У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2023-006205-26
Судья Павлов Н.Е. Дело №33а-1885/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
16 апреля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой З.А.,
Смирновой Ю.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пысенкова Андрея Ивановича на
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 13 декабря 2023 года по делу
№2а-4220/2023, которым постановлено:
в удовлетворении
административного иска Пысенкова Андрея Ивановича к Отделу Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска,
Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской
области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании
незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии действий, направленных на
привлечение к административной ответственности, розыску и установлению
личностей, их опросу по обстоятельствам правонарушения, прибытии на место
совершения административного правонарушения с нарушением срока, отсутствии
вынесенного постановления отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения представителя МВД России, УМВД России по
Ульяновской области - Агафоновой Д.В., представителя ОМВД России по Заволжскому району
г.Ульяновска - Замалетдиновой Р.А., полагавших решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Пысенков А.И. обратился в суд с
административным иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Заволжскому району города Ульяновска (далее – ОМВД России по
Заволжскому району г. Ульяновска), Управлению Министерства внутренних дел
Российской Федерации по Ульяновской области (далее - УМВД России по Ульяновской
области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России)
о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленного административного
иска указал, что ночью 25.07.2023 Пысенков А.И. обратился в органы полиции с
заявлением о правонарушении, которое совершалось нетрезвой группой лиц на
детской площадке между домами №№ *** в г. Ульяновске.
Первый звонок поступил в 23.23 по телефону
102.
Второй звонок поступил в 23.37 по телефону 112.
Третий звонок поступил в 23.58 по телефону 42
29 60.
В итоге полиция не приехала.
Компания пьяных людей разошлась около 01 часа
50 минут 26.07.2023.
Во время нахождения на детской площадке люди
громко слушали музыку, нецензурно выражались, распивали спиртные напитки.
Имеется видеозапись правонарушения, которое совершалось группой лиц на детской
площадке, из действий которых усматриваются признаки административных
правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ, а
также нарушения ст. 4.1 Закона Ульяновской области от 28.02.2011 №16-ЗО «Кодекс
Ульяновской области об административных правонарушениях». Таким образом, вызов
полиции был обоснованным и требовал вмешательства правоохранительных органов.
Данные правонарушения административным
ответчиком пресечены не были. Тогда как Федеральный закон «О полиции» относит
пресечение противоправных действий именно к полномочиям органов полиции.
Никаких отказов в возбуждении дела об административном правонарушении он не
получал.
Просил суд признать незаконным бездействие,
выразившееся в отсутствии действий, направленных на привлечение к
административной ответственности, розыску и установлению личностей, их опросу
по обстоятельствам правонарушения, прибытии на место совершения
административного правонарушения с нарушением срока, отсутствии вынесенного
постановления.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Пысенков А.И. не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
удовлетворении требований.
По мнению заявителя
жалобы, о совершенном административном правонарушении было известно сразу.
Жалобы на сотрудников полиции, а также заявления о розыске и привлечении
виновных поступили своевременно. Следовательно, у полиции было время на розыск
и установление личностей виновных. Однако доказательства по делу и видеозаписи
сотрудники полиции должным образом не изучали. Именно после просмотра видеозаписи,
размещенной на YouTube-канале
административного истца, его повторных обращений, виновные лица полицией были
установлены, но уже за пределами сроков давности привлечения их к
ответственности. Полагает, что по делам об административных правонарушениях он
должен был быть привлечен в качестве потерпевшего. Поскольку виновные лица к
ответственности не привлечены, права заявителя жалобы не могут быть признаны
восстановленными. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать
законным и обоснованным.
В возражениях на
апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.2
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23
«О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято
при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с
нормами материального права, которые подлежат применению к данному
правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии
закона или аналогии права.
Между тем, оспариваемое
решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.
В соответствии с ч.1
ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии
судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или
муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Исходя из положений
ст.226 КАС РФ при рассмотрении
административного дела суду необходимо выяснить, соблюдены ли требования
нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации,
лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на
принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия
(бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого
действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными
правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения,
совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам,
регулирующим спорные отношения.
В силу разъяснений, содержащихся
в абз.5 п.26
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 «О
некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации», суд вправе ограничиться
признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные
публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае,
когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы,
законного интереса.
Из материалов дела следует, что в ночь с
25.07.2023 на 26.07.2023
административный истец обратился в органы полиции с заявлением о
правонарушении, которое совершалось нетрезвой группой лиц на детской площадке
между домами ***. Первый звонок поступил в 23.23 час. по телефону 102, второй
звонок - в 23.37 час. по телефону 112, третий - в 23.58 час. по телефону 42 29
60. Полиция не приехала, компания пьяных людей разошлась около 1.50 часов
26.07.2023.
