УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2023-004581-56
Судья Котельникова С. А.
Дело № 33-2608/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 июня 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Камаловой Е.Я.,
судей Старостиной
И.М., Власовой Е.А.,
при секретаре
Холодилиной Ю.О.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу городской общественной
организации общества защиты прав потребителей «Справедливость» в интересах
неопределенного круга потребителей на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 23 января 2024 года по гражданскому делу № 2-78/2024, по
которому постановлено:
в удовлетворении исковых
требований Димитровградской городской общественной организации общества защиты
прав потребителей «Справедливость» в интересах неопределенного круга
потребителей к муниципальному унитарному предприятию «Димитровградские
коммунальные ресурсы» о признании действий по поставке горячей воды
неопределенному кругу потребителей г. Димитровграда Ульяновской области с 21
ноября 2023 года ненадлежащего качества противоправными, обязании прекращения
противоправных действий путем предоставления качественного горячего
водоснабжения в соответствии с действующим законодательством и доведения до
сведения потребителей решения суда через средства массовой информации,
отказать.
Заслушав доклад
судьи Старостиной И.М., судебная коллегия
установила:
председатель Димитровградской
городской общественной организации общества защиты прав потребителей
«Справедливость» обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга
потребителей к муниципальному унитарному предприятию «Димитровградские
коммунальные ресурсы» о признании действий противоправными, понуждении к их
прекращению и доведению сведений до потребителей через средства массовой
информации.
Требования
мотивированы тем, что 24 ноября 2023 года был получен протокол лабораторных
испытаний воды №***, проведенный ***, согласно которому потребители горячего
водоснабжения *** получают услуги по поставке горячей воды ненадлежащего
качества. Исполнителем услуги по горячему водоснабжению на территории г.
Димитровграда по ул. Вокзальной является муниципальное унитарное предприятие
«Димитровградские коммунальные ресурсы» (далее - МУП «ДКР»), которое является
субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды. Транспортировка
воды производится от границы раздела между поставщиком МУП «Гортепло» и
транзитной организацией МУП «ДКР» до границы раздела между этой транзитной
организацией и потребителем.
В рамках
осуществления своей деятельности МУП «ДКР» тепловые сети предприятия являются
частью центральной системы горячего водоснабжения. Деятельность МУП «ДКР»
связана с осуществлением горячего водоснабжения с использованием
централизованных систем горячего водоснабжения.
Просил признать
действия МУП «ДКР» по поставке горячей воды неопределенному кругу потребителей
г. Димитровграда Ульяновской области ненадлежащего качества с 21 ноября 2023
года противоправными; обязать МУП «ДКР» прекратить противоправные действия в
отношении неопределенного круга потребителей г. Димитровграда Ульяновской
области, выразившиеся в оказании коммунальной услуги горячее водоснабжение
ненадлежащего качества, путем предоставления населению качественного горячего
водоснабжения в соответствии с действующим законодательством и довести до
сведения потребителей решение суда через средства массовой информации согласно
абзацу 2 статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования
относительно предмета спора, привлечены: ООО УК «Димитровград» (прежнее
наименование - ООО «ГУК Новое время»), Журавлева В.Н., МУП «Гортепло», ООО
«Ульяновскоблводоканал», администрация
г. Димитровграда Ульяновской области, Агентство государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Комитет по управлению
имуществом г. Димитровграда, МО
«Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по
жилищно-коммунальному комплексу администрации г. Димитровграда.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе городская общественная
организация общества защиты прав потребителей «Справедливость» в интересах
неопределенного круга потребителей просит решение суда отменить, считая его
незаконным, необоснованным и принять по делу новое решение об удовлетворении
исковых требований в полном объеме.
Указывает, что судом
необоснованно не принят во внимание в качестве доказательства протокол
лабораторных испытаний воды № *** от 24 ноября 2023 года проведенный ***.
В решении
отсутствуют обоснования, почему свидетельские показания ***, пояснения третьего лица Журавлевой В.Н.
и управляющей компании ООО Димитровград» о предоставлении некачественных услуг
ГВС и многочисленные обращения граждан в единую диспетчерскую службу о
некачественном ГВС не приняты в качестве доказательств.
