УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0003-01-2024-000371-40
Судья Земцова О.Б.
Дело № 33-3574/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-560/2024 по
апелляционной жалобе Козлова Владимира Константиновича на решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 апреля 2024 года, с
учетом определения того же суда от 20 мая 2024 года об исправлении описки, по
которому постановлено:
в удовлетворении исковых
требований Козлова Владимира Константиновича к федеральному казенному
учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решения
незаконным и необоснованным, установлении группы инвалидности, отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Козлова В.К.,
его представителя Тимирзина Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя
федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации Абрамовой А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
Козлов В.К. обратился в суд с исковым
заявлением к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда
России) о признании решения незаконным, установлении группы инвалидности.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2018 году у
Козлова В.К. произошел ***, с 31.05.2018 по 13.06.2018 он находился на
стационарном лечении в *** с диагнозом «***». В дальнейшем неоднократно
проходил лечение в *** государственного учреждения здравоохранения «Центральная
клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.
Егорова». С 2018 года истцу установлена *** группа инвалидности. С момента
установления инвалидности состояние его здоровья значительно не улучшилось.
По-прежнему наблюдается ***. В декабре 2022 года ему проведена
медико-социальная экспертиза, по результатам обследования и заключения комиссии
экспертов группа инвалидности не установлена. 17.01.2024 по результатам медико-социальной
экспертизы инвалидность также не установлена. Полагает, что в ходе исследования
не учтены представленные им медицинские документы, характеризующие состояние
здоровья, в том числе выписка из медицинской карты от 13.10.2023 № ***,
согласно которой истцу установлен диагноз «***.». Считает, что решением от
17.01.2024 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России нарушено его
право на социальное обеспечение.
Истец просил суд признать незаконным и необоснованным решение
экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от
17.01.2024 № *** о неустановлении инвалидности, возложить на ответчика
обязанность признать его инвалидом с присвоением *** группы инвалидности.
Судом к участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,
федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной
экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Козлов В.К. просит
решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда является
незаконным и необоснованным. В ходе судебного разбирательства не были учтены
многие представленные им медицинские документы, характеризующие состояние его
здоровья. Обращает внимание, что в заключении медико-социальной экспертизы
имеется неточность. Согласно выписке из медицинской карты от 13.10.2023 № ***
Козлову В.К. установлен основной клинико-функциональный диагноз «*** при этом
ранее была установлена ***., что подтверждает значительное ухудшение состояния
здоровья с момента последнего исследования медико-социальной экспертизы.
Полагает, что ФКУ
«ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России самовольно изменило диагноз на ***.,
отказав в установлении группы инвалидности, при этом полномочий на изменение
диагноза не имело. Измененный диагноз отразился в заключении судебной
экспертизы, что в результате привело к неверному решению.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» Минтруда России просит оставить решение суда без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.
Выслушав
пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе и возражений, проверив
соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность
применения судом норм материального и процессуального права при вынесении
решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья
со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата
лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение,
обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма
лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица
инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 8
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин,
сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной
защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы.
Решение
учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения
соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления,
а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности (часть 4
статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»).
Споры
по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ
реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной
защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются
в судебном порядке (статья 32
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.04.2022 № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом, в соответствии с
которыми признание лица
инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению
медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным
бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы,
а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися
филиалами главных бюро.
Медико-социальная
экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма
гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных с использованием
классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации (пункт 2 Правил
признания лица инвалидом).
Согласно пункту 5
указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими
необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная
утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое
поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в
мероприятиях по реабилитации и абилитации.
В
соответствии с пунктом 6
Правил признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5
данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания
гражданина инвалидом.
В зависимости от
степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в
результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному
инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в
возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид» (пункт 7). Инвалидность I
группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год (пункт 8). Группа
инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается на
основании перечня согласно приложению, а также по основаниям, указанным в пункте 13 настоящих Правил (пункт 9).
В
силу пункта 17
Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную
экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой
формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при
наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после
проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных
мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или
уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной
экспертизы.
Бюро
проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на
медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также
по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином
(его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21
настоящих Правил (пункт 23
Правил признания лица инвалидом).
На
основании пункта 22
Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится в
соответствии с заявленными в направлении на медико-социальной экспертизу или в
заявлении гражданина целями проведения медико-социальной экспертизы, в том
числе для установления группы инвалидности (подпункт
«а»).
Согласно
пункту 28
Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится в бюро
без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том
числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с
применением информационно-коммуникационных технологий.
Пунктом 44
Правил признания лица инвалидом установлено, что решение о признании гражданина
инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым
большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на
основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в
акт медико-социальной экспертизы.
Классификации и критерии, используемые при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы, утверждены Приказом
Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
(зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2019 № 56528).
