Судебный акт
О переносе контейнерной площадки по сбору ТКО
Документ от 16.07.2024, опубликован на сайте 25.07.2024 под номером 113616, 2-я гражданская, о возложении обязанности демонтировать контейнерную площадку, обязанности по организаци места накопления твердых коммунальных отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-003399-58

Судья Резовский Р.С.                                                               Дело № 33а-3206/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          16 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Юшиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 января 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 мая 2024 года по делу № 2а-26/2024, по которому постановлено:

Административные исковые требования Суворовой Маргариты Владимировны к администрации города Ульяновска о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по переносу контейнерной площадки, по адресу: город *** (порядковый пункт 276 Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «г. Ульяновск» по состоянию на 25 декабря 2023 года) с земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: город *** на земельный участок неразграниченной муниципальной собственности по следующим координатам: ***° северной широты и ***° восточной долготы.

В удовлетворении остальной части исковых требований Суворовой Маргариты Владимировны – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации г.Ульяновска – Грачевой А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Суворовой М.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

Суворова М.В. обратилась в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о понуждении к определенным действиям.

Требования мотивированы тем, что Суворова М.В. является собственником квартиры по адресу: город ***, квартира №***, а также председателем Совета данного многоквартирного дома (далее – МКД). На придомовой территории данного дома расположена контейнерная площадка, которой для сбора мусора пользуются не только жители указанного дома, но и жители близлежащих многоквартирных домов. Однако собственниками помещений МКД не принималось решений о предоставлении права пользования придомовым земельным участком для размещения органами местного самоуправления контейнерной площадки, включении контейнерной площадки в состав общего имущества МКД и несении расходов по её содержанию. Действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности на собственников помещений МКД по содержанию имущества, не являющегося общим и находящегося в пользовании собственников иных домов. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома от 22.06.2023 принято решение об освобождении придомовой территории от контейнерной площадки, обслуживающей несколько домов (вопрос №15 повестки собрания). Отмечает, что данная контейнерная площадка расположена в опасной близости от газораспределительного пункта шкафного (ГРПШ). В адрес администрации города Ульяновск была направлена претензия о демонтаже контейнерной площадки и переносе ее на муниципальный земельный участок, на что был получен ответ, что разместить контейнерную площадку в другом месте не представляется возможным. При этом оценка расположению контейнерной площадки вблизи ГРПШ, законность ее размещения на придомовой территории МКД в ответе не дана.

Контейнерная площадка, находящаяся возле многоквартирного дома №*** ***, как размещенная без согласования с собственниками помещений МКД, без соблюдения процедуры комиссионного осмотра территории, в нарушение охранных зон газораспределительных сетей нарушает законные права и интересы собственников помещений многоквартирного дома, а также угрожает жизни и здоровью жителей.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, Суворова М.В. просила суд возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по переносу контейнерной площадки, расположенной у дома №*** по *** в соответствии с координатами, указанными в реестре мест (площадок) накопления ТКО, расположенный на территории                          МО г.Ульяновск; возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для обслуживания многоквартирного дома по адресу: город ***, с соблюдением Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований (СанПин 2.1.3684-21) на муниципальном земельном участке.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены                   ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», ООО «Контракт плюс»,                            ООО «Планета жизни», ООО «Метрополис».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и  принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что настоящее административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, судом нарушены нормы материального права, в виде неприменения нормы, подлежащей применению, а именно п.5 ст.16.1 КАС РФ.

Кроме того указывает, что суд сослался на норму КАС, регулирующую участие прокурора, но в рамках данного спора прокурор не являлся стороной по делу и к участию в деле не привлекался.

Считает, что решение суда является неисполнимым, поскольку перенести подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод не представляется возможным. В данном случае необходимо обустройство новой контейнерной площадки. Форма собственности земельного участка, указанная в решении, а именно земельный участок неразграниченной муниципальной собственности, не существует.

Обращает внимание, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведется органами местного самоуправления для упорядочения и информирования о расположении мест накопления ТКО на территории муниципального образования «город Ульяновск» и не устанавливает обязанность по оборудованию всех мест накопления ТКО, внесенных в реестр. От управляющей компании ООО «Мегаполис» или от собственников МКД №*** по *** заявлений о внесении изменений географических координат в отношении спорной контейнерной площадки в администрацию города Ульяновска не поступало. Отмечает, что выводы суда об обязанности перенести контейнерную площадку, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что на городские округа возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения твердыми коммунальными отходами, а только осуществление  мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО, обслуживающих многоквартирные дома, возложена на управляющие компании, и выводы суда в этой части не содержат ссылки на обязательства, возложенные на собственников помещений в многоквартирных домах.

В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст.51 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 1).

В соответствии с п.4 ст.13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Суворова М.В. является собственником квартиры №*** дома №*** по *** города Ульяновска. Управление указанным многоквартирным домом на основании договора от 01.08.2019 осуществляет ООО «Мегаполис». 