Телефонный
звонок на номер 102 с вызовом по указанному в иске
адресу с целью пресечения правонарушения, совершаемого неустановленными
лицами, в частности, закона «О тишине»
поступил в Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Заволжскому району г. Ульяновска.
25.07.2023
в 23 час. 42 мин. в ОМВД по Заволжскому району г.Ульяновска в КУСП № *** зарегистрировано
сообщение Пысенкова А.И. по факту шума между домами №*** и № *** в
г.Ульяновске.
26.07.2023
в 00 час. 02 мин. в УМВД по Ульяновской области в КУСП №*** зарегистрировано сообщение
Пысенкова А.И. с жалобой на сотрудников полиции ОМВД России по Заволжскому
району г.Ульяновска. Указанное сообщение согласно резолюции врио начальника
УМВД России по Ульяновской области 26.07.2023 для проведения проверки в
установленном порядке передано в ОМВД России по Заволжскому г.Ульяновска, где
зарегистрировано в КУСП №*** 26.07.2023.
Материалы КУСП №*** 26.07.2023 приобщены к материалам КУСП
№ *** от 25.07.2023.
К материалу
проверки, зарегистрированному в КУСП № *** от 25.07.2023, приобщены рапорты
сотрудников ППС полиции, из которых следует, что 26.07.2023 в 00 час. 45 мин.
они выехали на детскую площадку, расположенную между домами №*** по *** в г.
Ульяновске, при этом лица, допускающие нарушение общественного порядка
обнаружены не были. К материалам проверки приобщены объяснения двух граждан,
проживающих в доме №*** по *** в г. Ульяновске от 27.07.2023, согласно которым какого-либо
шума на детской площадке они не слышали.
Из рапорта старшего
по патрулю на автомобиле № 441 от 25.07.2023 следует, что в период времени с 00
час. 00 мин. до 00 час. 40 мин. сотрудники полиции находись на обслуживании
вызова по адресу: г. Ульяновск, ул. ***.
В период времени с
00 час. 45 мин. до 01 час. 00 мин. они находились по сообщению о
происшествии административного истца (л.д.62).
31.07.2023 на
основании рапорта участкового
уполномоченного полиции материалы проверок КУСП
№*** 26.07.2023 и КУСП № 23191 от
25.07.2023 списаны в номенклатурное дело.
06.10.2023 в КУСП №***
зарегистрирован рапорт врио начальника отделения УУП (по обслуживанию
микрорайона «Новый город») ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска по
факту изъятия из номенклатурного дела материала проверки, зарегистрированного в
КУСП № *** от 25.07.2023, в целях
проведения дополнительной проверки (л.д.81-95).
06.11.2023
по результатам проведенной дополнительной проверки УУП (по обслуживанию микрорайона «Новый
город») ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска вынесено определение об
отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.48-49),
которое направлено в тот же день в адрес Пысенкова А.И. (простой почтой –
л.д.40), а 02.12.2023 – заказной почтой (л.д.43-44)
Разрешая спор и
отказывая в удовлетворении административного иска Пысенкову А.И., суд первой
инстанции исходил из того, что бездействия административными ответчиками в
рассматриваемой ситуации не допущено.
С выводами районного
суда в части отказа в удовлетворении требований к МВД России, УМВД России по
Ульяновской области судебная коллегия соглашается. В указанной части решение
Пысенковым А.И. не обжалуется.
Между тем, доводы
апелляционной жалобы относительно бездействия ОМВД России по Заволжскому району
г.Ульяновска заслуживают внимания, а с выводами суда первой инстанции в
указанной части судебная коллегия согласиться не может.
Так, в силу ст.1
Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для
защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных
граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны
общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной
безопасности.
Частью 1 ст.6
Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что полиция осуществляет свою
деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и
законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных
объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в
порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Согласно ст.12
Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ
«О полиции» на полицию возлагаются, в
том числе, следующие обязанности: принимать и регистрировать заявления и сообщения
о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и
сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные
законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место
совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия,
пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и
общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения
преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия,
обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения,
происшествия (п.п.1,2).
Согласно Положению
об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому
району г. Ульяновска, утвержденному приказом УМВД России по Ульяновской области
от 18.08.2017 №307 (далее - Положения об Отделе), ОМВД России по Заволжскому
району г.Ульяновска создан в целях реализации возложенных на органы внутренних
дел Российской Федерации задач по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и
свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,
противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности,
обеспечению общественной безопасности на территории Заволжского района
муниципального образования «Город Ульяновск». ОМВД России по Заволжскому району
г.Ульяновска входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации,
подчиняется Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Ульяновской области и осуществляет свою деятельность в пределах границ Заволжского
района муниципального образования «Город Ульяновск» согласно утвержденным
Министром внутренних дел Российской Федерации схемам размещения территориальных
органов.
