УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-000718-75
Судья Царапкина К.С.
Дело №33-3310/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23 июля 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Богомолова С.В.,
судей Санатулловой
Ю.Р., Завгородней Т.Н.,
при секретаре
Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 апреля 2024
года по гражданскому делу № 2-1269/2024, по которому постановлено:
исковые требования Сажневой Владилены
Константиновны удовлетворить.
Обязать Управление Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области включить Сажневой
Владилене Константиновне период работы с 03.01.2002 по 02.12.2005 в Учреждении
ЮИ 78/3 г. Димитровграда Ульяновской области в стаж (выслугу лет) для
назначения пенсии в календарном и льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения представителя
УМВД России по Ульяновской области Бердникова О.Н., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, Сажневой (Черкас) В.К. и ее представителя Костина В.Г.,
представителей Управления Росгвардии по Ульяновской области Языковой М.С., ФГКУ
«Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской
Федерации по Ульяновской области» Савельевой И.А., полагавших решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Сажнева В.К.
обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Управлению
Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее
– УМВД России по Ульяновской области), о возложении обязанности включить период
работы в стаж (выслугу лет) для назначения пенсии.
В обоснование
заявленных требований указала, что проходит службу в *** ФГКУ «Управления
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по
Ульяновской области» (далее – ФГКУ «УBO BHГ России по Ульяновской области») в
звании ***.
29.12.2023 она
подала рапорт об увольнении со службы в войсках национальной гвардии Российской
Федерации по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на
получение пенсии) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в
органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
В ответе на рапорт
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
по Ульяновской области (далее – Управление Росгвардии по Ульяновской области)
письмом от 26.01.2024 указало, что рапорт не может быть реализован, поскольку на
указанную в нем дату увольнения 02.02.2024, согласно расчету, произведенному
Отделом пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения УМВД России по
Ульяновской области, она не имеет необходимой выслуги лет для назначения пенсии
за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их
семей».
Согласно расчету
УМВД России по Ульяновской области ее календарная выслуга составляет 19 лет 05
месяцев 12 дней, льготная выслуга – 20 лет 00 месяцев 09 дней.
С вышеуказанным
расчетом выслуги лет она не согласна, поскольку он основан на неверном
толковании норм действующего законодательства, которым регулируется пенсионное
обеспечение сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Полагает, что для назначения пенсии за выслугу лет сотрудник, уволенный со
службы в органах внутренних дел, должен иметь на дату увольнения выслугу 20 лет
и более. Однако ответчиком не включен в выслугу лет, дающую право на назначении
пенсии, период работы в исправительном учреждении ЮИ 78/3 г. Димитровграда
Ульяновской области с 03.01.2002 по 01.12.2005 (3 года 11 месяцев).
Просила суд обязать
ответчика письменно согласовать уполномоченным лицом предварительный расчет
выслуги лет предоставленный Отделом кадров ФГКУ «Управление вневедомственной
охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» с учетом периода работы
в Учреждении ЮИ 78/3 г. Димитровграда Ульяновской области с 03.01.2002 по
02.12.2005, включить в стаж (выслугу
лет) службы для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении время
работы в Учреждении ЮИ 78/3 г. Димитровграда Ульяновской области с 03.01.2002
по 02.12.2005
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по Ульяновской
области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе УМВД России по Ульяновской области просит решение суда отменить и
принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в
полном объеме.
В обоснование
доводов жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно применены нормы
материального права. Hoрмативными правовыми актами на УМВД России по
Ульяновской области не возложена обязанность включать сотрудникам войск
национальной гвардии Российской Федерации периоды работы (службы) в выслугу лет
(стаж), составлять расчет выслуги лет. Действующим законодательством такая
обязанность возложена исключительно на кадровые подразделения войск
национальной гвардии Российской Федерации.
Порядок организации
работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и
членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России,
регламентирован Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в
системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД
России, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 №7. Вопреки выводам
суда, обязанность пенсионного подразделения по включению периодов работы
(службы) в стаж (выслугу лет) нормативными правовыми актами не предусмотрeнa.
