Судебный акт
Назначение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка
Документ от 16.07.2024, опубликован на сайте 23.07.2024 под номером 113586, 2-я гражданская, О признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенное право, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0006-01-2024-000080-75

Судья Зотова Л.И.                                                                               Дело № 33-3116/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   16 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 20 марта 2024 года по гражданскому делу № 2-110/2024, которым постановлено:

исковые требования Юдиной Елены Владимировны удовлетворить.

Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 13.11.2023 об отказе в начислении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка признать незаконным.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН/КПП ***) обязанность назначить Юдиной Елене Владимировне (ИНН ***) ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, с даты обращения с заявлением.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Юдина Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.

В обоснование заявленных требований указала, что 11.11.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 13.11.2023 в праве на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330, ей было отказано.

Отказ был обоснован тем, что среднедушевой доход семьи составляет 15 668 рублей 71 копейку, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области - 12 794 рубля.

С данным отказом она не согласна, так как ответчиком незаконно в среднедушевой доход семьи включены алименты, выплачиваемые ее супругом – Ю*** С.В. на ребенка от другого брака.

Согласно справке ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области общая сумма уплаченных Ю*** С.В. алиментов за период с 01.10.2022  по 31.10.2023 составляет 232 888 рублей 10 копеек.

Среднедушевой доход семьи за вычетом уплаченных алиментов составляет 10 816 рублей 87 копеек.

Просила признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 13.11.2023, возложить на ответчика обязанность назначить ей ежемесячную выплату в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Юдиной Е.В. в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд незаконно исключил из расчета дохода семьи Юдиной Е.В. сумму алиментов, уплачиваемую Ю*** С.В. в пользу С*** О.А.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, отмечает, что Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330, не содержат положений об исключении из дохода семьи заявителя при расчете среднедушевого дохода данной семьи для назначения ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, уплаченных заявителем или членами его семьи алиментов.

Пунктом 53 Правил утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, который не предусматривает исключение из дохода семьи алиментов, уплачиваемых в другую семью. При этом отсылок на иные нормативно-правовые акты не содержится, законодателем указан исчерпывающий перечень видов доходов, вычитаемых при определении размера среднедушевого дохода семьи. Следовательно, применение аналогии закона в данном случае недопустимо.

Полагает необоснованной ссылку суда на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2022), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022, из которого следует, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации в указанном Обзоре сформирована на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, которое не может применяться к спорным правоотношениям, помимо того, пункт 3 данного постановления утратил силу с 01.01.2023.

В возражениях на апелляционную жалобу Юдина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Юдина Елена Владимировна и Ю*** С*** В*** с 30.12.2014 состоят в браке и являются родителями несовершеннолетних детей: Ю*** И*** С***, *** года рождения, и Ю*** Л*** С***, *** года рождения (л.д. 7-9).

11.11.2023 Юдина Е.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (л.д. 33-38).

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 13.11.2023 № 0001.001560/2023‑0149701 Юдиной Е.В. отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. При этом ответчик пришел к выводу о том, что среднедушевой доход членов семьи Юдиной Е.В. за расчетный период с 01.10.2022 по 30.09.2023 составляет 15 668 рублей 71 копейку, включив в расчет доход супруга истца по месту работы с учетом удержанных алиментов на содержание ребенка от предыдущего брака (л.д. 31-32).

По сведениям, представленным ФНС России, доход семьи Юдиной Е.В. за расчетный период с 01.10.2022 по 30.09.2023 составил - 752 098 рублей 15 копеек, из которых: 124 093 рубля 45 копеек - вознаграждение, полученное Юдиной Е.В. за выполнение трудовых или иных обязанностей;  628 004 рубля 70 копеек - вознаграждение, полученное супругом Юдиной Е.В. - Ю*** С.В. за выполнение трудовых или иных обязанностей (л.д. 42-44).

Материалами дела также подтверждается, что на основании судебного приказа № 2-144/2010 от 27.04.2010, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области, из всех видов заработка и (или) дохода Ю*** С.В. ежемесячно производится удержание алиментов в размере 1/4 доли в пользу бывшей супруги С*** О.А. на содержание несовершеннолетнего ребенка С*** С.С., *** года рождения (л.д. 13).

Согласно справке ОСП по Барышскому району УФССП по Ульяновской области общая сумма уплаченных Ю*** С.В. алиментов за период с 01.10.2022 по 31.10.2023 составляет 232 888 рублей 63 копейки (л.д. 14).

Полагая, что решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 13.11.2023 является незаконным, Юдина Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Юдиной Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода семьи, алименты учитываются в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими, следовательно, ответчиком при расчете среднедушевого дохода семьи необоснованно учтены алименты, уплаченные супругом истца, на содержание ребенка от предыдущего брака.

Принимая во внимание, что при исключении данных сумм из среднедушевого дохода семьи истца данный доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Юдиной Е.В. права на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и незаконности отказа в его назначении.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.

В соответствии с действующим правовым регулированием с 01.01.2023 нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает, если рассчитанный в установленном порядке размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на дату обращения за назначением пособия (статья 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Среднедушевой доход семьи, как правило, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением пособия, путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (часть 2 статьи 3, часть 6 статьи 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ; пункты 48, 49 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 (далее - Правила от 16.12.2022 № 2330).

В состав семьи включаются заявитель, его супруг (супруга), а также не состоящие в браке его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) (части 7, 8 статьи 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 47 Правил от 16.12.2022 № 2330 при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается в качестве дохода, полученная в денежной форме сумма полученных алиментов.

Подпунктом «н» пункта 53 указанных Правил установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются пособия и иные аналогичные выплаты, а также алименты на ребенка, который на день подачи заявления о назначении ежемесячного пособия достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации).

Постановлением Правительства Ульяновской области № 778-П от 21.12.2022 «Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2023 год», установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в Ульяновской области на 2023 год в размере 12 794 рубля.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния. Фактически, действующим законодательством предусмотрено, что алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства установлены правильно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы суда основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Разрешая требования Юдиной Е.В., суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, правомерно исходил из того, что алиментные обязательства супруга истца в отношении ребенка от предыдущего брака не могут быть включены в общий доход данной семьи, поскольку относятся к доходу семьи, получающей алименты.

Произведя расчет среднедушевого дохода семьи истца без учета уплаченных алиментов, и установив, что данный доход не превышает установленный в Ульяновской области прожиточный минимум, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в назначении Юдиной Е.В. ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка у ответчика не имелось, в связи с чем возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность назначить истцу данное пособие.

Доводы апелляционной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о том, что суд незаконно исключил из расчета дохода семьи Юдиной Е.В. сумму алиментов, уплачиваемую Ю****** С.В. в пользу С*** О.А., основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку включение в расчет среднедушевого дохода денежных средств, которые были начислены, но не получены семьей истца (в данном случае алиментов на содержание ребенка супруга Юдиной Е.В. от предыдущего брака) не могут быть учтены. Иное толкование противоречит государственной гарантии предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей, позволяющих улучшить их материальное положение и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.

Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованное применение судом первой инстанции разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре судебной практики № 3 (2022), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022 не свидетельствует о нарушении судом норм материального права и не привело к неправильному разрешению спора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание, что с 01.01.2023 признан утратившим силу пункт 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, согласно которому из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку исходя из буквального содержания регулирующих спорные отношения норм федерального законодательства, в том числе пункта 4 указанного Перечня, алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, не опровергают выводы суда и правильность судебного решения.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Барышский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2024 года.