УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-000207-56
Судья Бахарева Н.Н. Дело №
33-3178/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 26 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-870/2024 по
апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 27 февраля 2024 года, по которому постановлено:
исковые требования Аббязовой Алсу Асхатовны к администрации
города Ульяновска о возложении обязанности провести ремонт жилого помещения
удовлетворить.
Возложить
на администрацию города Ульяновска обязанность организовать и провести ремонт
жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по
адресу: ***, предоставленного Аббязовой Алсу Асхатовне по договору социального
найма от 23.05.2022 № ***, согласно имеющемуся локальному сметному расчету № ***.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Аббязовой
А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Аббязова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации
города Ульяновска о возложении обязанности провести ремонт жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем,
что на основании договора социального найма жилого помещения от 23.05.2022 № ***
Аббязова А.А. является основным квартиросъемщиком квартиры, расположенной по
адресу: г***. Совместно с ней в указанное жилое помещение вселена дочь –
Аббязова Р.Р. По условиям договора социального найма наймодатель обязан
обеспечить нанимателю предоставление коммунальных услуг надлежащего качества,
безопасные для его жизни и здоровья, а также осуществлять капитальный ремонт
жилого помещения. В настоящее время в квартире проживать невозможно, поскольку
жилое помещение требует капитального ремонта. Согласно акту экспертного
исследования № *** отделка помещения и состояние инженерных сетей квартиры не
соответствуют нормативным требованиям, требуется проведение капитального
ремонта: смена отделки потолков, сплошное выравнивание конструкций стен, смена
обоев, смена покрытия пола, смена электропроводки, смена системы холодного
водоснабжения, смена системы горячего водоснабжения, смена системы канализации.
Аббязова А.А. неоднократно обращалась к ответчику с просьбой произвести капитальный
ремонт жилого помещения, однако до настоящего времени каких-либо мер не принято.
Аббязова А.А. просила суд обязать
администрацию города Ульяновска организовать и провести ремонт жилого
помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Ульяновска,
расположенного по адресу: ***, согласно локальному сметному расчету № ***.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Аббязова
Р.Р., Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города
Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города
Ульяновска, агентство государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области, финансовое
управление администрации города Ульяновска.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение
об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации города
Ульяновска.
В обоснование
жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, выводы
суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы
материального права. Обращает
внимание, что бюджет муниципального образования «город Ульяновск» утверждается
ежегодно Ульяновской Городской Думой. Все бюджетные средства муниципального образования в
соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходуются
по принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает
выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Выделение бюджетных ассигнований на принятие
новых расходных обязательств возможно при наличии реальных источников
дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных
ассигнований по отдельным видам расходов бюджета. Администрация города
Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» и не наделена
полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.
Решением Ульяновской
Городской Думы от 06.12.2023 № 187 «Об утверждений бюджета муниципального
образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026
годов» по строке бюджета «капитальный, текущий ремонт общего имущества
многоквартирных домов и капитальный, текущий ремонт общего имущества
многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на
администрацию города Ульяновска» в 2024 году предусмотрены бюджетные
ассигнования в размере 150,00 млн. руб. Вопрос проведения работ по капитальному ремонту указанной
квартиры будет рассмотрен при выделении дополнительного финансирования статьи
затрат.
В возражениях на апелляционную жалобу Аббязова А.А. просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Из материалов дела
усматривается, что 23.05.2022 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства
администрации города Ульяновска от имени муниципального образования «город
Ульяновск», действующего по специализированному поручению администрации города
Ульяновска (наймодателем), и Аббязовой А.А.
(нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения № ***, по
которому Аббязовой А.А. предоставлена однокомнатная квартира, общей площадью
38,2 кв.м, расположенная по адресу: ***!. Ульяновск, ул. Отрадная, д. 64, кв.
57!%.
Жилое помещение передано
в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального ремонта, что послужило
основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Управление многоквартирным жилым домом осуществляет общество
с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Солидарность».
В
соответствии с пунктом 4.8.4 положения об Управлении
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска,
утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90, от имени
муниципального образования «город Ульяновск» по специальному поручению
администрации города Ульяновска Управление жилищно-коммунального хозяйства
администрации города Ульяновска осуществляет функции муниципального заказчика
на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов
жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, финансируемых из
местного бюджета, контролирует ход работ и участвует в приемке в эксплуатацию
данных объектов.
При
этом Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска
в рамках возложенных на него задач осуществляет бюджетные полномочия главного
распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в
соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации (пункт 4.1 положения).
