Судебный акт
О пересмотре кадастровой стоимости земельных участков
Документ от 09.08.2024, опубликован на сайте 26.08.2024 под номером 113989, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

 

Дело № 3а-109/2024

73OS0000-01-2024-000032-77

 

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9 августа 2024 года                                                                         г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску    общества с ограниченной ответственностью  «Теплые поля» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л:

 

ООО «Весна» обратилось в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконными решений областного государственного бюджетного учреждения «Бюро  технической  инвентаризации и государственной кадастровой оценки» от *** года № ***, от *** года № ***, от *** года № ***,      об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***  в размере их рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков, расположенных в Ульяновской области, Майнском районе, МО «Майнское городское поселение», в размере рыночной стоимости:

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 504 921 руб. 72 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –1 712 675 руб. 94 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 4 414 687 руб. 38 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 4 309 357 руб. 84 коп.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 509 808 руб. 78 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 7 368 032 руб. 42 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 304 410 руб. 79 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 974 405 руб. 85 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 5 577 574 руб. 06 коп.,

земельного  участка  с  кадастровым  номером  *** – 1 787 245 руб. 32 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 3 723 517 руб. 65 коп.,

земельного   участка  с  кадастровым   номером   *** – 438 613 руб. 68 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 381 893 руб. 85 коп.,

земельного   участка   с   кадастровым номером *** – 2 542 798 руб. 51 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 019 199  руб. 79 коп.,

земельного   участка   с  кадастровым номером *** – 1 088 081 руб. 71 коп.,

земельного   участка  с   кадастровым номером *** – 5 185 875 руб. 20 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 143 102 руб. 15 коп.,

земельного   участка   с   кадастровым номером *** – 3 177 598 руб. 78 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 578 730 руб. 39 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 819 045 руб. 66 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 693 796 руб. 11 коп.

Требования мотивировало тем, что общество является  собственником указанных земельных участков, то есть плательщиком земельного налога.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков  по состоянию на 1 января 2022 года определена в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером *** – 4 268 461 руб. 29 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 5 057 702  руб. 01 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 14 569 994 руб. 45 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –14 219 200 руб. 93 коп.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 944 094 руб. 41 коп.,

земельного   участка  с кадастровым номером *** – 23 181 294 руб. 91 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 6 746 005 руб. 24 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 9 702 478 руб. 84 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 18 701 124 руб. 01 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –5 151 443 руб. 78 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –11 292 964 руб. 94 коп.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 664 823 руб. 96 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 6 948 580 руб. 04 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 7 443 869 руб. 01 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 5 911 069 руб. 50  коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 3 404 241 руб. 45 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 9 694 031 руб. 06 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 6 273 785 руб. 21 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 9 689 612 руб. 82 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 1 727 221 руб. 26 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 1 413 691 руб. 08 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 8 546 516 руб. 56 коп.

Установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их вышеуказанную рыночную стоимость по состоянию на 25 июля 2023 года, определенную отчетом об оценке  земельных участков № *** от 9 октября 2023 года, выполненным оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» Цыпловым М.П.

По вопросу установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке административный истец обратился в ОГБУ «БТИГКО», однако решениями от *** года № ***, от *** года № ***, от *** года № *** в удовлетворении его заявлений было отказано со ссылкой на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства в области оценочной деятельности. С данными решениями административный истец не согласен.

Судом к участию в деле привлечены  в качестве заинтересованных лиц - ППК «Роскадастр»,   администрация города Ульяновска, ООО «Многопрофильный деловой центр», оценщик Цыплов М.П.

В суд поступило заявление ООО «Весна» об уточнении требований, в котором административный истец требования уточнил, просил установить  кадастровую  стоимость вышеуказанных земельных участков  по состоянию на 1 января 2022 года в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером *** –3 034 775 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –2 236 132 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 4 929 953 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 5 830 123 руб.,

земельного участка  с кадастровым номером *** – 421 683 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –8 671 923 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –2 423 432 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –3 980 355 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 7 446 956 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –2 920 070 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 3 893 062 руб.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 487 723  руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –2 854 075 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 3 425 075 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –2 466 729 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 1 751 743 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –4 012 241 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –2 266 915 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –4 066 890 руб.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 832 186 руб.,

земельного  участка  с кадастровым номером *** –722 058 руб.,

земельного участка с кадастровым номером *** –3 326 574 руб.

