73OS0000-01-2024-000191-85
Дело № 3а-198/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2024 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре
Мытаревой А.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело № 3а-198/2024 по административному исковому заявлению Жуковой
Ольги Ивановны к Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской
области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок,
установил:
Жукова О.И. обратилась в суд с
административным исковым заявлением к Министерству
финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований Жукова
О.И. указала, что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 30
марта 2023 года по гражданскому делу № *** на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области возложена
обязанность обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на
территории муниципального образования «город Ульяновск». Исполнительный лист по
данному решению был передан в службу судебных приставов-исполнителей, где
возбуждено исполнительное производство. Решение суда на момент обращения в суд
исполнено не было, что лишало её права на достойные условия проживания и
влекло нарушение её конституционных прав.
В связи с этим Жукова О.И. просила присудить
ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 40 000 рублей.
Судом к участию в деле привлечены в качестве
административных ответчиков Ульяновская
область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области; в качестве
заинтересованных лиц - Главное межрегиональное (специализированное) управление
Федеральной службы судебных приставов, областное государственное
казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской
области».
В судебное заседание
административный истец Жукова О.И. не явилась, извещена.
Ранее в предварительном
судебном заседании административный
истец Жукова О.И. полностью поддержала административный иск по приведенным
доводам, просила его удовлетворить. Сообщила, что в настоящее время она
обеспечена жилым помещением, длительное время не имела собственного жилого
помещения. Ей за весь был период был предложен один вариант жилого помещения
для заселения, на который она согласилась.
В судебное заседание представитель административного истца Сотников И.А. не явился,
извещен. Ранее в предварительном судебном заседании он настаивал на
удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в административном
исковом заявлении. Сообщил, что истец в настоящее время обеспечена жилым
помещением, длительное время решение суда не исполнялось.
Остальные участники процесса в судебное
заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Представитель административного ответчика
Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился,
извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, просит в иске отказать. В
письменном отзыве на иск указал на то, что считает Министерство ненадлежащим
ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает
истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной
системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти
субъекта –Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. Заявленный
истцом размер компенсации является завышенным и не отвечающим принципам
разумности и справедливости. Министерством
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
систематически проводится работа по приобретению в государственную
собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот
посредством проведения электронных торгов. В целях финансовой поддержки
детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П
«О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 8000
рублей. Таким образом, считает, что в действиях Министерства отсутствует
нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок. Указано,
что в силу бюджетного законодательства
выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств
или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов
расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного
финансового года, а в текущем финансовом году - при условии внесения
соответствующих изменений в бюджет. Отмечено, что в законе Ульяновской области
от 08.12.2023 № 142-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2024 год и
плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых
помещений.
Представитель административного ответчика
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его
отсутствие. В отзыве просил в
удовлетворении иска отказать, указывая на то, что данное Министерство не
является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может
исполнить решение суда. Министерством систематически проводится работа по
приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли
закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что привело к
образованию большой очередности среди данной категории граждан. Проводится
системная работа по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по
обеспечению жильем данной категории граждан. Необходимо строгое следование
положениям законодательства о проведении конкурентных закупочных процедур. Не
обеспечение истца жилым помещением было вызвано тем, что административный
ответчик не располагал жилыми помещениями, не получал своевременного и
надлежащего финансирования. Заявленную административным истцом сумму
компенсации считает необоснованной.
Представители заинтересованных лиц областного государственного казенного
учреждения «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области», Главного межрегионального (специализированного)
управления Федеральной службы судебных
приставов в судебное заседание не явились, о времени и месте
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и
месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав
и оценив письменные материалы дела, обозрев гражданское дело № *** Ленинского
районного суда города Ульяновска, исполнительное производство № ***, суд
приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона № 68-ФЗ,
части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано
в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного
федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через
шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29
марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей
продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня
поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный
акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему
документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об
исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на
которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня
поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в
орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению
судебного акта (часть 5
статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи
242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по
исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче
или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
В пункте 19 постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» указано, что в случае, если исполнение судебного акта по
неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного
характера осуществляется органом государственной власти, органом местного
самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными
или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или
муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения
исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения
соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть
месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения
установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть
месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8
статьи 3 Закона о компенсации, часть 4
статьи 250 КАС РФ, часть 3
статьи 222.1 АПК РФ
В ходе рассмотрения настоящего дела
установлено, что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 30
марта 2023 года по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые
требования Жуковой О.И. На
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области возложена обязанность обеспечить ее благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых
помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Апелляционным определением Судебной коллегии
по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 августа 2023 года
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 марта 2023 года
оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу 1
августа 2023 года.
Исполнительный лист серии *** получен Жуковой
О.И. на руки 19 сентября 2023 года.
В МОСП по исполнению по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Жукова О.И.
предъявила исполнительный лист 26 октября 2023 года.
26 октября 2023 года на основании данного
исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № ***.
Должнику установлен 5-дневный срок для
добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа
без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и
непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие
чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан
исполнительский сбор.
В рамках данного исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор (решением Ленинского
районного суда города Ульяновска от 17 июня 2024 года по административному
делу № *** должник освобожден от взыскания
исполнительского сбора).
Согласно постановлению Правительства
Ульяновской области от 19 мая 2010 года № 165-П Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
было определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом
Ульяновской области.
