Судебный акт
Ч.2 ст.17.15
Документ от 11.07.2024, опубликован на сайте 15.07.2024 под номером 113485, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.2 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Сайгин Н.В.                                                                      Дело № 7-231/2024

73RS0002-01-2024-002419-72

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           11 июля 2024 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны на решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2024 года (дело №12-314/2024),

 

установил:

 

постановлением врио начальника – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России №*** от 8 апреля 2024 года администрация города Ульяновска  признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2024 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения вступившего в законную силу решения суда, но исполнить указанное решение в полном объеме без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства, не представляется возможным.

Принимая во внимание, что постановление о назначении нового срока было вынесено в ноябре 2023 года, когда уже были определены расходы бюджета на 2023 год, администрация полагает, что вывод об умышленном непринятии мер к исполнению требований исполнительного документа  является преждевременным.

Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, регламентирующую распределение бремени ответственности с учетом положений Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отмечает, что из-за отсутствия финансовых средств исполнить вышеуказанное решение суда в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, не представляется возможным.

Содержание сетей наружного освещения города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Горсвет» в рамках утвержденного муниципального задания в пределах выделенного финансирования.

В 2020 году построены сети наружного освещения для организации дополнительного освещения пешеходных зон на всем протяжении пр-та Туполева.

На оставшиеся работы необходимо 18 227 000 рублей. Работы планируется провести при выделении дополнительного финансирования.

Одномоментное проведение ремонтных работ на всей улично-дорожной сети муниципального образования «город Ульяновск» невозможно.

В целях исполнения решения суда администрация города Ульяновска обращалась к губернатору Ульяновской области, председателю Ульяновской Городской Думы за оказанием поддержки в сложившейся ситуации, связанной с неисполнением судебных актов вследствие дефицита средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск». В выделении денежных средств было отказано.

На исполнение судебных решений и исполнительных производств необходимо бюджетных ассигнований на общую сумму 5 млрд. рублей.

Решением Ульяновской Городской Думы от 6 декабря 2023 года №187 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» утвержден бюджет муниципального образования «город Ульяновск», который является дефицитным.

Отмечает, что администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.

Полагает, что в действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного правонарушения и отсутствуют правовые основания для привлечения администрации города Ульяновска к административной ответственности.

Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска Болониной  О.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание защитник администрации города Ульяновска не явился, юридическое лицо извещено, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося защитника администрации города Ульяновска .

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что вмененное администрации города Ульяновска деяние правильно квалифицировано по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу 23 июля 2019 года решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2019 года на администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести строительство новых сетей наружного освещения  для организации дополнительного освещения пешеходных  зон на всем  протяжении  проспекта Туполева; на всем протяжении  проспекта Генерала  Тюленева, за исключением  пешеходных  зон от дома №5 до дома  №1  по проспекту Генерала  Тюленева;  на  всем протяжении   проспекта  Врача Сурова, за исключением  пешеходных  зон  в районе  дома №15  по проспекту  Врача Сурова (л.д.15-16).

7 ноября 2019 года возбуждено исполнительное производство № *** (впоследствии ***) и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 17).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

19 ноября 2019 года в отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства №*** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 18).

Постановлением заместителя начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 28  января 2021 года администрация города Ульяновска привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 30  апреля 2021 года (л.д. 19-23). Штраф не оплачен.            

20 ноября 2023    года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 20 марта 2024 года (л.д. 25).

25 марта 2024 года составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 20 марта 2024 года администрацией города Ульяновска исполнено в части строительства новых сетей наружного освещения для организации дополнительного освещения пешеходных зон на всем протяжении пр-та Туполева, в остальной части решение суда не исполнено (л.д. 26).

По факту неисполнения требований исполнительного документа 29   марта  2024 года судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России составлен протокол в отношении администрации города Ульяновска об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ (л.д. 29-30).

Как уже отмечалось выше, постановлением врио начальника – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 8  апреля 2024 года администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2024 года указанное постановление оставлено без изменения.

С учетом непринятия администрацией города Ульяновска необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 20 марта 2024 года после наложения административного штрафа.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица, привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на полное исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии финансирования основанием для освобождения от административной ответственности служить не могут, поскольку именно администрация является должником, которому необходимо исполнить решение суда.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, которых по данному делу не установлено.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией указанного решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы о том, что в силу положений Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при отсутствии бюджетных средств у органа местного самоуправления последний подлежит освобождению от ответственности основаны на неверном толковании закона, поскольку должником по рассматриваемому исполнительному производству является администрация города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из положений законодательства об исполнительном производстве,  входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.     

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

При назначении наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся актов по следующим основаниям.

Так, из исследованных в судебном заседании доказательствам, в том числе из копии постановления заместителя начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 28  января 2021 года следует, что указанное постановление вступило в законную силу 30  апреля 2021 года (л.д. 19-20). Однако в описательно-мотивировочной части постановления от 8 апреля 2024 года ошибочно указано, что постановление от 28  января 2021 года вступило в законную силу 30  апреля 2022 года (4 абз.1 стр. описательно-мотивировочной части постановления).

В этом же постановлении от 8  апреля 2024 года ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ составлен в отношении администрации города Ульяновска за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора, поскольку указанный протокол составлен за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа
(1 абз. 1 стр. описательно-мотивировочной части постановления).

Кроме того описательно-мотивировочная часть постановления от 8 апреля 2024 года содержит ошибочное указание на  часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ (5, 9 абз. 3 стр. описательно-мотивировочной части постановления).

Вместе с тем указанная норма не имеет отношения к настоящему делу, поскольку администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным полагаю необходимым постановление врио  начальника – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России № *** от 8 апреля 2024 года изменить, верно указав, что постановление начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 28 января 2024 года вступило в законную силу 30  апреля 2021 года, что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, а также исключить ссылки на часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ, верно указав часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Учитывая, что решением судьи районного суда постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, указанное решение суда предыдущей инстанции также подлежит изменению.

Выявленные описки не влияют на существо и правильность состоявшихся актов, в связи с чем постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда отмене не подлежат. Аналогичные описки, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, существенными не являются.  

Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление врио начальника – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России № *** от 8 апреля  2024  года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2024 года изменить.

В описательно-мотивировочной части постановления верно указать, что постановление начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 28 января 2024 года вступило в законную силу 30  апреля 2021 года, что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. Кроме того, исключить из описательно-мотивировочной части постановления ссылки на часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ, верно указав - часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

В остальном состоявшиеся акты оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                     В.Г. Буделеев