Считает
необоснованными выводы суда в части нарушения процедуры уведомления МУП «ДКР».
Отмечает, что жители данного дома неоднократно обращались в аварийную службу с
жалобами на качество воды в единую диспетчерскую службу, что следует из отчетов
по обращениям в «АИС Город. ЕДДС» с 1 ноября 2023 года по 30 ноября 2023 года.
Потребители уведомляли о нарушении качества ГВС единую диспетчерскую службу,
которая в свою очередь должна была назначить время проведения проверки и
уведомить ресурсоснабжающую компанию, чего сделано не было. Следовательно,
собственники были вправе провести проверку качества самостоятельно в связи с
непроведением проверки и ненадлежащей организации работы диспетчерской службы.
Судом не приняты во
внимание фактически сложившиеся правоотношения, а именно поставка ГВС в
многоквартирный дом *** в летний период по открытой системе, что следует из
пояснений свидетеля, сторон и третьих лиц.
Также поставка ГВС
по открытой системе ГВС МУП «ДКР» подтверждается актами выполненных работ, в
которых МУП «ДКР» выставляет ООО «УК Димитровград» к
оплате горячую воду (на общедомовые нужды) как - компонент тепловая энергия и
ХВС. То есть МУП «ДКР» в период с мая по октябрь 2023 года оказывал фактически
услуги по поставке ГВС. В зимний же период МУП «ДКР» осуществляет подачу ГВС в
дом *** по закрытой системе горячего водоснабжения, что подтверждается актами
выполненных работ, в которых МУП «ДКР» выставляет ООО «УК Димитровград» к
оплате горячую воду (на общедомовые нужды) как - компонент тепловая энергия для
подготовки ГВС в теплообменнике.
Судом не устанавливались
обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела,
а именно по открытой или закрытой системе водоснабжения ГВС фактически
осуществлялась подача ГВС на вводе в дом в момент выявления нарушений по
составу воды, выводы суда сводятся в данной части к объяснениям ответчика о
поставке ресурса ГВС по закрытой системе, без учета пояснений третьих лиц,
свидетельских показаний. Кроме того, в судебном заседании ответчиком было
признано, что подача ГВС осуществлялась по открытой схеме. Данному
обстоятельству судом не дано должной оценки.
В отзыве на
апелляционную жалобу МУП «ДКР» просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим
образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной
инстанции.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив
соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность
применения судом норм материального и процессуального права при вынесении
решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела
следует, что управление многоквартирным домом *** осуществляет ООО «УК
Димитровград» (ранее - ООО «ГУК Новое время») на основании заключенного
договора 1 ноября 2017 года (том 1 л.д. 122-131).
В подвале дома ***
установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП) (паспорт том 1 л.д. 236), с
помощью которого осуществляется приготовление горячей воды путем подогрева
холодной воды, поставляемой ООО «Ульяновскоблводоканал», входящий в состав
общего имущества собственников помещений в МКД и который обслуживается ООО «УК Димитровград».
Согласно протоколу
общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 31
января 2020 года собственниками было принято решение о переходе на прямые
договоры с ресурсоснабжающими организациями с 1 марта 2020 года (том 1 л.д. 177-183).
По сведениям ООО
«Ульяновскоблводоканал» *** находится на прямых договорах с 1 ноября 2016 года
по коммунальным услугам холодное водоснабжение и водоотведение (том 1 л.д.
163).
Согласно письму МУП
«ДКР» от 25 мая 2020 года исх. №***, адресованному в ООО «УК Димитровград», в
ответ на письмо №*** от 14 февраля 2020 года и приложенный к нему протокол
общего собрания собственников помещений в *** сообщается, что поскольку в доме
отсутствует система централизованного горячего водоснабжения, что препятствует
заключению прямого договора на горячее водоснабжение с ресурсоснабжающей
организацией, то переход на прямые договоры не может быть осуществлен (том 2
л.д. 55).
