УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-000070-79
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33-3488/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
6 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Забураеве Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-785/2024 по апелляционной жалобе Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2024 года, по
которому постановлено:
исковые требования Леоновича Максима Николаевича
удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обеспечить Леоновича Максима Николаевича
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «город Ульяновск».
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области в пользу Леоновича Максима Николаевича
расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
Леонович М.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Леонович М.Н.
относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области
от 07.02.2007 родители истца – К*** П.В. и К*** Е.А. лишены родительских прав.
В соответствии с постановлением Департамента образования Ульяновской области от
09.02.2007 истец помещен в ***. Решением Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 21.08.2009 усыновителями истца признаны Л*** Н.М. и Л*** В.Н.
Фамилия истца изменена с «К***» на «Леонович», отчество с «П***» на
«Николаевич», место рождения с «***» на «с***». В соответствии с постановлением
администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской
области от 26.03.2019 № *** опекуном истца назначена М*** Н.В. 28.09.2020
Леонович М.Н. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области с правом предоставления жилого помещения в
муниципальном образовании «город Ульяновск», но до настоящего времени жилым
помещением не обеспечен.
Леонович М.Н. просил суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить его специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилого
помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск», взыскать
с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере
300 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство
социального развития Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской
области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить, принять по делу новое решение, установить Министерству
срок для принятия решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения не
позднее 31.12.2024.
В обоснование жалобы указывает, что вследствие
недостаточного финансирования на приобретение жилых помещений для
предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в
Ульяновской области образовалась очередь из детей-сирот на предоставление жилых
помещений. Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области принимаются исчерпывающие меры для реализации возложенных на него
полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот. Истец включен в список детей-сирот,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Ульяновской
области 28.09.2020. Законодательство, регулирующее правоотношения о порядке
обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, не содержит правовых норм,
обязывающих детей-сирот заключать
договоры найма специализированного жилого помещения. Обеспечение жильем
является дополнительной социальной гарантией для детей-сирот, получение жилого помещения
является правом, но не обязанностью гражданина, относящегося к соответствующей
льготной категории. Принятие судебного акта, возлагающего на Министерство
обязанности по заключению договора найма специализированного жилого помещения с
истцом, считает необоснованным. Исполнение Министерством обязанности по
предоставлению детям-сиротам жилых помещений исчерпывается принятием решения в
соответствии с частью 2 статьи 100 Жилищного кодекса Российской федерации о
предоставлении жилого помещения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Базовым
нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является
Федеральный закон
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный
закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и
меры государственной поддержки лиц данной категории.
В
силу статьи 1
Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у
которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный
родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих
родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом
право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На
основании положений пункта 1
статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые
помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по
достижении ими возраста 18 лет.
По
заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом
этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и
иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с
действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством
(статья 4 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской
Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными
обязательствами Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ).
Вопросы
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством),
регулируются Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области» (действовавшим до 01.01.2023 года, т.е. на
момент возникновения права на обеспечение специализированным жилым помещением),
которым так же предусмотрено, что специализированные жилые помещения
предоставляются данной категории лиц, по их заявлению в письменной форме по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные
вопросы обеспечения специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Ульяновской области от
20.12.2022 № 142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, место жительства которых находится на территории
Ульяновской области, благоустроенными жилыми помещениями».
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Леонович М.Н., *** года рождения, относится к категории детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из копии свидетельства о рождении серии *** № *** от
10.08.2006 следует, что матерью Леоновича М.Н. (К*** М.П.) является К*** Е.А.,
отцом – К*** П.В. (л.д. 8).
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от
07.02.2007 родители Леоновича М.Н. (К*** М.П.) лишены родительских прав (л.д.
36-39).
Постановлением главы администрации муниципального
образования «город Новоульяновск» Ульяновской области от 25.12.2006 № ***
Леонович М.Н. (К*** М.П.)
помещен в ***.
Согласно свидетельству об усыновлении серии *** № *** от
04.09.2009 К*** М.П., *** года рождения, усыновлен Л*** Н.А. и Л*** В.Н.,
ребенку присвоена фамилия «Леонович», отчество – «Николаевич» (л.д. 8).
Согласно постановлению администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 26.03.2019 № *** над
несовершеннолетним Леоновичем М.Н. установлено попечительство по договору о
приемной семье, опекуном назначена М*** Н.В. (л.д. 10).
Решением координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних от 28.09.2020 Леонович М.Н. включен в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области (л.д. 26).
В собственности жилых помещений Леонович М.Н. не имеет.
В связи с длительным периодом непредставления жилья истец
обратился с настоящим иском.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Леоновича
М.Н. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с
Федеральным законом
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом
Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области».
Судебная
коллегия считает, что выводы суда о возложении на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности
предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного
жилищного фонда соответствуют требованиям закона.
Из
приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении,
предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в
случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых
помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Истец
ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору
социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма не является.
Правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения ответчиком не выполнены.
При
этом материалами дела подтверждено наличие у Леоновича М.Н. нереализованного
права на однократное получение специализированного благоустроенного жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
предоставляемого в соответствии с вышеприведенными положениями закона.
Дети-сироты
обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом
Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области
государственное управление в сфере строительства, которым является ответчик.
Следовательно,
надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Отклоняя
доводы об отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из
того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для
отказа в обеспечении прав указанной категории граждан и отмене судебного акта.
Эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, стороной которых истец не
является.
Обязанность
по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан возникает
независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению
жилыми помещениями детей-сирот, а также иных обладающих аналогичным правом лиц,
времени постановки их на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
Аргументы об отсутствии обязанности по заключению договора
найма специализированного жилого помещения с истцом, исполнении обязанности по
предоставлению детям-сиротам жилых помещений принятием решения в соответствии с
частью 2 статьи 100 Жилищного кодекса Российской федерации о предоставлении
жилого помещения не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку до настоящего
времени Леонович М.Н. не обеспечен специализированным жилым помещением
специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости установления
срока для принятия решения о предоставлении истцу жилого помещения отклоняются
судебной коллегией. Как следует из содержания приведенных правовых норм,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным
в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей». К их числу относятся, в частности,
достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в
образовательной организации. При этом ни федеральный законодатель, ни принятые
во исполнение данного закона нормы регионального законодательства, не
определили срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение
данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость
обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его
возникновения.
Другие доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о
нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат
каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или
опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному
толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке
исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем
на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Оснований, предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28
февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
08.08.2024