Определением суда от 30 июля 2024 года произведена замена административного истца ООО «Весна» его правопреемником ООО «Теплые поля».

Представитель ООО «Теплые поля» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен.

Представитель ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен, в письменном отзыве и дополнениях к нему  указал, что решение учреждения законно, а представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков подлежит отклонению ввиду его  несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Требования  об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости не являются самостоятельными требованиями и не могут быть удовлетворены отдельно от требований, связанных с обжалованием решений уполномоченного органа. 

Представители Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, ППК «Роскадастр»,   администрации города Ульяновска, ООО «Многопрофильный деловой центр», оценщик Цыплов М.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса   административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному  лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия  к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка  также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной  деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Судом установлено, что ООО «Теплые поля» является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 777 926 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 600 665 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 730 368 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 702 167 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 150 831 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 753 067 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 801 172 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 152 290 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 220 991 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 611 798 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 341 180 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 121 164 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 955 536 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 884 052 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 702 013 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 404 296 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 620 586 кв.м,, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 745 090 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 150 762 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 205 129 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 251 241 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 076 148 кв.м., расположенного по адресу: ***.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости действующая кадастровая стоимость  нижеприведенных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2022 года в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером *** – 4 268 461 руб. 29 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 5 057 702  руб. 01 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 14 569 994 руб. 45 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –14 219 200 руб. 93 коп.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 944 094 руб. 41 коп.,

земельного участка  с  кадастровым  номером *** – 23 181 294 руб. 91 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 6 746 005 руб. 24 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 9 702 478 руб. 84 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 18 701 124 руб. 01 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –5 151 443 руб. 78 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –11 292 964 руб. 94 коп.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 664 823 руб. 96 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 6 948 580 руб. 04 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 7 443 869 руб. 01 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 5 911 069 руб. 50  коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 3 404 241 руб. 45 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 9 694 031 руб. 06 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 6 273 785 руб. 21 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 9 689 612 руб. 82 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 1 727 221 руб. 26 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 1 413 691 руб. 08 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 8 546 516 руб. 56 коп.

Согласно отчету об оценке земельных участков № *** от 9 октября 2023 года, составленному  оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» Цыпловым М.П., рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 25 июля 2023 года определена в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 504 921 руб. 72 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** –1 712 675 руб. 94 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 4 414 687 руб. 38 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 4 309 357 руб. 84 коп.,

земельного  участка с кадастровым номером *** – 509 808 руб. 78 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 7 368 032 руб. 42 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 304 410 руб. 79 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 974 405 руб. 85 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 5 577 574 руб. 06 коп.,

земельного   участка   с   кадастровым  номером  *** – 1 787 245 руб. 32 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 3 723 517 руб. 65 коп.,

земельного   участка   с   кадастровым   номером *** – 438 613 руб. 68 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 381 893 руб. 85 коп.,

земельного   участка  с   кадастровым  номером *** – 2 542 798 руб. 51 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 019 199  руб. 79 коп.,

земельного   участка   с  кадастровым номером *** – 1 088 081 руб. 71 коп.,

земельного   участка   с  кадастровым номером *** – 5 185 875 руб. 20 коп.,

земельного участка с кадастровым номером *** – 2 143 102 руб. 15 коп.,

земельного   участка   с  кадастровым номером *** – 3 177 598 руб. 78 коп.,

земельного  участка   с   кадастровым   номером  *** – 578 730 руб. 39 коп.,

земельного   участка   с   кадастровым   номером *** – 819 045 руб. 66 коп.,

земельного   участка   с   кадастровым номером *** – 2 693 796 руб. 11 коп.

Поскольку  исходя из вышеуказанной действующей кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами подлежат расчету  налоговые платежи, начиная с даты начала применения действующей кадастровой стоимости 1 января 2023 года, соответственно, разрешение заявленных требований и установление кадастровой стоимости земельных  участков  в размере их рыночной  стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года затрагивает права административного истца.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года      № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана с приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 г. № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» (ныне после переименования – ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки»).