В ответ на данное
письмо ООО «УК Димитровград» сообщает, что поскольку в многоквартирном доме
поставка горячего водоснабжения МУП «ДКР» не осуществляется ввиду отсутствия
системы централизованного горячего водоснабжения в доме, решение общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части перехода на
прямые договорные отношения с МУП «ДКР» на поставку горячего водоснабжения
неисполнимо и принято собственниками
помещений ошибочно (том 2 л.д. 56-57).
По сведениям МУП
«Гортепло» система подачи коммунальных ресурсов в *** является двухтрубной. В
МКД осуществляется поставка тепловой энергии от ЦТП №6, поставщиком которой
является МУП «ДКР» и тепловые сети которого присоединены к ЦТП №6 от МКД по ***,
что подтверждается паспортом ЦТП №6. Подача ГВС от данной котельной отсутствует
(том 1 л.д. 170).
Согласно сообщению
ООО «РИЦ-Димитровград» на запрос суда поставщиком коммунальной услуги ХВС в указанный дом
является ООО «Ульяновскводоканал», поставщиком тепловой энергии (отопление)
является МУП «ДКР». ООО
«РИЦ-Димитровград» осуществляет перечисление денежных средств за услугу
ХВС на основании договора №*** от 28 ноября 2016 года в пользу ООО
«Ульяновскводоканал», денежные средства, собранные за тепловую энергию
(отопление), перечисляются в пользу МУП «ДКР» на основании договора №*** от 17
января 2023 года. При этом приложена
копия письма МУП «ДКР» от 3 июля
2020 года №***, из которого следует, что на основании дополнительного
соглашения, заключенного 1 марта 2020 года с ООО «УК Димитровград» (об
исключении данного дома из приложения к договору) просит перенести и
производить начисление за услугу горячее водоснабжение по адресу *** на
ООО «УК
Димитровград» (том 2 л.д. 45-46).
В письме от 18
января 2024 года №*** ООО «РИЦ-Димитровград» в адрес МУП «ДКР» сообщает, что
исполнителем коммунальной услуги «горячее водоснабжение» является ООО «УК
Димитровград» с приложением копии письма МУП «ДКР» от 3 июля 2020 года №*** (том 2 л.д.210).
В платежных
документах для внесения платы за предоставление коммунальных услуг за сентябрь,
декабрь 2023 года, т.е. как за летний, так и за зимний период потребителям
данного дома, в частности *** произведены начисления за ГВС (теплоноситель),
ГВС (подогрев) (том 2 л.д.59-60).
Таким образом,
судом установлено, что в доме *** в г.Димитровграде отсутствует система централизованного горячего водоснабжения.
На основании подпункта «а»
пункта 9 Правил № 354 условия предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в
договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений
в многоквартирном доме или органом управления товарищества или кооператива с
управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством
Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 13
Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей
организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б»
пункта 10 данных правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими
организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях
использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг
потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных
видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением
оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (абзац
первый).
В случае самостоятельного производства
исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного
теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных
теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования,
входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном
доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу
осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или
ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и
предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению
(далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены)
на использованный при производстве коммунальный ресурс (абзац первый
пункта 54 Правил № 354).
Основы правового регулирования отношений в
сфере горячего водоснабжения установлены Федеральным законом
от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) и
Федеральным законом
от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Исходя из положений пункта 4
статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, под горячим
водоснабжением понимается деятельность, включающая приготовление,
транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием
централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.
Указанная услуга может оказываться с
использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), то
есть путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего
водоснабжения, и закрытой системы горячего водоснабжения, то есть путем нагрева
воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального
теплового пункта (пункт 19.1
статьи 2 Закона о теплоснабжении, пункт 27
статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении). Открытые и
закрытые системы функционируют в рамках централизованных систем горячего
водоснабжения, наравне с которыми предусматривается возможность использования
нецентрализованных систем, представляющих собой совокупность взаимосвязанных
сооружений и устройств, в число которых входят индивидуальные тепловые пункты,
с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом
самостоятельно (пункт 12
статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно жилищному законодательству
обеспечение потребителей - собственников и нанимателей (пользователей)
помещений в многоквартирных домах коммунальными ресурсами, к числу которых
относится горячая вода, осуществляется в порядке оказания коммунальных услуг (абзацы
девятый и десятый
пункта 2 Правила № 354).
