Судебный акт
Противоправ. действ.
Документ от 21.06.2024, опубликован на сайте 18.07.2024 под номером 113561, 2-я гражданская, о признании противоправными действия по поставке горячей воды не надлежащего качества, обязании прекратить действия, выразившиеся в оказании коммунальной услуги горячее водоснабжение ненадлежащего качества,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                  УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2023-004581-56

Судья Котельникова С. А.                                                       Дело № 33-2608/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   21 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Старостиной И.М., Власовой Е.А.,

при секретаре Холодилиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городской общественной организации общества защиты прав потребителей «Справедливость» в интересах неопределенного круга потребителей на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 января 2024 года по гражданскому делу № 2-78/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Димитровградской городской общественной организации общества защиты прав потребителей «Справедливость» в интересах неопределенного круга потребителей к муниципальному унитарному предприятию «Димитровградские коммунальные ресурсы» о признании действий по поставке горячей воды неопределенному кругу потребителей г. Димитровграда Ульяновской области с 21 ноября 2023 года ненадлежащего качества противоправными, обязании прекращения противоправных действий путем предоставления качественного горячего водоснабжения в соответствии с действующим законодательством и доведения до сведения потребителей решения суда через средства массовой информации, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., судебная коллегия

 

установила:

 

председатель Димитровградской городской общественной организации общества защиты прав потребителей «Справедливость» обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей к муниципальному унитарному предприятию «Димитровградские коммунальные ресурсы» о признании действий противоправными, понуждении к их прекращению и доведению сведений до потребителей через средства массовой информации.

Требования мотивированы тем, что 24 ноября 2023 года был получен протокол лабораторных испытаний воды №***, проведенный ***, согласно которому потребители горячего водоснабжения *** получают услуги по поставке горячей воды ненадлежащего качества. Исполнителем услуги по горячему водоснабжению на территории г. Димитровграда по ул. Вокзальной является муниципальное унитарное предприятие «Димитровградские коммунальные ресурсы» (далее - МУП «ДКР»), которое является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды. Транспортировка воды производится от границы раздела между поставщиком МУП «Гортепло» и транзитной организацией МУП «ДКР» до границы раздела между этой транзитной организацией и потребителем.

В рамках осуществления своей деятельности МУП «ДКР» тепловые сети предприятия являются частью центральной системы горячего водоснабжения. Деятельность МУП «ДКР» связана с осуществлением горячего водоснабжения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения.

Просил признать действия МУП «ДКР» по поставке горячей воды неопределенному кругу потребителей г. Димитровграда Ульяновской области ненадлежащего качества с 21 ноября 2023 года противоправными; обязать МУП «ДКР» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей г. Димитровграда Ульяновской области, выразившиеся в оказании коммунальной услуги горячее водоснабжение ненадлежащего качества, путем предоставления населению качественного горячего водоснабжения в соответствии с действующим законодательством и довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации согласно абзацу 2 статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ООО УК «Димитровград» (прежнее наименование - ООО «ГУК Новое время»),            Журавлева В.Н., МУП «Гортепло», ООО «Ульяновскоблводоканал», администрация    г. Димитровграда Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Комитет по управлению имуществом          г. Димитровграда, МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации г. Димитровграда.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе городская общественная организация общества защиты прав потребителей «Справедливость» в интересах неопределенного круга потребителей просит решение суда отменить, считая его незаконным, необоснованным и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Указывает, что судом необоснованно не принят во внимание в качестве доказательства протокол лабораторных испытаний воды № *** от 24 ноября      2023 года проведенный ***.

В решении отсутствуют обоснования, почему свидетельские показания   ***, пояснения третьего лица Журавлевой В.Н. и управляющей компании ООО Димитровград» о предоставлении некачественных услуг ГВС и многочисленные обращения граждан в единую диспетчерскую службу о некачественном ГВС не приняты в качестве доказательств.