Границы Заволжского
района муниципального образования «Город Ульяновск» и находящихся в его ведении
сельских населенных пунктов определены Законом Ульяновской области от
13.07.2004 №043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области».
К полномочиям ОМВД
России по Заволжскому району г.Ульяновска согласно подп.2 п.9 Положения об
Отделе относится обеспечение незамедлительного прибытия сотрудников органов
внутренних дел на место совершения преступления, административного
правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов
внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и
общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения
преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия,
сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
Пунктом 9 Инструкции
о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах
Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о
преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях,
утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 №736, (далее - Инструкция),
предусмотрено, что круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях,
об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным
дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела,
отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного
пункта полиции).
Согласно п.39
Инструкции после регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об
административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный
дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах
неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение
дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего
территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта
полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или
лицу, его замещающему.
Поскольку
прибытие сотрудников ОМВД России по
Заволжскому району г.Ульяновска в ночь с 25 на 26.07.2023 на место
происшествия, указанного Пысенковым А.И., было осуществлено с нарушением
п.2 ч.1 ст.12
Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», что не оспаривалось
ответчиками, то административные исковые требования Пысенкова А.И. к
ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска о признании незаконным
бездействия подлежали удовлетворению.
Вопреки доводам
административных ответчиков, принятие мер по другим сообщениям, отсутствие возможности немедленного
направления наряда на место происшествия, а также нехватка сил и средств для
реагирования, не опровергает обязанности по надлежащему исполнению ответчиком
требований п.2 ч.1 ст.12
Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ
«О полиции», поскольку возлагают на
полицию прибывать незамедлительно на
место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия,
пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и
общественной безопасности.
При данных
обстоятельствах незамедлительность действий сотрудников полиции не может быть
ограничена какими-либо установленными временными сроками, так как выполнение
этих действий подразумевает под собой выполнение возложенных на них
обязанностей без каких-либо промедлений. Вместе с тем, цели пресечения
противоправных действий достигнуты не были.
Данная правовая
позиция согласуется с позицией Седьмого
кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определении от 25.08.2022 №88-12614/2022.
Несвоевременный
выезд ППС на место происшествия по сообщению
Пысенкова А.И. повлек невозможность привлечения к административной
ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, о котором
сообщил административный истец, что безусловно нарушает его законные права и
интересы.
Однако вышеуказанные
обстоятельства и положения закона не были приняты во внимание судом первой
инстанции.
Несоответствие
выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам
административного дела, а также неправильное применение норм материального
права в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации являются основаниями для
отмены решения суда в части, с принятием
в данной части нового решения.
Довод заявителя
жалобы о том, что по делам об административных правонарушениях он должен был
быть привлечен в качестве потерпевшего, судебной коллегией отклоняются,
поскольку данный вопрос решается в рамках КоАП РФ: Пысенков А.И. не лишен
возможности обжаловать определение об отказе в возбуждении дела об
административном правонарушении по мотиву непривлечения его в качестве
потерпевшего.
Довод
административных ответчиков о пропуске Пысенковым А.И. срока для обращения в
суд судебной коллегией не принимается, поскольку первоначально 02.08.2023 административный
истец обращался по данному факту в Ленинский районный суд г.Ульяновска с
административным иском к УМВД России по Ульяновской области о признании
бездействия незаконными. Решением Ленинского районного суда
города Ульяновска от 28.08.2023 по делу №2а-4423/2023 в
удовлетворении требований Пысенкову А.И. было отказано по мотиву того, что УМВД России по Ульяновской области является
ненадлежащим ответчиком по делу, а надлежащим ответчиком является
ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска. В этой связи 20.11.2023
Пысенков А.И. обратился в Заволжский районный суд г.Ульяновска с настоящим
иском. Таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 13 декабря 2023 года оставить отменить в части
отказа в удовлетворении требований Пысенкова
Андрея Ивановича к Отделу Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Заволжскому району города Ульяновска о признании незаконным бездействия,
выразившегося в несвоевременном прибытии сотрудников полиции на место
совершения административного правонарушения.
Принять в данной
части новое решение, которым признать
незаконным бездействие Отдела
Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району
города Ульяновска, выразившееся в прибытии в ночь с 25 на 26 июля 2023 года на
место совершения административного правонарушения -детскую площадку, расположенную
между домами № *** и № *** по *** в городе Ульяновске, с нарушением пункта 2
части 1 статьи 12 Федерального
закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О
полиции».
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Пысенкова Андрея
Ивановича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 24.04.2023