Применительно к собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов отношения по предоставлению им
коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регулируются статьей 157.2
Жилищного кодекса РФ.
Исполнителем коммунальной услуги в
многоквартирном доме могут являться ресурсоснабжающая организация,
осуществляющая поставку соответствующего коммунального ресурса - в случае
заключения с нею прямого договора с собственниками помещений в таком доме в
порядке, предусмотренном пунктом 4.4
части 2 статьи 44, пунктом 1
части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, а также управляющая
организация - в случае заключения договора управления многоквартирным домом с
собственниками помещений либо органом управления товариществом собственников
жилья, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного
потребительского кооператива (часть 2
статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункты 8
и 9
Правил № 354).
При отсутствии централизованной системы
горячего водоснабжения в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги
является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры
с собственниками помещений в многоквартирном доме в части снабжения холодной
водой для производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению с
применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме, которое непосредственно не используется
ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу в виде
холодного водоснабжения.
Согласно пункту 28
Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023),
утвержденного Президиумом Верховного
Суда РФ 15 ноября 2023
года) заключение между собственниками помещений в многоквартирном доме (в
случае отсутствия в нем централизованного горячего водоснабжения) и
ресурсоснабжающей организацией прямых договоров на поставку тепловой энергии
для приготовления горячей воды законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 10
части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство
регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Исчерпывающий
перечень видов предоставляемых потребителям коммунальных услуг содержится в пункте 4
Правил № 354 и включает «холодное водоснабжение» (подпункт
«а»), «горячее водоснабжение» (подпункт
«б»), «водоотведение» (подпункт «в»),
«электроснабжение» (подпункт
«г»), «газоснабжение» (подпункт
«д»), «отопление» (подпункт
«е»), «обращение с твердыми коммунальными отходами» (подпункт
«ж»). При этом предоставление коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в МКД осуществляется исполнителем коммунальных услуг,
которым в соответствии с пунктом 9
Правил № 354 может выступать управляющая организация (подпункт
«а»), товарищество или кооператив, созданные в МКД (подпункт
«б»), или ресурсоснабжающая организация (подпункт
«в»).
В случае отсутствия в МКД централизованного
горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в таком доме
осуществляется исполнителем путем самостоятельного производства и
предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием
оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД
(подпункт «б»
пункта 4, пункт 54
Правил № 354).
Соответственно, поставляемая МУП «ДКР» в
спорный МКД тепловая энергия на подогрев воды не относится к коммунальным
услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД
оборудование не использовалось предприятием для самостоятельного приготовления
горячей воды (пункт 4
Правил № 354). Иной подход означал бы
возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового
основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта
внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а
также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС
холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия
жилищному законодательству.
Из систематического
толкования пункта 1
части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, пунктов 4
и 54
Правил № 354 следует, что коммунальная услуга по ГВС в МКД с нецентрализованной
системой ГВС может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим
эксплуатацию относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД
внутридомового оборудования, с помощью которого приготавливается горячая вода,
и, следовательно, заключение собственниками помещений прямых договоров с
ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для
приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию) не допускается
(Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2023 года
№307-ЭС23-2986).
Часть 3
статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с
использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем
теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Под качеством и безопасностью воды понимается
совокупность показателей, характеризующих физические, химические,
бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее
температуру (пункт 10
статьи 2 названного федерального закона).
Отношения между исполнителями и потребителями
коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а
также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами
№ 354.
Согласно Правилам
№ 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в
необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором,
содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а»
пункта 31); условием предоставления коммунальных услуг потребителю в
многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество
предоставляемых коммунальных услуг, соответствующих требованиям, приведенным в приложении №
1 к указанным правилам (подпункт «д»
пункта 3).
В силу подпункта «б»
пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлен такой вид
коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой,
подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым
инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в
многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в
многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения
снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется
исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по
горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем,
включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Пунктом 5
раздела II «Горячее водоснабжение» приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрено, что температура
горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Санитарно-эпидемиологические требования к
качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены
санитарными правилами и
нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам,
питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым
помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации
и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21),
которые введены в действие с 1 марта 2021 г. и являются обязательными для
исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе
индивидуальными предпринимателями (пункт 1).