Пунктом 3
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы
граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, определены основные виды стойких расстройств функций организма
человека.
К основным видам
стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, относятся: а) нарушения психических функций
(сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и
побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций,
восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных
функций речи, последовательных сложных движений); б) нарушения языковых и
речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия);
письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение
голосообразования); в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния;
осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов
чувствительности; вестибулярной функции; боль); г) нарушения нейромышечных,
скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы,
туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации
движений); д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней
систем; е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации
лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные
отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение
размеров тела).
Из пункта 4
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, следует, что степень
выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и
устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
Согласно пункту 5 классификаций и критериев, используемых
при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, выделяются 4 степени выраженности стойких
нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями,
последствиями травм или дефектами: I степень – стойкие незначительные нарушения
функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень –
стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60
процентов; III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма
человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в
диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень – стойкие значительно выраженные
нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень
выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в
соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями № 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Если приложениями № 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена
количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной
функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности
стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении
устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной
экспертизы в соответствии с абзацами
третьим – шестым настоящего пункта исходя из
клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или
дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений,
стадии, течения и прогноза патологического процесса.
При наличии
нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и
устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах.
Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или
иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие)
влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально
выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния
суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном
выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма,
но не более чем на 10 процентов.
Критерием для
установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение
здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений
функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2
или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности
человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий
жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих
необходимость его социальной защиты (пункт 9 классификаций и критериев,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
Критерием
для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья
человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в
диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами (пункт 13 классификаций
и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы
граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы).
Как установлено судом и следует из материалов дела, основной
профессией Козлова В.К. является профессия (специальность) – ***, стаж
работы – 10 лет.
По направлению на медико-социальную экспертизу ГУЗ
«Городская поликлиника № 4», утвержденному протоколом врачебной комиссии от
26.06.2023 № ***, с целью установления группы инвалидности и разработки
индивидуальной программы реабилитации и/или абилитации инвалида Козлову В.К.
специалистами бюро № *** – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
20.07.2023 впервые проведена очная медико-социальная экспертиза.
По результатам медико-социальной экспертизы установлен
основной клинико-функциональный диагноз: ***. Последствия перенесенного *** от
05.2018 в виде ***. ***
Сопутствующее заболевание: ***.
По результатам комплексного анализа клинико-функциональных,
социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных
предоставленных в медицинских, медико-экспертных документах, личного досмотра
выявлены *** составляет 30% в соответствии с пунктом 6.1.1.1 приложения к приказу Минтруда России от
27.08.2019 № 585н), не приводящие к ограничению основных категорий
жизнедеятельности, которые дают основания для непризнания Козлова В.К.
инвалидом на основании действующих нормативных документов.
Козлов В.К. обратился в главное бюро МСЭ по Ульяновской
области с заявлением об обжаловании решения бюро № *** – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» о непризнании его инвалидом и проведении повторной
медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности.
Специалистами экспертного состава № *** ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» Козлову В.К. 27.07.2023 проведена очная медико-социальная
экспертиза в порядке обжалования. Решение бюро о непризнании инвалидом признано
обоснованным и подтверждено.
Козлов В.К. очно первично освидетельствован с 18.12.2023 по
17.01.2024 в бюро № *** – филиале «ГБ МСЭ по Ульяновской области» на основании
направления на медико-социальную экспертизу ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с
диагнозом: ***.
Сопутствующий диагноз: ***.
По результатам очной экспертизы вынесен
клинико-функциональный диагноз: ***.
Сопутствующий диагноз: ***.
Выявленные стойкие незначительные нарушения функций
организма (максимальная количественная оценка нарушенных функций составляет 20%
в соответствии с пунктом 6.1.1.1 приложения к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585), не приводящие к
ограничению основных категорий жизнедеятельности, явились основанием для
непризнания Козлова В.К. инвалидом.
Козлов В.К. освидетельствован очно в порядке контроля
14.02.2024 в экспертном составе № *** ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».
По результатам проведенной медико-социальной
экспертизы Козлову В.К. установлен клинико-функциональный диагноз: ***.
Сопутствующее заболевание: ***.
С учетом динамического наблюдения у Козлова В.К. отмечается
нарастание мышечной силы в левых конечностях (после перенесенного *** в 2018
году – до 3 баллов, с 2020 года – в руке 4 балла, ***). Выявленное нарушение
здоровья с 1 степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека
– *** (максимальная количественная оценка нарушенных функций составляет 20% в
соответствии с пунктом 6.1.1.1 приложения № 1 к классификациям и критериям,
используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
27.08.2019 № 585н), не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности,
что является основанием для непризнания Козлова В.К. инвалидом на основании
действующих нормативных правовых актов.
