Судебный акт
Обеспечение техническим средством реабилитации
Документ от 13.08.2024, опубликован на сайте 15.08.2024 под номером 114011, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, о взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2024-002093-24

Судья Кузнецова О.В.                                                                          Дело № 33-3728/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Холодилиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2015/2024                  по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение                                       Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2024 года,                            по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Лутошина Степана Фёдоровича удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Лутошина Степана Федоровича техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 30.05.2018 № ***: ***.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Лутошина Степана Федоровича компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах                         Лутошина С.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите ******, в ходе которой установлено нарушение прав *** Лутошина С.Ф. на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ***                                         № ****** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от 30.05.2018 № *** Лутошин С.Ф. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации – ***. До настоящего времени Лутошин С.Ф. указанным техническим средством реабилитации не обеспечен. Бездействие ответчика, выразившееся в ущемлении прав *** на бесплатное обеспечение необходимым техническим средством реабилитации на протяжении длительного времени, причиняет Лутошину С.Ф. моральные страдания.

Истец просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить  Лутошина С.Ф. техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ****** № ***, взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Лутошина С.Ф. компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Геронтологический центр «Забота» в г. Ульяновске.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что обеспечение ****** техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации. По заявлению от 24.11.2023 Лутошин С.Ф. состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении креслом-коляской с электроприводом, однако был снят с учета по причине поступления заявления на обеспечение указанным видом технического средства реабилитации по электронному сертификату. По заявлению от 28.02.2024 Лутошин С.Ф. обеспечен необходимым техническим средством реабилитации путем электронного сертификата. Техническое средство реабилитации приобретено Лутошиным С.Ф. 12.03.2024, то есть до даты подачи искового заявления в суд. Полагает взыскание морального вреда необоснованным, поскольку ОСФР по Ульяновской области не нарушены сроки обеспечения ****** необходимым ему техническим средством реабилитации.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу в суд апелляционной инстанции поступил письменный отказ исполняющего обязанности прокурора Заволжского района г. Ульяновска, Лутошина С.Ф. от исковых требований к ОСФР по Ульяновской области в части возложения обязанности по обеспечению                     Лутошина С.Ф. техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 30.05.2018 № ***.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу абзаца 4 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от заявления и отказ принят судом.

Согласно части 1 статьи 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.

С учетом обеспечения ****** техническим средством реабилитации до принятия решения суда отказ от иска в данной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.     

Последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от иска в указанной части, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу известны и понятны.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным принять отказ исполняющего обязанности прокурора Заволжского района г. Ульяновска, Лутошина С.Ф. от исковых требований к ОСФР по Ульяновской области в части возложения обязанности по обеспечению Лутошина С.Ф. техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 30.05.2018 № ***.

Решение суда в данной части подлежит отмене, производство по делу в указанной части – прекращению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ******, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты ****** в Российской Федерации, целью которой является обеспечение ****** равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ****** Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки ****** является реабилитация ****** – система и процесс полного или частичного восстановления способностей ****** к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности  (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ****** Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации ******, предусматривающее в том числе использование ****** технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                                «О социальной защите ****** в Российской Федерации» государство гарантирует ****** проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ****** за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ******, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации ****** является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ****** реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ******, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации *** является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995               № 181-ФЗ «О социальной защите ****** в Российской Федерации»). 

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                 «О социальной защите ****** в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации ****** относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности ******.

Решение об обеспечении ****** техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний                       (часть 3).

Технические средства реабилитации предоставляются ****** по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005                    № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых *** (Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***), в который включены технические средства реабилитации, необходимые истцу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения *** техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ****** (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) *** (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства ****** (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ****** и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность ******, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы ***, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ******, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ****** (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ****** (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ****** (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ****** (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения ****** (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ******, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ****** (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ****** (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Лутошин С.Ф., *** года рождения, является ***, *** установлена бессрочно (л.д. 15).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации *** № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от 30.05.2018 № *** Лутошин С.Ф. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации – *** (л.д. 9-14).

24.11.2023 Лутошин С.Ф. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

28.02.2024 Лутошин С.Ф. обратился с заявлением об обеспечении указанным техническим средством реабилитации путем выдачи ему электронного сертификата.

29.02.2024 Лутошин С.Ф. обратился с заявлением о снятии его с учета по обеспечению техническим средством реабилитации – *** по направлению, поскольку запланировал приобрести техническое средство реабилитации по электронному сертификату.

По заявлению от 28.02.2024 он обеспечен *** 12.03.2024.

Разрешая заявленные прокурором требования о компенсации морального вреда и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения *** положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав *** на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу *** денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Доказательств своевременного обеспечения *** приведенным техническим средством реабилитации не представлено. В установленный законом срок со дня подачи заявления от 24.11.2023 Лутошин С.Ф. необходимым техническим средством реабилитации не был обеспечен, в связи с чем вынужден отказаться от заявления от 24.11.2023 в пользу электронного сертификата, направив в ОСФР по Ульяновской области соответствующее заявление (от 28.02.2024).

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения ****** техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету,  соответственно, является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния ***а, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении ***а техническим средством реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности ***а, и является основанием для компенсации морального вреда.

Учитывая приведенные обстоятельства, возраст истца (*** года), характер имеющегося у него заболевания, ******), нуждаемость *** в техническом средстве реабилитации, в отсутствие которого он лишен возможности свободно передвигаться, испытывает затруднения с мобильностью, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как ***а, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 7000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению нарушенного права.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 326.1, 220, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

принять отказ исполняющего обязанности прокурора Заволжского района                 г. Ульяновска, Лутошина Степана Федоровича от исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части возложения обязанности по обеспечению Лутошина Степана Федоровича техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 30.05.2018 № ***.

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                              от 18 апреля 2024 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности по обеспечению Лутошина Степана Федоровича техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 30.05.2018 № ***, производство по делу в указанной части прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.08.2024