Также в жалобе
отмечено, что по делу не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства,
имеющие значение для дела. В ходе судебного заседания установлено, что Caжнeвa
B.K. службу в органах внутренних дел не проходит, расчет выслуги лет для
назначения пенсии УМВД России по Ульяновcкой области в отношении нее нe
прoизводило. C окончательной датой увольнения из войск национальной гвардии
истец нe определилась, в cудeбном зaсeдaнии она неоднократно уточняла дату
увольнения. Ha момент принятия решения к материалам дела не был приобщен рапорт
об увольнении из войск национальной гвардии Российской Федерации, что
свидетельствует об отсутствии правовых оснований для согласования расчета
выслуги лет для назначения пенсии. При таких условиях в отношении истца
кадровым подразделением ФГКУ «УBO BHГ
России по Ульяновской области» мог быть составлен только предварительный pacчeт
выслуги лет, однако он не был cocтавлен по oбcтоятельствам, не зависящим от
УМВД России по Ульяновской области.
В жалобе указано,
что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Расчет
выслуги лет Сажневой В.К. при поступлении в пенсионное подразделение УМВД
России по Ульяновской области проверен, в него внесены поправки и приложен
период биографии для расчете выслуги лет истца, в который включен спорный
период. Откорректированный расчет выслуги лет (прeдваpительный расчет выслуги
лет), в который включен спорный период работы с 03.01.2002 по 02.12.2005 в
Учреждении ЮИ 78/3 г. Димитровграда Ульяновской области, для назначения пенсии
истца в адрес пенсионного подразделения УМВД России по Ульяновской области
не поступал. Пенсия за выслугу лет Caжневой B.K. не назначалась, документы для
назначения ей пенсии в пенсионное подразделение УMBД России по Ульяновской
области не поступали. На момент разрешения спора какие-либо права истца
действиями ответчика нарушены не были.
В возражениях на
апелляционную жалобу Управление Росгвардии по Ульяновской области, ФГКУ «УBO
BHГ России по Ульяновской области», полагая решение суда законным и
обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу УМВД
России по Ульяновской области – без удовлетворения.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица УФСИН
России по Ульяновской области, извещенного о
времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения
суда.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, Сажнева
(Черкас) В.К. проходила службу в должности: *** ФГКУ «УВО ВНГ России
по Ульяновской области» в звании ***.
Вступившим в законную силу решением
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.12.2021 на Федеральное
государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск
национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» возложена
обязанность включить Сажневой В.К. период работы с 03.01.2002 по
02.12.2005 в стаж (выслугу лет) службы для расчета надбавки к окладу месячного
денежного содержания.
29.12.2023 Сажнева В.К. подала рапорт об
увольнении со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по пункту
4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011№ 342-ФЗ «О службе в
органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на
получение пенсии).
В связи с подачей указанного рапорта на
основании личного дела ей произведен расчет выслуги лет на 02.02.2024, согласно
которому календарная выслуга лет составила 22 года 11 месяцев 19 дней, льготная
– 23 года 6 месяцев 16
дней.
Однако указанный расчет не был согласован
начальником ОПО
ЦФО УМВД России по Ульяновской области. При расчете выслуги лет УМВД России по
Ульяновской области не включило период работы истца с 03.01.2002 по 02.12.2005
в Учреждении ЮИ 78/3 г. Димитровграда Ульяновской области *** (3 года 11
месяцев).
Данное обстоятельство послужило основанием
для обращения Сажневой В.К. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой
инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон,
подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым пришел
к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Вывод суда мотивирован,
оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Правоотношения, связанные
с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и
прекращением регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в
органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от
30.11.2011 № 342-ФЗ).
В соответствии с частью 1
статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ стаж службы
(выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной
надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при
увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного
отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных
гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами
Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу
лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином военной
службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии
Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации
(пункт 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Согласно абзацу 14 пункта
1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О
порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и
пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве
солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел,
федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного
исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения
пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам,
военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту
солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие),
лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения
Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации
засчитывается время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел,
федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы,
учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих
в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных
изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и
лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях
и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих
медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии со статьей
36 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудникам
уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги
лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях,
исполняющих наказания.