Считает необоснованными выводы суда в части нарушения процедуры уведомления МУП «ДКР». Отмечает, что жители данного дома неоднократно обращались в аварийную службу с жалобами на качество воды в единую диспетчерскую службу, что следует из отчетов по обращениям в «АИС Город. ЕДДС» с 1 ноября 2023 года по 30 ноября 2023 года. Потребители уведомляли о нарушении качества ГВС единую диспетчерскую службу, которая в свою очередь должна была назначить время проведения проверки и уведомить ресурсоснабжающую компанию, чего сделано не было. Следовательно, собственники были вправе провести проверку качества самостоятельно в связи с непроведением проверки и ненадлежащей организации работы диспетчерской службы.

Судом не приняты во внимание фактически сложившиеся правоотношения, а именно поставка ГВС в многоквартирный дом *** в летний период по открытой системе, что следует из пояснений свидетеля, сторон и третьих лиц.

Также поставка ГВС по открытой системе ГВС МУП «ДКР» подтверждается актами выполненных работ, в которых МУП «ДКР» выставляет ООО                        «УК Димитровград» к оплате горячую воду (на общедомовые нужды) как - компонент тепловая энергия и ХВС. То есть МУП «ДКР» в период с мая по октябрь 2023 года оказывал фактически услуги по поставке ГВС. В зимний же период МУП «ДКР» осуществляет подачу ГВС в дом *** по закрытой системе горячего водоснабжения, что подтверждается актами выполненных работ, в которых МУП «ДКР» выставляет ООО «УК Димитровград» к оплате горячую воду (на общедомовые нужды) как - компонент тепловая энергия для подготовки ГВС в теплообменнике.

Судом не устанавливались обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, а именно по открытой или закрытой системе водоснабжения ГВС фактически осуществлялась подача ГВС на вводе в дом в момент выявления нарушений по составу воды, выводы суда сводятся в данной части к объяснениям ответчика о поставке ресурса ГВС по закрытой системе, без учета пояснений третьих лиц, свидетельских показаний. Кроме того, в судебном заседании ответчиком было признано, что подача ГВС осуществлялась по открытой схеме. Данному обстоятельству судом не дано должной оценки.

В отзыве на апелляционную жалобу МУП «ДКР» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом *** осуществляет ООО «УК Димитровград» (ранее - ООО «ГУК Новое время») на основании заключенного договора 1 ноября 2017 года (том 1 л.д. 122-131).

В подвале дома *** установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП) (паспорт том 1 л.д. 236), с помощью которого осуществляется приготовление горячей воды путем подогрева холодной воды, поставляемой ООО «Ульяновскоблводоканал», входящий в состав общего имущества собственников помещений в МКД и который обслуживается ООО                             «УК Димитровград».

Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 31 января 2020 года собственниками было принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями с       1 марта 2020 года (том 1 л.д. 177-183).

По сведениям ООО «Ульяновскоблводоканал» *** находится на прямых договорах с 1 ноября 2016 года по коммунальным услугам холодное водоснабжение и водоотведение (том 1 л.д. 163).

Согласно письму МУП «ДКР» от 25 мая 2020 года исх. №***, адресованному в ООО «УК Димитровград», в ответ на письмо №*** от 14 февраля 2020 года и приложенный к нему протокол общего собрания собственников помещений в *** сообщается, что поскольку в доме отсутствует система централизованного горячего водоснабжения, что препятствует заключению прямого договора на горячее водоснабжение с ресурсоснабжающей организацией, то переход на прямые договоры не может быть осуществлен (том 2 л.д. 55).

В ответ на данное письмо ООО «УК Димитровград» сообщает, что поскольку в многоквартирном доме поставка горячего водоснабжения МУП «ДКР» не осуществляется ввиду отсутствия системы централизованного горячего водоснабжения в доме, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части перехода на прямые договорные отношения с МУП «ДКР» на поставку горячего водоснабжения неисполнимо  и принято собственниками помещений ошибочно (том 2 л.д. 56-57).

По сведениям МУП «Гортепло» система подачи коммунальных ресурсов в *** является двухтрубной. В МКД осуществляется поставка тепловой энергии от ЦТП №6, поставщиком которой является МУП «ДКР» и тепловые сети которого присоединены к ЦТП №6 от МКД по ***, что подтверждается паспортом ЦТП №6. Подача ГВС от данной котельной отсутствует (том 1 л.д. 170).

