Судебный акт
Взыскание компенсационных выплат
Документ от 23.07.2024, опубликован на сайте 12.08.2024 под номером 113937, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, взыскании ежемесячной компенсации за возмещение вреда, причиненного здоровью в связи скатастрофой на Чернобыльской АЭС и на приобретение продовольственных товаров, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000214-35

Судья Алексеева Е.В.                                                                           Дело № 33-3302/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        23 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2024 года с учетом определения того же суда от 16 апреля 2024 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-890/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования   прокурора Чердаклинского района  Ульяновской области в интересах Артамонова Владимира Анатольевича  к  Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании незаконным бездействия,  взыскании ежемесячных денежных компенсаций  – удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновского областного  государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» в пользу Артамонова Владимира Анатольевича ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 01.03.2021 по 31.12.2021 в сумме 42 766 руб. 34  коп., ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров за период с 01.04.2021 по 31.12.2021  в сумме  9161 руб. 37 коп.

Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Артамонова Владимира Анатольевича ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 01.01.2022 по 20.04.2022 в сумме 16 561 руб. 60 коп., денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров  за период с  01.01.2022 по 30.04.2022 в сумме 4328 руб. 25 коп.

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения прокурора Тимофеева М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах Артамонова В.А., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области) о признании незаконным бездействия,  взыскании ежемесячных денежных компенсаций.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области по обращению Артамонова В.А., являющегося ***, проведена проверка о нарушении его прав на предоставление мер государственной социальной поддержки.

Проверкой установлено, что Артамонову В.А. в соответствии со статьями 14, 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 2009 года органом социальной защиты предоставлялись следующие социальные выплаты: ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

С 01.03.2021 ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС была прекращена на основании отсутствия действующего на тот момент заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи *** с радиационным воздействием или с работами по ликвидации Чернобыльской катастрофы (уведомление ОГКУСЗН Ульяновской области от 03.03.2021 № 69).

По этой же причине с 01.04.2023 была прекращена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (уведомление ОГКУСЗН Ульяновской области от 19.02.2021 № 57).

В деле о выплате компенсации имеются справки МСЭ: от 11.10.2007 с указанием причины *** - «***»; от 05.11.2013, где не указана причинная связь об установлении *** в связи с радиационным воздействием или с работами по ликвидации чернобыльской катастрофы.

При повторном освидетельствовании истца в справке МСЭ-2012 № 2296968 от 05.11.2013 (акт освидетельствования от 28.10.2013 № 1950) не указаны причины заболевания, а именно, что ***, ***

Вместе с тем данные сведения изначально содержались в решении Волгоградского межведомственного экспертного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации (заседание Совета от 30.09.2002 № 193), которое хранилось в личном деле Артамонова В.М. в ОГКУСЗН Ульяновской области.

Меры социальной поддержки вновь назначены ОСФР по Ульяновской области  Артамонову В.А. с 21.04.2022 на основании его заявлений и документов, включающих дубликат справки МСЭ от 05.11.2013, полученный 31.03.2022, где указано, что *** установлена Артамонову В.А. 28.10.2013 бессрочно, заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Согласно позиции ОГКУСЗН по Ульяновской области причиной прекращения услуг явилось отсутствие необходимой записи в справке об *** от 05.11.2013, что фактически нарушило право *** на получение вышеуказанных мер социальной поддержки в период с 01.03.2021 по 30.04.2022.

По сведениям ОГКУСЗН по Ульяновской области Артамонову В.А. выплата ежемесячной денежной компенсации за возмещение вреда, причиненного здоровью прекращена с 01.03.2023, а перерасчет, произведенный 11.02.2021, ему не направлялся (таким образом, в феврале 2021 г. он недополучил 198 руб. 84 коп.). Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01.02.2021 составляла 1017 руб. 93 коп., выплачена Артамонову В.А. по март 2021 г. включительно с учетом перерасчета.

Согласно информации ОСФР по Ульяновской области Артамонову В.А. ежемесячная денежная компенсация за возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, вновь назначена с 21.04.2022; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров – с 01.05.2022.

С учетом изложенного прокурор просил:

- признать незаконным бездействие Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области по выплате ежемесячной денежной компенсации за возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС; ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров;

- взыскать с Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области в пользу Артамонова В.А. за период с 01.03.2021 по 31.12.2021 ежемесячную денежную компенсацию за возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 42 767 руб. 94 коп. и ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 9161 руб. 37 коп.;

- взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Артамонова В.А. за период с 01.01.2022 по 20.04.2022 ежемесячную денежную компенсацию за возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 16 561 руб. 75 коп. и за период с 01.01.2022 по 30.04.2022 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 4328 руб. 25 коп.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Ульяновское  областное   государственное  казенное  учреждение  социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – УОГКУСЗН «ЕОЦСВ»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда в части удовлетворенных к нему требований отменить, в удовлетворении исковых требований к ОСФР по Ульяновской области отказать в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что ОСФР по Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку права Артамонова В.А. им не нарушались, а все выплаты должны быть взысканы с надлежащего ответчика – Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Со ссылкой на нормы действующего законодательства отмечено, с 01.01.2022 выплата и доставка гражданам выплат и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации. Ежемесячная денежная компенсация за возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, назначенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2022, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Сведения в отношении Артамонова В.А., как о получателе мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31.12.2021, Министерством социального развития Ульяновской области в Пенсионный фонд (с 01.01.2023 – ОСФР) переданы не были, в связи с чем с 01.01.2022 истцу вышеуказанные компенсации Отделением не выплачивались.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 21.04.2022 Артамонову В.А. на основании его заявления от 21.04.2022 были установлены выплаты: с 21.04.2022 – ежемесячная выплата в возмещение вреда в размере 4614 руб. 32 коп.; с 01.05.2022 – ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1103 руб. 44 коп. С учетом требования закона в дальнейшем указанные суммы Артамонову В.А. были проиндексированы. Законных оснований для взыскания социальных выплат за период с 01.01.2022 с ОСФР по Ульяновской области не имелось.

Также в жалобе отмечено, что ОСФР по Ульяновской области не наделено полномочиями производить оценку наличия или отсутствия права на выплаты за период до 01.01.2022.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, ответчиков, третьих лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Артамонов В.А., *** года рождения, является *** с 2000 г.

При этом, в период с 2000 г. до 2002 г. причиной *** Артамонова В.А. устанавливалось *** с диагнозом *** По результатам очередного освидетельствования 18.02.2002 ему был установлен клинико-функциональный диагноз: ***, и определена *** сроком на один год до 01.03.2003  с причиной ***

30.09.2002 в учреждение медико-социальной экспертизы Артамоновым В.А. было представлено заявление об изменении причины ***, а также решение Волгоградского межведомственного экспертного совета № 5552 об установлении связи заболевания *** *** и *** ***

Причина *** Артамонову В.А. была изменена с указанием на то, что  заболевание связано с аварией на Чернобыльской АЭС. *** была установлена до 01.11.2007.

При проведении очередного освидетельствования 11.10.2007 Артамонову В.А. *** была подтверждена и установлена до 01.10.2013 (причина *** — ***).

При проведении в период с 28.10.2013 по 05.11.2013 повторной медико‑социальной экспертизы в связи с окончанием срока *** Артамонову В.А. *** была подтверждена и установлена бессрочно (причина *** – ***).

В соответствии со статьями 14, 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Артамонову В.А. с 2009 года органом социальной защиты назначались следующие социальные выплаты: ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

С 01.03.2021 выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, была прекращена в связи с отсутствием действующего на тот момент заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи *** с *** (уведомление ОГКУСЗН Ульяновской области от 03.03.2021 № 69).

По этой же причине с 01.04.2023 была прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (уведомление ОГКУСЗН Ульяновской области от 19.02.2021 № 57).

В ходе проведенной по обращению Артамонова В.А. проверки установлено, что в деле о выплате компенсации имеются справки МСЭ от 11.10.2007 с указанием причины *** - *** и от 05.11.2013, где не указана связь *** с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

При повторном освидетельствовании *** Артамонова В.А. в справке МСЭ-2012 № 2296968 от 05.11.2013 (акт освидетельствования от 28.10.2013 № 1950) действительно не были указаны причины заболевания, а именно, что *** однако данные сведения изначально содержались в решении Волгоградского межведомственного экспертного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации (заседание Совета от 30.09.2002 № 193), которое хранилось в личном деле Артамонова В.М. в ОГКУСЗН Ульяновской области.

Меры социальной поддержки вновь были назначены пенсионным фондом Артамонову В.А. с 21.04.2022 на основании его заявлений и документов, в том числе  дубликата справки МСЭ от 05.11.2013 с указанием на установление Артамонову В.А. *** 28.10.2013 бессрочно и причины *** - ***

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которыми, пришел к верному выводу об удовлетворении требований истца.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Как верно установлено судом первой инстанции, фактической причиной прекращения выплаты ежемесячных компенсаций истцу явилось отсутствие необходимой записи в справке об *** от 05.11.2013, что фактически нарушило право *** на получение вышеуказанных мер социальной поддержки в период с 01.03.2021 по 30.04.2022.

Между тем, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1) не содержит и не содержал (на момент подачи заявления Артамоновым В.А. в 2009 году) норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.

Статьей 5 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки возлагается на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

Установив, что ежемесячная денежная компенсация за возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, ОСФР по Ульяновской области вновь была назначена Артамонову В.А. с 21.04.2022, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров - с 01.05.2022, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания с ОСФР по Ульяновской области в пользу истца ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01.01.2022 по 20.04.2022 в размере 16 561 руб. 60 коп., денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров за период с  01.01.2022 по 30.04.2022 в размере 4328 руб. 25 коп.

При этом доводы жалобы о том, что ОСФР по Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются, поскольку противоречат действующему законодательству и установленным выше обстоятельствам.

Факт отсутствия в ОСФР по Ульяновской области по состоянию на 01.01.2022 сведений в отношении Артамонова В.А., как о получателе мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также отсутствие у пенсионного органа полномочий по оценке наличия или отсутствия права на выплаты за период до 01.01.2022,  основанием для отмены решения суда первой инстанции, не является. Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких‑либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иной субъективной оценке исследованных доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда в обжалуемой части является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2024 года с учетом определения того же суда от 16 апреля 2024 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области –                        без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июля 2024 года