Вместе
с тем к участию в деле Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации
города Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания
«Солидарность» не привлечены.
В
силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (далее
– ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в
любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не
привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 5
статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4
настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по
правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей,
предусмотренных настоящей главой.
В
связи с допущенными нарушениями норм процессуального права судебная коллегия на
основании определения от 23.07.2024 перешла к рассмотрению дела по правилам
суда первой инстанции. К участию в деле привлечены в качестве ответчика
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания
«Солидарность».
В
судебном заседании суда апелляционной инстанции Аббязова А.А. исковые
требования поддержала. Пояснила, что в жилом помещении проживать невозможно, в
нем требуется проведение капитального ремонта. Перечень работ по капитальному
ремонту, представленный Управлением жилищно-коммунального хозяйства
администрации города Ульяновска в локальном сметном расчете № ***, не
оспаривает.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не
явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих
уважительность причин неявки, стороны не представили.
На основании статей 165.1
Гражданского кодекса Российской Федерации, 167
и части 1
статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
Учитывая,
что судом апелляционной инстанции установлен факт нарушения норм
процессуального права, на основании пункта 4
части 4 статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу о том,
что обжалуемое решение подлежит отмене.
Разрешая
заявленные требования по существу по правилам суда первой инстанции, выслушав
пояснения истца, изучив материалы дела и представленные письменные
доказательства в их совокупности, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 672
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в государственном и
муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения
предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по
договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на
условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому
договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 – 3 статьи
685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к
договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено
жилищным законодательством.
Статья 676 ГК РФ устанавливает
обязанность наймодателя передать нанимателю свободное жилое помещение в
состоянии, пригодном для проживания; оосуществлять надлежащую эксплуатацию
жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять
или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных
услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и
устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В
соответствии со статьей 681 ГК РФ текущий ремонт сданного внаем жилого
помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором
найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения
является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма
жилого помещения.
Пользование
жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с
настоящим Кодексом,
договором социального найма данного жилого помещения (статья 61 Жилищного
кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 5
части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК
РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе требовать
в установленном порядке от наймодателя своевременного проведения капитального
ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в
многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Часть 2 статьи 65 ЖК РФ относит к обязанностям наймодателя
жилого помещения по договору социального найма:
принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в
многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору
социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным
законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет
ответственность, предусмотренную законодательством.
В силу статьи 14 ЖК РФ на орган местного самоуправления
возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью
муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда
установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям
законодательства.
Действующим законодательством, в частности, Положением о
признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2008 №
47 (далее – Положение), установлены общие нормы и требования, которым должно
отвечать жилое помещение.
В соответствии с пунктами 12, 13 Положения жилое
помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое
и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в
газифицированных районах также и газоснабжение).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение,
водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых
помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений
в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям
санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы
жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в
другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных
узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской
Федерации, отраженной в абзаце третьем пункта 37 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в
судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»,
критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит
от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные
характеристики жилищного фонда в субъектах Российской Федерации и муниципальных
образованиях отличаются. Однако необходимо учитывать, что общие требования к
благоустроенности жилого помещения определены в Положении, носят обязательный
характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения жилищной комиссии при
администрации города Ульяновска от
26.04.2022 № *** Аббязовой А.А. в бессрочное владение и пользование
предоставлено жилое помещение, общей площадью 38,2 кв.м, находящееся в
муниципальной собственности и расположенное по адресу *** (л.д. 40).
23.05.2022 между Управлением
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, действующим от
имени муниципального образования «город Ульяновск» по специализированному
поручению администрации города Ульяновска (наймодателем), и Аббязовой А.А. (нанимателем) заключен договор
социального найма жилого помещения № *** (л.д. 10-11).
Совместно с нанимателем в
жилое помещение вселяется дочь Аббязовой А.А. – Аббязова Р.Р. (пункт 3).
В пункте 5 договора
социального найма жилого помещения предусмотрены обязанности
наймодателя, в том числе передать нанимателю пригодное для проживания жилое
помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности,
санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; осуществлять
капитальный ремонт жилого помещения.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении
наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального
ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования,
находящегося в жилом помещении,
наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое
помещение либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения
и (или) общего имущества в многоквартирном
доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением
или неисполнением указанных обязанностей
наймодателем.
По акту приема-передачи жилое помещение передано нанимателю
(л.д. 12). Как указал наниматель в акте приема-передачи жилого помещения от
23.05.2022, квартира требует ремонта и
полную дезинфекцию, нет электроэнергии и т.д.