Многоквартирный жилой дом №*** по *** города Ульяновска расположен на земельном участке с кадастровым номером *** площадью 2199 кв. м.

На вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером *** размещено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов с твердым основанием и ограждением с двух сторон.

Распоряжением администрации города Ульяновска утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «г. Ульяновск» (по состоянию на 25.12.2023).

Сведения о местах накопления ТКО на территории МО «город Ульяновск», а также о технических характеристиках данных объектов и о собственниках мест (площадок) накопления ТКО внесены в реестр мест накопления ТКО, в котором указаны объекты, в том числе, расположенные по адресам (т.1 л.д.13):

- город Ульяновск, улица Локомотивная, дом №23 (порядковый пункт 275 Реестра); географические координаты 54.278094° северной широты и 48.342687° восточной долготы; собственник площадки – администрация города Ульяновск; организация, оказывающая услуги по собору и транспортировки ТКО –                           ООО «Контракт плюс»; источники образования ТКО - дома №21, 25 и 27 по улице Локомотивной, дома №4 и 2 по проспекту Гая, а также дом №*** по ***;

- город Ульяновск, улица Локомотивная, дом №31 (порядковый пункт 276 Реестра); географические координаты 54.277281° северной широты и 48.340901° восточной долготы; собственник площадки – администрация города Ульяновск; организация, оказывающая услуги по собору и транспортировки ТКО –                          ООО «Контракт плюс»; источники образования ТКО - дом №29 по улице Локомотивной, дома №8, 10, 12, 14 и 22 по проспекту Гая;

Площадка накопления твердых коммунальных отходов, расположенная на придомовом земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 2199 кв.м, по адресу: город ***, дом №***, является контейнерной площадкой, указанной в Реестре под номером 276 (город Ульяновск, улица Локомотивная, дом №31).

Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадка по адресу: город Ульяновск, улица Локомотивная, дом №31 (порядковый пункт 276 Реестра), должна располагаться по следующим географическим координатам: 54.277281° северной широты и 48.340901° восточной долготы.

Между тем, фактически указанная площадка расположена в ином месте, а именно: по географическим координатам: ***° северной широты и ***° восточной долготы, на придомовом земельном участке с кадастровым номером *** (т.1 л.д.218-225).

Установив, что многоквартирный жилой дом по адресу: город *** включен в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, как источник образования ТКО, в отношении контейнерной площадки по адресу: город *** (порядковый пункт 275 Реестра), которая фактически располагается в иных координатах, на придомовой территории указанного МКД, при этом собственники не принимали решение об обустройстве контейнерной площадки на данной территории, плату за сбор ТКО оплачивают региональному оператору ООО «Контракт плюс», суд первой инстанции  обоснованно удовлетворил административные исковые требования Суворовой М.В. и обязал администрацию города Ульяновска перенести спорную площадку по сбору ТКО в место, определенное Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «г. Ульяновск», утвержденным Распоряжением администрации города Ульяновска.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, администрацией города Ульяновска, на которую в силу ст.62 КАС РФ возложено бремя доказывания по административному делу, не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств указывающих на законность оспариваемых действий (бездействия).

Довод апелляционной жалобы о неисполнимости судебного решения судебная коллегия находит несостоятельным.

Так, Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ст. 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона №89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Ссылка заявителя на некорректную судебную формулировку при указании формы собственности земельного участка как «земельный участок неразграниченной муниципальной собственности» на правильность выводов суда не влияет, означает земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, и находящийся на территории муниципального городского округа, что не является препятствием для исполнения судебного акта, принимая во внимание указание судом конкретных географических координат, на которых должна быть расположена спорная контейнерная площадка.

Что касается вида судопроизводства, то дело верно рассмотрено судом в административном порядке.

В соответствии с абзацем первым ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку Суворова М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором фактически обжаловала бездействие администрации города Ульяновска, а также ее отказ в переносе контейнерной площадки с придомовой территории, то юридически значимым обстоятельством по делу являлось установление судом факта незаконного бездействия органа местного самоуправления, которые с учетом вышеприведенных положений закона разрешаются в административном порядке.

Таким образом, выводы суда, по сути, являются верными, они подробно мотивированы в оспариваемом решении, административным ответчиком не опровергнуты.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении №1 к правилам.

Аналогичные требования содержатся в пункте 3.7.6 Правил №170 и в пункте 3.3.7 Правил №61.

В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Закона №89-ФЗ).

Указанная правовая позиция изложена в пунктах 24, 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.

Между тем, собственниками многоквартирного дома №*** по *** города Ульяновска такое решение не принималось.

Приведенные судом в решении положения ч. 4 ст.218 КАС РФ, предусматривающие право прокурора на обращение с административным иском, на что обращает внимание заявитель апелляционной жалобы, являются по своей сути опиской и отмены правильного решения суда не влекут.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 января 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено в окончательной  форме 22.07.2024.