Не согласившись с решением экспертного состава, истец
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в
дело доказательства по правилам статьи 67
ГПК РФ, исходил из того, что по заключениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
от 17.01.2024, 14.02.2024 с учетом имевшихся у Козлова В.К. заболеваний
основания для установления ему группы инвалидности отсутствовали, истец не
представил доказательств, бесспорно подтверждающих наличие оснований для
признания его инвалидом, указанных в классификациях
и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы
граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н, в результате чего пришел к выводу об
отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная
коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на
верном применении норм материального права, соответствует фактическим
обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка
которым дана в судебном решении.
Медико-социальная
экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма
гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных с использованием
классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации.
Для
установления инвалидности обязательно наличие трех условий, включая нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение
жизнедеятельности, необходимость в мерах социальной защиты.
Определение
степени нуждаемости и установление группы инвалидности является исключительной
компетенцией бюро медико-социальной экспертизы, и оспариваться данное решение
может по процедуре ее проведения и проверке обоснованности выводов бюро
медико-социальной экспертизы путем проведения другой экспертизы.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом по ходатайству
истца назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой
поручено федеральному казенному учреждению «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда
России.
Из заключения экспертов ФКУ «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда
России от 29.03.2024 следует, что на основании изучения представленных
материалов эксперты пришли к выводам, что оснований для установления Козлову
В.К., *** года рождения, на момент проведения медико-социальной экспертизы в
ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России 17.01.2024 и 14.02.2024
группы инвалидности, с учетом имеющихся у него заболеваний, не имелось.
Оснований для установления Козлову В.К. на момент проведения
судебной медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области»
Минтруда России инвалидности, с учетом имеющихся у него заболеваний, на
основании представленной медицинской документации не имеется (т. 1 л.д. 75-87).
Суд
первой инстанции правомерно признал допустимым и достоверным доказательством
указанное заключение судебной медико-социальной экспертизы, выполненное
экспертами ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, поскольку эксперты
предупреждены об уголовной ответственности по статье 307
Уголовного кодекса Российской Федерации, имеют высшее медицинское образование,
соответствующую специализацию, стаж работы, являются врачами по
медико-социальной экспертизе, компетентны и отвечают предъявляемым требованиям
к экспертам, уполномоченным на проведение медико-социальной экспертизы.
Заключение составлено государственным экспертным учреждением, имеющим право на
проведение такого рода экспертизы. Содержащиеся в заключении выводы экспертов
мотивированы и основываются на результатах проведенных исследований,
объективность которых не вызывает сомнений.
Доказательств,
опровергающих правильность заключения судебной медико-социальной экспертизы, в
материалы дела не представлено.
Доводы
истца о том, что при проведении в отношении него медико-социальной
экспертизы ответчиком не учтены представленные медицинские документы, характеризующие
состояние его здоровья, в том числе выписка из медицинской карты от 13.10.2023
№ ***, осмотр ***, из которых усматривается установление основного диагноза «***,
опровергаются материалами дела. Как следует из заключения ФКУ «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда
России от 29.03.2024, выводы экспертов постановлены на основании медицинских
документов, представленных истцом (медицинской карты, результатов исследований,
в том числе выписки из медицинской карты от 13.10.2023 № ***, осмотров ***),
данных предыдущих медико-социальных исследований и материалов гражданского
дела.
Ссылка
на отсутствие полномочий у специалистов бюро медико-социальной экспертизы по
установлению, изменению диагноза судебной коллегией отклоняется, поскольку
диагноз Козлова В.К. «***» ответчиком не изменялся. При этом установление ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской
области» Минтруда России *** находится в рамках предоставленных Правилами
признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.04.2022 № 588, классификациями и критериями, используемыми при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными
приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н, полномочий, к которым относятся,
в том числе полномочия по выявлению несоответствий между данными исследований и
заключениями специалистов, направляющих гражданина на медико-социальную
экспертизу, о степени выраженности стойких нарушений функций организма,
обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, а также
установлению степени выраженности нарушений функций организма, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Нарушений
законодательства при проведении медико-социальной экспертизы не допущено,
освидетельствование проведено компетентными лицами, в пределах своих
полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма Козлова В.К. на
основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых данных.
Наличие у истца ряда заболеваний не является безусловным
основанием для установления инвалидности, поскольку состояние здоровья
оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго
определенных критериев и правил. Совокупности условий для определения
инвалидности, предусмотренных Правилами
признания лица инвалидом от 05.04.2022 № 588, при рассмотрении дела не
установлено.
Судом
тщательно проанализированы все представленные сторонами доказательства, выводы
суда надлежащим образом мотивированы, со ссылкой на установленные по делу
обстоятельства и подлежащие применению нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Оснований, предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10
апреля 2024 года, с учетом определения того же суда от 20 мая 2024 года об исправлении описки,
оставить без изменения, апелляционную жалобу Козлова
Владимира Константиновича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
08.08.2024