С 03.10.2022 в спорной квартире зарегистрирована Аббязова
А.А. (л.д. 13,
44, 60 оборот).
Обращения истца в Управление жилищно-коммунального хозяйства
администрации города Ульяновска по вопросу капитального ремонта жилого
помещения, расположенного по адресу ***,
остались без удовлетворения (л.д. 14).
При этом Управление
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска представило
локальный сметный расчет № *** по капитальному ремонту спорной квартиры (л.д.
17-24).
Управление многоквартирным жилым домом № *** осуществляет
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Солидарность».
Из акта обследования общества с ограниченной
ответственностью «Управляющая компания «Солидарность» от 03.10.2022 также
следует, что в квартире требуется капитальный ремонт (л.д. 15).
Ссылаясь на невозможность проживания в муниципальной
квартире, обязанность ответчика произвести ремонт спорного жилого помещения,
Аббязова А.А. обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные сторонами доказательства в
соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к
выводу о том, что предоставленное органом местного самоуправления по договору
социального найма Аббязовой А.А. жилое помещение передано нанимателю в непригодном для проживания состоянии, не
отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным
требованиям законодательства.
Данное обстоятельство создает угрозу жизни и здоровью
нанимателя и членов семьи нанимателя, препятствует реализации их прав,
предусмотренных положениями статей 61, 67 ЖК РФ, так как без проведения
капитального ремонта дальнейшая эксплуатация жилого помещения невозможна.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации
города Ульяновска, действующее от имени муниципального образования «город
Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска,
как наймодатель, главный распорядитель бюджетных средств, выделенных на
капитальный ремонт муниципальных жилых помещений, не исполнило обязанность по
производству капитального ремонта жилого помещения, в связи с чем является
надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Установленные по делу обстоятельства являются достаточными
для однозначного вывода об уклонении Управления жилищно-коммунального хозяйства
администрации города Ульяновска от исполнения своей обязанности по проведению
капитального ремонта жилого помещения.
Доводы жалобы со ссылкой на Бюджетный кодекс Российской
Федерации, отсутствие финансирования не являются основанием для освобождения
ответчика от исполнения указанной обязанности по проведению капитального ремонта, поскольку действующее законодательство не
связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием
финансовой возможности или отсутствием финансирования и не освобождает
ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.
Перечень работ по капитальному ремонту квартиры,
содержащийся в локальном сметном расчете
№ ***, сторонами не оспорен.
Недостатки жилого помещения в ходе рассмотрения дела не
устранены.
Согласно отзыву ответчиков вопрос проведения работ по
капитальному ремонту данной квартиры будет рассмотрен при выделении
дополнительного финансирования статьи затрат (л.д. 52-53).
При таких обстоятельствах исковые требования к
Управлению
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска подлежат
удовлетворению, на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации
города Ульяновска, действующее от имени муниципального образования «город
Ульяновск» по специализированному поручению администрации города Ульяновска,
следует возложить обязанность организовать и провести ремонт жилого помещения,
находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: ***,
предоставленного Аббязовой А.А. по договору социального найма от 23.05.2022 № ***,
согласно имеющемуся локальному сметному расчету № ***.
Исковые
требования к администрации города Ульяновска не подлежат удовлетворению как к
ненадлежащему ответчику.
В
силу положений подпункта 19
пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации
государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам,
рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции,
мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков
(административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Исходя
из указанных положений налогового законодательства, оснований для взыскания с
Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска
государственной пошлины в доход местного бюджета согласно части 1
статьи 103 ГПК РФ у судебной коллегии не имеется.
Принимая
во внимание изложенные обстоятельства дела, решение суда подлежит отмене, с
вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований к ответчику
Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска,
действующему от имени муниципального образования «город Ульяновск» по
специализированному поручению администрации города Ульяновска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 27 февраля 2024 года отменить,
принять по делу новое решение.
Исковые требования Аббязовой Алсу Асхатовны к
Управлению
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска,
действующему от имени муниципального образования «город Ульяновск» по
специализированному поручению администрации города Ульяновска, о возложении
обязанности провести ремонт жилого помещения удовлетворить.
Возложить
на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска,
действующее от имени муниципального образования «город Ульяновск» по
специализированному поручению администрации города Ульяновска, обязанность
организовать и провести ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной
собственности, расположенного по адресу: ***, предоставленного Аббязовой Алсу
Асхатовне по договору социального найма от 23.05.2022 № ***, согласно локальному
сметному расчету № ***.
В удовлетворении исковых требований к администрации города
Ульяновска отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 29.07.2024