Согласно пункту 5 Инструкции
об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и
признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, утвержденной
приказом МВД России от 09.01.2018 №7 (далее – Инструкция), документы для
назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации,
увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников
оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Пунктом 6 указанной
Инструкции установлено, что кадровым подразделением по последнему месту службы
сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы),
уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету
на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии
(приложение № 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом
и представляется на ознакомление сотруднику под роспись.
Каждый период службы
(военной службы), подлежащий зачету на льготных условиях, должен содержать
ссылку на соответствующий нормативный правовой акт и подтверждающие документы с
указанием номера, даты и организации, выдавшей документ (издавшей приказ) (пункт
7 Инструкции).
Согласно пункту 11
Инструкции с целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения
пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает
с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет.
Документы о назначении
пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее
10 дней со дня подачи сотрудником либо членом семьи погибшего (умершего)
сотрудника заявления о назначении пенсии (пункт 12).
Таким образом, вопреки
доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в
определении размера выслуги лет в целях назначения пенсии уволенному сотруднику
органов внутренних дел участвует как кадровое подразделение по последнему месту
службы сотрудника, так и пенсионный орган, согласовывающий расчет выслуги лет.
Поскольку расчет выслуги
лет Сажневой В.К. согласовывался с УМВД России по Ульяновской области,
возможность включения в выслугу лет периода работы истца в Учреждении ЮИ 78/3
г.Димитровграда Ульяновской области в период с 03.01.2002 по 02.12.2005
ответчиком не оспаривалась, однако указывалось на отсутствии оснований для
удовлетворения требований истца, поскольку расчет выслуги лет является
предварительным, а окончательный расчет будет произведен после издания приказа
об увольнении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что
требование истца о возложении на ответчика обязанности включить спорный период
в выслугу лет в календарном и льготном исчислении является правомерным,
приведенным выше нормативным положениям не противоречит, направлен на
недопущение нарушения пенсионных прав истца со стороны ответчика.
При этом, судом первой
инстанции было установлено, что рапорт Сажневой В.К. от 29.12.2023 об
увольнении со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от
30.11.2011 № 342 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесения
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге
лет, дающий право на получении пенсии) не был удовлетворён по причине
отсутствия согласования УМВД России по Ульяновской области расчета выслуги лет
на пенсию. Истцом был подан новый рапорт с датой увольнения 08.04.2024, но расчет
выслуги лет УМВД России по Ульяновской области на момент рассмотрения дела
судом первой инстанции согласован не был.
Довод ответчика о
том, что сведения о периодах биографии Сажневой В.К. для расчета выслуги лет,
согласно которым при расчете календарной и льготной выслуги лет учтен период
работы с 03.01.2002 по 02.12.2005 в Учреждении ЮИ 78/3 г. Димитровграда
Ульяновской области, правомерно не принят судом во внимание в качестве
основания для отказа в иске, поскольку указанный документ носит справочный характер
и не свидетельствует о том, что указанный период работы будет учтен при расчете
выслуги лет при выходе Сажневой В.К. на пенсию.
Судебной коллегией
учитывается, что увольнение сотрудника по основанию, дающему право на пенсию по
выслуге лет, без согласования с органом пенсионного обеспечения противоречит
положениям действующего законодательства, лишит уволенного сотрудника права на
получение пенсии и приведет к необходимости его последующего восстановления на
службе для выработки необходимого стажа.
Доводы жалобы ответчика о том, что судом
первой инстанции неправильно применены нормы материального права, по делу не
доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение
для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, а
также иные доводы, суть которых сводится к необоснованности заявленных истцом
требований, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут быть
приняты во внимание судебной коллегией, поскольку данные доводы выражают
субъективное отношение стороны к правильности разрешения спора, основанное на
неправильном толковании норм материального права применительно к настоящему
делу и иной оценке доказательств.
Вопреки доводам
жалобы, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и
процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является
правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 1 апреля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30 июля 2024 года