На основании Постановления Правительства
Ульяновской области № 25/557-П от 16 ноября 2018 года
полномочия в рамках обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями
специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого
помещения с 1 января 2019 года осуществляло Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с Указом Губернатора
Ульяновской области № 118 от 10 декабря 2021
года с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области с
передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области в сфере строительства и промышленности строительных
материалов и изделий.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/52-П утверждено Положение о Министерстве
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. С 1 апреля
2022 года полномочия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения переданы
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области.
Материалами дела подтверждается, что
Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
(от его имени областным
государственным казенным учреждением «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области») 19 июня 2024 года Жукова О.И. обеспечена жилым
помещением по адресу: ***, на основании договора найма специализированного
жилого помещения № *** от *** года.
Акт приема-передачи жилого помещения подписан
19 июня 2024 года.
22 июля 2024 года судебным
приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России *** было
вынесено постановление об окончании исполнительного производства
№ *** по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального
закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в связи с
фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
С настоящим административным исковым
заявлением Жукова О.И. обратилась в суд
4 июня 2024 года (согласно оттиску почтового штемпеля), то есть в установленный
частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Как следует из исполнительного производства,
Министерством в течение длительного времени каких-либо действенных мер,
направленных на реальное исполнение решения суда не принималось. Судебным
приставом-исполнителем фиксировались факты неисполнения судебного решения,
назначались новые сроки исполнения.
В силу части 1 статьи 84 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает
доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,
полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в
административном деле доказательств.
Оценив
представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы Жуковой О.И. о
нарушении ее права на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии
оснований для присуждения компенсации являются обоснованными, поскольку в период с момента вступления
решения суда в законную силу должник никаких действенных мер, направленных на
исполнение решения суда и восстановление прав административного истца не
предпринимал длительное время, какие-нибудь конкретные сроки, способы
исполнения решения должник не обозначал, указанные меры приняты должником лишь
в период исполнительного производства и после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора.
Данные
обстоятельства указывают на недостаточность, несвоевременность и
неэффективность действий должника, не обеспечивающих реальную возможность
восстановления прав взыскателя.
Затягивание сроков
исполнения судебного акта имело место по обстоятельствам, не зависящим от
административного истца и при отсутствии каких-либо чрезвычайных и
непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих исполнить
судебный акт в разумный срок.
Условия и порядок принудительного исполнения
судебных актов определяет Федеральный закон
от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Частью 1
статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном
документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня
возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных
частями 2
- 6.1
настоящей статьи.
Как указано в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 2008-О, институт компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок гарантирует гражданам защиту от злоупотреблений со стороны
органов власти в сфере исполнения судебных актов, вынесенных против публичных
образований.
Согласно правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 22 июля 2021 года № 40-П,
от 25 января 2001 года № 1-П,
от 23 июля 2018 года № 35-П,
неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как
нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное
осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с
помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать
неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта
стороной, спор проигравшей.
Правовое значение
при решении судом вопроса о возможности присуждения компенсации за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок имеет установление факта
нарушения права лица на исполнение решения суда в разумный срок. Вина органа,
на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, а также
сложность исполнения решения по предоставлению жилого помещения, не могут
являться основаниями для отказа в удовлетворении заявленных административных
исковых требований.
В судебном
заседании установлено, что исполнительное производство не приостанавливалось,
судебные акты об отсрочке исполнения решения суда не принимались. Действий,
направленных на задержку исполнения судебного акта, со стороны
административного истца, не установлено.
Определяя продолжительность периода
исполнения решения суда, суд руководствуется
также разъяснениями,
содержащимися в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении
компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» о том,
что общая продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со
дня его вступления в законную силу в случае, если исполнение требований
имущественного или неимущественного характера осуществляется без выдачи
исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства.
При этом суд исходит из того, что требование
о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения,
очевидно подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных
административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения
исполнительного производства.
Исполнительное производство оканчивается
судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований,
содержащихся в исполнительном документе (пункт 1 части
1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве»).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35
постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015
года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых
вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», окончание
исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим
исполнением должником или одним из солидарных должников требований,
содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного
пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Из исследованных материалов усматривается,
что судебный пристав вынес постановление об окончании исполнительного
производства 22 июля 2024 года,
после поступления ему документов, подтверждающих факт исполнения решения суда.
Длительность неисполнения решения Ленинского
районного суда города Ульяновска от 30 марта 2023 года по гражданскому делу № ***
со дня вступления решения суда в силу (1 августа 2023 года) и до дня окончания исполнительного
производства (22 июля 2024 года) составила 11 месяцев 22 дня.
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные административным ответчиком в
качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства
свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по
исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными,
достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах Жукова О.И. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального
закона № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на
исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение
взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного
бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить
иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29
марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2
статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации
за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется
судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было
допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий
для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.
Учитывая обстоятельства дела,
продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий
для взыскателя, суд считает необходимым присудить Жуковой О.И. компенсацию за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000
рублей.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ
стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой
стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3
статьи 178 КАС РФ, во исполнение положений пункта «в» части 2 статьи
259 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопрос о распределении
судебных расходов.
При подаче данного административного искового
заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей,
подлежащая взысканию в пользу административного истца.
В связи с изложенным, административные
исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Жуковой Ольги Ивановны удовлетворить
частично.
Присудить
Жуковой Ольге Ивановне компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 15 000 рублей.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Жуковой Ольги Ивановны компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 15 000 рублей, расходы на уплату
государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Жуковой Ольге Ивановне отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда подлежит немедленному
исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Сычёва
Мотивированное
решение принято 1 августа 2024 года.