Согласно сообщению ООО «РИЦ-Димитровград» на запрос суда поставщиком  коммунальной услуги ХВС в указанный дом является ООО «Ульяновскводоканал», поставщиком тепловой энергии (отопление) является МУП «ДКР». ООО                 «РИЦ-Димитровград» осуществляет перечисление денежных средств за услугу ХВС на основании договора №*** от 28 ноября 2016 года в пользу ООО «Ульяновскводоканал», денежные средства, собранные за тепловую энергию (отопление), перечисляются в пользу МУП «ДКР» на основании договора №*** от 17 января  2023 года. При этом приложена копия письма МУП «ДКР» от 3 июля      2020 года №***, из которого следует, что на основании дополнительного соглашения, заключенного 1 марта 2020 года с ООО «УК Димитровград» (об исключении данного дома из приложения к договору) просит перенести и производить начисление за услугу горячее водоснабжение по адресу *** на ООО                      «УК Димитровград» (том 2 л.д. 45-46).

В письме от 18 января 2024 года №*** ООО «РИЦ-Димитровград» в адрес МУП «ДКР» сообщает, что исполнителем коммунальной услуги «горячее водоснабжение» является ООО «УК Димитровград» с приложением копии письма МУП «ДКР» от 3 июля 2020 года  №*** (том 2 л.д.210).

В платежных документах для внесения платы за предоставление коммунальных услуг за сентябрь, декабрь 2023 года, т.е. как за летний, так и за зимний период потребителям данного дома, в частности *** произведены начисления за ГВС (теплоноситель), ГВС (подогрев) (том 2 л.д.59-60). 

Таким образом, судом установлено, что в доме *** в г.Димитровграде отсутствует система централизованного горячего водоснабжения.

На основании подпункта «а» пункта 9 Правил № 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества или кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 данных правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (абзац первый).

В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (абзац первый пункта 54 Правил № 354).

Основы правового регулирования отношений в сфере горячего водоснабжения установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»  (далее - Закон о теплоснабжении)  и   Федеральным  законом от        7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Исходя из положений пункта 4 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, под горячим водоснабжением понимается деятельность, включающая приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.

Указанная услуга может оказываться с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), то есть путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения, и закрытой системы горячего водоснабжения, то есть путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении, пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении). Открытые и закрытые системы функционируют в рамках централизованных систем горячего водоснабжения, наравне с которыми предусматривается возможность использования нецентрализованных систем, представляющих собой совокупность взаимосвязанных сооружений и устройств, в число которых входят индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно жилищному законодательству обеспечение потребителей - собственников и нанимателей (пользователей) помещений в многоквартирных домах коммунальными ресурсами, к числу которых относится горячая вода, осуществляется в порядке оказания коммунальных услуг (абзацы девятый и десятый пункта 2 Правила № 354).

Применительно к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов отношения по предоставлению им коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регулируются статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ.

Исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме могут являться ресурсоснабжающая организация, осуществляющая поставку соответствующего коммунального ресурса - в случае заключения с нею прямого договора с собственниками помещений в таком доме в порядке, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44, пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, а также управляющая организация - в случае заключения договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений либо органом управления товариществом собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункты 8 и 9 Правил № 354).

При отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме в части снабжения холодной водой для производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которое непосредственно не используется ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения.

Согласно пункту 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации  № 3 (2023),  утвержденного   Президиумом   Верховного   Суда РФ           15 ноября 2023 года) заключение между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия в нем централизованного горячего водоснабжения) и ресурсоснабжающей организацией прямых договоров на поставку тепловой энергии для приготовления горячей воды законодательством не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Исчерпывающий перечень видов предоставляемых потребителям коммунальных услуг содержится в пункте 4 Правил № 354 и включает «холодное водоснабжение» (подпункт «а»), «горячее водоснабжение» (подпункт «б»), «водоотведение» (подпункт «в»), «электроснабжение» (подпункт «г»), «газоснабжение» (подпункт «д»), «отопление» (подпункт «е»), «обращение с твердыми коммунальными отходами» (подпункт «ж»). При этом предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД осуществляется исполнителем коммунальных услуг, которым в соответствии с пунктом 9 Правил № 354 может выступать управляющая организация (подпункт «а»), товарищество или кооператив, созданные в МКД (подпункт «б»), или ресурсоснабжающая организация (подпункт «в»).

В случае отсутствия в МКД централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в таком доме осуществляется исполнителем путем самостоятельного производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (подпункт «б» пункта 4, пункт 54 Правил № 354).

Соответственно, поставляемая МУП «ДКР» в спорный МКД тепловая энергия на подогрев воды не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось предприятием для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил     № 354). Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг          и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.

Из систематического толкования пункта 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, пунктов 4 и 54 Правил № 354 следует, что коммунальная услуга по ГВС в МКД с нецентрализованной системой ГВС может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД внутридомового оборудования, с помощью которого приготавливается горячая вода, и, следовательно, заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию) не допускается (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2023 года №307-ЭС23-2986).

Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ              «О водоснабжении и водоотведении» предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Под качеством и безопасностью воды понимается совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру (пункт 10 статьи 2 названного федерального закона).

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами № 354.

Согласно Правилам № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 31); условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующих требованиям, приведенным в приложении № 1 к указанным правилам (подпункт «д» пункта 3).

В силу подпункта «б» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Пунктом 5 раздела II «Горячее водоснабжение» приложения № 1 к Правилам      № 354 предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые введены в действие с 1 марта 2021 г. и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).

В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.

При этом абзацем вторым пункта 5.3.1 Правил установлено, что качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.

Согласно абзацу первому пункта 6.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. № 544-ст, коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением № 1 к Правилам № 354.

Правила № 354 не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной системы обеспечения подачи коммунального ресурса, требования названных правил едины для лиц, участвующих в процессе предоставления коммунальных услуг гражданам.

Исходя из приведенных выше законоположений в их системном единстве, следует сделать вывод, что независимо от применяемой системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов.

Вместе с тем недопустимо отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом. Снижение температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60 °C от установленной санитарными правилами является нарушением правил предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1); надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 поименованного кодекса).

Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от           13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Как следует из пункта 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Таким образом, организация, деятельность которой связана с осуществлением горячего водоснабжения, обязана исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды, в том числе обеспечить температуру горячей воды надлежащего качества.

Согласно протокола лабораторных испытаний воды питьевой №*** от         24 ноября 2023 г. заказчиком явилась ***., пробы отбирались 21 ноября 2023 г. в 10 час. 20 мин., были доставлены в 10 час. 40 мин., место отбора: тепловой узел ввода жилого дома по ***, пробы доставлены автотранспортом в 2 стеклянных бутылках по 1 л. Согласно заключению образец воды питьевой по исследованным санитарно-химическим показателям  не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (ил) безвредности
для человека факторов среды обитания» по показателям цветность, мутность, железо, аммиак, перманганатная окисляемость, марганец (том 1 л.д. 8-9).

Согласно акту приема образцов от 21 ноября 2023 г. Ч*** *** доставил пробу, тара опломбирована, имеется три подписи собственников жилья:           С*** ***, П*** ***, Д*** *** (том 2 л.д. 89). К*** *** и Ж*** *** не указаны.

Согласно акту проверки качества коммунальных услуг горячей воды
от 21 ноября 2023 г. комиссия в составе проживающих по адресу: ***, С*** ***, П*** ***, Д*** ***, Л*** *** провели проверку качества ГВС, отбор проб проводился с теплового узла (ввод в дом), тара опломбирована (том 2 л.д. 90-91). К*** *** и Ж*** *** не указаны.

С учетом установленных по делу обстоятельств, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, принятое по делу решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от               23 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу городской общественной организации общества защиты прав потребителей «Справедливость» в интересах неопределенного круга потребителей – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.06.2024