пожара.

Считает, что назначение наказания в виде предупреждения невозможно, поскольку допущенные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в результате возможного возникновения пожара.

Ссылается на то, что доказательств невозможности исполнения МУ администрации МО «Крестовогородищенское сельское поселение» требований пожарной безопасности в силу каких-либо чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Полагает, что совершенное МУ администрацией МО «Крестовогородищенское сельское поселение» деяние не соответствует обстоятельствам, указанным в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, а также в ст.2.9 КоАП РФ.

Подробно позиция заместителя начальника государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Ф*** О.Н. Д.Е. изложена в жалобе и поддержана в судебном заседании.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав законного представителя МУ администрации МО «Крестовогородищенское сельское поселение» Сидоркина И.П., полагавшего решение суда законным, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки 23.04.2024 УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области установлено, что администрацией МО «Крестовогородищенское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, в нарушение требований ст.62, ст.68 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, п.8.9, п.10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 30.03.2020 №225, допущены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что ею для целей пожаротушения не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения в с. Крестово-Городище: расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до крайнего дома по пер.Южный составляет 530 м, по пер.Полевой - 350 м, по ул.Степная - 320 м, при этом расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами, а также гидрантами для обеспечения пожаротушения любого обслуживаемого данной сетью (резервуарами или искусственными водоемами) здания должно составлять не более 200 м.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору от 03.05.2024 МУ администрации МО «Крестовогородищенское сельское поселение» было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере          150 000 рублей по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу на указанное постановление, судья районного суда изменил его в части назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Полагаю, что указанные выводы сделаны преждевременно, без исследования всех обстоятельств дела.

В силу требований ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как установлено ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в его совершении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Как установлено ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из решения судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07.06.2024, изменяя постановление и заменяя ранее назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, судья не согласился с выводами должностного лица о том, что выявленные нарушения могут повлечь за собой последствия в результате возникновения пожаров в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба имущества, при этом указал, что вменяемые администрации нарушения нормативного расстояния от источников водоснабжения, обеспечивающих пожаротушение, до обслуживаемого здания, не могут служить причиной возникновения пожара, а лишь могут повлиять на его тушение, в связи с чем прямая причинно-следственная связь между возможностью возникновения пожара и вменяемыми нарушениями, отсутствует.

Вместе с тем, объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Нарушения пожарной безопасности непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, эксплуатация объектов с нарушением указанных требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.

При вынесении решения судьей районного суда не был надлежащим образом исследован вопрос о том, могут ли вмененные нарушения, связанные с отсутствием достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения в с.Крестово-Городище, повлечь негативные последствия в случае возникновения пожара и повлиять на организацию пожаротушения, а также повлечь дальнейшее развитие и распространение пожара, в том числе при возникновении угрозы жизни и здоровью людей.

Кроме того, ранее постановлением мирового судьи судебного участка №2 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 27.10.2023 МУ администрации МО «Крестовогородищенское сельское поселение» привлекалось к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение в срок  законного предписания надзорного органа об устранении, в том числе нарушений требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что ею для целей пожаротушения не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения в с.Крестово-Городище: расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до крайнего дома по пер.Южный составляет 530 м, по пер.Полевой - 350 м, по ул.Степная - 320 м, при этом расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами, а также гидрантами для обеспечения пожаротушения любого обслуживаемого данной сетью (резервуарами или искусственными водоемами) здания должно составлять не более 200 м.

Однако, в указанной части обстоятельства дела судьей районного суда также не исследовались и не оценивались, в том числе с учетом положений ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении жалобы судья обстоятельства дела в полном объеме не исследовал, в связи с чем требования ст.24.1 ст.26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

При данных обстоятельствах, учитывая, что срок давности административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, по данному делу не истек, на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

Решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 июня 2024 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)

 

Судья                                                                                         Д.А. Логинов