В соответствии с пунктом 84
СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора
централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C
и не выше плюс 75 °C.
При этом абзацем
вторым пункта 5.3.1 Правил установлено, что качество воды,
подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям
ГОСТов.
Согласно абзацу
первому пункта 6.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ
Р 51617-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления
многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утвержденного приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня
2014 г. № 544-ст, коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в
многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное
горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами,
не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением №
1 к Правилам № 354.
Правила
№ 354 не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной
системы обеспечения подачи коммунального ресурса, требования названных правил
едины для лиц, участвующих в процессе предоставления коммунальных услуг
гражданам.
Исходя из приведенных выше законоположений в
их системном единстве, следует сделать вывод, что независимо от применяемой
системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C и не
выше 75 °C, что отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил
и нормативов.
Вместе с тем недопустимо отклонение
температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом.
Снижение температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах
водоразбора ниже 60 °C от установленной санитарными правилами является
нарушением правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, санитарно-эпидемиологическими
правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям
при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому
показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель
характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75
°C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при
соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
В соответствии со статьей 161
Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать
благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание
общего имущества в многоквартирном доме (часть 1);
надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом
регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно
обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного
дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц,
имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества,
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном
доме, а также иных лиц (часть 1.1).
При управлении
многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед
собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или)
выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в
данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических
регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил
содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление
коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома,
качество которых должно соответствовать требованиям установленных
Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и
ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных
статьей 157.2
Жилищного кодекса РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3
статьи 161 поименованного кодекса).
Согласно пункту 5
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее -
Правила № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные
системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из
стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства,
расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств,
коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых
запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков,
а также механического, электрического, санитарно-технического и иного
оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пункта 10
Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации (в том числе о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании,
защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик
надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и
здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц,
государственного, муниципального и иного имущества и др.
Таким образом, организация, деятельность
которой связана с осуществлением горячего водоснабжения, обязана исполнять
требования законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм и
правил к качеству воды, в том числе обеспечить температуру горячей воды
надлежащего качества.
Согласно протокола
лабораторных испытаний воды питьевой №*** от 24 ноября 2023 г. заказчиком явилась ***.,
пробы отбирались 21 ноября 2023 г. в 10 час. 20 мин., были доставлены в 10 час.
40 мин., место отбора: тепловой узел ввода жилого дома по ***, пробы доставлены
автотранспортом в 2 стеклянных бутылках по 1 л. Согласно заключению образец
воды питьевой по исследованным санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(ил) безвредности
для человека факторов среды обитания» по показателям цветность, мутность,
железо, аммиак, перманганатная окисляемость, марганец (том 1 л.д. 8-9).
Согласно акту приема
образцов от 21 ноября 2023 г. Ч*** *** доставил пробу, тара опломбирована,
имеется три подписи собственников жилья: С*** ***, П*** ***, Д*** *** (том 2
л.д. 89). К*** *** и Ж*** *** не указаны.
Согласно акту
проверки качества коммунальных услуг горячей воды
от 21 ноября 2023 г. комиссия в составе проживающих по адресу: ***, С*** ***, П***
***, Д*** ***, Л*** *** провели проверку качества ГВС, отбор проб проводился с
теплового узла (ввод в дом), тара опломбирована (том 2 л.д. 90-91). К*** *** и
Ж*** *** не указаны.
С учетом
установленных по делу обстоятельств, доводы апелляционной жалобы не
свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат
каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а по
существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной
субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных
обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося
судебного постановления не влияют.
Нарушений норм материального и процессуального
права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически
значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной
жалобы не содержат предусмотренных статьей 330
ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, принятое по делу решение
суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского
процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 января 2024 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу городской общественной организации общества
защиты прав потребителей «Справедливость» в интересах неопределенного круга
потребителей – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в
законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 28.06.2024