Материалами дела подтверждено, что ООО «Теплые поля» обратилось в ОГБУ «БТИГКО» 2 ноября 2023 года с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами ***,  17 октября 2023 года с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** года с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке  документы,  в том  числе  отчет об оценке земельных участков № *** от 9 октября 2023 года, составленный  оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» Цыпловым М.П.

Решениями ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» от *** года № ***, от *** года № ***  от *** года № *** по результатам рассмотрения указанных заявлений ООО «Теплые поля» отказано в установлении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере   их  рыночной  стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года.

Причиной принятия решений  от *** года № ***, от *** года № ***  явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки,  а именно:

1.Оценщиком при введении корректировки на местоположение в отчете об оценке допущена ошибка, а именно коэффициент по справочнику Лейфера  для аналогов  №№ 4, 5, 6 проставлен неверно, значение корректировки на местоположение так же неверно.

Нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

2. Оценщиком при введении корректировки на наличие и качество подъездных путей в отчете об оценке допущена ошибка, а именно,  коэффициент по справочнику  Лейфера для аналогов №№ 6, 7 проставлен неверно, значение корректировки на наличие и качество подъездных путей так же неверно.

Нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3. Оценщиком  в отчете об оценке указано, что на дату оценки  и в нормальный срок экспозиции в *** на рынке продаж имелось 9 предложений по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, наиболее сопоставимых с объектом оценки: местоположение – ***, категория  земельных участков – земли сельскохозяйственного назначения, застроенность участка – незастроенные  земельные участки  и (или) земельные участки с располагающимися на них ветхими зданиями и сооружениями, которые не несут экономической ценности. Застроенные  земельные участки, на которых  располагаются капитальные здания, пригодные для эксплуатации, а также земельные участки для садоводства в выборку не вносились, разрешенное использование/позиционирование при продаже – земли сельскохозяйственного назначения, под сельскохозяйственное производство, площадь – более 10 га (включительно), так как используемая зависимость для корректировки  на площадь не применима для участков площадью менее 10 га, вид права – собственность, обрабатываемость  - обрабатываемые земельные участки (под пашни).

Согласно проведенному ОГБУ «БТИГКО» анализу данных о рынке недвижимости установлено, что в период с октября 2021 года по июль 2023 года на рынке были представлены дополнительно к рассмотренным не менее 6 предложений по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории ***, не использованных оценщиком в рамках составления отчета.

Нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 11 ФСО № 7.  

Причиной принятия  решения от *** года № ***  явилось также то, что оценщиком на странице 268-269 не проведен расчет удельного валового дохода  для ID почвенного контура  288.

Нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Причиной принятия  решения от *** года № ***  явилось также то, что оценщиком на странице 269 не проведен расчет удельного валового дохода  для ID почвенного контура  291.

Нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». 

Причиной принятия решения  от *** года № ***  явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки,  а именно:

1. Корректировки  на местоположение, введенные оценщиком в расчетной таблице на странице 244 отчета об оценке, противоречат корректировкам на стр. 175 отчета об оценке.

Нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3. Оценщиком  в отчете об оценке указано, что на дату оценки  и в нормальный срок экспозиции в *** на рынке продаж имелось 9 предложений по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, наиболее сопоставимых с объектом оценки: местоположение – ***, категория  земельных участков – земли сельскохозяйственного назначения, застроенность участка – незастроенные  земельные участки  и (или) земельные участки с располагающимися на них ветхими зданиями и сооружениями, которые не несут экономической ценности. Застроенные  земельные участки, на которых  располагаются капитальные здания, пригодные для эксплуатации, а также земельные участки для садоводства в выборку не вносились, разрешенное использование/позиционирование при продаже – земли сельскохозяйственного назначения, под сельскохозяйственное производство, площадь – более 10 га (включительно), так как используемая зависимость для корректировки  на площадь не применима для участков площадью менее 10 га, вид права – собственность, обрабатываемость  - обрабатываемые земельные участки (под пашни).

Согласно проведенному ОГБУ «БТИГКО» анализу данных о рынке недвижимости установлено, что в период с октября 2021 года по июль 2023 года на рынке были представлены дополнительно к рассмотренным не менее 6 предложений по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории ***, не использованных оценщиком в рамках составления отчета.

Нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 11 ФСО № 7.  

Порядок, сроки принятия решений соответствует положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, по этим основаниям административным истцом решения не оспариваются.

Поскольку оспариваемые административным истцом решения ОГБУ «БТИГКО» приняты по результатам проверки отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков, содержание и форма отчетов также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.

Исследуя отчет об оценке объектов недвижимости, отклоненный ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», суд проверяет их на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности выводов, изложенных в решениях ОГБУ «БТИГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено федеральному бюджетному учреждению Ульяновской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Поскольку изначально административным истцом были заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании отчета об оценке земельных участков № *** от 9 октября 2023 года, составленного  оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» Цыпловым М.П., судом перед судебным экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Из заключения эксперта № *** от 7 июня 2024 года, выполненного экспертом ФБУ УЛСЭ  ***, усматривается, что экспертом сделан вывод  о том, что  на основании проведенных исследования и анализа отчета об оценке  №*** от 9 октября 2023 года, экспертом выявлены:

I.                  Нарушения (несоответствия), допущенные оценщиком, исправление которых не повлияет  на итоговую величину стоимости объекта оценки, а именно:

1)  В таблице выборки аналогов для дальнейшего анализа и отбора  в расчет  присутствуют  предложения земельных участков, на дату оценки, имеющих  вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»,  но находящихся в условиях перехода в иные сегменты с учетом местоположения,  они также позиционируются продавцами как переходные (предложения № 8). В большинстве случаев  такое положение участка отражается на цене предложения  и его удельной стоимости (за единицу площади), выходящей за границы диапазона рыночных цен для данного сегмента.

Нарушение п.п. (в) п. 11 ФСО 7.

2) При отборе аналогов не исключены аналоги, относящиеся к другому сегменту рынка (предложение № 8), которые  находятся в переходной стадии: предложения № 8 – в зоне ***. Это подтверждается Генеральным планом развития Мирновского сельского поселения  (отсутствие в данном районе территорий  для сельскохозяйственного производства).

Нарушение ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 22 в) ФСО № 7.

Нарушение не оказывает влияния на стоимость, так как данный аналог исключен из расчетов при сравнении объекта оценки с аналогами.

II. Нарушения  (несоответствия), допущенные оценщиком, исправление которых приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценки, а именно:

3) В отношении объектов-аналогов  при сравнении  объектов не нивелированы отличия по местоположению (удаленности от регионального центра), конфигурации и рельефу (некоторые объекты оценки и часть аналогов (№№1, 2, 3, 4, 6) имеют формы, близкие к прямоугольной и ровный рельеф, некоторые объекты оценки и часть аналогов (№ 5, № 7) имеют сложные участки, конфигурации), аналоги № 4, 5, частично 7 не обрабатываются, что не учтено в отчете.

Таким образом, оценщиком неверно применена данная корректировка.

4) При внесении  корректировки на местоположение – расположение объектов оценки и объектов-аналогов относительно центров переработки сельскохозяйственной продукции  оценщиком выполнен следующий алгоритм действий:

1. Для объектов оценки и объектов-аналогов определено расстояние до крупных населенных пунктов:

- по объектам оценки информация содержится на стр. 99-104 том 1 – от 6,09 до 16,6 км,

- по объектам-аналогам  в таблице на стр. 170 тома 1 и подтверждается в приложениях тома 2. При этом для аналогов 4 и 5 расстояние согласно данным в приложении – 28 313 км. По аналогу 6 – 1,44 км, нет ясности до какого пункта.

В расчетах для всех объектов оценки приняты значения, не соответствующие описанию.

5) Для объектов оценки и объектов-аналогов определено наличие и  качество подъездных путей:

- по объектам оценки при описании текстовые данные отсутствуют, определить возможно по скриншотам карт, в таблицах при расчете такие данные обозначены;

- по объектам-аналогам в таблице на стр. 170 тома 1 и подтверждается в приложениях тома 2.

В расчетах для всех объектов оценки приняты значения, не соответствующие описанию.

