Судебный акт
Оспаривание заключения экспертного совета
Документ от 09.07.2024, опубликован на сайте 24.07.2024 под номером 113601, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2023-003300-20

Судья Зубрилина Е.А.                                                                      Дело № 33-2962/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 9 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей  Сычевой О.А., Шлейкина М.И.,

при секретаре  Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ирмашевой Любови Олеговны на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 декабря 2023 года по делу № 2-882/2023, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Ирмашевой Любови Олеговны к федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова  МЧС России» Санкт – Петербургскому региональному межведомственному экспертному совету по установлению причин связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, о признании решения № *** от 05.06.2019 в отношении И*** Р*** С*** незаконным, признании причины смерти И*** Р*** С***, связанной с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, признании причины смерти И*** Р*** С***а, связанной с заболеванием полученным при исполнении обязанности военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Ирмашева Л.О. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе  судебного разбирательства, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова  МЧС России» Санкт-Петербургскому региональному межведомственному экспертному совету по установлению причин связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, о признании решения незаконным, установлении причины смерти. В обоснование иска указала, что состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области, является вдовой умершего *** И*** Р.С. - инвалида катастрофы на Чернобыльской АЭС и ветерана боевых действий, получает пенсию по случаю потери кормильца за умершего супруга с 01.05.2019. Ее супруг - И*** Р.С. в период с 02.10.1986 по 15.11.1986 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Волгоградского межведомственного экспертного совета №*** от 17.06.2002 по установленным ранее диагнозам И*** Р.С. (***.) установлено, что заболевание и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ФГУ «ГБ МСЭ Ульяновской области» на основании решения Волгоградского межведомственного экспертного совета №*** от 17.06.2002, установило с 31.07.2002 и повторно с 17.07.2007 бессрочно И*** Р.С. *** группу инвалидности с причинной связью - «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». 02.07.2013 И*** Р.С. Министерством обороны Российской Федерации было выдано удостоверение, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. В связи с чем Военный комиссариат Ульяновской области производил И*** Р.С. выплату пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и мер социальной поддержки. *** И*** Р.С. умер. Решением межведомственного экспертного совета ФГУЗ «Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» г. Санкт- Петербург от 05.06.2019 по установленным диагнозам И*** Р.С. (***) причину смерти не связал с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Межведомственный экспертный совет от 05.06.2019 подошел формально к изучению представленной медицинской документации, взял за основу посмертный эпикриз №*** о причинной связи смерти умершего *** И*** Р.С., где было указано, что эти заболевания получены от ***. Она просила пересмотреть и внести изменения в посмертный эпикриз № *** о причинной связи смерти умершего *** И*** Р.С., указать, что его заболевания, которые являлись причиной смерти, связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В удовлетворении ее заявления было отказано. Просила признать незаконным решение межведомственного экспертного совета ФГУЗ «Всероссийский центр экспертной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» г. Санкт-Петербург по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям, от 05.09.2019 № *** в отношении И*** Р.С.; признать причину смерти И*** Р.С., связанной с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в силу решения Волгоградского межведомственного экспертного совета № *** от 17.06.2002 и заключения судебно-медицинской экспертизы № *** от 20.03.2019; признать причину смерти инвалида И*** Р.С., связанной с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ ЦК МСЧ им. В.А. Егорова, Военный комиссариат Ульяновской области, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ОСФР по Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ирмашева Л.О. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что И*** Р.С. при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС получил большую суммарную дозу облучения. Такие заболевания как *** получены И*** Р.С. при воздействии радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Связь заболеваний с воздействием радиационного фактора установлена решением Волгоградского межведомственного экспертного совета № *** от 17.06.2002, на основании которого И*** Р.С. устанавливалась инвалидность с причинной связью «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». В заключении судебной экспертизы указано, что заболевания, приведшие к смерти И*** Р.С., не входят в Перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592. Однако, данное постановление обратной силы не имеет.

В возражениях на жалобу ФГБУ «Всероссийской центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ирмашева Л.О. с 01.02.2008 состояла в зарегистрированном браке с И*** Р.С. (том 1, л.д. 13).

Согласно справке Военного комиссариата (Заволжский район г. Ульяновска) Ульяновской области от 27.11.2019 № *** И*** Р.С. в составе *** принимал участие по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне 3, с. Оранное Киевской области в 30 км зоне – суммарная доза облучения 18,90 рн в период с 02.10.1986 по 15.11.1986 (том 1, л.д. 225).

В решении межведомственного экспертного совета от 17.06.2002 (г. Волгоград) указано, что заболевания И*** Р.С. «***» и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (том 1, л.д. 14).

И*** Р.С. являлся инвалидом *** группы с 17.07.2007 бессрочно, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (том 1, л.д. 15).

*** И*** Р.С. умер (том 1, л.д. 17).

Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019 установлено, что заболевание, приведшее к смерти И*** Р.С. (*** не относится к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входит в перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592). Причина смерти с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связана (л.д. 9).

Полагая решение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019 незаконным, Ирмашева Л.О. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца, и руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы определят Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1).

Статья 14 Закона № 1244-1 устанавливает меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Как указано в данной норме закона, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой статьи 14 названного Закона № 1244-1, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.

Согласно ст. 24 Закона № 1244-1 в данном Законе под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2005 № 289 утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее – Положение № 289).

В соответствии с п. 1 Положения № 289 межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения.

МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях (пункт 2).

Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов (пункт 3).

Пунктом 4 Положения № 289 на МЭС возлагаются следующие основные функции:

проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов;

принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

Поскольку разрешение заявленного спора требовало специальных познаний, суд первой инстанции обоснованно назначил по делу комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, производство которой поручил ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна».

Согласно заключению экспертов № *** от 16.10.2023 заболевания И*** Р.С., в том числе приведшие к инвалидности и смерти, не относятся к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входят в перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592.

Экспертами отмечено, что установление связи некоторых из этих заболеваний с участием И*** Р.С. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Волгоградским межведомственным экспертным советом в 2002 году проводилось на основании действовавших в тот временной период документов, рассматривавших связь заболеваний с действием как радиационного, так и сопутствующих нерадиационных факторов (стресс, условия длительной командировки, нерациональное питание и т.д.).

В настоящее время действующее постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592 рассматривает связь имеющихся заболеваний только с перенесенным облучением. Заболевания, не включенные в Перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденный постановлением, не могут быть связаны с радиационным воздействием.

В связи с изложенным эксперты пришли к выводу, что связать заболевания, в том числе, приведшие к инвалидности и наступлению смерти И*** Р.С., с воздействием радиационных факторов при проведении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году не представляется возможным.

Оснований не доверять заключению экспертов, имеющих соответствующее образование, квалификацию и стаж работы, не имеется. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заключения.

Выводы экспертов сделаны на основании медицинской документации И*** Р.С., содержание которой изложено в мотивировочной части заключения.

Поскольку истцом оспаривалось заключение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 05.06.2019, которое было дано в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592, утвердившего Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, эксперты обоснованно руководствовались данным Перечнем.

Доказательств, способных опровергнуть заключение проведенной по делу экспертизы, истцом в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.

Спор рассмотрен судом первой инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах заявленных исковых требований.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ирмашевой Любови Олеговны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  11.07.2024.