У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0009-02-2024-000022-40
Судья Мартышев П.В. Дело № 33а-3425/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 30 июля 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Куликова Вячеслава Анатольевича на решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 16 апреля 2024 года по делу № 2а-2-39/2024, по которому постановлено:
административные исковые требования Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Куликову Вячеславу
Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать
с Куликова Вячеслава Анатольевича, ИНН ***, проживающего по адресу: ***, в
пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
задолженность по страховым взносам и пени в общем размере 191 170 (сто
девяносто одна тысяча сто семьдесят) рублей 21 (двадцать одна) копейка, из которых: страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование – 121 337 (сто двадцать одна
тысяча триста тридцать семь) рублей 54 (пятьдесят четыре) копейки за 2019,
2020, 2021, 2022 годы, страховые взносы на обязательное медицинское страхование
– 31 426 (тридцать одна тысяча четыреста двадцать шесть) рублей за 2019, 2020,
2021, 2022 годы, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское
страхование – 2341 (две тысячи триста сорок один) рубль 39 (тридцать девять)
копеек за 2023 год, пени за период с 01.01.2020 по 11.10.2023 –
36 065 (тридцать шесть тысяч шестьдесят пять) рублей 28 (двадцать восемь)
копеек.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
(УФНС по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Куликову
В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование требований указано, что Куликов В.А. состоит
на учете в качестве налогоплательщика и должен уплачивать установленные налоги.
В период с 02.12.2015 по 19.01.2023 Куликов В.А. являлся
арбитражным управляющим.
По данным информационного ресурса УФНС России по
Ульяновской области у него имеется отрицательное сальдо по единому налоговому
счету (ЕНС) в сумме 291 747,86 руб., из которых: страховые взносы – 215 479,93
руб., налог на имущество – 399,00 руб., транспортный налог – 3210,00 руб.,
земельный налог – 36,00 руб., пени – 72 622,93 руб.
30.05.2023 административным ответчиком внесена сумма 27 691,10
руб. и 29.11.2023 сумма 3645 руб., которые, как поступившие в виде единого
налогового платежа (ЕНП), согласно ст.45 НК РФ автоматически были распределены
по имеющейся задолженности. Суммы были учтены в счет задолженности по НДФЛ,
взносов на ОМС и ОПС, поэтому у ответчика имеется задолженность по страховым
взносам и пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой налогов.
В связи с неуплатой страховых взносов и пени Куликову В.А.
выставлено требование об уплате задолженности от 27.06.2023 № 8969, в котором
сообщалось о наличии задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки,
пени, однако до настоящего времени оплата в срок, указанный в требовании, не
произведена.
Административный истец просил взыскать с Куликова В.А. задолженность
по страховым взносам и пени в размере 191 170,21 руб., в том числе:
задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в
сумме 121 337,54 руб. за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, задолженность по
страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 31 426 руб.,
за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, задолженность по страховым взносам на
обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 2341,39
руб. за 2023 год, пени – 36 065,28
руб. за период с 01.01.2020 по 11.10.2023.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Куликов В.А. не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об
отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование
жалобы указывает на несоблюдение налоговым органом порядка и сроков взыскания
недоимки, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых
требований не имелось. Полагает, что судом неправомерно применены нормы
налогового законодательства о порядке взыскания задолженности по страховым
взносам и пени за период с 2019 по 2023 год на основании отрицательного сальдо,
выставленного налоговым органом, поскольку такой порядок введен с 01.01.2023.
До указанного времени налоговый орган не предпринимал каких-либо действий по
взысканию задолженностей. Обращает внимание, что у налогового органа не было
возражений относительно того, что меры принудительного взыскания в отношении
оспариваемой задолженности по страховым взносам в порядке ч.1,2 ст.48
Налогового кодекса РФ не применялись. Считает, что сроки обращения налогового
органа в суд за взысканием задолженности истекли, в связи с чем направление
налоговым органом требования № 8969 от 27.06.2023 является неправомерным. Также
административным истцом был пропущен трехмесячный срок по направления
требования, установленный ст.70 Налогового кодекса РФ, поскольку требование
было направлено Куликову В.А. 27.06.2023.
В
возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное
исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано
в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об
уплате обязательных платежей и санкций ( ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Согласно пп. 2 п.1
ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, индивидуальные
предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной
практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица,
занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке
частной практикой.
В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в
подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы
на: обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское
страхование.
Согласно ч.1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых
взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в
подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими
самостоятельно в соответствии со статьей 430
настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Размеры страховых взносов установлены ст.430 НК РФ.
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 года «О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской
Федерации» внесены изменения в положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового
счёта с 01.01.2023.
В соответствии с п.2
ст.11.3 Налогового Кодекса Российской
Федерации, Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств,
перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый счёт ведётся в отношении каждого
физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Единым налоговым платежом признаются денежные средства,
перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых
взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской
Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения
совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика
страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).
В соответствии с п.8 ст.45 Налогового
Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на едином
налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с
соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы
физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог
на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его
перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым
взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги,
авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения
обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо
ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения
совокупной обязанности.
Согласно п.3 ст.48 НК
РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля
года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено
обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения
обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано
такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления
задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме
более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января
которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим
пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января
которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма
задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не
превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января
которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый
орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по
требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке,
образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с
настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Куликов
В.А. состоял в саморегулируемой организации арбитражных управляющих Союз
Арбитражных управляющих «Авангард» с 17.11.2015 по 27.12.2022, о чем в реестр
02.12.2015 и 19.01.2023 внесены соответствующие записи (л.д.65, 75).
05.05.2023 в УФНС России в электронной форме через
электронный сервис Системы межведомственного электронного взаимодействия
Росреестром предоставлены вышеуказанные сведения о периоде нахождения Куликова
В.А. в статусе арбитражного управляющего (л.д.70-71).
Арбитражный
управляющий как лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, занимаясь
частной практикой, и приравненное законодательством Российской Федерации о
страховых взносах к индивидуальным предпринимателям, обязан исчислять и
уплачивать страховые взносы за себя в установленном порядке.
Исходя из положений ст.432 НК РФ
Куликову В.А. за период с 01.01.2017 по 19.01.2023 исчислены страховые взносы
ОПС и ОМС, с учетом частичной оплаты задолженность по которым составляет: за
2019 г.: в ПФР – 21 095,54 руб., в ФФОМС – 5808,00 руб.; за 2020 г.: в ПФР – 33
349,00 руб., в ФФОМС – 8426,00 руб.; за 2021 г.: в
ПФР – 32 448,00 руб., в ФФОМС – 8426,00 руб.; за 2022 г.: в ПФР – 34 445,00 руб., в
ФФОМС – 8766,00 руб.; за 2023 г. – задолженность по взносам ОПС и ОМС – 2341,39
руб.
Куликов В.А. в установленный законом срок не исполнил
обязанность по уплате страховых взносов, в связи с чем в соответствии со ст.75
НК РФ ему начислены пени в размере 36 065,28 руб..
30.05.2023 Куликовым В.А.
произведена оплата задолженности в размере 27 691,10 руб., 29.11.2023 - в размере
3645,00 руб.
Поступившие денежные средства на
основании ст.45 НК РФ были автоматически учтены в счет задолженности: НДФЛ в
сумме 15 205,00 за 2022 г., страховых взносов на ОПС в сумме 15 055,10 руб. за
2019 г., страховых взносов на ОМС в сумме 1076,00 руб. за 2019 г. (л.д.66-69).
Налоговым органом ответчику выставлено требование №8969 от
27.06.2023 об уплате задолженности по недоимке, в том числе по страховым
взносам) в размере 156 180,93 коп., пени в размере 30 988,57 руб.,
предусматривающее срок добровольного погашения задолженности до 26.07.2023.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании
задолженности по налогам и сборам налоговый орган обратился 26.10.2023.
В течение шестимесячного срока со дня вынесения
определения об отмене судебного приказа 25.01.2024 административный истец
обратился с иском в суд.
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел
к обоснованному выводу об удовлетворении требований налогового органа.
С
выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
В целях
постановки на учет (снятия с учета) арбитражных управляющих налоговые органы
используют данные, представленные Росреестром.
Учетные
действия в отношении Куликова В.А. осуществлены УФНС России по Ульяновской области на основании сведений, предоставленных 05.05.2023 Росреестром, в электронной форме через
электронный сервис Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), согласно которым Куликов
В.А. являлся арбитражным управляющим с 02.12.2015 по 19.01.2023.
Являясь арбитражным управляющим, Куликов
В.А. знал, что необходимо уплачивать страховые взносы, но в установленные сроки
исчисленные страховые взносы не уплатил, что привело к начислению пени и
обращению налогового органа в суд в целях
принудительного взыскания задолженности.
Начисления страховых взносов за указанные выше
периоды производились
административным истцом, соответственно, после
05.05.2023.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным
истцом срока для обращения в суд за взысканием транспортного налога за 2021 год
судебной коллегией отклоняется, поскольку задолженность по транспортному налогу
не являлась предметом иска по настоящему делу.
Согласно п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате
задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора,
плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня
формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если
иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Отрицательное сальдо Куликова В.А. сформировалось
после 05.05.2023, поскольку начисления по страховым взносам производились только после
представления сведений из Росеестра.
При этом в силу п.1 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 №500 «О мерах
по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов, установленных налоговым кодексом российской
федерации, в 2023 году» предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные
сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о
взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
Поскольку требование №8969 об уплате задолженности по налогам страховым взносам и
пени было выставлено 27.06.2023, направлено 29.06.2023 налогоплательщику
посредством
личного кабинета, получено им 30.06.2023, то сроки направления требования об уплате задолженности налоговым
органом соблюдены.
Кроме того, установленный ст.70 НК РФ срок для направления
требования не является пресекательным. Если на момент направления требования не
утрачена возможность взыскания, то признать требование незаконным по основанию
нарушения срока его направления нельзя.
Налоговый орган обратился в районный суд с
административным исковым заявлением от 12.01.2024 №33-18/5107, то есть в соблюдением установленного п. 4 ст.
48 НК РФ срока.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение является
правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для его отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 16
апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликова
Вячеслава Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 12.08.2024.