Факты, указанные экспертом в п. 3, 4, 5 свидетельствуют о нарушении:

ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 22 д) ФСО № 7, п. 22 е) ФСО № 7.

Нарушения, указанные в решениях об отказе в установлении кадастровой стоимости от *** года № ***, от *** года № ***:

- по п. 1, 2 – имеются,

- по п. 3 – не выявлены.

Нарушения, указанные в решении об отказе в установлении кадастровой стоимости от *** года № ***:

- по п. 1 – имеются,

- по п. 2 – не выявлены.

Несоблюдение оценщиком вышеуказанных требований законодательства при составлении отчета об оценке № *** от 9 октября 2023 года, является существенным нарушением, способным повлиять на рыночную стоимость земельного участка.

Заключением эксперта № *** от 7 июня 2024 года, выполненным экспертом ФБУ УЛСЭ  ***, определено, что рыночная стоимость по состоянию на 25 июля 2023 года следующих земельных участков, расположенных по адресу: Ульяновская область, район Майнский, МО «Майнское городское поселение», составляет:

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 777 926 кв.м, - 3 034 775 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 600 665 кв.м, - 2 236 132 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 730 368 кв.м, -  4 929 953,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 702 167 кв.м, - 5 830 123 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 150 831 кв.м, -  421 683 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 753 067 кв.м,  - 8 671 923 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 801 172 кв.м, - 2 423 432 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 152 290 кв.м, - 3 980 355 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 220 991 кв.м, - 7 446 956 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 611 798 кв.м, - 2 920 070 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 341 180 кв.м, - 3 893 062 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 121 164 кв.м, - 487 723 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 955 536 кв.м,  - 2 854 075 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 884 052 кв.м, -  3 425 075руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 702 013 кв.м,  - 2 466 729 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 404 296 кв.м, - 1 751 743 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 620 586 кв.м,,  - 4 012 241 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 745 090 кв.м, - 2 266 915 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 150 762 кв.м,  - 4 066 890 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 205 129 кв.м,  - 832 186 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 251 241 кв.м,  - 722 058 руб.,

земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 076 148 кв.м.,  - 3 326 574 руб.

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оно является допустимым доказательством, соответствует  действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, выводы эксперта в заключении обоснованы со ссылками на методическую литературу и Федеральные стандарты оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)»,  «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчет об оценке (ФСО VI)»,  утвержденные приказом  Минэкономразвития  России от 14 апреля 2022 года № 200 мая 2015 года № 297, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 61.

Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Заключение эксперта № *** от 7 июня 2024 года, выполнено экспертом ФБУ УЛСЭ  ***, обладающей правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у неё соответствующей специальности; эксперт ***  предупреждена судом об уголовной ответственности, она обладает достаточной степенью квалификации, оснований для признания подготовленного ею  заключения недопустимым доказательством не имеется.

Экспертом произведена выборка объектов-аналогов с использованием определенных параметров. Суд находит данную выборку допустимой и надлежащей, поскольку объекты-аналоги сопоставимы с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, что соответствует требованиям пункта 10 ФСО V. Содержащаяся в экспертном заключении информация об объектах-аналогах, используемых при определении рыночной стоимости объектов оценки, является проверяемой и однозначной.

Согласно пункту 8 ФСО VI в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.

В экспертном заключении представлена таблица, в которой указаны конкретные ссылки на используемые источники информации об объектах-аналогах,  что  соответствует  требованиям  пункту 8 ФСО VI, а также имеются скан-копии страниц интернета, на которых располагались предложения относительно аналогов. Таким образом, информация, используемая экспертами, является проверяемой, поскольку данные, проанализированные при осуществлении выборки, находятся в открытом доступе.

В соответствии с  пунктом 2 ФСО V  в процессе оценки оценщик рассматривает возможность применения всех подходов к оценке, в том числе для подтверждения выводов, полученных при применении других подходов. При выборе подходов и методов оценки оценщику необходимо учитывать специфику объекта оценки, цели оценки, вид стоимости, достаточность и достоверность исходной информации, допущения и ограничения оценки. Ни один из подходов и методов оценки не является универсальным, применимым во всех случаях оценки. В то же время оценщик может использовать один подход и метод оценки, если применение данного подхода и метода оценки приводит к наиболее достоверному результату оценки с учетом доступной информации, допущений и ограничений проводимой оценки.

Оценка объектов недвижимости проведена экспертом  с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом экспертом указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов.

Согласно пункту 9 ФСО V основные этапы сравнительного подхода:

1) определение единиц сравнения, характерных для рынка объекта оценки;

2) выбор наиболее сопоставимых аналогов и расчет единиц сравнения для каждого из них;

3) сравнительный анализ количественных и качественных характеристик (сходства и различий) аналогов и объекта оценки;

4) внесение в значения единиц сравнения корректировок для устранения различий между объектом оценки и аналогами (при необходимости);

5) согласование скорректированных значений единиц сравнения или полученных на их основе показателей стоимости объекта оценки.

В процессе проведения анализа сравниваемых объектов экспертом был выявлен ряд расхождений между объектами-аналогами и объектами оценки, что стало основанием для внесения корректировок, информация о чем отражена в таблице, содержащейся в заключении и дополнительных пояснениях, с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов и обоснования необходимости их применения.

Суд приходит к выводу, что заключение эксперта, содержит подробную информацию об объектах оценки с указанием их количественных и качественных характеристик, приведена информация о факторах, имеющих наибольшее значение при определении рыночной стоимости спорных земельных участков, рассмотрена возможность применения всех имеющихся подходов для проведения оценки, обосновано использование сравнительного подхода, который в данном случае дает наиболее точные и объективные результаты при оценке рыночной стоимости.

Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной экспертизы, суду представлено не было.

Представителем административного истца и представителем административного ответчика указанное заключение эксперта не оспаривалось.

Поскольку из заключения эксперта № *** от 7 июня 2024 года, выполненного экспертом ФБУ УЛСЭ  ***, по вопросу соответствия отчета об оценке земельных участков № *** от 9 октября 2023 года, составленного  оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» Цыпловым М.П.,  требованиям законодательства об оценочной деятельности  следует, что в указанном отчете имеются нарушения требований действующего законодательства в области оценочной деятельности,  повлиявшие на определение рыночной стоимости объектов оценки, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований  административного  истца  о  признании  незаконными   решений ОГБУ «БТИГКО» от *** года № ***, от *** года № ***  от *** года № *** об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости суд считает необходимым принять во внимание расчет, приведенный экспертом ***,  и с учетом этого суд считает необходимым:

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 777 926 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  3 034 775 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 600 665 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  2 236 132 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 730 368 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  4 929 953, определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 702 167 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  5 830 123 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 150 831 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  421 683 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года;

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 753 067 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  8 671 923 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 801 172 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 423 432 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 152 290 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 980 355 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 220 991 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 7 446 956 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 611 798 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 920 070 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 341 180 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 893 062 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 121 164 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 487 723 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 955 536 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 854 075 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 884 052 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 425 075 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 702 013 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 466 729 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 404 296 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 1 751 743 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 620 586 кв.м,, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 4 012 241 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 745 090 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 266 915 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 150 762 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 4 066 890 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 205 129 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 832 186 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 251 241 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 722 058 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года,

установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 076 148 кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 326 574 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решений ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью  «Теплые поля» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в части признания незаконными решений областного государственного бюджетного учреждения «Бюро  технической  инвентаризации и государственной кадастровой оценки» от *** года № ***, от *** года № ***  от *** года № ***, об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости отказать.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 777 926 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  3 034 775 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 600 665 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  2 236 132 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 730 368 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  4 929 953, определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 702 167 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  5 830 123 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 150 831 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  421 683 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 753 067 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере  8 671 923 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 801 172 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 423 432 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 152 290 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 980 355 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 220 991 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 7 446 956 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 611 798 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 920 070 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 341 180 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 893 062 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 121 164 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 487 723 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 955 536 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 854 075 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 884 052 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 425 075руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 702 013 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 466 729 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 404 296 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 1 751 743 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 620 586 кв.м,, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 4 012 241 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 745 090 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 2 266 915 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 150 762 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 4 066 890 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 205 129 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 832 186 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 251 241 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 722 058 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 076 148 кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2023 года в размере 3 326 574 руб., определив дату начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова